История развития паломничества русских православных богомольцев в Святую Землю в XIX – начале ХХ века
- Авторы: Житенёв С.Ю.1,2
-
Учреждения:
- Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва
- МОО «ИППО»
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 112-122
- Раздел: ПАЛОМНИЧЕСТВО
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6090/article/view/268591
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2024-118-03-112-122
- ID: 268591
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представленная статья основана на научном исследовании «История русского православного паломничества в XIX в.», которое было проведено по гранту РФФИ и по замыслу автора является продолжением его известной монографии «История русского православного паломничества в X–XVII веках», изданной в 2007 г.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей русского православного паломничества к святым местам Вселенского Православия в XIX столетии. В тысячелетней истории русского православного паломничества богомольные путешествия в XIX в. занимают особое место и во многом отличались от предшествующих столетий, прежде всего, своей массовостью. На основе изучения архивных и литературных источников анализируются причины значительного увеличения паломнических потоков в Святую Землю именно в тот период. Автор предлагает рассмотреть основные аспекты истории паломничества в XIX в. с позиции как внутренней, так и внешней политики Российской империи. Особое значение в развитии паломничества во второй половине столетия играло Императорское Православное Палестинское Общество.
Полный текст
В тысячелетней истории русского православного паломничества богомольные путешествия в XIX в. занимают особое место и во многом отличаются от предшествующих столетий. Это связано, прежде всего, с изменившимися внешними условиями. В результате военных побед русской армии над турецкими войсками были заключены в XVIII–XIX вв. мирные договоры между Российской империей и Османской Портой, в которых появились статьи, напрямую связанные с безопасностью и определением юридического статуса русских паломников. Большое значение для развития как внутреннего, так и зарубежного русского паломничества имело появление транспортных средств на паровой тяге: пароходов и паровозов, которые были намного надёжнее и быстрее, чем парусные корабли и гужевой транспорт. При этом необходимо отметить, что в XIX в. в Российской империи интенсивно строились дороги и мосты, которые связывали между собой не только различные населённые пункты, но монастыри и храмы, а также морские порты, из которых богомольцы могли направляться к святым местам Вселенского Православия.
Также росло благосостояние жителей Российской империи, поэтому дорогую паломническую поездку в Москву, Санкт-Петербург и Киев, а тем более в Константинополь, Иерусалим и Афон могли уже позволить себе не только дворяне, купцы и монахи, но также крестьяне и мещане, простые городские жители и сельские священники. Развитие российской паспортной системы также создавало возможность для легальных путешествий с паломническими целями.
Здесь уместно отметить, что современные исследователи иногда пишут о том, что в результате османского железного занавеса выездное паломничество в Святую Землю в конце XVIII – начале XIX в. практически прервалось, а в Российской империи внутреннее паломничество было очень слабым и почти иссякло в связи с тем, что крестьяне были прикреплены к месту своего проживания и не имели возможности путешествовать, в том числе с паломническими целями. Такой подход — явное упрощение, не имеющее ничего общего с реальной действительностью.
Безусловно, крепостное право существенно ограничивало возможности для передвижения крестьян по территории России, но помещики отпускали своих крепостных не только на заработки в города, но и на совершение богомолья, особенно к местночтимым святым местам и источникам. Возможности для путешествий с паломническими целями внутри страны и за рубеж имели также купцы, ремесленники, рабочие, мещане, отставные офицеры и солдаты, а также государственные крестьяне, проживавшие на Русском Севере, Урале и Сибири. Некоторые из них, обладающие литературными талантами, писали воспоминания о своих богомольных путешествиях, которые были напечатаны или дошли до нашего времени в виде рукописей.
Военные действия между Российской империей и Османской Портой, которые велись в первой половине XIX в., безусловно, являлись важной помехой для совершения паломнических путешествий к святым местам Вселенского Православия. Однако неизбывное стремление русских православных людей посетить Святую Землю и Афон преодолевало все препятствия и сложности дальнего пути и позволяло нашим паломникам достигать Иерусалима и поклоняться Гробу Господню.
Исследование охватывает период от начала правления императора Александра I Павловича и практически до окончания царствования императора Николая II Александровича и подразделяется на три большие части. Первая часть включает историю паломничества в первой половине XIX в. до начала Крымской войны, которая связана с важнейшими вехами русского присутствия в Святой Земле — созданием Русского дипломатического консульства и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Вторая часть охватывает 1856–1882 гг., — время начала Великих реформ в Российской империи и зарождения феномена Русской Палестины. Третья часть распространяется на период 1882–1914 гг. — время деятельности Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) до начала Первой мировой войны.
