P.L. YUDIN – ARCHIVIST AND RESEARCHER OF THE HISTORY OF THE NORTH CAUCASUS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the less known and less studied scientific heritage of the historian of the late XIX – early XX centuries. P.L. Yudin. The significance of P.L. Yudin works consists not only in introducing into scientific circulation an array of archival documents, most of which has not been preserved to this day, but also in correct interpretations of them and creating a scientific narrative that significantly enriched the history of culture of both the Cossack community and the peoples of the North Caucasus. Specialists appraise as especially fruitful the “Vladikavkaz stage” (1910-1923) of the scientific and educational activity of the researcher. P.L. Yudin was a typical representative of Russian official imperial historiography. At the same time, his work on the history of the “Smuta” in the Caucasus, as well as on the establishment of relations between Russia and the peoples of the North Caucasus, are still of interest to modern historical science.

Full Text

В истории России немало имен, прославивших отечественную историческую науку, но оставшихся при этом малоизвестными для современных исследователей. Одно из таких имен – Павел Львович Юдин (1863-1927), высокообразованный историк и архивист, научное наследие которого до сих пор остается малоизученным. Личность П.Л. Юдина по-своему уникальна: в ней соединились черты казачьего офицера и российского интеллигента, который на высоком профессиональном уровне осуществлял исследовательскую и просвещенческую работу. На наш взгляд, П.Л. Юдин являлся продолжателем историографической традиции, заложенной донским историком В.Д. Сухоруковым. Ценность научного наследия П.Л. Юдина заключается, во-первых, в том, что он ввел в научный оборот важные архивные документы, большая часть из которых не сохранилась до наших дней, и во-вторых, созданный им научный нарратив существенно обогатил историю культуры как казачьего сообщества, так и народов Северного Кавказа.

Изучение жизненного пути П.Л. Юдина дает возможность проследить этапы становления и условия для занятия гуманитарными науками ученых российской провинции в дореволюционный период. В отечественной исторической науке отсутствуют комплексные работы, посвященные общественной деятельности и научному наследию П.Л. Юдина в области изучения терского казачества и народов Северного Кавказа. Кроме того, в настоящее время, на фоне заметного повышения общественного интереса к ситуации на Северном Кавказе, становится очевидной необходимость учета исторического опыта социальной, административной и экономической политики царизма в отношении казачества и народов этого региона в условиях их адаптации к политической, социальной, экономической и культурной системам Российского государства. В этом отношении исследовательская тема приобретает дополнительную актуальность.

Биография и общественно-научная деятельность П.Л. Юдина до сих пор не становились предметом специального монографического исследования. Однако некоторые сведения о нем все же содержатся в работах авторов разных поколений, в-первую очередь, посвященных истории казачества. Основные вехи жизнедеятельности П.Л. Юдина были установлены уже в исторической литературе 1970-1980-х гг.

Павел Львович Юдин родился в 1864 г. в станице Сакмарской Уральского казачьего войска, которая позже стала относиться к Оренбургскому войску. По отцу его предки являлись казаками-старообрядцами, мать была дочерью оренбургского чиновника. В семье имелась домашняя библиотека, детей приобщали к чтению и поощрялось получение ими в будущем образования. Павел сперва обучался в станичной школе, затем в 1881-1883 гг. в Оренбургском казачьем (юнкерском) училище. Нам не известны документы, которые позволяют утверждать, что Юдин на каком-то этапе обучался архивному делу. Скорее всего, он самостоятельно приобрел навыки работы с архивным материалом и благодаря своему трудолюбию, упорству и любви к историко-архивному делу весьма преуспел на этом поприще. По примеру старшего брата, который стал учителем и журналистом-краеведом, Павел Юдин уже в 16 лет опубликовал свою первую статью, посвященную обычаям старообрядцев. Однако следуя примеру отца, отслужившего долгое время в Оренбургском казачьем войске и вышедшего в отставку урядником, П. Юдин начал службу в этом воинском формировании. В 1898 г. он числился хорунжим Оренбургского казачьего войска. Военная и научно-просвещенческая деятельность П.Л. Юдина до 1917 г. протекала в Оренбурге, Самаре, Астрахани и Владикавказе. При этом владикавказский этап его жизни (1910-1923 гг.) был очень плодотворным. П.Л. Юдин сразу включился в работу Терского общества любителей казачьей старины. Происходит его знакомство и тесное взаимодействие с такими авторитетными исследователями истории терского казачества как В.А. Потто, М.А. Караулов, Г.А. Ткачев и др. В этот период некоторые работы Юдина на конкурсах исторических сочинений получили специальные премии указанного научного общества. Активно работая во Владикавказском, Астраханском и Московском архивах, он публикует большое количество разноплановых научных работ: книг, брошюр, статей, очерков, газетных заметок. Значительная их часть была посвящена историческим деятелям: Александру I, Александру II, цесаревичу Николаю Александровичу, А.С. Пушкину, О.А. Ингельстрому, Н.И. Костомарову, А.Н. Плещееву, декабристам и другим. Для автора статьи особый интерес представляют публикации Юдина, посвященные кабардинским князьям Сунчалею Канклычевичу и Александру Бековичу-Черкасскому. По имеющимся подсчетам, библиография трудов П.Л. Юдина насчитывает 750 наименований. При этом он печатался не только на русском и украинском, но и на французском языке. Его работы хорошо знала и ценила просвещенная публика; признанием его научной деятельности явилось получение им в 1895 г. специального пособия от Императорской Академии наук. В последние годы своей жизни П.Л. Юдин заведовал Дагестанским архивным бюро в Махачкале (1923-1925 гг.), а в 1925-1926 гг. занимался научной и архивной работой в Астрахани.

