Параметры когнитивного потенциала учебного текста

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Предметом исследования является когнитивный потенциал учебного текста. Цель исследования заключается в определении параметров когнитивного потенциала учебного текста, составляющих его концептуальную модель. Актуальность исследования объясняется недостаточной изученностью когнитивных характеристик учебного текста как средства познавательной деятельности.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применены метод обобщения, систематизации и сравнения теоретического и практического материала, а также метод моделирования. В качестве материала для теоретического и практического анализа использованы отечественные и зарубежные исследования по проблеме учебного текста и электронные англоязычные учебные тексты для обучения английскому языку.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для обобщения данных характеристик использовано понятие когнитивного потенциала. Под когнитивным потенциалом учебного текста понимается его способность накапливать, хранить и передавать в языковой форме различные типы знания. На основании отмеченной способности предложена модель когнитивного потенциала текста, включающая три основных параметра: целевой, параметр участников учебной деятельности и собственно текстовый параметр.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сделан вывод о взаимосвязи и неоднородности параметров. Отмечено, что некоторые параметры имеют уровневую структуру, поскольку субъектами познавательной деятельности являются автор и адресат учебного текста, а текстовый параметр должен рассматриваться в концептуальном и языковом аспектах. Развитие исследования может дополнить и уточнить предлагаемую модель когнитивного потенциала учебного текста. Перспектива заключается в изучении соотношения форматов знания, уровней знания в учебном тексте, а также изучении когнитивных и языковых моделей и механизмов формирования и репрезентации смысла.

Об авторах

А. В. Кащеева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: kashcheyeva@mail.ru

