Historiography of the Caspian flotilla
- 作者: Seferbekov M.R.1
-
隶属关系:
- Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
- 期: 编号 3 (2022)
- 页面: 311-330
- 栏目: Историография, источниковедение, методы исторического исследования
- ##submission.dateSubmitted##: 15.05.2025
- ##submission.datePublished##: 15.12.2022
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-212X/article/view/291795
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2022-3-311-330
- EDN: https://elibrary.ru/KAEJIM
- ID: 291795
如何引用文章
全文:
详细
Based on pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet sources and literature, using comparative historical, typological, chronological, systemic and retrospective general scientific methods, the article provides a historiography of the Caspian Flotilla. The beginning of this process dates back to the time of the existence of the medieval Old Russian state and the Grand Duchy of Moscow, during the years of their existence, trade and economic relations of Russia along the Caspian Sea with the cities and states of the Eastern Caucasus were being established. A significant place in Russian historiography is given to establishing the Muscovite state in the Volga and Caspian basins and the founding of the Russian fortress city of Astrakhan in the Volga delta, which contributed to the development of shipbuilding and shipping on the Caspian Sea and served as a prologue to the founding of the Volga-Caspian military flotilla. Much attention in Russian and Soviet historiography is paid to the events of the early 18th century, when Russia, under the leadership of Peter the Great, achieved especially splendid victories on the coast of the Caspian Sea. As the authors note, the conquest by the Russian Empire was because of the Persian campaign of 1722–1723. The Western Caspian has changed the balance of power in the geopolitical confrontation between regional powers in favor of Peter’s Russia. According to several authors, the Caspian flotilla becomes important with the coming to power of Catherine II and subsequent Russian emperors. Of particular importance in the confrontation with Persia was the Treaty of Gulistan concluded with it in 1813 and the Turkmanchay Treaty of 1828. In subsequent years, Russia anchored the western coast of the Caspian Sea and the South Caucasus. At the end of the XIX-XX centuries the main base of the Caspian flotilla is in Baku, in connection with which the sailors of the flotilla were drawn into the events of 1905-1907, February-October 1917, the Civil War in the Caucasus, during which the Volga-Caspian flotilla was created. In the initial period of the Great Patriotic War, the Caspian Flotilla gained the status of a front formation. After the collapse of the USSR, the Caspian flotilla was divided between Russia and Azerbaijan, and the primary base was moved from Baku, first to Astrakhan, and then to Kaspiysk. Extensive pre-revolutionary, Soviet and Russian historiography of the history of the Caspian Flotilla testifies to the importance of the Caspian Sea and the Eastern Caucasus in the geopolitics of Russia from the Middle Ages to modern times.
全文:
Актуальность изучения историографии истории Каспийской флотилии связана с отмечавшимся в 2020 г. 300-летним юбилеем этой флотилии, а также ее передислокацией в 2018 г. из Астрахани в дагестанский город Каспийск. Исследованию истории Каспийской флотилии посвящено немало трудов дореволюционных, советских и постсоветских авторов. Однако, не было ни одного исследования, посвященного как ретроспективному, так и современному обзору источников и литературы, посвященных этой проблеме.
История освоения Каспийского моря русскими мореплавателями относится ко времени образования Древнерусского государства. Как указывает А.П. Новосельцев, особенно частые и разрушительные набеги русских князей на побережье Каспия, в которых участвовали значительные силы, были зафиксированы в первой половине IX в. [Новосельцев 1965: 362–365]. Как сообщает известный историк Востока конца IX в. Имам Абуль-Хасан Али (Масуди), первое появление русов на Каспиии относится к 880 г., когда они напали на остров Абезгун. В 909 г. они повторили свой набег на этот остров и на полуостров Анжиле [Абу-л-Хасан `Али ибн ал-Хусайн ибн `Али ал-Мас`уди 2002: 36, 256; Кучирь 2015: 16]. Наиболее известен поход русов на Каспийское (Хвалынское) море в 913 г. Это были дружины князя Игоря, стремившегося расширить экономические и культурные связи с прикаспийскими странами [Гаркави 1870: 129–138; Бартольд 1967: 684–688]. В 943–944 гг. дружины русов вновь появились на берегах Каспия. На этот раз они вышли в море у устья реки Кумы (северо-западная часть моря) и пошли на юг. Обогнув Апшеронский полуостров и достигнув устья реки Куры, ладьи поднялись по ней вверх до Ширванского ханства. Здесь дружины овладели богатейшим в то время городом Бердаа (Барда) [История народов Северного Кавказа… 1988a: 99; Кирокосьян 2013: 259–261; Кучирь 2015: 18].
В 965 г. дружины князя Святослава Игоревича разбили войско Хазарского каганата, взяли и разрушили города Итиль, Семендер на Тереке, Саркел, сокрушили всех вассалов каганата [Кирокосьян 2013: 263; Кучирь 2015: 19].
Известен каспийский поход 18 кораблей русов на Дербент в 987 г. по просьбе эмира этого города Маймуна, в ходе которого русами были разграблены окрестности Дербента и побережье Ширвана [Елисеев 2013: 261].
Помощь русов Дербенту потребовалась вновь в 1030 г. для решения пограничного конфликта с Ширваном. 38 судов русов пришли к Баку, где состоялось сражение с войском ширваншаха. Русы разбили эту армию и двинулись вверх по Куре. На реке Аракс состоялась еще одна битва, в которой русы одержали победу. Когда междоусобная борьба закончилась ладьи русов вернулись на родину [Кирокосьян 2013: 264; Кучирь 2015: 19].
Морские походы русских в Каспийское море не прекращались вплоть до нашествия татаро-монгольских завоевателей в первой трети XIII в. [Кирокосьян 2013: 265–266]. Захватив низовья Волги, монголы надолго закрыли русским путь к Хвалынскому морю [Тушин 1978: 17].
Как свидетельствуют источники, в XIII–XIV вв. отношения между Ширваном и Московским княжеством налаживаются, возникают первые торговые контакты и Каспийское море становится доступным российским торговым судам: они проходили вдоль западного побережья Каспия через Дербент к северному побережью Апшерона [Кучирь 2015: 21–22]. В XV–XVII вв. в Каспийском море ходили преимущественно на стругах и бусах русской постройки. Кроме Астрахани, бусы строились в Гиляне и Ширване [Кирокосьян 2013: 284].