Автор рассматривает внешнюю политику Российской империи на Ближнем Востоке, которая была связана с защитой интересов христиан на территории Османской Порты, а также с поддержкой русских паломников, совершавших богомольные путешествия к святым местам Вселенского Православия. В XIX в. зарубежные паломнические путешествия совершали многие известные отечественные деятели науки, искусства и литературы России, которые отразили в своих произведениях образы Святой Земли, евангельские сюжеты земной жизни Спасителя и Богородицы, а также историю и повседневную жизнь народов, живших в тот период на Ближнем Востоке. Русские деятели науки и культуры внесли весомый вклад в изучение древних цивилизаций региона и развитие культуры местных народов. В середине и второй половине XIX в. началось массовое паломничество русских людей в Святую Землю, была создана Русская Палестина, комплекс российских построек в Иерусалиме, а позже — образовано ИППО, которое помогало паломникам совершать путешествия к святыням Вселенского Православия.
Большинство русских богомольцев совершали в первой половине XIX в. паломнические путешествия в Палестину из различных русских черноморских городов в Константинополь, продолжая так называть Стамбул, столицу Османской империи. На кораблях, как правило, из Одессы они прибывали в Царьград и приходили в русскую дипломатическую миссию для получения османских паспортов и обмена денег, чем занималась коммерческая канцелярия посольства. «Для приёма паломников при миссии был построен специальный дом, однако мест на всех не хватало, и прибывшие размещались на прибрежных греческих судах на набережной Перы. Паломники могли довольно долго ожидать австрийских пароходов, следовавших в Яффу» [1, с. 268]. Поэтому финансовая помощь, которую малоимущим паломникам оказывало посольская канцелярия, имела существенное значение и спасала русских паломников от голодной смерти или порабощения. «Имевшиеся на руках русских путешественников “султанские грамоты” (фирманы) выполняли функцию “охранных грамот” (аманов) <…> Фирманы с вписанными в них именами обеспечивали лицам, ими обладающим, большую степень безопасности, поскольку на документе стояла печать султана» [2, с. 156].
Богатые русские паломники, как правило, путешествовали в Святую Землю через Европу: на корабле или на поезде они доезжали до Германии, далее через территорию Австрийской империи добирались до портовых городов, расположенных на побережье Адриатического или Средиземного моря, откуда на кораблях шли в Грецию, Египет и Палестину.
Общее количество русских православных паломников, ежегодно направлявшихся в Святую Землю в первой половине XIX в., колебалось, по данным русских дипломатов, служивших в Константинополе, от 100 до 250 человек в год. В основном это были бедные люди из крестьян и городских жителей, для которых паломническое путешествие было тяжёлым и в то же время радостным испытанием веры и личного благочестия. Большую помощь в поддержании русских православных паломников на их пути к святым местам Вселенского Православия оказывали русское посольство в Константинополе, консульства в Бейруте и Яффе. Сотрудники этих зарубежных дипломатических учреждений Российской империи заботились о быте и организации путешествий богомольцев, оказывали им при необходимости финансовую помощь.
В 1847 г. начала свою деятельность Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме. В 1858 г. в Иерусалиме впервые было открыто российское дипломатическое консульство. Деятельность всех этих учреждений была направлена, прежде всего, на поддержку русских богомольцев, которые приезжали с паломническими целями в Святую Землю.
Победы русских войск и старания отечественных дипломатов принесли свои плоды. Если в 30–40 гг. XIX в. число наших паломников насчитывало десятки, иногда сотни человек в год, то «сразу после Крымской войны начинается настоящий паломнический бум» [3, с. 18]. Начиная с середины XIX в. тысячи русских паломников ежегодно стали посещать Святую Землю. В этот период духовная устремлённость простых верующих людей к святыням Православного Востока совпала с интересами российской имперской геополитики.
