Концепция цифрового университета: структура, управление и организация педагогического процесса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью данного исследования стала разработка концепции цифрового университета, его структуры, управления и организации педагогического процесса. Как показал обзор академических публикаций, подходы к разработке цифрового университета можно разделить на две группы: цифровой университет как бизнес- модель и цифровой университет как общественное благо. В результате исследования на основе интегративного подхода была разработана концепция цифрового университета, которая представляет собой совокупность четырёх взаимозависимых элементов: формат обучения, цифровая среда, цифровые ресурсы, цифровая платформа. Цифровой формат — это форма комбинирования цифровых технологий (в каком виде происходит взаимодействие) и одновременно содержание (что является актом взаимодействия, собственно контент). Цифровая среда — это пространство, место (где происходит взаимодействие). Цифровые ресурсы —это инструменты активации идеи цифрового университета (что используют участники). Цифровая платформа — это алгоритм, способ реализации идеи цифрового университета (как воплощается взаимодействие) и в то же время площадка для взаимодействия (в рамках какой структуры происходит взаимодействие). Разработана структура управления цифровым университетом, представляющая собой синтез концепции цифрового университета и классической теории управления, включающая в себя прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль, направленный на формулировку и достижение цели организации. В качестве базовой методологии управления цифровой трансформацией университетов предлагаются политика инклюзии и экосистемный подход. Разработана модель педагогической деятельности в условиях цифровизации высшего образования, включающая организацию учебного процесса, преподавание, воспитание и внеучебную деятельность, методическую деятельность, научно-исследовательскую деятельность, самообразование и повышение квалификации. Обозначены перспективы развития, конечной точкой которых становится воплощение модели университета 4.0.

Об авторах

Е. В. Неборский

Институт международного образования Московского педагогического государственного университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: ev.neborskii@mpgu.su

доктор педагогических наук, доцент кафедры иноязычного образования

Россия, Москва

М. В. Богуславский

Института стратегии развития образования РАО

Email: hist2001@mail.ru

доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики

Россия, Москва

Т. А. Наумова

Институт педагогики психологии и социальных
технологий Удмуртского государственного университета

Email: nta64@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики технологического и профессионального образования

Россия, Ижевск

Список литературы

  1. Gravett K. Different voices, different bodies: presence–absence in the digital universi-ty // Learning, Media and Technology. 2022. https://doi.org/10.1080/17439884.2022.2150637 (дата обращения 10.04.2023).
  2. Sheail P. The digital university and the shifting time-space of the campus // Learning, Media and Technology. 2018. Vol. 43, Issue 1. P. 56–69.
  3. Gourlay L. Posthuman texts: nonhuman actors, mediators and the digital university // Social Semiotics. 2015. Vol. 25. P. 484–500.
  4. Louw L., Deacon Q. Teaching Industry 4.0 technologies in a learning factory through problem-based learning: case study of a semi-automated robotic cell design // Procedia Manu-facturing. 2020. Vol. 45. P. 265–270.
  5. Johnston B., Macneill Sh., Smyth K. Conceptualizing the Digital University: The In-tersection of Policy, Pedagogy and Practice. New York: Palgrave, MacMillan, 2018.
  6. Peters M., Jandric P. The Digital University: A Dialogue and Manifesto. NY., 2017.
  7. Peters M., Jandric P. Peer production and collective intelligence as the basis for the public digital university // Educational Philosophy and Theory. 2018. Vol. 50, Issue 13. P. 1271–1284.
  8. Kumar M. Digital University — Indian Education Reaching out to Everyone // IETE Technical Review. 2022. Vol. 39, Issue 1. P. 1–2.
  9. Min-Allah N., Alrashed S. Smart campus — A sketch // Sustainable Cities and Society. 2020. Vol.59. 102231.
  10. Wu F., Zheng Q., Tian F., Suo Z., Zhou Y., Chao K.-M., Xu M., Shah N., Liu J., Li F. Supporting poverty-stricken college students in smart campus // Future Generation Computer Systems. 2020. Vol. 111. P. 599–616.
  11. Gourlay L. Posthumanism and the Digital University: Texts, Bodies and Materialities. New York: Bloomsbury Academic, 2020.
  12. Critical Digital Pedagogy: a Collection / ed. J. Stommel. Madison, 2020.
  13. Hassan R. The worldly space: the digital university in network time // British Journal of Sociology of Education. 2017. Vol.38, Issue 1. P. 72–82.
  14. Зуев С.Э. Университет. Хранитель идеального. Нечаянные эссе, написанные в уединении. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
  15. Боуэн У. Высшее образование в цифровую эпоху. М.: ВШЭ, 2018.
  16. Неборский Е.В. Цифровой университет как интегративный методологический конструкт // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 3. https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN321.pdf https://doi.org/10.15862/41PDMN321 (дата обращения 10.04.2023).
  17. Brøuža V., Byška J., Mičan J., Kozlíková B. VRdeo: Creating Engaging Educational Material for Asynchronous Student-Teacher Exchange Using Virtual Reality // Computers & Graphics. 2021. Vol. 98. P. 280–292. https://doi.org/10.1016/j.cag.2021.06.009 (дата обра-щения 10.04.2023).
  18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.
  19. Неборский Е.В. Цифровая экосистема как средство цифровой трансформации университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN421.pdf https://doi.org/10.15862/02PDMN421 (дата обращения 10.04.2023).
  20. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки». Т. 5. № 4. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf https://dx.doi.org/10.15862/26PDMN417 (дата обращения 10.04.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Неборский Е.В., Богуславский М.В., Наумова Т.А., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».