И лишь к середине XVI в., когда русские земли объединились, правительство Московского государства возобновляет попытки утвердиться в бассейне Волги и Каспия. Покорив в 1552 г. Казанское ханство, а через четыре года – Астраханское и утвердившись в северо-восточной части Кавказа до реки Терек, Московское государство стало обладателем огромного водного пути. В низовьях Волги были сооружены крепости. Русские опять получили возможность свободного плавания по Каспию [История народов Северного Кавказа… 1988a: 195–196, 227, 236–237; Кирокосьян 2013: 289–311; Кучирь 2015: 23–29]. В дельте Волги основывается русский город-крепость Астрахань. Началось бурное развитие волжского судостроения и появление русских парусов в Каспийском море. Появление в низовьях Волги нового города оживило контакты Русского государства со странами Востока, активизировало деятельность торговцев Дербента, Шемахи, Гиляна, Ургенча. Правители Хивы и Бухары направляют в Москву посольства, которые просили о беспошлинной торговле для своих купцов [Кирокосьян 2013: 9, 10].
Упрочению положения России на Кавказе и Каспии, развитию отношений с Грузией послужил успешный поход в 1590 г. русских войск под предводительством Григория Засекина против дагестанского владетеля шамхала Тарковского. Осенью 1604 г. от устья Терека войска выступили под командованием воеводы Ивана Бутурлина и астраханского воеводы Осипа Плещеева. Ими была захвачена вся прибрежная зона шамхальских земель между реками Терек и Сулак. Штурм крепости Тарки обеспечил свободную дорогу в Грузию. Бутурлин построил Койсинский острог на реке Сулак, обеспечивающий бесперебойную связь по морю с Астраханью [Кучирь 2015: 46–47].
С 1624 г. астраханская верфь известна как Деловой двор, в обязанности которого входил учет речных и морских судов, возложена защита водных путей от разбойников. В штате этого двора состояли судовые мастера и знающие дорогу в Персию «царские кормщики». Для этой цели ему была переданы струги, которые послужили основой для будущей Волжско-Каспийской военной флотилии [Кирокосьян 2013: 19].
Строительству морского флота на Каспии во многом способствовали усиление экономических связей России с Персией. 19 июня 1667 г. царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: «…для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово и то корабельное дело ведать в Приказе Новгородские Чети боярину Офанасью Лаврентьевичу Ордыну-Нащекину» [Дополнение к актам… 1853: 211; Квашнин-Самарин 1912: 118; Тушин 1978: 40].
Расположенное на берегу Оки неподалеку от места-впадения в нее Москвы-реки и окруженное девственным строительным лесом, село Дединово было удобным местом для судостроения. 14 ноября 1667 г. здесь был заложен первый русский военный корабль «Орел». Полностью снаряженный «Орел» вышел на Волгу и 31 августа 1669 г. достиг Астрахани [Висковатов 1864: 88; Тушин 1978: 46–49; Кирокосьян 2013: 26; Кучирь 2015: 58–61].
В начале XVIII в. русские под руководством Петра I совершили новые походы в Каспийское море. Экономика России нуждалась в сырье и восточных товарах – хлопке, шелке, шерсти, пряностях. Серьезную угрозу границам России, ее торговле с Востоком создавала утвердившаяся на западном побережье Каспия Турция, которая имела свои виды на Азербайджан, Восточную Грузию и Восточную Армению [Маковский, Радченко 1982: 7–8].
Основным центром кораблестроения для Волги и Каспийского моря становится Казань [Кирокосьян 2013: 46].
Победа над Швецией и заключение Ништадтского мира в 1721 г. придали новый импульс подготовке Петр I к походу на Каспий [Курукин 2010: 50–92; Кирокосьян 2013: 54–63; Лысцов 1951].
Летом 1722 г. русские десантные войска, погруженные на 200 речных лодок и 45 ластовых судов, прибыли в Астрахань, откуда под руководством генерала-адмирала Ф.М. Апраксина вышли в Каспийское море и доплыли до Аграханского залива. Передовой отряд под командованием Петра I без боя занял город Дербент, который рассматривался как база для дальнейшего освоения Каспием [Веселаго 1939: 38; Курукин 2010: 63–69; Кучирь 2015: 69–92; Магарамов и др. 2021: 9–24].
В XVIII в. Дербент был важнейшим после Астрахани центром морской торговли на Каспии. Его правители имели высокий доход от пошлинных сборов и торговли [Магарамов и др. 2021: 113].
Завоевание Российской империей в результате Персидского похода 1722–1723 гг. Западного Прикаспия (современные прикаспийские территории Дагестана, Азербайджана и Северного Ирана) поменяло соотношение сил в геополитическом противостоянии региональных держав (Иран, Турция, Россия) в пользу петровской России. Российские приобретения на каспийском побережье были закреплены Петербургским договором 1723 г. с персидским шахом. Турция лишь формально признала переход Дербента и Баку, Гиляна, Астрабада и Мазендарана под российскую юрисдикцию. Данная территория представляла собой прибрежную полосу, обладающую стратегической значимостью, так как через нее проходили важные торговые пути из России на Восток и обратно. Кроме того, Каспийское море было важной природной контактной зоной между Западом и Востоком. Обладание Западным Прикаспием и монопольное право на военный флот на Каспии сыграли важную роль в восточной политике Петра Великого [Магарамов 2020: 3]. Присоединение прикаспийских областей способствовало развитию в регионе товарно-денежных отношений. Эти области и Дагестана использовались как источники сырья для нарождающейся русской промышленности [Магарамов и др. 2021: 113, 120].
В это время правительство приняло решение основать на Каспии постоянную флотилию для контроля северного побережья и части западного моря. Для этого было решено построить в Астрахани военный порт (Указ Астраханскому губернатору А. Волынскому о строительстве у Четырех Бугров в дельте Волги лоцманской станции, ноябрь 1722 г.). Эта и считается датой основания Каспийской военной флотилии [Веселаго 1875: 377; Кирокосьян 2013: 63–64].
