Ярославский часослов как уникальный памятник древнерусской литургической письменности второй половины XIII века
- Авторы: АФАНАСЬЕВА Т.И.1
-
Учреждения:
- Институт русского языка им. В.В. Виноградова
- Выпуск: № 2(121) (2025)
- Страницы: 82-90
- Раздел: ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6090/article/view/304839
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2025-121-02-82-90
- ID: 304839
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье изучаются рукописные источники, которые демонстрируют изменения в мо-нашеском келейном богослужении Древней Руси. На материале часословов, псалтирей и других богослужебных манускриптов XI–XIV вв. делаются наблюдения над древнерус-ской литургической традицией домонгольского периода и её транформацией в конце XIII в. в Северо- Восточной Руси. В центре исследования находится известная древнерусская рукопись второй половины XIII в., хранящаяся в Ярославском музее- заповеднике, так называемый Ярославский часослов, содержащий редкие молитвы и гимнографические сочинения. По своей структуре эта рукопись не имеет аналогов в славянской письменности, это конечная часть 12-часового часослова, который тем не менее имеет параллели в византийском богослужении XI–XII вв. Сравнение служб этой рукописи с древ-нерусскими и южнославянскими источниками, а также с их греческими оригиналами позволило понять, как составлялся этот сборник и какими целями руководствовался его автор — некий книжник Феодосий, работавший в Ростовской владычной библиотеке.
Об авторах
Т. И. АФАНАСЬЕВА
Институт русского языка им. В.В. Виноградова
Автор, ответственный за переписку.
Email: atha@mail.ru
ведущий научный сотрудник
Россия, МоскваСписок литературы
- Ярославский часослов второй половины XIII в. Исследование и издание текста / Изд. подгот. А.А. Андреев, Т.И. Афанасьева, А.Е. Соболева; Отв. ред. Т.И. Афанасьева. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2024.
- Моисеева Г.Н. Судьба пергаменного Часослова, «уничтоженного» в 1788 г. вме-сте со Спасо-Ярославским хронографом // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 46. С. 315–319.
- Ерёмин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды Отдела древ-нерусской литературы. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 342–367.
- Соболевский А.И. Церковнославянские стихотворения IX–X вв. и их значение для изучения церковнославянского языка // Труды XI Археологического съезда в Киеве 1899 г. Т. 2. Отдельный оттиск. М., 1901. С. 1–12.
- Соболевский А.И. Молитва на дьявола. Церковнославянский текст западного происхождения. С предисловием проф. А.И. Соболевского. СПб., 1899.
- Андреев А.А., Афанасьева Т.И. К истории древнеболгарского Часослова // Scripta & e-Scripta. 2023. Т. 23. С. 105–134.
- Андреев А.А., Афанасьева Т.И. Цикл молитв Василия Великого в составе древ-нерусских часословов XIII–XIV вв. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2024. № 2, С. 143–156.
- Andreev A. The Early East Slavic Horologion: A Review and Re-Interpretation of the Sources // Λογικη λατρεια. Proceedings of the Eighth International Congress of the Society of Oriental Liturgy, Thessaloniki, Greece, 13–18 June 2022. / Ed. by Ch. Nassis, A. Mikhail, D. Galadza. Münster: Aschendorff Verlag, 2025. P. 59–117.
- Афанасьева Т.И. Устав о пении Псалтири и его влияние на славянскую традицию этой богослужебной книги XIII–XIV вв. // Slověne. 2023. Т. 12. № 1. С. 7–41.
- Сперанский М.Н. Ярославский сборник молитв XIII в. Приложение к статье: Далмат (Юдин), иером. Доклад академика М.Н. Сперанского «Ярославский сборник молитв XIII в.» // Славяноведение. 2022. № 2. С. 119‒139.
- Шугаев И., свящ. Древнерусские богослужебные сборники XIV в. Историко-литургический анализ: Дис. … канд. богословия. Сергиев Посад, 1999.
- Далмат (Юдин), иером. История списков цикла седмичных молитв свт. Кирилла Туровского // Таинство слова и образа. Сборник материалов научно-богословской кон-ференции кафедры филологии Московской духовной академии (18‒19 ноября 2020 г.). Сергиев Посад, 2021. С. 171‒175.
- Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси XI–XIII вв. М., 1989.
- Толстой Н.И. Избранные труды. Т. 2: Славянская литературно-языковая ситуа-ция. М., 1998.
- Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978.
- Афанасьева Т.И. Евхологий Саввы Сербского и его рецепция в Древней Руси XIII–XIV вв. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 4 (78). С. 144–156.
- Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М., 2009.
- Вершинин К.В. Мерило Праведное в истории древнерусской книжности и пра-ва. М., 2019.
Дополнительные файлы
