Языковая личность педагога в образовательном медиадискурсе: векторы событийности знаковых действий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье определяются векторы событийности знаковых действий языковой личности педагога в образовательном медиадискурсе. Для достижения поставленной цели используются следующие методы: индуктивно-дедуктивный метод, описательный метод, дискурс-анализ, контент-анализ, лексико-грамматический анализ, стилистический анализ, концептуальный анализ, интерпретативный анализ, количественный анализ. В качестве материала исследования используются российские и зарубежные медиатексты в рамках образовательной медиакоммуникации, отобранные в результате применения приема сплошной выборки. Установлено, что в образовательном медиадискурсе выделяются такие векторы событийности знаковых действий языковой личности педагога, как психолого-педагогический, коммуникативный, этический векторы.

Об авторах

Ольга Викторовна Сергеева

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: docsov117@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии факультета романо-германской филологии

Россия

Список литературы

  1. Горожанов А. И. Формирование обучающей виртуальной среды в контексте новых информационных технологий: дис. … д-ра филол. наук. М, 2018. EDN BDNFAR.
  2. Gorozhanov A. I. Institutional Educational Virtual Environment for Linguistic Purposes: Theory and Practice. Казань: Бук, 2019.
  3. Грушевская Е. С. Текстовая категория «событие»: информационно-концептуальная и информационно-коммуникативная модели представления // Вестник Адыгейского государственного университета., 2009. Вып. 2. С. 122–124.
  4. Krämer S. Performativität und Medialität. München: Fink, 2004.
  5. Четыркина И. В. Перформативность как конститутивный признак культуры: этническая и историческая перспектива: монография. Краснодар, 2005.
  6. Желтухина М. Р. Специфика влияния вербалики и невербалики масс-медиальной коммуникации на избирательный процесс // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков: Человек и его дискурс: сборник научных трудов ИЯ РАН. М.: Азбуковник, 2003. С. 109–132.
  7. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 2. С. 20–33.
  8. Karpovskaya N. V., Shiryaeva O. V., Zheltukhina M. R. Stylistic means of headline creating in the informationanalytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor. XLinguae, 2019. Vol. 12. No. 4. P. 173–182. doi: 10.18355/XL.2019.12.04.15.
  9. Желтухина М. Р., Парамонова Д. В., Бусыгина М. В. Человек и его дискурс – 7: медиаобраз – гражданин – государство культура. М., Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2023.
  10. Желтухина М. Р., Спорова И. П. Человек и его дискурс – 8: политическое медиавоздействие – цифровые технологии гражданская лингвопрагматика. М., Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2024.
  11. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. … д-ра психол. наук. Л. 1990.
  12. Литке С. Г. Анализ понятия «Социально-психологическая компетентность» // Мир науки, культуры, образования. 2014. №3 (46). С. 104–107.
  13. Ситников А. П., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. М.: Луч, 1994.
  14. Третьяк И. Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. №4(9). С. 130–132.
  15. Сергеева О. В. Личность и межличностные отношения учителя в зеркале языка массовой информации: аспект конфликтности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2009. № 4. С. 160–161.
  16. Сергеева О. В., Факторович А. Л. Диалог, монолог и педагог: штрихи к портрету наставника // Язык, личность, культура. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010а. С. 102–110.
  17. Литвишков В. М., Вилкова А. В. Педагогическое общение // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 41-1. С. 11–13. doi: 10.18411/lj-08-2018-03.
  18. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности. Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 131–141.
  19. Сергеева О. В., Желтухина М. Р. Лингвопрагматика языковой личности педагога: монография. М.: ИНФРА-М, 2024.
  20. Lakoff R. T. Talking power: The politics of language in our lives. NY: Basic Books, 1990.
  21. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: учебное пособие для студентов педагогических университетов и институтов. М.: Академия, 1998.
  22. Каратанова О. А. Лингвистически релевантные нарушения педагогического дискурса: дисс. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2003.
  23. Лаврентьева И. В. Оценка коммуникативной компетентности будущих социальных работников // Вестник Санкт Петербургского университета. Социология. 2012. № 2. С. 163–167.
  24. Антонова Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007.
  25. Щербаева А. А. Лингвокультурные типажи «учитель» и «врач»: общекультурные и индивидуально-авторские характеристики: на материале прозы А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук: Краснодар, 2010.
  26. Григорьева А. В., Ширяева Т. А. Профессиональная компетентность учителя: механизмы формирования и совершенствования в новых образовательных условиях // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 4. № 4. С. 321–324.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».