В конце 1722 г. возглавляемый полковником П.М. Шиповым и капитан-лейтенантом Ф.И. Соймоновым отряд русских кораблей подошел к южному побережью Каспийского моря и высадил десант, занявший г. Решт. В 1723 г. русские под командованием генерала М.А. Матюшкина овладели крепостью Баку. По подписанному 12 сентября 1723 г. Петербургскому договору к России отошли города Дербент и Баку, а также провинции Гилянская, Астрабадская и Мазандеранская [Абдурахманов 2011: 40–42; Кирокосьян 2013: 63; Кучирь 2015: 96–101].
Однако после смерти Петра I военные действия были приостановлены. Екатерина I и Анна Ивановна не смогли продолжить начатые Петром I завоевания. Русское влияние на Южном Кавказе и в Персии стало ослабевать. По подписанному 20 января 1732 г. Рештскому русско-персидскому договору, все завоеванными русскими прикаспийские земли и города отошли к Персии. По новому договору, подписанному Россией с Персией в 1735 г., русские войска должны были покинуть Дербент и Баку [Юзефович 1869: 194–202; Курукин 2010: 334; Абдурахманов 2011: 71–79; Кирокосьян 2013: 70–71; Кучирь 2015: 104–111].
Русские войска были отведены за реку Сулак, которая отныне являлась границей с Персией. Крепость Святой Крест была разрушена, но на Тереке заложена новая – Кизляр. Несмотря на возврат приморских территорий, Каспий оставался по преимуществу российским. Российские суда, построенные в Казани и Астрахани, были единственными военными судами на море, а преобладание российских торговых судов обеспечивали активный «персидский торг», ради которого Персидский поход Петра I и был организован [Курукин 2010: 349–352; Кучирь 2015: 111–112].
Оставшаяся в Каспийском море русская военная флотилия пришла в упадок. Боеспособность флота упала [Маковский, Радченко 1982: 9–10; Кирокосьян 2013: 72–88; Кучирь 2015: 112–114]. Через несколько лет положение на Каспии неожиданно изменилось. В 1778 г. в Казанском адмиралтействе начали спешно строить военные корабли для Каспийской флотилии – снаряжалась секретная экспедиция [Кирокосьян 2013: 88].
В годы правления Екатерины II и в последующее время наступает новый период борьбы России за овладение Южным Кавказом и Средней Азией, занявший столетие с 1780 по 1880 г. Каспийское море, в особенности его западное побережье, становится ареной войн и вооруженного противостояния [История народов Северного Кавказа… 1988a: 327; Кирокосьян 2013: 88–112]. Каспийская флотилия вновь становится важной для судеб России [Кучирь 2015: 126–137].
В 1795 г. Россия предприняла военные действия против Персии в связи с вторжением в 1794–1795 гг. иранских войск Ага-Мохаммед-хана в Карабахское ханство и Грузию [История народов Северного Кавказа… 1988a: 334; История народов Северного Кавказа… 1988b: 15; Курукин 2010: 363; Кирокосьян 2013: 113–114]. Большую роль в этой войне сыграла Каспийская флотилия. На ее кораблях перевозили войска, снаряжение и продовольствие. В мае–июне 1796 г. при поддержке кораблей русские вторично овладели городами Дербент и Баку, всеми приморскими провинциями Персии, включая Гилян [Курукин 2010: 363; Кирокосьян 2013: 115]. Чтобы защитить кавказское побережье Каспия, флотилия была усилена тремя фрегатами, двенадцатью грузовыми судами и двенадцатью галиотами [Кирокосьян 2013: 115–116; Кучирь 2015: 138–143]. Было решено основать военный порт в Баку. Правительством России были выделены большие финансовые средства на обустройство Бакинского и Астраханского портов [Кирокосьян 2013: 116].
После смерти Екатерины II военные действия против Персии были приостановлены, а Баку, как не закрепленный за Россией никакими международными договорами пункт, был возвращен Персии [История народов Северного Кавказа… 1988a: 334–335; Кирокосьян 2013: 118–121]. За Россией осталась северная приморская часть Дагестана с городом Петровск, а на границе от Черного моря до берегов Каспия стояла всего одна дивизия, включая гарнизоны в Царицыно, Астрахани, Азове и Таганроге [Бутков 1869: 548].
В 1800 г. у острова Сара Россия учредила временную военно-морскую базу (морскую станцию) для охраны русской торговли на Каспийском море и защиты союзного Талышского ханства [Кучирь 2015: 149].
Вспыхнувшая в 1804 г. война с Персией продолжалась девять лет. Каспийская флотилия в составе семи военных и одиннадцати транспортных кораблей под командованием капитан-лейтенанта Ф.Ф. Веселаго перебросила крупный десант из Астрахани к персидскому побережью. Этот десант под прикрытием корабельной артиллерии овладел городом Энзели. В 1806 г. русские войска после продолжительной осады вновь заняли Баку [Кирокосьян 2013: 129–130].
Каспийская флотилия участвовала и в штурме крепости Ленкорань, расположенной на западном берегу Каспия. Штурм крепости произошел после того, как в октябре 1812 г. русские войска под командованием генерала П.С. Котляревского разбили персидскую армию при Асландузе на реке Аракс. Четыре корабля непрерывно обстреливали крепость с моря, а батальон моряков штурмовал ее на суше. В результате кровопролитного боя 1 января 1813 г. Ленкорань была взята [Кучирь 2015: 146–153].
В соответствии с условиями Гюлистанского мирного договора, заключенного между Россией и Персией 12 (24) октября 1813 г., к России отошло западное побережье Каспия до Астары – Дагестан, Северный Азербайджан, Восточная Грузия, Гурия, Имеретия, Менгрелия и Абхазия [36, с. 141]. Таким образом, России были возвращены земли, завоеванные Петром Великим, которые после его смерти пришлось вернуть Персии. Вновь был выполнен его завет: «Береги по Каспийскому морю овладеть!» [Кучирь 2015: 153].
Исключительное право держать военный флот на Каспийском море предоставлялось России [История народов Северного Кавказа… 1988b: 29–30].