Несмотря на то, что научное творчество П.Л. Юдина по истории казачества и некоторых северокавказских народов относится к позднему имперскому периоду, первые упоминания о нем появились еще до февральской революции 1917 г. В это время работы П.Л. Юдина подверглись источниковедческому анализу в публикациях И.В. Захарьина (Якунина). Прежде всего следует отметить его статью, опубликованную в журнале «Русский архив» в 1902 г. и выполненную в виде ответа на его критические замечания в адрес статьи о В.А. Перовском – оренбургском генерал-губернаторе [Захарьин (Якунин) 1902: 303-305].

Первый научный анализ работ П.Л. Юдина по истории терского казачества был проведен его современником, действительным членом Терского общества любителей казачьей старины Г.А. Ткачевым. В 1912 г. на страницах издававшейся в г. Владикавказе газеты «Терские ведомости» он опубликовал специальную статью, посвященную изучению научной деятельности П.Л. Юдина [Ткачев 1912]. Обосновывая актуальность проделанной работы, Г.А. Ткачев отмечал, что тональность и характер заметок П.Л. Юдина по истории терского казачества, появлявшихся в начале 1910-х гг. во владикавказской периодической печати, вызывал неподдельный интерес у читателей. Рецензент писал: «Приятно видеть, когда над вопросами закипает работа, когда статья за статьей посвящаются им (терским казакам. – К.Д.) и они занимают, так сказать, злободневное место на столбцах печати. Чувствуется что-то живое, полное сил, какой-то подъем сил, слышится биение жизни. В этом отношении нужно сказать большое спасибо и господину Юдину, и лицам, группирующимся около войскового штаба: они будят и поддерживают постоянное внимание и интерес общества к этим вопросам» [Ткачев 1912]. Однако сама эта статья содержит достаточно критическое отношение Г.А. Ткачева к работам П.Л. Юдина по истории терского казачества. В частности, Г.А. Ткачев указывает на ряд неточностей, допущенных П.Л. Юдиным в оценке достоверности сведений, содержащихся в работе И.Д. Попко «Терские казаки со стародавних времен» о времени появления казаков на Кавказе, а также в оценке личности И. Слепцова и его вклада в историю казачества. При этом Г.А. Ткачев в своей работе наглядно показал, что уже в начале XX в. в исторической науке о казачестве наметилось два уровня исследований: эмпирический и теоретический. В этой системе он отводил значимое место квалификации П.Л. Юдина как историка-архивиста. Г.А. Ткачев отмечал, что по результатам разбора фондов Кизлярского архива, хранящегося в то время в Терском архиве в г. Владикавказе, следовало бы поручить П.Л. Юдину специальное задание, которое бы заключалось в «извлечении из-под спуда наших архивов (материалов по истории Терского казачьего войска. – К.Д.) и их печатание» [Ткачев 1912].  При этом рецензент писал, что «теперь, когда им же составленный каталог уже есть, и когда почва уже расчищена, самая пора приступить к этому неотложному делу, а лучше Юдина найти для этой работы работника у нас, мне кажется, невозможно» [Ткачев 1912].   Однако эта рекомендация Г.А. Ткачева так и не была реализована. Нами не обнаружено сборников документов Кизлярского или Астраханского губернского архива по истории казачества, составленных в дореволюционный период под редакцией П.Л. Юдина.

