Генезис и тенденции развития института добровольного медицинского страхования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены генезис и тенденции развития добровольного медицинского страхования. Институт добровольного медицинского страхования представляется сравнительно новым в современном праве, что обусловлено политическими, экономическими и социальными факторами. Одновременно с этим, исторические прототипы данного института можно определить, как достаточно давние.

Исторически сложилось, что первой формой медицинского страхования являлось обязательное медицинское страхования. Соответственно, возникновение добровольного медицинского страхования произошло благодаря развитию обязательного медицинского страхования. В свою очередь, из этого следует, что анализ развития исследуемого института необходимо осуществлять в совокупности с рассмотрением процесса развития института медицинского страхования в общем. Аргумент в пользу данной точки зрения состоит также в том, что как обязательное, так и добровольное медицинское страхование представляют собой взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы единой системы обеспечения медицинской помощью.

Полный текст

История института медицинского страхования

Изучая историю правовых явлений, необходимо понимать, что их становление действительно происходило под влиянием многих исторически обусловленных социальных, экономических, политических и иных факторов [11, с. 15]. Отметим, что в юридической науке возникновение медицинского страхования относят к XVII веку. Например, в статье [3] авторы говорят о том, что согласно историческим свидетельствам, первые упоминания о выделении государственных средств на медицинское обслуживание населения относятся к концу XVII века. Важной вехой в этом процессе стал 1701 год, когда Монастырский приказ – государственный орган, ведавший делами монастырей и церквей – начал направлять денежные ресурсы на развитие системы здравоохранения и социальную поддержку населения. Финансирование охватывало широкий спектр направлений. Средства выделялись на строительство и содержание больниц, обеспечивая тем самым доступность медицинской помощи для различных слоев населения. Особое внимание уделялось оплате труда докторов, работавших в государственных медицинских учреждениях, что способствовало привлечению квалифицированных специалистов и повышению качества оказываемых услуг [3].

В публикации [10] ученые обращают внимание на истоки формирования государственной системы медицинской помощи в России, отмечая, что первые свидетельства о ее существовании относятся к XVII и началу XVIII столетий. Исследователи подчеркивают, что именно в этот период начинается целенаправленное выделение государственных средств на развитие здравоохранения и поддержку наиболее уязвимых слоев населения. Начиная с 1701 года, государство взяло на себя обязательства по финансированию больниц, создавая тем самым материальную базу для оказания медицинской помощи жителям страны. Особое внимание уделялось обеспечению деятельности медицинского персонала, работающего в государственных учреждениях здравоохранения [10, с. 313].

Наряду с развитием медицинской инфраструктуры, государство начинает проявлять заботу о социально незащищенных категориях граждан [8]. В рассматриваемый период оказывается помощь бездомным и малоимущим, что отражает зарождение принципов социальной солидарности и ответственности государства за благополучие своих граждан [7].

Отметим развитие института медицинского страхования в конце XVIII века. Эпоха правления Екатерины II ознаменовалась значительными преобразованиями в сфере социальной защиты населения Российской империи. Важной мерой стало создание в 1775 году специального государственного органа – Приказа общественного призрения, который взял на себя функции правового регулирования и организации помощи нуждающимся.

Можно констатировать, что прототип института добровольного медицинского страхования (далее – ДМС) возник еще в дореволюционной России. Его появление было обусловлено развитием системы государственной социальной защиты населения и здравоохранения, закладывавшей основы для последующего становления медицинского страхования. Обозначенные временные рамки, очерченные концом XVII – началом XVIII веков, можно обозначить как первый этап становления ДМС в России, который заложил основы такового.

Второй этап развития ДМС в России приходится на конец XIX – начало XX веков. В этот период происходит активное формирование гражданского общества, развитие промышленности и рост городского населения, что создает предпосылки для появления новых форм социальной защиты и медицинской помощи.

Один из ученых-юристов М. Е. Кокорева отмечает, что на рубеже XIX – XX веков в России происходит дальнейшее развитие и институционализация системы ДМС. Наряду с существовавшими ранее «кассами взаимопомощи» на предприятиях начинают создаваться более крупные и организованные структуры – страховые товарищества и больничные кассы. Такие организации объединяли работников не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, профессиональных групп, а также представителей различных сословий – ремесленников, служащих, интеллигенции. Страховые товарищества и больничные кассы функционировали на принципах солидарности и взаимопомощи, аккумулируя регулярные взносы своих членов и обеспечивая им доступ к медицинской помощи в случае болезни или травмы [4, с. 203].

Другой исследователь Е. А. Манучарян подчеркивает, что в 1859 году на территории Российской империи появилась первая больничная касса, учрежденная при фабрике «П. Х. Розенкранц и Ко». Данный факт свидетельствует о зарождении практики создания специальных фондов для обеспечения медицинской помощи работникам предприятий [6, с. 240].

Таким образом, вторая половина XIX века ознаменовалась появлением в России первых прототипов ДМС в виде больничных касс и вспомогательных товариществ, а также принятием правовых актов, регламентирующих создание больничных учреждений при крупных промышленных предприятиях. Однако эти меры носили ограниченный характер и не обеспечивали полноценной реализации права работников на охрану здоровья и получение качественной медицинской помощи.