В 1826 г. персидский шах начал войну против России, рассчитывая захватить русские владения в Закавказье. Его подстрекали на это английские дипломаты, стремившиеся превратить Персию в военно-политический плацдарм для проникновения Великобритании в Закавказье и Среднюю Азию. Вторгшиеся в принадлежавший России Северный Азербайджан, персидские войска, были вскоре оттуда изгнаны. В 1827 г. русская армия под командованием генерала И.Ф. Паскевича заняла Южный Азербайджан и персидскую Армению. По условиям заключенного между Россией и Персией 10 февраля 1828 г. Туркманчайского договора, в состав России вошли Нахичеванское и Эриванское ханства. Граница между Россией и Персией стала проходить от Астары и далее по реке Аракс. Было подтверждено исключительное право России держать военный флот на Каспийском море [Под стягом России… 1992: 317; Кирокосьян 2013: 151–160; Кучирь 2015: 155–157]. В порту Энзели было учреждено стационерство кораблей Каспийской флотилии, а у острова Ашур-Адэ устанавливалась Астрабадская морская станция, которые контролировали выполнение персами условий договора [История народов Северного Кавказа… 1988b: 44; Кирокосьян 2013: 186–205].
Первая треть XIX в. отмечена непрерывным ростом и укреплением Каспийской флотилии. В 1828 г. она состояла из четырнадцати боевых кораблей, шести транспортов и двенадцати других вспомогательных судов, в том числе двух первых на Каспии паровых судов. Такая сильная и боеспособная флотилия помогала удерживать России побережье Дагестана с Дербентом, Баку и другими городами [Кучирь 2015: 156].
В русско-турецкую войну 1828–1829 гг. корабли флотилии подвозили к западным берегам Каспия подкрепление, снаряжение и продовольствие для русской армии, действовавшей против турок в Закавказье [История народов Северного Кавказа… 1988b: 45–48].
Наиболее интенсивно Каспийская флотилия пополнялась кораблями в период русско-персидской (1826–1828) и русско-турецкой (1828–1829) войн [Кирокосьян 2013: 151]. В 1828 г. в Астрахани спустили на воду первые колесные пароходы «Кура» и «Аракс» [Веселаго 1872: 648].
Борьба России за свободу мореплавания на южных морях сыграла большую роль в жизни народов, населявших их берега [Тушин 1978: 160]. 23 мая 1851 г. Ф. Энгельс в своем письме К. Марксу писал: «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку… господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей» [Маркс, Энгельс 1962: 241].
Прелюдией решительного похода для завоевания земель среднеазиатских ханств стала операция под командованием генерала В.А. Перовского, начатая в 1853 г., успех которой закрепил за Россией всю степь от Оренбурга до Аральского моря и земли по течению Сырдарьи. 10 ноября 1869 г. русский фрегат стал на якорь напротив селения Кизил-су, высадил десант, захватил плацдарм и закрепился на побережье, заложив опорный пункт Красноводск [Кучирь 2015: 170, 171].
С окончанием Крымской войны (1853–1856) закончилась эпоха парусного флота России. Для Каспийской флотилии в 1855–1856 гг. на Нижегородской машинной фабрике закладываются пароходы. В 1861 г. во флотилии состояло 14 паровых судов. В 1876 г. Каспийская флотилия состояла из трех канонерских лодок, семи пароходов с железными корпусами, четырех баркасов и трех деревянных винтовых шхун. На 1 декабря 1891 г. в Астраханском порту было приписано 115 паровых и 123 парусных судов [Кирокосьян 2013: 210, 211].
В 1867 г. главной военно-морской базой флотилии стал Баку. Он был расположен в удобной для якорной стоянки судов бухте. Новый этап в развитии флотилии наступил с вводом в строй паровых кораблей «Туча», «Геок-Тепе», транспорта «Чикишляр» и других современных на тот период судов.
Силы Каспийской военной флотилии были в полной мере использованы во время Хивинского похода 1873 г., когда на паровых судах, транспортах и парусниках была осуществлена доставка войск на исходные позиции, перевозка военного снаряжения, лошадей и других грузов [Гродеков 1888: 39, 117, 118].
В 1880 г. русское правительство, стремившееся овладеть Туркменией – последним звеном в цепи его завоеваний в Средней Азии – организует Ахал-Текинскую экспедицию [Куропаткин 1899: 98, 99]. Поход русских войск закончился штурмом Геок-тепе и 27 марта 1881 г. вождь туркмен Тыкма-сердарь сдал саблю Скобелеву, присягнув на верность российскому императору. Ахалтекинская земля была присоединена к России [История русской армии 2019: 580]. Завоеванный за Каспием Туркменский край составил область, входящую в состав Кавказского военного округа, и теперь все берега Каспия принадлежали России [Кучирь 2015: 182].
В последующие годы за Россией прочно закрепились побережья Каспийского моря и Южного Кавказа. Добываемая в районе Апшеронского полуострова нефть была необходима для развития русской промышленности, железнодорожного и водного транспорта. В связи с тем, что Каспийское море стало приобретать важное экономическое значение в жизни страны, возросла и роль призванной защищать южные рубежи государства Каспийской военной флотилии [Маковский, Радченко 1982: 12–13].
В конце XIX – начале XX в. состав Каспийской флотилии пополнился посыльным судном «Астрабад» и гидрографическим судном «Аракс».
Экипаж флотилии был укомплектован также матросами-черноморцами, которые носили на бескозырках гвардейские георгиевские ленточки. Они были присвоены флоту за подвиги в Синопском сражении 1853 г. и за оборону Севастополя в 1854–1855 гг. С этого времени каспийцы тоже стали носить на бескозырках георгиевские ленточки [Маковский, Радченко 1982: 14–15].
В конце XIX–XX в Баку, где размещалась главная база Каспийской флотилии, становится крупным промышленным центром. Моряки флотилии были втянуты в события 1905–1907 гг., в противостояние возглавляемых Бакинской организацией РСДРП рабочих нефтепромыслов и властями [Гритченко, Меерович 1974: 5–13].
С падением в феврале 1917 г. в России монархии моряки Каспийской флотилии встали на сторону борющегося народа. 3 марта 1917 г. в Баку началась всеобщая забастовка. 7 марта был образован Бакинский Совет рабочих, солдатских и офицерских депутатов. Матросы флотилии создали свой выборный орган – Центрокаспий, руководство в котором по их политической неопытности захватили эсеры и меньшевики [Стельник 1958: 17, 21; Голубев 2020: 185–186; Лобанов, Ализаде 2020: 59–60].
13 октября 1917 г. в Баку был создан Временный исполком Совета, руководителем которого был избран руководитель бакинских большевиков С.Г. Шаумян. Матросы поддержали новое руководство Бакинского Совета [Голубев 2020: 186].