В советское время личность и научное наследие П.Л. Юдина не привлекали особого внимания исследователей. Известный советский кавказовед Е.Н. Кушева в своем фундаментальном труде, посвященном народам Северного Кавказа и их связям с Россией во второй половине XVI – 30-х годах XVII века [Кушева 1963], широко пользуется работами П.Л. Юдина «Мурза Сюнчалей Янглычев» и «Верность кабардинцев русскому престолу в эпоху Смутного времени». Она обращает внимание исследователей на ценность приведенных в них неизданных архивных материалов. Некоторые сведения по исследуемой нами проблематике содержатся в обобщающем труде по истории Северо-Осетинской АССР [История… 1987].  Исторические сведения, относящиеся к началу XX в., позволяют понять особенности той этнокультурной среды, в рамках которой было создано и функционировало Терское общество любителей казачьей старины и развивалась творческая мысль П.Л. Юдина.

В 1970-1980-е гг. были опубликованы несколько очерков астраханского писателя-краеведа А.С. Маркова, посвященные творчеству П.Л. Юдина [Марков 1979; Марков 1988: 200-222]. В одной из его публикаций – «Литератор, историк, архивист», которая основывалась на личных воспоминаниях дочери П.Л. Юдина, записанных через полвека после смерти ее отца и с использованием материалов семейного архива, были обозначены основные этапы жизнедеятельности исследователя [Марков 1979].

В 1990-2000-е гг., следуя ценным советам и историографической традиции, заложенной Е.Н. Кушевой, широко используют документальный материал П.Л. Юдина в своих исследованиях К.Ф. Дзамихов и Б.К. Мальбахов [Мальбахов, Дзамихов 1996]. Некоторые работы П.Л. Юдина по истории кавказских народов были переизданы К.Ф. Дзамиховым в последнее время [Века… 2017; Из документальной… 2019].

Особый интерес научное наследие П.Л. Юдина вызывает у исследователей истории терского казачества. Определенный вклад в изучение этого вопроса внес М.З. Саблиров [Саблиров 2001]. На основе анализа деятельности Терского общества любителей казачьей старины он предпринял попытку показать роль областных просветительских обществ в развитии культуры. Работа М.З. Саблирова основывалось на материалах Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания. Он показал обстоятельства учреждения Терского общества любителей казачьей старины, особенности организации его работы, состав и структуру, роль специальных комиссий, работавших в рамках общества по государственному заказу, участие в культурно-массовых мероприятиях, деятельность общества по проведению научных и литературных конкурсов, особенности организации печатного дела. В ходе работы М.З. Саблиров сделал ряд ценных выводов. В частности, он отмечал, что «общество наряду с культурно-просветительской и научной работой разрабатывало программу гармонизации национальных отношений между казаками и народами Северного Кавказа. Она предусматривала установление более тесных политических и культурных отношений между ними, изучение истории и пропаганду среди казачества традиционных обычаев и быта горцев» [Саблиров 2001: 131].

В.А. Колесников, рассматривая историографию истории Хоперского казачьего полка, приводит различные точки зрения авторов начала XX в. по этому вопросу [Колесников 2006]. В частности, он указывает, что в публикациях В.Г. Толстова [Толстов 1900] «основополагающим мотивом является мысль о жертвенности казаков во имя царя и отечества, что примитивизирует концепцию автора и невыгодно отличает его от коллег-современников». В то время как П.П. Короленко [Короленко 1896] и П.Л. Юдин [Юдин 1914b] «уверенно опровергали столь благостную картину, отмечая недовольства и волнения хоперцев в период их перехода на Кавказ в 1777-1778 гг. или массовый протест представителей 1-го Хоперского полка против поголовного переселения в Закубанье в 1861 г.». При этом В.А. Колесников назвал процитированную работу П.Л. Юдина последним из значимых дореволюционных исследований о хоперцах. По его словам, «Павел Львович, несомненно, олицетворял собой исследователя новой генерации казаковедов, его исследовательскую манеру можно с уверенностью определить как приверженную, хотя и спорадическому, стихийному, но критическому позитивизму» [Колесников 2006].

В 2006 г. выходит несколько работ С.А. Мезина, которые дополняют биографию и общественно-научную деятельность П.Л. Юдина отдельными эпизодами [Мезин 2006a; Мезин 2006b].

Некоторые биографические сведения о П.Л. Юдине также нашли свое отражение в публицистической статье Ф. Киреева [Киреев 2010]. В частности, он сообщает о Юдине: «На протяжении многих лет он сотрудничал в столичных журналах «Русская старина», «Русский архив», «Исторический вестник», много писал по казачьей истории и не только. В своих статьях он широко использовал результаты собственных архивных поисков, которым посвятил немало времени. На основе исследований в Астраханском и Кизлярском архивах Юдин написал несколько работ о гребенских казаках. Член Терского общества любителей казачьей старины (ТОЛКС), в 1913 году за «Очерки смутного времени на Кавказе» он получил II премию ТОЛКС. П.Л. Юдин был не чужд журналистике, и, как видно, давно желал издавать свою газету. Еще в 1901 году он предлагал оренбургскому атаману начать издание газеты «Поволжье», но тогда финансы не позволили этого. Поэтому неудивительно, что именно ему, оказавшемуся во Владикавказе в 1917 году, поручили издание газеты «Вперед» [Киреев 2010: 10, 11].