Чтобы компенсировать неблагоприятные для России последствия Крымской войны, в ходе которой русская армия потерпела поражение, была выдвинута идея «формирования сферы собственных интересов в Святой Земле» [4, с. 109]. Удобным средством для этого как раз и стали в то время развитие и организация массового паломничества к святым местам Палестины. Эти идеи были разработаны и выдвинуты Великим Князем Константином Николаевичем 1 (ил. 1), выдающимся отечественным реформатором и сподвижником Императора Александра II Николаевича Освободителя 2 в деле государственных преобразований в России. В начале 1856 г. в окружении Великого Князя Константина Николаевича был подготовлен масштабный проект по созданию российской инфраструктуры в Святой Земле для развития русского паломничества и поддержки Православия на Ближнем Востоке.
Ил. 1. Великий Князь Константин Николаевич, председатель Палестинского Комитета в 1859–1862 гг.
В 1856 г. была создана общественная организация Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), занимавшееся перевозкой русских паломников из Одессы и других черноморских городов в Яффу. Здесь уместно будет обратить внимание на то, что дирекция РОПиТ создала по всему Средиземноморью систему агентств, в которых работали представители пароходства.
О деятельности агентов РОПиТ Великий Князь Константин Николаевич писал Министру иностранных дел Российской империи князю А.М. Горчакову следующее: «Директор Общества Пароходства в Чёрном море Н.А. Новосельский предполагает в непродолжительном времени отправиться на Архипелаг, Сирию и Средиземное море для назначения, между прочим, агентов Общества в разных местах. Подобный агент в Иерусалиме будет иметь предметом заботиться о наших богомольцах и для успеха его действий было бы весьма полезно придать ему какое-либо дипломатическое значение…» 3.
В 1857 г. возобновилась деятельность РДМ в Иерусалиме, которая была создана ещё в 1847 г., но из-за военных действий в период Крымской войны была эвакуирована из Палестины. В 1858 г. в Иерусалиме впервые было открыто российское дипломатическое консульство. Первым русским августейшим паломничеством в Святую Землю стало прибытие в Иерусалим Великого Князя Константина Николаевича с семьёй 4 в 1859 г. Августейшее паломничество оказалось поворотным моментом во внешней политике России в Палестине: у нашего государства появились на Ближнем Востоке «собственные интересы», т.е. оно приобрело крупные земельные участки, на которых стало возводить храмы и подворья для русских православных паломников. В 1859 г. в Санкт-Петербурге был образован «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников» (Палестинский комитет), преобразованный в 1864 г. в Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД России.
Весомый вклад в развитие паломничества сделала РДМ в Иерусалиме и особенно один из её начальников архимандрит Антонин (Капустин) 5 (ил. 2), выдающийся церковный дипломат, писатель и учёный. Он был начальником Миссии в 1865–1894 гг. и более сорока лет отдал служению интересам России на Православном Востоке. Благодаря трудам архимандрита Антонина были приобретены и обустроены 14 земельных участков. Их суммарная стоимость оценивалась в конце XIX в. в один миллион золотых рублей. На этих участках по его проектам воздвигнуты три храма (Вознесенский — на Елеоне, Казанский — в Горнем, святого Апостола Петра и праведной Тавифы — в Яффе), построены шесть странноприимных домов для русских паломников (в Хевроне, Иерихоне, Тивериаде, на Елеоне, в Горнем и Яффе), в Горнем и на Елеоне основаны женские монастыри. Стараниями архимандрита Антонина русским достоянием стал один из важнейших библейских символов — Мамврийский дуб в Хевроне.
Ил. 2. Архимандрит Антонин (Капустин), начальник РДМ в Иерусалиме
В октябре 1872 г. в ходе длительной ознакомительной поездки по Османской империи Святую Землю посетил Великий Князь Николай Николаевич Старший 6, будущий герой освободительной Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Паломничество Великого Князя сыграло существенную роль: были проведены важные переговоры с султаном Османской империи Абд аль-Азизом 7, укрепившие русское влияние в Палестине, освящён Троицкий собор (ил. 3), тем самым в целом завершён первый этап строительства Русских построек в Иерусалиме. С тех пор в Иерусалиме паломники из России могли слушать богослужение на привычном церковнославянском языке.