Весть о победе Октябрьской революции в Петрограде пришла в Баку 26 октября 1917 г. [Исмаилов 2010: 219]. 29 октября 1917 г. моряки-каспийцы провели демонстрацию с лозунгами «Вся власть Советам!». Ее поддержали рабочие и солдаты. Власть была передана Советам, который установил контроль за нефтяной промышленностью, банком, транспортом, связью и начал улучшать бытовое и экономическое положение рабочих [Каспийская военная флотилия 1983: 253].
Моряки Каспийской флотилии бок о бок с бакинским пролетариатом под руководством большевиков боролись за установление Советской власти в Баку. 3 ноября 1917 г. открылся Первый съезд матросов Каспийской флотилии, который принял резолюцию, приветствующую и поддерживающую революцию в Петрограде [Большевики… 1957: 195].
Весной 1918 г. Советская власть сохранялась лишь в Баку и Бакинской губернии. Но этот район находился под угрозой оккупации турецкими войсками. К захвату этого экономически важного района стремилась и Великобритания [Голубев 2020: 186].
В начале 1918 г. положение в Закавказье было очень сложным: в феврале сюда вторглись турецкие войска, в марте подняли восстание мусаватисты, пытавшиеся уничтожить Советскую власть, чтобы добиться затем отделения Азербайджана от России [Гритченко, Меерович 1974: 15]. Мусаватисты также рассчитывали на помощь наступавших в это время на Баку и захвативших Петровск воинских сил имама Гоцинского [Борьба за установление… 1958: 107–108].
Интервенты овладели Батумом, Ардаганом, Карсом, Александрополем, и ведущей на Баку железной дорогой на Джульфу. Они подошли к Еревану и угрожали Тбилиси. Решением Исполкома Бакинского Совета и Военно-революционного комитета Кавказской армии был создан Комитет революционной обороны. В этих схватках на стороне Красной гвардии, руководимой бакинскими большевиками, участвовали и матросы кораблей «Карс», «Ардаган», «Астрабад» [Гритченко, Меерович 1974: 16].
7 марта 1918 г. в Астрахани решением Военного совета Астраханского края была организована Красная флотилия Астраханского края. 8 марта Исполком Бакинского Совета подчиняет себе в политическом отношении Каспийскую флотилию. 30 марта штаб Каспийской флотилии направляет в Наркомат по морским делам просьбу о необходимости усиления флотилии. 30 марта – 1 апреля силы 1918 г. Каспийской флотилии принимают участие в подавлении антисоветского выступления в Баку, организованного мусаватистами. 31 марта – 2 апреля 1918 г. происходят полные перевыборы состава Центрокаспия. Новым председателем избирается член РКП (б) А.Р. Кузьминский [Голубев 2020: 186–187].
После победы Советской власти в Азербайджане Бакинский Совнарком мобилизовал все свои силы для окончательного разгрома контрреволюции в республике. В апреле 1918 г. по поручению Комитета революционной обороны Баку Каспийской флотилией в район Петровска и в другие занятые войсками имама Гоцинского населенные пункты Дагестана был переброшен экспедиционный отряд [Голубев 2020: 187].
17 апреля 1918 г. отряд судов флотилии, состоявший из канонерской лодки «Ардаган», транспортов «Паризнен» и «Дагестан», принял на борт 36-й Туркестанский полк красногвардейцев. В сопровождении самолетов он вышел в море. В ходе боев и высадки десанта город Петровск был окружен и 20 апреля был взят советскими войсками [История Дагестана… 2005: 71–72; История многовековых… 2009: 346–348].
Несмотря на одержанные победы, летом 1918 г. положение Советской власти в Баку было очень тяжелым. Мусаватисты в сговоре с турками начали новое наступление на Баку. На помощь бакинцам Советское правительство послало отряд бронированных автомобилей, части Украинского фронта и отряд из 800 балтийских и черноморских моряков.
В результате предательства меньшевиков и эсеров в августе 1918 г. в Баку вступили английские интервенты. После падения Советской власти в Баку весь бассейн Каспийского моря оказался в руках интервентов и местной контрреволюции [Кадишев 1960: 131–132; Азизбеков 1976: 108–109, 224; Голубев 2020: 188].
Перед Советской республикой стала важная задача – защищать Астрахань, закрыть врагу доступ на Волгу. Для этого нужно было создать военную флотилию. Начало ее формирования было положено матросами Астрахани. По их инициативе весной 1918 г. был создан «Союз моряков военного флота», в распоряжение которого Астраханский Совет выделил четыре небольших парохода и ледокол «Каспий». Переоборудованные в боевые корабли эти суда и составили «Военный флот Астраханского края». Постановлением Военного совета Астраханского края от 3 октября 1918 г. Военный флот Астраханского края реорганизовали в Астрахано-Каспийскую военную флотилию. 25 октября 1918 г. в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии был включен Волжско-Каспийский военный и торговый флот, и его корабли перешли в Астрахань [Краснознаменный… 1971: 391; Голубев 2020: 188–189]. Первые экипажи кораблей создававшейся флотилии составляли моряки Астрахани и Черноморского флота. Первым командующим флотилией был назначен Петр Коптеев [Голубев 2020: 17–21].
Для укрепления Каспийской флотилии из Кронштадта по Мариинской системе, Волге было направлено восемь миноносцев. Четыре подводные лодки были переброшены из Петрограда до Саратова по железной дороге, а оттуда по Волге в Каспийское море. Кроме того, к концу 1918 г. пять пароходов были превращены во вспомогательные крейсеры, на них были поставлены артиллерийские орудия, сделано усиление металлической обшивки. Несколько миноносцев и вспомогательных судов у осени 1918 г. прибыло с Волжской флотилии. Все они составили ядро Астрахано-Каспийской флотилии. Всего на Волгу и Каспий в 1918–1920 гг. из других флотов, главным образом с Балтийского, были переброшены 15 миноносцев, 4 подводные лодки и 6 посыльных судов [Голубев 2020: 22].
4 мая 1919 г. декретом Совнаркома был создан Северо-Кавказский военный округ [Краснознаменный… 1971: 390]. В начале августа 1919 г. решением Реввоенсовета республики Астрахано-Каспийская и Волжская флотилии были объединены в Волжско-Каспийскую флотилию [Голубев 2020: 29].