Для оценки вклада П.Л. Юдина в развитие провинциальной архивистики конца ХIХ – начала ХХ века также определенное значение имеют работы, посвященные истории развития архивного дела на Северном Кавказе [Цогоев 2003; Муратова 2017].

В 2011 году выходит специальная статья В.Г. Цогоева, посвященная неизвестным страницам деятельности историка-архивиста П.Л. Юдина во Владикавказе (1910-1914) [Цогоев 2011]. Источниковой базой этой работы стали неопубликованные документы войскового штаба Терского казачьего войска, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ), а также различные периодические издания: «Терские ведомости», «Сборник Общества любителей казачьей старины», «Записки Терского общества любителей казачьей старины» и др. В.Г. Цогоеву удалось раскрыть многогранную деятельность П.Л. Юдина, позволяющую характеризовать его как одну «из самых заметных фигур русской провинциальной архивистики конца XIX – начала XX века».

В совместной статье К.Ф. Дзамихова и Ф.А. Киржиновой научное наследие Павла Львовича Юдина и его общественная деятельность в Терской области в 1910-1917 гг. подверглись специальному изучению [Дзамихов, Киржинова 2012]. Авторы, опираясь на архивные источники и опубликованные материалы, выявленные в дореволюционной периодике, приходят к обоснованному выводу, что научное наследие П.Л. Юдина позволяет представить важные моменты истории терского казачества в исторической динамике, выявить условия и факторы политических, социальных, экономических и культурных трансформаций в их среде в XVI – начале XIX в. Следуя существующим историографическими оценками, они приходят к заключению, что работы П.Л. Юдина до сих пор по праву занимают видное место в историографии истории терского казачества. Научное наследие Павла Львовича Юдина и его общественная деятельность в Терской области в 1910-1917 гг. также стала предметом анализа в диссертационном исследовании Ф.А. Киржиновой [Киржинова 2012].

Таким образом, приведенный историографический обзор позволяет сделать вывод, что вопросы истории народов Северного Кавказа в научном наследии П.Л. Юдина все еще не стали предметом отдельного исследования. Можно предположить, что работа П.Л. Юдина в Саратове, где он состоял хранителем исторического архива местной ученой архивной комиссии (1902-1910 гг.), а также его исследовательская деятельность в Астраханском архиве (1898-1901 гг. и в 1905 г.) и в архивах Владикавказа (с 1910 г.) позволили ему накапливать исторический материал не только по казачеству, но и по истории северокавказских народов. Кроме того, в исторической литературе имеются свидетельства о работе П.Л. Юдина в архивах Свияжска и Казани, а также разборе им частного архива потомков имеретинских царей.

На высокий профессиональный уровень П.Л. Юдина, неоднократно использованный руководством поволжских губерний и кавказского линейного казачьего войска, обратили внимание и в Нальчикском округе Терской области. На съезде доверенных кабардинского народа обсуждался вопрос о привлечении Юдина к выявлению и публикации архивных документов, к подготовке и изданию научных работ. Так, в  газете «Терские ведомости» за 1913 г. имеется следующее сообщение: «2 января работавший в московских архивах по отысканию материалов к истории Терского к. в., П.Л. Юдин выехал в Москву. На этот раз едет он по поручению доверенных кабардинского народа для работы в Московских архивах по отысканию материалов к истории Кабардинского народа с условием составления по этому поводу особой докладной записки» [ТВ. 1913. № 2]. Через некоторое время «Терские ведомости» сообщили о выходе в свет его работы «Верность кабардинцев русскому престолу в эпоху смутного времени». «Брошюра эта издается на средства кабардинского народа по случаю 300-летия дома Романовых. Издается она в количестве 3300 экз. для раздачи во время юбилейных торжеств школьникам и всем грамотным кабардинцам. Брошюра составлена П.Л. Юдиным на основе документов главного Московского архива министерства иностранных дел. Автор брошюры для этой цели был послан кабардинцами в Москву» [ТВ. 1913. № 2]. Известно, что к юбилейным торжествам к 300-летию дома Романовых было приурочено и издание В.Н. Кудашева «Исторические сведения о кабардинском народе», к которому тоже имел отношение съезд доверенных.