Ил. 3. Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
Особое значение имело августейшее паломничество в Святую Землю Великих Князей Сергия 8 (ил. 4) и Павла 9 Александровичей и их двоюродного брата Константина Константиновича 10 21–31 мая 1881 г. Между Великими Князьями и архимандритом Антонином сложились тёплые и доверительные отношения. Искренний интерес Сергия Александровича к русско-палестинским проблемам позволил в следующем, 1882 г., создать в Санкт-Петербурге под его председательством Православное Палестинское Общество, впоследствии получившее почётное добавление к названию – «Императорское» 11. За несколько лет интенсивной и продуктивной деятельности ИППО успешно реализовало ряд важных научных, паломнических и строительных проектов. Поэтому 24 марта 1889 г. Указом Императора Александра III Александровича 12 Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИД была упразднена, её функции, капиталы и имущества, в том числе подворья в Иерусалиме (ил. 5) и другая российская недвижимость в Святой Земле, были переданы ИППО. Таким образом, взамен не всегда согласованной деятельности разноведомственных российских учреждений – Духовной миссии, Консульства и Палестинской комиссии – была создана новая, более удобная и отвечающая потребностям времени организационная система обеспечения русских паломников в Святой Земле.
Ил. 4. Великий Князь Сергий Александрович, Председатель ИППО в 1882–1905 гг.
Ил. 5. Сергиевское подворье ИППО в Иерусалиме
ИППО уникально по своему значению в истории отечественной и зарубежной культуры. Уставные задачи Общества – содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран Библейского региона, поддержка Православия на Ближнем Востоке – тесно связаны с традиционными духовными и культурными ценностями русского народа и приоритетами российской внешней политики. Одним из главных источников финансирования Общества был так называемый Вербный сбор, т.е. церковные пожертвования верующих, проходивший ежегодно во всех храмах Российской империи в Вербное Воскресенье.
К 1914 г. в ИППО состояли около трёх тысяч членов, его отделы действовали в 52 губерниях Российской империи. Обществу принадлежало 28 земельных участков (26 – в Палестине и по одному — в Ливане и Сирии) общей площадью более 23,5 га. В 24 учебных заведениях Общества в Палестине обучались 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана — 9974 ученика. Подворья и странноприимные дома, принадлежавшие Обществу в Палестине, одновременно вмещали до шести тысяч паломников.
В конце XIX – начале XX в., за несколько десятилетий до начала Первой мировой войны, произошёл всплеск богомольного интереса русских православных паломников к святыням Вселенского Православия, находившимся в Европе, и в первую очередь, в Италии. М.Г. Талалай писал, что до этого периода «паломничества на Запад были единичны и выбивались из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался как свой, единоверный (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более о протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX–ХХ вв., причём их составителям приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению истинно «православных» святынь. Однако к началу ХХ в. естественное влечение православных христиан к множеству святынь, находящихся на италийской земле, вылилось в массовое паломничество» [5, с. 38–39]. При этом надо заметить, что ИППО так же, как и на Ближнем Востоке, оказывало помощь русским богомольцам и в Италии, в частности в Бари, где благодаря Обществу накануне Первой мировой войны было построено православное подворье с храмом во имя св. Николая Чудотворца и странноприимным домом.
В начале ХХ в. из-за войны России с Японией и революционных волнений паломничество к святым местам Вселенского Православия стало менее интенсивным и массовым. После окончания Русско-японской войны 1904–1905 гг. и Первой русской революции 1905–1907 гг. постепенно начало восстанавливаться русское православное паломничество в Святую Землю, которое к 1909–1910 о.г. достигло почти 9 тысяч человек, посетивших Палестину в течение года, из которых свыше 6 тысяч прибыли в Иерусалим на праздник Святой Пасхи.
В конце XIX – начале XX в. паломничество в Святую Землю по линии ИППО стало необыкновенно популярным среди преподавателей и учащихся высших и средних учебных заведений России. Поездки в Палестину групп учащейся молодёжи во главе с преподавателями получили название «экскурсий». Особенно многочисленными были паломнические «экскурсии» русской молодёжи летом 1909 г. Тогда в Иерусалим прибыли семь групп учащихся и преподавателей из Санкт-Петербурга, Москвы, Петергофа, Саратова, а также ещё несколько сборных групп преподавателей из разных городов России.
В 1910–1911 о.г. на подворьях ИППО в Святой Земле проживали 8994 паломника, из них 5003 богомольца прибыли единовременно к празднику Святой Пасхи. В течение года Общество устроило путешествия 27 паломнических караванов, охраняемых вооружёнными проводниками, к месту крещения Христа на р. Иордан, в Назарет, на гору Фавор и Тивериадское озеро. Общее число паломников, принявших участие в этих караванах, превысило 10 тысяч. Каждый такой караван сопровождали священники для совершения церковных треб, а также фельдшер с походной аптечкой для оказания медицинской помощи заболевшим паломникам.