В конце 1919 г. перед воинами XI Красной Армии и моряками флотилии была поставлена задача окончательного очищения Каспия и прилегающих районов Кавказа от английских интервентов, белогвардейцев и националистических банд [Абрамов 2020: 50–72; Голубев 2020: 190–194]. Видную роль в освобождении Кавказа была призвана сыграть Волжско-Каспийская военная флотилия, которая должна была очистить Каспий от вражеского флота [Голубев 2020: 36].
К концу марта 1920 г. Красная Армия полностью очистила от деникинских войск Северный Кавказ. В апреле войска XI армии освободили Порт-Петровск [Краснознаменный… 1971: 392]. XI армия Кавказского фронта в середине апреля подошла к северным границам Азербайджана. Еще раньше войска Туркестанского фронта очистили восточное побережье Каспия. Моряки флотилии добились крупных успехов на Северном Каспии [19, с. 38].
В ночь с 27 на 28 апреля 1920 г. в Баку было свергнуто контрреволюционное правительство и установлена Советская власть. 30 апреля в Баку вошли основные силы XI армии во главе с Г.К. Орджоникидзе и С.М. Кировым [Краснознаменный… 1971: 99].
1 мая 1920 г. в Баку вошли корабли Волжско-Каспийской флотилии. Освобожденный Баку отныне стал главной базой флотилии на Каспии [Голубев 2020: 195].
Части XI армии вместе с моряками флотилии после свержения мусаватистского правительства оказали активную помощь азербайджанскому народу в установлении Советской власти на всей территории Азербайджана. 28 апреля 1920 г. день установления Советской власти в Азербайджане одновременно стала датой рождения Каспийской военной флотилии.
С захватом 18 мая 1920 г. военно-морской базы Энзели в Северном Иране, где были сосредоточены остатки деникинской армии и флота, войска английских интервентов, Каспий был окончательно очищен от противника [Голубев 2020: 194–197]. В 1923 г. морские силы Каспийского моря были переименованы в Каспийскую военную флотилию [Гритченко, Меерович 1974: 42–44, 48].
К началу Великой Отечественной войны Каспийская флотилия под командованием контр-адмирала Ф.С. Седельникова имела 6 канонерских лодок, 3 плавучие зенитные батареи, 3 сторожевых корабля, 15 сторожевых катеров, 2 тральщика, минный заградитель и 3 торпедных катера [Гречко 1969: 65].
С первых дней войны Каспийская флотилия приступила к проведению мобилизации и переоборудованию гражданских судов для военных целей. Перед Каспийским военно-морским училищем встала задача ускоренной подготовки командующих кадров для действующего флота. С началом войны флотилия получила первое боевое задание – защитить морские коммуникации от авиации противника, организовать противодесантную оборону каспийского побережья и прочно прикрыть государственную границу с юга [Жаднова 2020: 37].
Первым боевым заданием флотилии была высадка десанта на иранское побережье с целью недопущения возможной агрессии с юга. В соответствии с условиями советско-иранского договора 1921 г. [Васильева 2014: 113–118], правительством СССР было решено временно ввести войска на территорию Ирана [Басов, Гутенмахер 1991: 25–33].
В конце августа 1941 г. десантные суда флотилии под охраной боевых совершили кораблей морской переход и высадили десант южнее иранской Астары у селения Хеви. Одновременно вдоль побережья продвигались части 77-й горно-стрелковой дивизии Закавказского военного округа. В результате этой операции угроза с юга была ликвидирована [Гритченко, Меерович 1974: 50–52; 43].
Летом 1942 г. фашистское командование бросило большие силы на Кавказ с целью овладения бакинской нефтью, что создавало угрозу нашим перевозкам в северной части Каспийского моря [Горшков 1981: 80–97].
В июне-октябре 1942 г. началось формирование военно-морских баз на Каспии. В строй вступили новые боевые корабли «Зенитчик» и «Боцман». Всего в 1942 г. кораблями флотилии провели под конвоем 1200 судов и барж, отражено 216 атак авиации противника. По Каспийскому морю шли бесконечные караваны судов, они везли горючее танкам и самолетам, доставляли к берегам Кавказа и героическим защитникам Сталинграда войска, вооружение и боеприпасы [Басов 1981: 141–157].
В конце 1942 г. фашистские войска овладели г. Моздок и подошли к Тереку. Связывавшие Закавказье со всей страной сухопутные пути были фактически перерезаны. Построенная в ходе войны железная дорога Махачкала–Кизляр–Астрахань подвергалась атакам авиации противника. Это вынудило советское командование перевозить на Кавказ воинские части, боевую технику и различные виды снабжения, а также вывозить нефтепродукты из Баку исключительно морским путем [Гритченко, Меерович 1974: 56–57].
Где бы ни сражались моряки Каспия – на фронтах под Москвой, Одессой, Севастополем, Ленинградом или Сталинградом, на катерах прорывались с боями вверх по Дунаю, Березине, Висле, участвовали в обеспечении переправы через Шпрее, находились среди тех, кто штурмовал Берлин, в воздухе или водах бурного Каспийского моря, – они всюду показывали образцы верного служения Отчизне. 27 апреля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в связи с 25-летним юбилеем и за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени [Гритченко, Меерович 1974: 73–74].
Как и для всех советских моряков, послевоенный период был для каспийцев временем напряженного труда, в ходе которого освоена сложная боевая техника и вооружение, совершенствовались морально-боевые качества, готовность к защите Родины. Занятия и учения в море были максимально приближены к боевым условиям.
В 1946 г. Каспийская флотилия совершила длительное плавание с заходом в порты Красноводска, Шевченко, Гурьева, Астрахани, Махачкалы, Дербента и Ленкорани. Это проходившее в сложных морских условиях плавание явилось хорошей школой боевой выучки для экипажей кораблей.
Летом 1972 г. состоялся визит отряда кораблей флотилии в иранский порт Энзели. Достойно представили советских моряков за рубежом экипажи морского тральщика «Иван Фиолетов» и сторожевика «Советский Дагестан».
Во время начального периода Великой Отечественной войны Каспийская флотилия приобрела статус фронтового соединения, а начиная с 1943 г., опять стала тылом. В таком тыловом статусе флотилия пребывала до 1991 г. Противников на море у неё не было. Каспийское море делили Советский Союз и Иран, поэтому Каспий был морем мира [Маковский, Радченко 1982: 150, 152, 158, 163].