Новый этап развития прототипа ДМС можно связать с 1912 годом. В истории развития страховой медицины в России особое место занимает дата 23 июня 1912 года, которая считается датой ее основания в России. Именно в этот день III Государственная Дума приняла комплекс законодательных актов, ознаменовавших завершение формирования системы страхования рабочих. Данные законы стали результатом масштабной социальной реформы, инициированной выдающимся государственным деятелем П. А. Столыпиным [3, с. 36].

Закон от 1912 года представлял собой объемный документ, состоявший из 286 статей, которые охватывали различные аспекты социального обеспечения рабочих. С одной стороны, он детально регламентировал вопросы предоставления помощи и поддержки работникам при возникновении несчастных случаев на производстве и болезней. С другой стороны, закон заложил организационные основы для развития страховой отрасли в России, определив ключевые принципы ее функционирования и структуру [3, с. 37].

Значение указанного документа для развития ДМС состоит в том, что он впервые на законодательном уровне закрепил обязательное страхование рабочих на случай болезни и несчастных случаев на производстве. Закон предусматривал создание больничных касс, которые формировались за счет взносов работодателей и работников. Кроме того, закон от 1912 года установил требования к организации медицинского обслуживания рабочих. Работодатели были обязаны обеспечить наличие медицинских пунктов на предприятиях, а также заключать договоры с врачами и больницами для оказания медицинской помощи застрахованным работникам.

Таким образом, создавалась инфраструктура для предоставления медицинских услуг, что является актуальным также и для института ДМС.

В целом отмечалось, что в период существования СССР в государстве функционировала система всеобщего бесплатного медицинского обслуживания, которая обеспечивала каждому гражданину доступ к необходимой медицинской помощи независимо от его социального статуса и уровня доходов. В условиях плановой экономики и доминирующей роли государства в социальной сфере необходимость в развитии системы медицинского страхования отсутствовала [3, с. 37].

Непосредственное учреждение института ДМС произошло лишь в 1991 году, что можно связать с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями.

Развитие института медицинского страхования в современный период

Рассматривая взаимосвязь между обязательным (ОМС) и добровольным медицинским страхованием, следует обратить внимание на точку зрения авторов работы [5, с. 54], где подчеркивается ограниченность возможностей системы ОМС в удовлетворении всего спектра потребностей граждан в медицинской помощи. По мнению исследователей, несмотря на всеобъемлющий характер ОМС, оно не всегда способно в полной мере обеспечить доступ к некоторым видам медицинских услуг и лечения.

В этом контексте особую актуальность приобретает программа ДМС, которая выступает в качестве дополнительного инструмента расширения возможностей получения гражданами необходимой медицинской помощи. Определяя тенденции развития института ДМС, можно указать на то, что в современных условиях работодатели уделяют повышенное внимание вопросам развития профессиональных компетенций и реализации потенциальных возможностей человеческих ресурсов, задействованных в трудовой деятельности организации. Однако в настоящее время данный подход получил более широкое толкование и предполагает необходимость тщательного учета потребностей работников в сфере обеспечения физического и психоэмоционального благополучия. Ввиду данного обстоятельства значительное число российских юридических лиц пришло к осознанию значимости индивидуального трудового вклада каждого работника в достижение целей организации, а также важности обеспечения надлежащего уровня здоровья персонала для поддержания высоких показателей производительности труда. В связи с этим они активно имплементируют программы ДМС в качестве механизма стимулирования профессионального развития и карьерного роста сотрудников [5, с. 59].

Также обратим внимание, что на ранних этапах становления системы социального страхования в России медицинское страхование распространялось исключительно на работников промышленных предприятий, а обязанность по его реализации возлагалась на работодателей. Страхование осуществлялось за счет взносов предприятий и самих рабочих, формировавших специальные страховые фонды. По мере развития общества и государства происходила трансформация системы финансирования здравоохранения. Постепенно государство стало брать на себя все большую ответственность за обеспечение граждан медицинской помощью. Была сформирована система государственного здравоохранения, в рамках которой медицинские услуги предоставлялись населению на бесплатной основе за счет средств государственного бюджета. Одновременно с тем, начиная с 1990-х годов, государство сформировало правовые основы, позволяющие получить гарантированную медицинскую помощь сверх ОМС, то есть речь в данном случае идет о ДМС.

Результаты исследования

 На основании проведенного исследования можно предложить следующую периодизацию развития института ДМС в России.