В 1912 г. Император Николай II Александрович собственноручно написал на докладе о работе Общества за 1910–1911 о.г. Председателя ИППО Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны (ил. 6) следующую резолюцию: «Вполне одобряю Совет в намерении его и в дальнейшем усовершенствовать быт паломников. Необходимо ему помочь в этом деле. Николай» [6, с. 253]. Высочайшее внимание Государя к деятельности ИППО по развитию русского православного паломничества стало выражением государственной поддержки масштабной работы Общества в Святой Земле по поддержанию отечественного богомолья.
Ил. 6. Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, Председатель ИППО в 1905–1917 гг.
В 1910–1914 гг. почти каждое из русских военных судов, находившихся в плавании по Средиземному морю, считало своей священной обязанностью посетить Яффский порт, откуда судовая команда, как правило, поделившись на группы, направлялась в Иерусалим для поклонения Гробу Господню и другим святым местам Палестины.
К 1914 г. подворья и странноприимные дома, принадлежавшие ИППО в Палестине, одновременно вмещали до 6–7 тысяч паломников. Общество реально добилось снижения стоимости паломнического путешествия из Российской империи в Святую Землю, благодаря этому Палестину и Афон ежегодно по линии ИППО посещали от 2 до 10 тысяч человек. Деятельность Общества по направлению и приёму православных богомольцев, прибывавших в Иерусалим, продолжалась до июля 1914 г.
1 августа 1914 г. началась Первая мировая война, вследствие этого остановилось выездное зарубежное паломничество русских людей к святым местам Вселенского Православия.
1 Константин Николаевич (1827–1892), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и военный деятель, паломник в Святой Земле, генерал-адмирал, председатель Государственного Совета Российской империи в 1865–1881 гг., второй сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны, брат и соратник Императора Александра II Николаевича, известный государственный и военно-морской деятель. Назначенный ещё в детском возрасте генерал-адмиралом, он всю жизнь посвятил русскому военному флоту и его преобразованию. В 1845 г., будучи командиром парового фрегата «Бессарабия» и находясь в плавании по Средиземному морю, он совершил паломничество на Святую Гору Афон. В 1852 г. Константин Николаевич был назначен товарищем (заместителем) начальника Главного морского штаба, в 1855 г. — управляющим флотом и Морским министерством (на правах министра). В 1859 г. совершил государственный визит в Османскую империю. В ходе большого плавания с посещением Палермо, Мессины, Неаполя, Пирея, Яффы, Бейрута совершил с супругой Великой Княгиней Александрой Иосифовной и сыном Николаем паломничество в Иерусалим и Святую Землю. По возвращении в Россию назначен председателем Палестинского Комитета, созданного в марте 1959 и руководившего возведением Русских построек в Иерусалиме (занимал этот пост до отъезда в Польшу в 1862). Инициатор и активный участник реформ Императора Александра II. В 1860 г. — председатель Главного комитета по крестьянскому делу, в 1861–1881 гг. — председатель Главного комитета по устройству сельского состояния, в 1862–1863 гг. — наместник в Царстве Польском, в 1865–1881 гг. — председатель Государственного совета Российской империи. В 1880–1881 гг. он содействовал В.Н. Хитрово в организации Православного Палестинского Общества. Почётный член ИППО с 1882 г.
2 Александр II Николаевич Освободитель (1818–1881), Император Всероссийский в 1855–1881 гг. из династии Романовых, старший сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны. Он начал эпоху Великих реформ, положивших конец крепостническому строю и направленных на уничтожение сословных противоречий. Первым в ряду главнейших преобразований Императора стала отмена крепостного права в 1861 г. Реформы коснулись практически всех сторон жизни государства и общества. Внутренние и внешние войны в период его правления были победоносными. Во внешней политике на Ближнем Востоке проводил линию по поддержанию Православия и развитию русского православного паломничества в Святую Землю. Император был убит террористами на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге.
3 АВПРИ. Ф. 133. Оп. 469. Т. II. 1857. Д. 51. Л. 53.
4 Вместе с Великим Князем Константином Николаевичем в паломническом путешествии в Иерусалим принимали участие его супруга Великая Княгиня Александра Иосифовна и старший сын Николай.
