Вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности в английском языке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности на материале английского языка. Вторичная оценочная категоризация опирается на уже сформированное знание, полученное опытным путём, которое является основой для процессов когнитивного моделирования, представленного метафорическими, метонимическими, метафтонимическими моделями и концептуальным сравнением. На основе выявленных типов моделирования, активизируемых в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности, формируется выводное знание оценочного типа в виде частных оценок различных аспектов воспитательной деятельности. Образный характер такого знания способствует усилению экспрессивного потенциала высказывания.МАТЕРИАЛЫ  И МЕТОДЫ. Методологической базой данного исследования выступает метод когнитивного моделирования, который позволяет осмыслить скрытые процессы формирования вторичного оценочного знания. В качестве материала для теоретического анализа были использованы труды отечественных и зарубежных учёных. Материалом для практического анализа послужили примеры, полученные методом сплошной выборки из корпусов (BNC, COCA). В качестве иллюстративного материала также использовались публицистические тексты, данные англоязычных словарей и информационные ресурсы сети Интернет. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что значимыми для наблюдателя оценками в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности являются этическая, нормативная, психологическая, утилитарная и телеологическая оценки. В качестве объектов оценки выступают характеристики концепта UPBRINGING. Определено, что метафорическое моделирование характеризуется наибольшим потенциалом в формировании вторичного оценочного знания, так как в процессе такого моделирования внимание наблюдателя фокусируется на большем количестве аспектов воспитательной деятельности, и реализуется наибольшее количество типов оценки по сравнению с другими когнитивными моделями.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перспектива исследования заключается в возможности использования полученных результатов при исследовании вторичной оценочной категоризации других объектов и при изучении процессов когнитивного моделирования в формировании оценки.  

Об авторах

Е. А. Финаева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: liza.finaeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7021-0327

кандидат филологических наук, ассистент кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2021. 236 с. https://elibrary.ru/fsskuz
  2. Фурс Л.А. Когнитивная основа интерпретации мира в синтаксисе // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 784-789. https://doi.org/10.20916/2071-9639-2016-25-784-789, https://elibrary.ru/wisecf
  3. Болдырев Н.Н. Оценочная концептуализация как фактор развития языковой картины мира // Александровский сборник: сб. науч. ст. к юбилею д-ра филол. наук, проф. О.В. Александровой / ред. А.А. Липгарт, Е.О. Менджерицкая, Е.В. Михайловская, И.Н. Фомина. М.: Наука, 2022. С. 46-57. https://elibrary.ru/xacrke
  4. Вольф Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо» // Вопросы языкознания. 1986. № 5. С. 98-99. URL: https://vja.ruslang.ru/archive/1986-5.pdf
  5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 339 с.
  6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 895 с.
  7. Столяр Е.Д. Формирование смыслов оценочного характера в языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 2. С. 41-48. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-2-41-48, https://elibrary.ru/zbmwmp
  8. Болдырев Н.Н. Интерпретирующая функция вторичных структур в языковой картине мира // Когнитивные исследования языка. 2022. № 1 (48). С. 19-79. https://elibrary.ru/orjokc
  9. Магировская О.В. Антропоцентричность концептуальной организации языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2006. № 3. С. 53-56. https://elibrary.ru/jxvdzx
  10. Фурс Л.А. Вторичная репрезентация знаний в английском синтаксисе // Когнитивные исследования языка. 2022. № 1 (48). С. 273-288. https://elibrary.ru/mswaos
  11. Фурс Л.А. Регулирующая функция оценочных категорий // Когнитивные исследования языка. 2016. № 24. С. 657-665. https://doi.org/10.20916/2071-9639-2016-24-657-665, https://elibrary.ru/wwrgcz
  12. Фурс Л.А. Когниция и когнитивный динамизм // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 3. С. 52-58. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-3-52-58, https://elibrary.ru/ltyqvq
  13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с. URL: https://www.livelib.ru/book/1002920071-metafory-kotorymi-my-zhivem-dzhordzh-lakoff
  14. Черкасова А.А. К вопросу о метафоризации как механизме познания // Когнитивные исследования языка. 2021. № 3 (46). С. 92-96. https://elibrary.ru/yzawxi
  15. Kоvecses Z. Where Metaphors Come From. Oxford: Oxford University Press, 2015. 232 p.
  16. Kоvecses Z. Metaphor: A practical introduction. Oxford: Oxford University Press, 2010. 400 p.
  17. Goossens L. Metaphtonymy: The interaction of metaphor and metonymy in expressions of linguistic action. Cognitive Linguistics. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1990. P. 323-340. https://doi.org/10.1515/cogl.1990.1.3.323
  18. Фурс Л.А., Финаева Е.А. Формирование оценочного знания о воспитательной деятельности в совре- менном английском языке // Неофилология. 2021. Т. 7. № 28. С. 626-635. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-626-635, https://elibrary.ru/mjahkk

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».