Концепция цифрового университета: структура, управление и организация педагогического процесса
- Авторы: Неборский Е.В.1, Богуславский М.В.2, Наумова Т.А.3
-
Учреждения:
- Институт международного образования Московского педагогического государственного университета
- Института стратегии развития образования РАО
- Институт педагогики психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета
- Выпуск: № 3(114) (2023)
- Страницы: 116-129
- Раздел: ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6090/article/view/307083
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-116-129
- ID: 307083
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью данного исследования стала разработка концепции цифрового университета, его структуры, управления и организации педагогического процесса. Как показал обзор академических публикаций, подходы к разработке цифрового университета можно разделить на две группы: цифровой университет как бизнес- модель и цифровой университет как общественное благо. В результате исследования на основе интегративного подхода была разработана концепция цифрового университета, которая представляет собой совокупность четырёх взаимозависимых элементов: формат обучения, цифровая среда, цифровые ресурсы, цифровая платформа. Цифровой формат — это форма комбинирования цифровых технологий (в каком виде происходит взаимодействие) и одновременно содержание (что является актом взаимодействия, собственно контент). Цифровая среда — это пространство, место (где происходит взаимодействие). Цифровые ресурсы —это инструменты активации идеи цифрового университета (что используют участники). Цифровая платформа — это алгоритм, способ реализации идеи цифрового университета (как воплощается взаимодействие) и в то же время площадка для взаимодействия (в рамках какой структуры происходит взаимодействие). Разработана структура управления цифровым университетом, представляющая собой синтез концепции цифрового университета и классической теории управления, включающая в себя прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль, направленный на формулировку и достижение цели организации. В качестве базовой методологии управления цифровой трансформацией университетов предлагаются политика инклюзии и экосистемный подход. Разработана модель педагогической деятельности в условиях цифровизации высшего образования, включающая организацию учебного процесса, преподавание, воспитание и внеучебную деятельность, методическую деятельность, научно-исследовательскую деятельность, самообразование и повышение квалификации. Обозначены перспективы развития, конечной точкой которых становится воплощение модели университета 4.0.
Об авторах
Е. В. Неборский
Институт международного образования Московского педагогического государственного университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: ev.neborskii@mpgu.su
доктор педагогических наук, доцент кафедры иноязычного образования
Россия, МоскваМ. В. Богуславский
Института стратегии развития образования РАО
Email: hist2001@mail.ru
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики
Россия, МоскваТ. А. Наумова
Институт педагогики психологии и социальныхтехнологий Удмуртского государственного университета
Email: nta64@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики технологического и профессионального образования
Россия, ИжевскСписок литературы
- Gravett K. Different voices, different bodies: presence–absence in the digital universi-ty // Learning, Media and Technology. 2022. https://doi.org/10.1080/17439884.2022.2150637 (дата обращения 10.04.2023).
- Sheail P. The digital university and the shifting time-space of the campus // Learning, Media and Technology. 2018. Vol. 43, Issue 1. P. 56–69.
- Gourlay L. Posthuman texts: nonhuman actors, mediators and the digital university // Social Semiotics. 2015. Vol. 25. P. 484–500.
- Louw L., Deacon Q. Teaching Industry 4.0 technologies in a learning factory through problem-based learning: case study of a semi-automated robotic cell design // Procedia Manu-facturing. 2020. Vol. 45. P. 265–270.
- Johnston B., Macneill Sh., Smyth K. Conceptualizing the Digital University: The In-tersection of Policy, Pedagogy and Practice. New York: Palgrave, MacMillan, 2018.
- Peters M., Jandric P. The Digital University: A Dialogue and Manifesto. NY., 2017.
- Peters M., Jandric P. Peer production and collective intelligence as the basis for the public digital university // Educational Philosophy and Theory. 2018. Vol. 50, Issue 13. P. 1271–1284.
- Kumar M. Digital University — Indian Education Reaching out to Everyone // IETE Technical Review. 2022. Vol. 39, Issue 1. P. 1–2.
- Min-Allah N., Alrashed S. Smart campus — A sketch // Sustainable Cities and Society. 2020. Vol.59. 102231.
- Wu F., Zheng Q., Tian F., Suo Z., Zhou Y., Chao K.-M., Xu M., Shah N., Liu J., Li F. Supporting poverty-stricken college students in smart campus // Future Generation Computer Systems. 2020. Vol. 111. P. 599–616.
- Gourlay L. Posthumanism and the Digital University: Texts, Bodies and Materialities. New York: Bloomsbury Academic, 2020.
- Critical Digital Pedagogy: a Collection / ed. J. Stommel. Madison, 2020.
- Hassan R. The worldly space: the digital university in network time // British Journal of Sociology of Education. 2017. Vol.38, Issue 1. P. 72–82.
- Зуев С.Э. Университет. Хранитель идеального. Нечаянные эссе, написанные в уединении. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
- Боуэн У. Высшее образование в цифровую эпоху. М.: ВШЭ, 2018.
- Неборский Е.В. Цифровой университет как интегративный методологический конструкт // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 3. https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN321.pdf https://doi.org/10.15862/41PDMN321 (дата обращения 10.04.2023).
- Brøuža V., Byška J., Mičan J., Kozlíková B. VRdeo: Creating Engaging Educational Material for Asynchronous Student-Teacher Exchange Using Virtual Reality // Computers & Graphics. 2021. Vol. 98. P. 280–292. https://doi.org/10.1016/j.cag.2021.06.009 (дата обра-щения 10.04.2023).
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.
- Неборский Е.В. Цифровая экосистема как средство цифровой трансформации университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN421.pdf https://doi.org/10.15862/02PDMN421 (дата обращения 10.04.2023).
- Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки». Т. 5. № 4. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf https://dx.doi.org/10.15862/26PDMN417 (дата обращения 10.04.2023).
Дополнительные файлы