В сформировавшейся на сегодняшний день историографии научного наследия П.Л. Юдина особо подчеркивается его квалификация историка-архивиста. Отличительная особенность его работ заключается в их фундированности выявленными и вводимыми в научный оборот архивными документами, являющимися основным источником исторических исследований. С этой точки зрения П.Л. Юдин выступает как продолжатель традиций, заложенных в российской историографии и кавказоведении С.М. Броневским, П.Г. Бутковым, С.А. Белокуровым, Ад. Берже. К безусловным заслугам Юдина необходимо отнести его роль по разбору и широкому привлечению в своих исследованиях документов провинциальных архивохранилищ. В конце XIX – начале XX в. состояние последних и условия работы в них оставляли желать лучшего. Например, о своей работе в Астраханском губернском архиве П.Л. Юдин писал: «Пол, полки и самые дела были покрыты таким толстым слоем пыли, что не представлялось совершенно никакой возможности рассмотреть по ярлыкам, к какому периоду и учреждению относились они. Поэтому сначала приходилось очищать пыль, а потом лазить по полкам со свечой, чтобы прочитать надписи и отобрать из прочего ненужного хлама дела бывшей губернской канцелярии, единственно представляющие интерес для нашего исследования. В сарае (в описываемый период астраханский архив располагался в неприспособленном помещении на Облунинской площади – К.Д.) не было ни стола, ни стула, и я должен был работать или стоя, или сидя на корточках у единственной двери, тускло освещавшей это архивное хранилище» [ЦГА РСО-Алания. Ф. НСБ. Оп. ОДФ. Д. 1559. Л. 6]. Огромная работа, проделанная Юдиным по разбору фондов Кизлярского архива, который тогда хранился в так называемом Терском архиве г. Владикавказа, была высоко оценена его современником, известным историком и публицистом Г.А. Ткачевым, который считал, что «теперь, когда им же составленный каталог уже есть, и когда почва уже расчищена, самая пора приступить к этому неотложному делу, а лучше Юдина найти для этой работы работника у нас, мне кажется, невозможно» [Ткачев 1912]. Другой известный русский исследователь начала XX в. В.Р. Апухтин также проявлял большой интерес к работам П.Л. Юдина. В своем письме к общественному деятелю и историку казачества М.А. Караулову он объяснял это следующим образом: «Сегодня из газеты «Терек» узнал о существовании Терского общества любителей казачьей старины, а в справочной книге увидел «Календарь Терской области» за 1911 г. В настоящее время я обрабатываю для издания многочисленный материал, выбранный мною из Московских и Санкт-Петербургских архивов по вопросу о сношении России с Кабардой с XVI по XVIII вв. Работа эта явится отчасти продолжением и дополнением напечатанной части документов в труде С.А. Белокурова «Сношение России с Кавказом (до 1614 г.), но главным образом даст совершенно новые по данному вопросу сведения с 1614 по конец XVIII  в. Вам, как работающему на поприще истории Гребенских и Волжских казаков, наверное, хорошо известно, что история кабардинцев тесно связана с историей терцев. В моих архивных работах мне попадалось много интересных первоисточников о гребенских, главным образом, казаках. Для образца я сделаю небольшие выборки (копии и кальки с документов). Если вы изволите мне разрешить, то 2-го июля, когда, как сообщалось в газете очередное заседание общества, я могу приехать во Владикавказ и сделать краткое сообщение на тему: «Материалы для истории сношений России с Кабардой в XVII в. с вопросом о гребенских казаках» … Меня очень интересует доклад об астраханских архивах П.Л. Юдина; в котором должны быть сведения о гребенских казаках и о кабардинцах. Не найду ли я что-либо о Кабарде за XIX столетие во Владикавказском областном архиве ...» [ЦГА РСО-Алания. Ф. 203. Оп.1. Д. 8. Л. 47]. Очевидно, что многие профессиональные российские историки осознавали важность и значение не только московских и петербургских, но и таких провинциальных архивов как Астраханский губернский, Владикавказский областной и др. Сам П.Л. Юдин неоднократно подчеркивал ценность Астраханского архивохранилища: «… до присоединения к России Грузии Астрахань играла громадную роль не только в организации казачьих войск и устройстве Кавказа, но и в наших сношениях с Персией, Хивой, Мингрелией, Имеретией, царем Кахетинско-Картлийским, Кубанским сераскирос и даже с отдаленным и чересполосным Крымом»  [Юдин 1911: 2]. П.Л. Юдин отчетливо представлял, что после административных преобразований на юге империи, с момента образования самостоятельной Астраханской губернии в 1719 г. именно здесь откладывался огромный комплекс документации по административному и военному управлению территорией и ключевыми крепостями-форпостами в Предкавказье и на Центральном Кавказе (Терки, Святой Крест, Кизляр и Моздок и т.д.). Поэтому П.Л. Юдин полагал, что в «архивах Астрахани должны были сохраниться такие документы, которые в столичные учреждения могли не попасть» [Юдин 1911: 2]. «С уверенностью могу сказать, – писал он, – что из астраханского архива извлечено все, что можно было позаимствовать оттуда не только для истории Терского казачьего войска и заселения Северного Кавказа, но даже из прошлого Запорожского и Кубанского казачеств, о наших сношениях с Персией, Грузией, Крымом, покорение Дагестана, о татарских и калмыцких ордах и горских племенах» [ЦГА РСО-Алания. Ф. НСБ. Оп. ОДФ. Д. 1559. Л. 7].