  1. Зарождение прототипов ДМС (конец XVII – начало XVIII вв.).
    В рамках указанного этапа происходило выделение государственных средств на медицинское обслуживание населения, а также стали финансироваться строительство больниц и работа докторов. Кроме того, на данном этапе стала оказываться помощь бездомным и малоимущим.
  2. Развитие прототипов ДМС (конец XIX – начало XX вв.). Для данного этапа было характерным создание больничных касс и вспомогательных товариществ на предприятиях. Также наблюдалось принятие правовых актов, регламентирующих создание больничных учреждений при крупных промышленных предприятиях. Одновременно с этим, нельзя не отметить ограниченный характер мер, не позволяющих обеспечить полноценную реализацию прав работников на охрану здоровья и получение качественной медицинской помощи.
  3. Период всеобщего бесплатного медицинского обслуживания (1917 – 1990 гг.). После Октябрьской революции 1917 года в России была установлена Советская власть, которая провозгласила принцип всеобщего бесплатного медицинского обслуживания. На протяжении всего советского периода государство обеспечивало каждому гражданину доступ к необходимой медицинской помощи независимо от социального статуса и уровня доходов.
  4. Формирование современной системы медицинского страхования (с 1991 г. по настоящее время).

Кроме того, можно выделить следующие тенденции развития института ДМС:

– расширение спектра медицинских услуг, предоставляемых по программам ДМС;

– развитие корпоративных программ ДМС;

– повышение доступности ДМС для различных категорий граждан.

Обосновано мнение, что институт ДМС в его современном виде не имеет давних исторических корней в России [1]. Формирование полноценной системы добровольного медицинского страхования началось лишь в 1990-е годы после принятия соответствующего законодательства и перехода к рыночной экономике. Вместе с тем определенные прототипы и предпосылки возникновения ДМС в России можно проследить уже
в XVII – XIX веках.

Заключение

В заключение отметим актуальность исследования института страхования, которому уделено внимание в отечественной юридической науке [9]. Страховые правоотношения понимаются как вид гражданских правоотношений [2, с. 9]. Медицинское страхование как обязательное, так и добровольное является важной составной частью всего института страховых правоотношений и социальной политики государства.

Приведем основные выводы нашего исследования.

Во-первых, ДМС является важным элементом системы страховой защиты граждан в сфере охраны здоровья. Страхование представляет собой отношения по защите интересов различных субъектов при наступлении страховых случаев за счет специальных денежных фондов, формируемых из страховых взносов. Медицинское страхование, в свою очередь, является разновидностью личного страхования, направленного на защиту нематериальных благ – жизни и здоровья граждан.

Во-вторых, в своем развитии институт ДМС прошел несколько этапов. При этом лишь на последнем этапе произошло непосредственное возникновение института ДМС, то есть до 1990-х гг. речь шла лишь о прототипах такового. Однако именно такие прототипы, исходящие от института медицинского страхования в целом, заложили основы ДМС.

×

Об авторах

Владимир Александрович Гавриленко

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России»; ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Автор, ответственный за переписку.
Email: gv22@mail.ru

канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Теория и история государства и права», доцент, кафедра «Гражданское право и процесс»

Россия, Санкт-Петербург; Великий Новгород

Виктор Михайлович Шеншин

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России»

Email: vitya-shen@mail.ru

канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Теория и история государства и права»

Россия, Санкт-Петербург

Дмитрий Валерьевич Попков

ФГКВОУ ВО «Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации»

Email: narvskaya-ka@yandex.ru

канд. экон. наук, профессор, кафедра философских и социально-экономических дисциплин

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Виниченко Л. А. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе взаимодействия с учреждениями социума: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Белгород, 2009. 231 с.
  2. Гавриленко В. А. Сравнительный анализ законодательства государств Арктического региона в области возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций // Право, безопасность, чрезвычайные ситуации. 2021. № 3(52). С. 5 – 9.
  3. Головань С. А., Десятниченко К. В., Шмакова А. Н. Реформирование системы обязательного медицинского страхования в России // The Scientific Heritage. 2021. № 72-3. С. 35 – 41.
  4. Кокорева М. Е. Влияние медицинского страхования на благополучие российского общества: история и перспективы // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9, №2. С. 200 – 209.
  5. Котовская О. В., Давидян К. С. Становление добровольного медицинского страхования в России // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сб. материалов XIX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 14 апреля 2023 г.). СПб., 2023. С. 52 – 61.
  6. Манучарян Е. А. История развития законодательства обязательного меди-цинского страхования в дореволюционный период // Молодой ученый: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 23 апреля 2024 г.). Пенза, 2024. С. 239 – 241.
  7. Назарова И. С., Шеншина Л. А. Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству России // Аграрное и земельное право. 2024. № 1(229). С. 111 – 114. doi: 10.47643/1815-1329_2024_1_111
  8. Назарова И. С., Шеншина Л. А. Теоретико-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Аграрное и земельное право. 2024. № 2 (230). С. 60 – 63. doi: 10.47643/1815-1329_2024_2_60
  9. Немченко С. Б., Муталиева Л. С. Страховое право: учеб. пособие. СПб., 2010. 204 с.
  10. Пивикова С. В., Чечина Д. А. Медицинское страхование в РФ // Закон и общество: история, проблемы, перспективы: материалы XХVII межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (Красноярск, 20 апреля 2023 г.). Красноярск, 2023. С. 312 – 316.
  11. Часовникова О. Г., Болотин Д. Д. Историко-правовой анализ источников уголовно-процессуального права Древней Руси в X – XI вв. // Право, без-опасность, чрезвычайные ситуации. 2023. № 4(61). С. 14 – 22.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».