После развала СССР и появления новых прикаспийских государств роль Каспийской флотилии вновь резко возросла. 7 октября 2015 г. из акватории Каспийского моря ракетными кораблями «Дагестан» и малыми ракетными кораблями «Великий Устюг», «Углич», «Град Свияжск» был нанесен удар крылатыми ракетами «Калибр-НК» по террористам в Сирии. Внезапно, мир понял, что каспийские корабли держат под прицелом весь Ближний Восток, а как-то им противостоять не получится в силу изолированности Каспийского моря1.
Наиболее трагичной страницей в истории Каспийской флотилии в новейшее время является ее раздел между Россией и другими странами бывшими союзными республиками в связи с распадом СССР.
26 декабря 1991 г. на сессии верхней палаты Верховного Совета СССР была принята декларация № 142-Н о прекращении существования СССР [Декларация… 1991].
В 1992 г. же было принято решение о передислокации флотилии из Баку в Астрахань. Официально раздел Каспийской флотилии между Россией и Азербайджаном состоялся в июле 1992 г. В соответствии с достигнутыми договоренностями, России досталось 75 % кораблей и имущества, а Азербайджану – 25 %. Кроме кораблей, судов и военной техники, Азербайджан получил Бакинскую военно-морскую базу и всю ее инфраструктуру.
Российская Каспийская флотилия сократилась на 18 боевых кораблей и 62 судна обеспечения. Она потеряла Главную базу и два пункта базирования, а также 18 районов боевой подготовки.
Астрахань была не очень удобна как военно-морская база, поэтому сначала часть кораблей и морских пограничников перебазировали в Каспийск. В 2018 г. Министр Обороны РФ принял решение о переводе Главной базы флотилии из Астрахани в Каспийск, где сейчас строится новая военно-морская база»2.
Большой толчок для развития Каспийска придаст строительство до 2025 г. нового глубоководного порта для судов с полезной нагрузкой от 15-ти до 25-ти тысяч тонн3. Названы сроки выполнения первого этапа строительства причалов базы Каспийской флотилии в г. Каспийске – с 11 июля 2018 г. по 14 февраля 2020 г.4
Таким образом, как это видно из представленных источников и литературы, Каспийская флотилия в своем развитии проделала значительный по времени путь. Ее зарождение тесно связано с расширением границ Российской империи, отстаивании ее геополитических интересов, которые противоречили интересам другой каспийской державы – Ирана, а также Турции и западноевропейских государств. Оснащение новыми образцами кораблестроения и морского вооружения Каспийской флотилии было напрямую связано с развитием военной инженерной мысли, российского судостроения и оборонной промышленности России. За время свое существования Каспийская флотилия несколько раз меняла свою дислокацию. Моряки флотилии участвовали во всех наиболее значимых военно-политических событиях средневековья, нового, советского и новейшего времени. Представленный нами обзор источников и литературы о становлении и развитии Каспийской флотилии свидетельствует о ее значимости в геополитике России на Восточном Кавказе начиная со средневековья и кончая новейшим временем.
1 Рожков Е. Неожиданный удар: Москва атаковала «Исламское государство» с Каспия [Электронный ресурс] // Сайт «Вести.RU»; URL: https://www.vesti.ru/article/2712337 (дата обращения: 07.10.2015).
2 Максимов А. Раздел Каспийской флотилии: В 1992 году Каспийская флотилия была разделена между Россией и Азербайджаном [Электронный ресурс] // Сайт Общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия»; URL: https://versia.ru/v-1992-godu-kaspijskaya-flotiliya-byla-razdelena-mezhdu-rossiej-i-azerbajdzhanom (дата обращения: 18.03.2021).
3 Селимов М. В Каспийске до 2025 года запланировано строительство глубоководного порта [Электронный ресурс] // Сайт РИА «Дербент»; URL: https://riaderbent.ru/v-kaspijske-do-2025-goda-zaplanirovano-stroitelstvo-glubokovodnogo-porta.html (дата обращения: 12.08.2018).
4 Проект базы Каспийской флотилии в Дагестане обойдется в 460 млн. рублей [Электронный ресурс] // Сайт Информационного агентства «REGNUM»;URL:https://regnum.ru/news/economy/2423487.html (дата обращения: 30.05.2018).
作者简介
Magomedhabib Seferbekov
Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
编辑信件的主要联系方式.
Email: deadromance3@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-5714-8178
参考
- Абдурахманов 2011 – Абдурахманов А. Азербайджан во взаимоотношениях России, Турции и Ирана в первой половине XVIII в. – Баку: «Нагыл Еви», 2011. – 136 с.
- Абрамов 2020 – Абрамов Е.П. Морская пехота на фронтах Гражданской войны // Материалы и доклады участников седьмой научно-практической конференции «Рабоче-Крестьянский Красный Флот в отражении иностранной военной интервенции. 1918–1920. К 100-летию Гражданской войны в России» (г. Санкт-Петербург, Центральный военно-морской музей им. Петра Великого, 25 апреля 2019 г.). – СПБ., 2020. – С. 50–72.
- Абу-л-Хасан `Али ибн ал-Хусайн ибн `Али ал-Мас`уди 2002 – Абу-л-Хасан `Али ибн ал-Хусайн ибн `Али ал-Мас`уди. Золотые копи и россыпи самоцветов/ сост., пер. с араб., прим., комм. и указатели Д.В. Микульского. – М: Наталис, 2002. – 800 с.
- Азизбеков 1976 – Азизбеков Мешади – пламенный борец за власть Советов: Речи, документы и материалы. – Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1976.
- Бартольд 1967 – Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Бартольд В.В. Сочинения. В 9-ти томах. – М.: б/и, 1967. –Т. 2. – Ч. 1. – 1016 с.
- Басов 1981 – Басов А.В. Роль морского транспорта в битве за Кавказ // Народный подвиг в битве за Кавказ: Сборник статей / Отв. ред. Г.А. Куманев. – М.: Наука, 1981. – С. 141–157.
- Басов, Гутенмахер 1991 – Басов А.В., Гутенмахер Г.И. Персидский коридор // Военно-исторический журнал. – 1991. – № 1. – С. 25–33.
- Большевики… 1957 – Большевики в борьбе за победу социалистической революции в Азербайджане: документы и материалы 1917–1918 гг. / Под ред. З.И. Ибрагимова и М.С. Искендерова. – Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1957. – 700 с.