П.Л. Юдин, являясь по жизни великим тружеником и добросовестным исследователем, в своих публикациях бил тревогу по поводу условий хранения документов в провинциальных архивах, которые ведут к невосполнимой утрате исторического наследия. Сам он за три месяца работы в Астраханском губернском архиве просмотрел 519 вязок (папок), которые включали в себя 24530 дел, и сделал 202 выписки по исследуемой теме; за 10 месяцев – 1055 вязок в количестве 40252 дел и сделал 982 извлечения приблизительно из 2000 документов, которые охватывали период с 1708 по 1836 гг. [ЦГА РСО-Алания. Ф. НСБ. Оп. ОДФ. Д. 1559. Л. 7]. Впечатляющей по объему была и работа Юдина в архивах г. Владикавказа. По сути, им были разобраны материалы двух архивохранилищ: архива бывшего Кизлярского комендантского управления (он насчитывал 800 объемистых дел в 477 вязках) и архива Кизлярских гражданских учреждений (в нем было 353 вязки, которые насчитывали 21229 дел). По свидетельству П.Л. Юдина, по истории народов Северного Кавказа было отобрано для хранения 1238 дел в 25 вязках [Юдин 1912a: 7]. По результатам этой работы историком-архивистом были составлены 3 описи объемом 83 «писчих листа», что соответствовало 353 страницам, с приложением карточного каталога, разделенного на 116 отделов. При оформлении учетных документов он пользовался своим дневником, в котором аккуратно отмечал «число просмотренных дел, с указанием годов и последовательной нумерации вязок». На каждый документ П.Л. Юдин оформлял отдельную карточку с аннотацией. В частности, он отмечал: «На отысканных документах я ставил в левом верхнем углу номер выписки и номер вязки. Эти же номера писались и на составленных карточках, представлявших собой короткое содержание извлеченного документа». Однотипные документы объединялись в одну карточку. «Дневник и карточки, – отмечал Юдин, – это система, которой я неуклонно держался от начала до конца» [ЦГА РСО-Алания. Фонд Ф. 54. Оп. 5. Д. 4576. Л. 153].

Материалы, выявленные в Астраханском архиве, в систематизированном виде, с тремя составленными указателями также были переданы им в штаб Терского Казачьего войска. «Первый из них – опись валовая (пошкапная) с последовательной нумерацией выписок, показывающей в каком порядке документы отыскивались; второй – опись хронологическая – дает указание о количестве и качестве материала по годам; третий указатель – карточный каталог – систематизирован по отделам в алфавитном порядке» [Юдин 1911: 31-32; Юдин 1912b: 21-31; ЦГА РСО-Алания. Ф. 54. Оп. 5. Д. 4576. Л. 153]. Этот каталог для своего времени являлся образцом высокого профессионализма в архивном деле, а сегодня специалисты считают его ценным историческим источником.

О прекрасной систематизации и высокой информативности составленного каталога свидетельствуют заголовки документов в описях:

20) Кабарда Большая и Малая. Кабардинцы. Набеги их. Служба. Грамоты им. Сношения с Крымом и Кубанью. Претензии на постройку Моздока;

28) Крым и крымцы. Набеги их на казачьи и горские поселения. Сношения с Крымом пограничных начальников. Подговоры горцев и кабардинцев на Россию. Из-за Моздока;

29) Кубанцы. Набеги их. Сношения с Крымом. Побеги за Кубань гребенцов и Терцев. Некрасовцы;

48) Терки, город и крепость. Терский гарнизон. Терские служилые люди. Иноземцы. Терский редут. Перевод гарнизона в крепость Святого Креста, а потом на фельдшанец на Аксае;

50) Терское Кизлярское войско (1-й пакет – 1737-1767 гг.). Служба. Набеги горцев. Причисление астраханских казаков. Князь Черкасский, полковник Шелдяков, майоры Барковский, Киреев, Мещеряков, Горич. Возка провианта. Почтовая гоньба. Жалование и провиант. Численность войска;

51) Терекско-Кизлярское войско (1770-1803). Командирование офицеров в Кабарду и к горцам с грамотами и для разведки. Рубка лесов. Отпуск вина. Ловля рыбы. Сидка водки. Отвод земель. Статистическое описание войска;

55) Турция, сношения с нею. Замыслы ея. Из-за Моздока;

59) Чеченцы. Набеги их. Сношения с Крымом. Грамоты. Жалование;

60) Шамхал (или Шавкал). Тарковский. Набеги его подданных на линию. Сношения с ними. Замыслы его [Юдин 1911: 32-43].

