Языковая личность педагога в образовательном медиадискурсе: векторы событийности знаковых действий
- Авторы: Сергеева О.В.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: № 2(896) (2025)
- Страницы: 89-96
- Раздел: Языкознание
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-2197/article/view/284006
- ID: 284006
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье определяются векторы событийности знаковых действий языковой личности педагога в образовательном медиадискурсе. Для достижения поставленной цели используются следующие методы: индуктивно-дедуктивный метод, описательный метод, дискурс-анализ, контент-анализ, лексико-грамматический анализ, стилистический анализ, концептуальный анализ, интерпретативный анализ, количественный анализ. В качестве материала исследования используются российские и зарубежные медиатексты в рамках образовательной медиакоммуникации, отобранные в результате применения приема сплошной выборки. Установлено, что в образовательном медиадискурсе выделяются такие векторы событийности знаковых действий языковой личности педагога, как психолого-педагогический, коммуникативный, этический векторы.
Об авторах
Ольга Викторовна Сергеева
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: docsov117@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии факультета романо-германской филологии
РоссияСписок литературы
- Горожанов А. И. Формирование обучающей виртуальной среды в контексте новых информационных технологий: дис. … д-ра филол. наук. М, 2018. EDN BDNFAR.
- Gorozhanov A. I. Institutional Educational Virtual Environment for Linguistic Purposes: Theory and Practice. Казань: Бук, 2019.
- Грушевская Е. С. Текстовая категория «событие»: информационно-концептуальная и информационно-коммуникативная модели представления // Вестник Адыгейского государственного университета., 2009. Вып. 2. С. 122–124.
- Krämer S. Performativität und Medialität. München: Fink, 2004.
- Четыркина И. В. Перформативность как конститутивный признак культуры: этническая и историческая перспектива: монография. Краснодар, 2005.
- Желтухина М. Р. Специфика влияния вербалики и невербалики масс-медиальной коммуникации на избирательный процесс // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков: Человек и его дискурс: сборник научных трудов ИЯ РАН. М.: Азбуковник, 2003. С. 109–132.
- Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 2. С. 20–33.
- Karpovskaya N. V., Shiryaeva O. V., Zheltukhina M. R. Stylistic means of headline creating in the informationanalytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor. XLinguae, 2019. Vol. 12. No. 4. P. 173–182. doi: 10.18355/XL.2019.12.04.15.
- Желтухина М. Р., Парамонова Д. В., Бусыгина М. В. Человек и его дискурс – 7: медиаобраз – гражданин – государство культура. М., Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2023.
- Желтухина М. Р., Спорова И. П. Человек и его дискурс – 8: политическое медиавоздействие – цифровые технологии гражданская лингвопрагматика. М., Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2024.
- Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. … д-ра психол. наук. Л. 1990.
- Литке С. Г. Анализ понятия «Социально-психологическая компетентность» // Мир науки, культуры, образования. 2014. №3 (46). С. 104–107.
- Ситников А. П., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. М.: Луч, 1994.
- Третьяк И. Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. №4(9). С. 130–132.
- Сергеева О. В. Личность и межличностные отношения учителя в зеркале языка массовой информации: аспект конфликтности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2009. № 4. С. 160–161.
- Сергеева О. В., Факторович А. Л. Диалог, монолог и педагог: штрихи к портрету наставника // Язык, личность, культура. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010а. С. 102–110.
- Литвишков В. М., Вилкова А. В. Педагогическое общение // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 41-1. С. 11–13. doi: 10.18411/lj-08-2018-03.
- Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности. Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 131–141.
- Сергеева О. В., Желтухина М. Р. Лингвопрагматика языковой личности педагога: монография. М.: ИНФРА-М, 2024.
- Lakoff R. T. Talking power: The politics of language in our lives. NY: Basic Books, 1990.
- Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория: учебное пособие для студентов педагогических университетов и институтов. М.: Академия, 1998.
- Каратанова О. А. Лингвистически релевантные нарушения педагогического дискурса: дисс. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2003.
- Лаврентьева И. В. Оценка коммуникативной компетентности будущих социальных работников // Вестник Санкт Петербургского университета. Социология. 2012. № 2. С. 163–167.
- Антонова Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007.
- Щербаева А. А. Лингвокультурные типажи «учитель» и «врач»: общекультурные и индивидуально-авторские характеристики: на материале прозы А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук: Краснодар, 2010.
- Григорьева А. В., Ширяева Т. А. Профессиональная компетентность учителя: механизмы формирования и совершенствования в новых образовательных условиях // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 4. № 4. С. 321–324.
Дополнительные файлы