Список литературы

  1. Болдырев Н.Н. Когнитивный подход в лингвистике и смежных областях знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 5-25. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2020-2-5-25, https://elibrary.ru/gfmflv
  2. Александров Е.П., Воронцова М.В. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Современные наукоѐмкие технологии. 2015. № 6. С. 56-61. https://elibrary.ru/uxsiwn
  3. Ведякова Н.А. Учебный текст – научный текст? // Lingua Mobilis. 2016. № 1 (54). С. 19-26. https://elibrary.ru/wbkakv
  4. Тихомирова Л.С. Особенности восприятия на примере научных текстов // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 4. С. 13-17. https://elibrary.ru/lnhejh
  5. Казанцева Е.А. Лингвоэкологические и когнитивно-прагматические характеристики академического дискурса в англоязычных и русской лингвокультурах: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Уфа, 2020. 46 с.
  6. Тукаева Г.С. Лингвокогнитивное структурирование учебных текстов (на материале англоязычных учебных источников): автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2009. 23 с. https://elibrary.ru/znzkor
  7. Jalilifar A. Thematic development in English and translated academic texts // Journal of Universal Language. 2009. Vol. 10. № 1. P. 81-111. https://doi.org/10.22425/jul.2009.10.1.81
  8. Russell D.R., Cortes V. Academic and scientific texts: the same or different communities? // University writing: Selves and texts in academic societies. Brill: Emerald Group Publishing, 2012. P. 1-17. http://doi.org/10.1108/S1572-6304(2012)0000024005
  9. Кащеева А.В. Понятие когнитивного потенциала учебного текста // Когнитивные исследования языка. 2022. № 2 (49). С. 572-576. https://elibrary.ru/yqswie
  10. Харитончик З.А. Значение и семантический потенциал слова // Вестник Пятигорского государственного университета. 2022. № 3. С. 220-226. https://doi.org/10.53531/25420747_2022_3_220, https://elibrary.ru/gjxdif
  11. Данилина Н.И. Когнитивный потенциал глаголов речи (на материале латинского языка) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2020. Т. 12. № 3. С. 15-23. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-15-23, https://elibrary.ru/qbsgvj
  12. Никитина М.А. О когнитивном потенциале метафоры в научном тексте // Вестник ИГЛУ. 2010. № 3. С. 157-161. https://elibrary.ru/muineh
  13. Агманова А.Е., Рубас А.А. Потенциал учебного текста как основа формирования базы знаний в плоскости национальной культуры // Язык культуры и культура языка: сб. ст. 1 Междунар. науч. конф. Сургут: Сургут. гос. пед. ун-т, 2023. С. 109-111. https://elibrary.ru/lrcaeu
  14. Мухина Н.Н. Аксиологический потенциал межкультурной интерпретации художественного текста // Межкультурная парадигма лингвообразования: теоретические аспекты и технологические решения: сб. науч. тр. М.: ООО «Языки народов мира», 2022. С. 202-214. https://elibrary.ru/ksteiz
  15. Попова Н.В., Мамлеева А.Ф. Критерии отбора художественных текстов для обучения чтению на иностранном языке с целью развития ценностных ориентаций студентов // Межкультурное пространство: лингвистический и дидактический аспекты: сб. ст. по материалам науч.-практ. онлайн-конференции с междунар. участием. Петрозаводск: Петрозавод. гос. ун-т, 2021. Ч. 1. С. 146-154. https://elibrary.ru/nagvdz
  16. Болдырев Н.Н., Панасенко Л.А. Когнитивная основа лексических категорий и их интерпретирующий потенциал // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 2 (35). С. 5-12. https://elibrary.ru/pyuqtp
  17. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику. Тамбов: Изд. Дом «Державинский», 2021. 236 с. https://elibrary.ru/fsskuz
  18. Шубина Н.Л., Балуева А.С. Научно-учебный текст как социально значимый лингводидактический феномен // Научное мнение. 2017. № 9. С. 19-27. https://elibrary.ru/zmwexn
  19. Оксенчук А.Е. Специфика учебного научного текста: основные подходы к понятию «учебный текст» // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 18 (65) Региональной науч.-практ. конф. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. Т. 2. С. 277-279. https://elibrary.ru/yupmsd
  20. Пономарёва Л.Д. Текстовая деятельность обучающихся в системе языкового образования: метакогнитивный подход // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы 10 Междунар. науч. конф. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. С. 177-180. https://elibrary.ru/queilg
  21. Рубас А.А., Агманова А.Е. Специфика когнитивной деятельности в условиях учебного дискурса // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 73-79. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-73-79, https://elibrary.ru/gzxfsc
  22. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. № 1. С. 88-98. https://elibrary.ru/vlxzcj
  23. Зиганшина Ч.Р., Вильданова Э.М., Мазаева Т.В., Петунина А.Р. Учебный текст в парадигме научного знания: основы интегрального подхода // Глобальный научный потенциал. 2021. № 12 (129). С. 281-284. https://elibrary.ru/lzgrri
  24. Зиганшина Ч.Р., Вильданова Э.М., Мазаева Т.В., Айдарова А.М. Сложность учебного текста (на материале русскоязычных и англоязычных учебных текстов по физике) // Глобальный научный потенциал. 2020. № 12 (117). С. 235-241. https://elibrary.ru/fkafqy
  25. Сушкова А.Р. Текст и дискурс как категории когнитивной лингвистики: сравнительно сопоставительный аспект // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. Елабуга: Елаб. ин-т (ф-л) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2020. С. 226-229. https://elibrary.ru/xkpxke
  26. Яххибаева Л.М., Файрузова А.Р. Роль автора в порождении вторичного учебного текста // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25. № 2. С. 399-406. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2020.2.29, https://elibrary.ru/mlovsa
  27. Огнева Е.А. Концепция когнитивного моделирования текстового художественного пространства // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 2. С. 37-49. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2022-2-37-49, https://elibrary.ru/wzgekm
  28. Kupriyanov R.V., Bukach O.V, Aleksandrova O.I. Cognitive complexity measures for educational texts: Empirical validation of linguistic parameters // Russian Journal of Linguistics. 2023. Vol. 27. № 3. P. 641-662. https://doi.org/10.22363/2687-0088-35817, https://elibrary.ru/nazbga
  29. Рубас А.А., Щербак А.С., Агманова А.Е. Индивидуальные когнитивные проекции: потенциал учебного текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 4. С. 125-132. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2022-4-125-132, https://elibrary.ru/bwfkwh

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».