Именно в фондах Кизлярского архива, находившегося тогда во Владикавказе, П.Л. Юдин обнаружил интересное дело о Шейхе-Мансуре (Ушурме), которое стало основой одной из его специальных работ [Юдин 1914a].

П.Л. Юдин относился к тому небольшому кругу дореволюционных авторов (С.М. Броневский, П.Г. Бутков, С.А. Белокуров), которые работали с документами Московского архива Министерства иностранных дел Российской империи. Многие из них дошли до нас через его работы. Также копии документов сохранились в личной библиотеке Юдина, которая насчитывала свыше 32 тыс. книг и 2 тыс. рукописей на русском и иностранных языках, тематически посвященные X–XVIII вв. Историк широко опирался на сборники документов, изданные в XIX – начале XX в. Среди них – «Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией», «Акты Кавказской археографической комиссии», «Сношения России с Кавказом» С.А. Белокурова, «Материалы для новой истории Кавказа» П.Г. Буткова и другие. В своих работах П.Л. Юдин часто ссылается на фонд «Кабардинские дела» Московского архива МИД. Именно работа в Московском архиве Министерства иностранных дел позволила Юдину собрать ценный материал по истории Смутного времени, о восстании Ивана Заруцкого и попытках втянуть в него гребенских казаков, кабардинцев, других горцев и организации крупномасштабного движения против Московской власти и новой династии.

Таким образом, в начале XX в. П.Л. Юдин являлся не только интересным исследователем истории казачества и северокавказских народов, но и высоко профессиональным архивистом, благодаря деятельности которого многие бесценные документы сохранились, были введены в оборот и дошли до сегодняшних дней. В одной из своих работ. П.Л. Юдин отмечал: «Среди дел последнего (т.е. Кизлярского комендантского управления – К.Д.) попадается также много интересных и притом не известных сведений» [Юдин 1911: 44; Юдин 1912b: 21-31]. «Дополняя данные Астраханского архива, – писал он, – материалы архива Кизлярского дают много новых неизвестных сведений и немало таких мелких указаний, которые на первый взгляд иногда кажутся как бы незначительными и совсем не имеющими никакой ценности, но, тем не менее, в общей массе, в сопоставлении с другими документами и фактами, они подробнее и картиннее оттеняют то или иное совершившееся событие, чем много способствуют к большему выяснению быта, нравов, обычаев и других особенностей повседневной будничной и боевой казачьей жизни»  [Юдин 1912a: 7].

В заключение необходимо указать, что в недавно изданный сборник «Из документальной истории Кавказа: кабардино-русские отношения XVI-XVIII веков в работах П. Юдина» вошли работы исследователя, в которых прямо или опосредовано отражена проблема кабардино-русских отношений указанной эпохи [Из документальной… 2019]. В имперской историографии он одним из первых опубликовал материалы о военно-политическом союзничестве Кабарды и Российского государства. В современной историографии отмечается оригинальная для своего времени методика построения П.Л. Юдиным своих научных исследований, основанная на выявлении широкого круга архивных документов, многие из которых впервые вводились в научный оборот. Можно говорить о стремлении историка рассматривать исторический процесс/события в их взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно-историческом контексте, т.е. следование принципу историзма. Очень важно, что он смог предложить и собственную систему классификации архивных документов. Безусловной заслугой П.Л. Юдина, на наш взгляд, является предложенный им образец изучения истории народов региона в контексте крупных исторических событий общероссийского и международного масштаба. Полагаем, что его работы по истории Смуты в региональном измерении, а также по проблемам взаимоотношений России с народами Северного Кавказа представляют интерес и для современной исторической науки.

×

About the authors

K. F. DZAMIKHOV

The Institute for the Humanities Research – Affiliated of the Federal State Budgetary Scientific Establishment «Federal Scientific Center «Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

