Семантико-когнитивные особенности вербализации парфюмерных запахов в интернет-отзывах русско- и англоязычного интернет-дискурса
- Авторы: Павлюк Т.П.1, Дубинец З.А.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
- Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
- Страницы: 903-915
- Раздел: ПАРАДИГМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/358484
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-903-915
- ID: 358484
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Интернет-дискурс – актуальный объект исследования современной лингвистики. Предметом изучения становятся его коммуникативная, когнитивная и эвокативная составляющие. Цель исследования – анализ семантико-когнитивных особенностей вербализации парфюмов Juliette has a gun, Givenchy и Baccarat Rouge в текстах русскои англоязычной интернет-коммуникации. Отсутствие отечественных публикаций, посвящённых концептуальной структуре указанных парфюмов и анализу разноязычных комментариев сквозь призму их восприятия, обусловливает актуальность данного исследования. Проведённое исследование расширяет представление о когнитивных механизмах вербализации запахов в разных лингвокультурах. Сопоставление англои русскоязычных комментариев восприятия парфюмов проведено на основе нового подхода – эвокационного сопоставления.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования стал процесс восприятия запахов Juliette has a gun, Givenchy и Baccarat Rouge и его отображение на форумах fragrantica.ru и fragrantica.com. В ходе исследования применялся описательный метод, контекстуальный и семантико-когнитивный анализ, метод количественного подсчёта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что когнитивные признаки исследуемых парфюмов в англоязычном дискурсе представлены более широким набором характеристик, чем в русском. Так, аромат Juliette has a gun в русскоязычном сегменте комментариев вербализируется эмоционально полярными когнитивными признаками, среди которых преобладают негативные, на основе антропоморфной метафоры. Позитивные характеристики парфюма созданы на основе вкусовых и визуальных предметных качеств. В англоязычных отзывах концептуализация аромата дополнена метафорой музыки, обонятельными эвокациями и тактильными признаками. Разнообразие когнитивных признаков Givenchy (обонятельные, растительные, визуальные, вкусовые анималистические и антропоморфные образы) свидетельствует о популярности аромата в русскоязычном сегменте. В англоязычных комментариях концептуализация парфюма Givenchy дополняется отсылкой к другим парфюмам, эмоциональными субъективными оценками, звуковыми эвокациями. Общими когнитивными признаками для русскои англоязычных рецензий на Baccarat Rouge являются сладость, едкость, удушение запахом с уникальным узнаваемым ДНК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Установлены общие когнитивные черты и основные отличия в восприятии ароматов Juliette has a gun, Givenchy и Baccarat Rouge в текстах русскои англоязычной интернет-отзывов, представлена их полевая структура. Выявлены преобладание метафорического оязыковления запахов и полимодальность метафор при концептуализации указанных парфюмов. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшим изучении языковых особенностей эвокационных текстов.
Об авторах
Т. П. Павлюк
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
Email: flutemix@yandex.ru
Павлюк Татьяна Павловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук, SPIN-код: 5782-2758, РИНЦ AuthorID: 911886, Scopus Author ID: 57670431500.295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4 Россия
З. А. Дубинец
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Zarina46@yandex.ru
Дубинец Зореслава Александровна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных наук, SPIN-код: 3191-8636, РИНЦ AuthorID: 890314.295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4 Россия
Список литературы
- Чувакин А.А. Смешанная коммуникация в художественном тексте: Основы эвокационного исследования / под ред. Н.Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1995. 125 с. https://elibrary.ru/tytdef
- Чувакин А.А. Эвокация в сфере художественно-речевой коммуникации как деятельность (Возвращаясь к старой проблеме) // Методология современной лингвистики: проблемы, поиски, перспективы: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. С. 145-150.
- Коновалова М.В. Эвокативная репрезентация и эвокативное воздействие в интернет-медиадискурсе: дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 479 с. https://elibrary.ru/zqhfal
- Василенко Т.Н., Ожмегова Ю.В., Савочкина Е.А., Сим О.А., Чувакин А.А. Новые возможности лингвоэвокационных исследований // Сибирский филологический журнал. 2007. № 3. С. 83-95. https://elibrary.ru/ibrtwh
- Левинсон А.Г. Пять писем о запахе // Социология чувств: запахи. Москва: НЛО, 2000. № 3.
- Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. Москва: Молодая гвардия, 1991. 270 с.
- Арутюнян Л.А. Способы создания одорем в англоязычном и русскоязычном парфюмерном дискурсе // Евразийский гуманитарный журнал. Пермь, 2017. № 2. С. 59-63. https://elibrary.ru/taneax
- Басалаева Е.Г. Языковая репрезентация запаха в парфюмерном интернет-дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 16-20. https://elibrary.ru/rfusdb
- Басалаева Е.Г. Парфюмерный дискурс: выражение невыразимого // Проблемы интерпретационной лингвистики: типы восприятия и их языковое воплощение: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. И.П. Матханова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. С. 122-134. https://elibrary.ru/shszvp
- Куликова Н.А. Эвокация обонятельных образов в художественном тексте (на примере рассказов А.П. Чехова) // Филология и человек. 2009. № 4. С. 119-125. https://elibrary.ru/lbdqan
- Ефремов В.А., Пименова Е.С. Речевая агрессия в гендерно маркированных интернет-сообществах: номинации лиц своего пола // Неофилология. 2025. Т. 11. № 1. С. 10-20. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-10-20, https://elibrary.ru/sstzzu
- Колупаева А.А. Когнитивные и языковые механизмы формирования знаний о запахах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 182-184. https://elibrary.ru/ipwhxj
- Орлова В.И. Полимодальность как когнитивная доминанта в автобиографическом тексте (на материале произведений У.С. Моэма, Э.М. Хемингуэя и В.П. Катаева): дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2024. 184 с.
- Forceville Ch. Metaphor in pictures and multimodal representations // The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 462-482. https://doi.org/10.1017/CBO9780511816802.028
Дополнительные файлы



