Интертекстуальность как средство выразительности в дискурсе социальной рекламы
- Авторы: Анисимова Т.В.1, Чубай С.А.2
-
Учреждения:
- ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации»
- ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
- Выпуск: Том 8, № 3 (2022)
- Страницы: 482-495
- Раздел: РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/301778
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-482-495
- ID: 301778
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описаны формы интертекстуальности, активных в дискурсе социальной рекламы. Целью работы является установление видов использования заимствованных текстов, а также соотношение вербальных и визуальных заимствований. Материалом послужили 4000 плакатов экологической тематики, собранные из различных медиабанков сети Интернет методом сплошной выборки. Сделан вывод, что самой частотной формой заимствования является реминисценция (61,5 % от общего числа интертекстуальных включений). Здесь визуальные и вербальные компоненты находятся в относительном равновесии: идея выражается словами, а изображение выполняет роль иллюстрации и/или eye-stopper. На втором месте по количеству примеров находится цитация (28,4 %). Здесь выделяются рациональные (заимствования из законодательных актов, научных трудов, высказываний признанных экспертов и других официальных источников) и эмоциональные (высказывания известных писателей, деятелей культуры, артистов, спортсменов и т. п., содержащие метафорические и оценочные элементы) цитаты. При использовании этой формы существенно преобладает вербальное цитирование. Третью позицию занимают аллюзии (10,1 % от общего количества заимствований). Здесь основная нагрузка чаще всего ложится на изображение, которое и должно вызывать ассоциации с прототекстом.
Об авторах
Т. В. Анисимова
ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Email: atvritor@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1654-7783
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
198206, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1С. А. Чубай
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: chubaj77@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3660-8267
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской филологии и журналистики
400062, Российская Федерация, г. Волгоград, просп. Университетский, 100Список литературы
- Бобырёва Е.В. Интертекстуальность религиозного дискурса // Апробация. 2016. № 8 (47). С. 136-137.
- Богатырёв А.В. Особенности функционирования интертекста в юридическом дискурсе // European Social Science Journal. 2014. № 10-1 (49). С. 183-190.
- Ракитина С.В. Интертекстуальность в юридических учебно-научных текстах // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 141-146.
- Рыженко Е.С. Формы проявления интертекстуальности в пресс-релизах, помещённых в Интернете // Язык в меняющемся мире: межвуз. сб. ст. / под ред. М.В. Сандаковой. Киров: Изд-во Вят. гос. ун-та, 2013. С. 153-160.
- Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. Изд. 5-е. М.: Кн. дом «Либроком», 2010. 128 с.
- Христофорова Н.И. Особенности реализации категории интертекстуальности в электронных научнопопулярных текстах с невербальным компонентом // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 534-536.
- Александрова О.И., Борисова А.С., Калинникова Е.Д. Феномен прецедентности во французской социальной рекламе и её коммуникативно-прагматический потенциал // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 1. С. 127-135.
- Дедюрина Е.Ю. Интертекстуальность во франкоязычной социальной рекламе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 11. С. 214-217.
- Терских М.В., Шабан Ю.И. Поликодовые инструменты интертекстуальности в социальной рекламе // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 172-191.
- Анисимова Т.В., Чубай С.А. Риторика социальной рекламы. Волгоград, 2019. 138 с.
- Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. ст. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1999. 444 с.
- Болдак И.А. Интертекстуальность научного текста как отражение его полисубъективности // Лингвистика и методика в высшей школе. Вып. 4: сб. науч. ст. Гродно: Тип. Зебра, 2012. С. 75-78.
- Фатеев А.В. Визуальное цитирование на фоне литературоведческой теории интертекстуальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 36. С. 58-62.
- Анисимова Т.В. Роль произведений искусства в дискурсе социальной рекламы // Евразийский союз учёных: Междунар. науч.-исслед. журнал. 2020. Т. 4. № 10 (79). С. 33-40.
- Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. 3-е изд. М.: ФЛИНТА, 2011. 480 с.
- Чернявская В.Е. Визуальность в социокультурной проекции // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 2 (28). С. 96-109.
- Москвин В.П. Интертекстуальность. Понятийный аппарат. Фигуры, жанры, стили. М.: Наука-Флинта, 2015. 168 с.
- Аматов А.М. Дискурс социальной рекламы: прагматика прагматизма // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т. 7. № 1. C. 3-12.
Дополнительные файлы