Author for correspondence.
Email: kbigi@mail.ru

References

  1. Века… 2017 – Века совместной истории: народы Кабардино-Балкарии в российском цивилизационном процессе (1557-1917 гг.). – Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2017. – 544 с.
  2. Дзамихов, Киржинова 2012 – Дзамихов К.Ф., Киржинова Ф.А. Научное наследие Павла Львовича Юдина и его общественная деятельность в Терской области в 1910-1917 гг. // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. – 2012. – № 1. – Т. 2. – С. 56-60.
  3. Захарьин (Якунин) 1902 – Захарьин (Якунин) И.В. Еще о графе В.А. Перовском // Русский архив. – 1902. – № 8. – С. 303-305.
  4. Из документальной… 2019 – Из документальной истории Кавказа: кабардино-русские отношения XVI–XVIII века в работах П. Юдина / Сост. К.Ф. Дзамихов. – Нальчик: Ред.-изд. отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2019. – 161 с.
  5. История… 1987 – История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. – Т. 1. – Орджоникидзе: Ир, 1987. – 529 с.
  6. Киреев 2010 – Киреев Ф. Из истории «Терского казака» // Казарла. Этнический казачий журнал. – 2010. – № 1. – С. 10-11.
  7. Киржинова 2012 – Киржинова Ф.А. Научное наследие Павла Львовича Юдина и его общественная деятельность в Терской области в 1910-1917 годах. Дис. … канд. ист. наук. – Нальчик: КБГУ, 2012. – 185 с.
  8. Колесников 2006 – Колесников В.А. Историография Хоперского казачьего полка. – Кубанский сборник. – 2006. – № 1 (22) // Историко-культурное наследие Кубани: сайт. URL: http://www.gipanis.ru/?level=288&type=page&lid=282 (дата обращения: 19.05.2020)
  9. Короленко 1896 – Короленко П.П. Хоперцы (К 200-летнему юбилею Кубанского казачьего войска) // Военный сборник. –1896. – № 1. – С. 1-22.
  10. Кушева 1963 – Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI – 30-е годы XVII века. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 369 с.
  11. Мальбахов, Дзамихов 1996 – Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI – конец XVIIIв.). – Нальчик: Эльбрус, 1996. – 352 с.
  12. Марков 1979 – Марков А.С. Литератор, историк, архивист // Волга. –1979. –3 ноября.
  13. Марков 1988 – Марков А.С. Найдено в Астрахани. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988. – 224 с.
  14. Мезин 2006a – Мезин С.А. П.Л. Юдин – деятель провинциальной историографии и культуры конца XIX – начала XX века // Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Материалы межрегиональной научной конференции к 120-летию Саратовской губернской ученой архивной комиссии. Саратов. 5–6 декабря 2006 г. – Саратов: Изд-во «Локатор», 2006. – С. 51-54.
  15. Мезин 2006b – Мезин С.А. Сочинение П.Л. Юдина «Петровские реликвии в Поволжье» // Стрежень: Научный ежегодник. – Волгоград: Издатель, 2006. – Вып. 5. – С. 335-341.
  16. Муратова 2017 – Муратова Е.Г. История становления архивного дела на Северном Кавказе. XVII – начало ХХ в. // Вестник архивиста. – 2017. – № 4. – С. 10-22.
  17. Саблиров 2001 – Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX – начале XX в. – Нальчик: Эльбрус, 2001. – 359 с.
  18. ТВ – Терские ведомости (газета)
  19. Ткачев 1912 – Ткачев Г.А. Об исторических разысканиях Юдина // Терские ведомости. – 1912. – № 210.
  20. Толстов 1900 – Толстов В.Г. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. 1696-1896: в 2 ч. / Под ред. ген.-майора Потто. – Тифлис: Воен. ист. отд. при Штабе Кавк. воен. окр., 1900-1901.
  21. ЦГА РСО-Алания – Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания.
  22. Цогоев 2003 – Цогоев В.Г. Архивное дело в Терской области в 1860-1917 гг. // Отечественные архивы. – 2003. – № 2. – С. 15-23.
  23. Цогоев 2011 – Цогоев В.Г. Историк-архивист П.Л. Юдин во Владикавказе: неизвестные страницы биографии // Вестник Владикавказского научного центра. – 2011. – Т. II. – № 4. – С. 2-7.
  24. Юдин 1911 – Юдин П.Л. Астраханский губернский архив и его материалы (читано 2 июля 1911 г. на заседании Терского общества любителей казачьей старины). – Б.м.: Электро-печатня Тип. Терск. Област. Правл., 1911. – 48 с.
  25. Юдин 1912a – Юдин П.Л. Материалы Кизлярского архива // Сборник Общества любителей казачьей старины. – 1912. – № 6. – С. 3-19.
  26. Юдин 1912b – Юдин П.Л. Перечень отделов карточного указателя по Кизлярскому архиву // Сборник Общества любителей казачьей старины. – 1912. – № 6. – С. 21-31.
  27. Юдин 1914a – Юдин П.Л. Лжепророк Ушурма-Ших Мансур (Из истории религиозных движений на Кавказе) // Русский архив. – 1914. – № 10. – Кн. 3. – С. 217-228.
  28. Юдин 1914b – Юдин П.Л. С Хопра на Кавказ (К истории Кавказского линейного войска) // Записки Терского общества любителей казачьей старины. – Владикавказ: Типография Терского Областного Правления, 1914. – № 11. – С. 15-21.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 DZAMIKHOV K.F.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».