5 Антонин (Капустин) (1817–1894), архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1865–1894 гг., известный церковный дипломат, историк, археолог, археограф, византинист, востоковед, нумизмат, писатель, паломник. Он был одним из выдающихся создателей Русской Палестины в Святой Земле.
6 Николай Николаевич Старший (1831–1891), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, российский военный и государственный деятель, паломник в Святой Земле; третий сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны; генерал-фельдмаршал (1878). Именовался Старшим с 24 ноября 1856 г. для отличия от родившегося тогда его первого сына, наречённого тем же именем. Член Государственного совета (1855) и почётный член Императорской Академии наук. В 1872 г. он в составе многочисленной свиты совершил паломничество в Святую Землю. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Николай Николаевич был главнокомандующим русской армией на Балканах. После 1880 г. он по болезни в государственных делах не участвовал.
7 Абд аль-Азис (1830–1876), султан Османской империи в 1861–1876 гг. из рода Османов.
8 Сергий Александрович (1857–1905), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и общественный деятель, пятый сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал-лейтенант, один из учредителей и первый Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, паломник в Святой Земле. С 1884 г. супруг Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, старшей сестры Императрицы Александры Фёдоровны. С 1887 г. командир Лейб-гвардейского Преображенского полка. С 1891 г. генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. командующий Московским Военным округом. Дважды совершал паломничество в Святую Землю, неоднократно поклонялся отечественным святыням. Погиб в Москве от бомбы, брошенной в него террористом.
9 Павел Александрович (1860–1919), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, младший, шестой сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал от кавалерии, паломник. Совершил паломничество в Святую Землю в 1881 г. После Февральской революции 1917 г. уволен от службы. Расстрелян большевиками в Петрограде.
10 Константин Константинович (1858–1915), Великий Князь из Императорского Дома Романовых, сын Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Александры Иосифовны, государственный и общественный деятель, паломник, известный переводчик и поэт (литературный псевдоним КР). Он был главным начальником военно-учебных заведений России, генералом от инфантерии, избран почётным членом по разряду изящной словесности в 1882 г. и президентом Императорской Академии наук в 1889–1915 гг. В 1881 г. он совершил путешествие в Святую Землю, в 1882 г. избран почётным членом ИППО.
11 Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) — российская общественная организация, учреждённая в 1882 г. по высочайшей воле Императора Александра III Александровича с целью поддержания Православия в Святой Земле, организации и помощи русским паломникам в их путешествиях в Палестину и пребывании в ней, а также научной и гуманитарной деятельности. Инициатором создания общества был В.Н. Хитрово. Первым председателем Общества стал Великий Князь Сергей Александрович, после его трагической смерти в 1905 г. ИППО возглавила его супруга, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. После 1917 г. ИППО сохранилось в виде Российского Палестинского общества в составе Академии наук СССР. В 1992 г. Общество восстановило своё историческое название и продолжило традиционную деятельность в России и Святой Земле.
12 Александр III Александрович (1845–1894), Император Всероссийский в 1881–1894 гг. из династии Романовых, второй сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны. В 1882 г. державной волей Государя было создано Императорское Православное Палестинское Общество. Он лично руководил внешней политикой Российской империи и содействовал укреплению её влияния на Ближнем Востоке.
Об авторах
Сергей Юрьевич Житенёв
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва; МОО «ИППО»
Автор, ответственный за переписку.
Email: zhitenev@bk.ru
историк и культуролог, советник директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, руководитель Научной секции МОО «ИППО», руководитель проекта «История русского православного паломничества в XIX в.» (20-09-41002)
РоссияСписок литературы
- Кудрявцева Е.П. Русские на Босфоре: русское посольство в Константинополе в первой половине XIX века. М., 2010. – 348 с.
- Якушев М.М. Русское православное паломничество на Ближний Восток в контексте османо-российских отношений. (1774–1847 гг.). М.: Индрик, 2018. – 512 с.
- Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Русское паломничество в Святую Землю в XIX–XX вв. // Каталог выставки «1000 лет русского паломничества». М.: ГИМ, 2009. С. 18–23.
- Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М., 2006 г.
- Талалай М.Г. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб., 2011.
- Летопись Палестинского Общества. // СИППО. Т. XXIII. Вып. II. СПб., 1912. C. 228–254.
Дополнительные файлы