- Борьба за установление… 1958 – Борьба за установление и упрочение Советской власти в Дагестане. 1917–1921. Сборник документов и материалов / Отв. ред. Г.А. Даниялов. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 537 с.
- Бутков 1869 – Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. В 3-х частях. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1869. – Ч. I. – 621 с.
- Васильева 2014 – Васильева О.А. Советско-иранский договор 1921 года // Научные ведомости. Серия «Философия. Социология. Право». – 2014. – № 16 (187). – С. 113–118.
- Веселаго 1872 – Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. – СПб.: Тип. морского министерства, 1872. – 754 с.
- Веселаго 1875 – Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. – СПб.: Тип. Демакова, 1875. – Ч. 1. – 701 с.
- Веселаго 1939 – Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. – М.: Л.: Военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1939. – 304 с.
- Висковатов 1864 – Висковатов А.В. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия. – СПб.: Тип. морского министерства, 1864. – 175 с.
- Гаркави 1870 – Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о Славянах и Русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). – СПб., 1870. – 308 с.
- Голубев 2020 – Голубев А.М. Каспий. Битва за нефть. 1918–1920 гг. // Материалы и доклады участников седьмой научно-практической конференции «Рабоче-Крестьянский Красный Флот в отражении иностранной военной интервенции. 1918–1920. К 100-летию Гражданской войны в России» (г. Санкт-Петербург, Центральный военно-морской музей им. Петра Великого, 25 апреля 2019 г.). – СПб., 2020. – С. 184–200.
- Горшков 1981 – Горшков С.Г. Черноморский флот в битве за Кавказ // Народный подвиг в битве за Кавказ: Сборник статей / Отв. ред. Г.А. Куманев. – М.: Наука, 1981. – С. 80–97.
- Гречко 1969 – Гречко А. Битва за Кавказ. – М.: Воениздат, 1969. – 424 с.
- Гритченко, Меерович 1974 – Гритченко А., Меерович Е. Каспийская Краснознаменная. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. – 84 с.
- Гродеков 1888 – Гродеков Н.И. Хивинский поход 1873 года: Действия кавказских отрядов. – СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1888. – 470 с.
- Декларация… 1991 – Декларация Совета Республик ВС СССР от 26.12.1991 № 142-Н // Ведомости Верховного Совета. – 1991. – № 52.
- Дополнение к актам… 1853 – Дополнение к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией. В 12-ти томах. 1846–1872 гг. – СПб.: Тип. Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1853. – Т. 5. – 535 с.
- Елисеев 2013 – Елисеев А.В. Скифия против Запада: Взлет и падение Скифской державы. – М., 2013. – 330 с.
- Жаднова 2020 – Жаднова Т. Вековой юбилей Краснознаменной Каспийской флотилии: Вопросы теории // Морской сборник. 2020. № 4. – М.: Красная звезда, 2020. – 104 с.
- Исмаилов 2010 – Исмаилов Э. Очерки по истории Азербайджана. – М.: Флинта, 2010. – 416 с. История Дагестана… 2005 – История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.И. Османов. В 2-х т. Т. 2. XX век. – Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2005. – 664 с.
- История многовековых… 2009 – История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией: К 150-летию окончательного вхождения Дагестана в состав России / Отв. ред. А.И. Османов. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2009. – 752 с.
- История народов Северного Кавказа… 1988a – История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М.: Наука, 1988. – 554 с.
- История народов Северного Кавказа… 1988b – История народов Северного Кавказа с древнейших времен (конец XVIII в.– 1917 г.). – М.: Наука, 1988. – 659 с.
- История русской армии 2019 – История русской армии. – М.: «Эксмо», 2019. – 768 с. Кадишев 1960 – Кадишев А.Б. Интервенция и гражданская война в Закавказье. – М.: Воениздат, 1960. – 510 с.
- Каспийская военная флотилия 1983 – Каспийская военная флотилия // Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Хромов С.С. (отв. ред.). – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 704 с.
- Квашнин-Самарин 1912 – Квашнин-Самарин Е.Н. Морская идея в русской земле: История до Петров. Руси с воен.-мор. точки зрения. – СПб.: Мор. ген. штаб, 1912. – 189 с.
- Кирокосьян 2013 – Кирокосьян М.А. Русский флаг на Каспии: Два столетия Каспийской флотилии (середина XVII – середина XIX века). Пираты Каспийского моря. – М.: Военная книга; Кучково поле, 2013. – 416 с.
- Краснознаменный… 1971 – Краснознаменный Северокавказский: Очерк истории Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа. – Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1971. – 408 с.
- Куропаткин 1899 – Куропаткин А.Н. Завоевание Туркмении: Поход в Ахал-тепе в 1880–1881 гг.: с очерком воен. действий в Средней Азии с 1839 по 1876 г. – СПб.: тип. Э. Арнгольда, 1899. – 224 с.
- Курукин 2010 – Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого: Низовой корпус на берегах Каспия (1722–1735). – М.: Квадрига; Объединенная редакция МВД России, 2010. – 381 с.
- Кучирь 2015 – Кучирь А.Г. «Каспийское мореходство – дело государево»: История борьбы за Каспий. – СПб.: Морское наследие, 2015. – 192 с.
- Лобанов, Ализаде 2020 – Лобанов В.Б., Ализаде Д.И. К вопросу о Советской власти в Баку (1917– лето 1918 г.) // Russian Colonial Studies. – 2020. – 1(5). – С. 55–90.
- Лысцов 1951 – Лысцов В.П. Персидский поход Петра I. 1722-1723 гг. – М.: Изд-во МГУ, 1951. – 247 с.
- Магарамов 2020 – Магарамов Ш.А. Предисловие // Западный Прикаспий в составе Российской империи (1722–1735 гг.): сборник архивных документов / Сост. Е.И. Иноземцева, Ш.А. Магарамов, Н.Д. Чекулаев. – Махачкала: Институт ИАЭ ДФИЦ РАН; МавраевЪ, 2020. – 376 с.
- Магарамов и др. 2021 – Магарамов Ш.А., Чекулаев Д.Н., Иноземцев Е.И. История Дербентского гарнизона Российской императорской армии (1722–1735): К 300-летию провозглашения Российской империи. – М.: Изд-во «Лотос», 2021. – 192 с.
- Маковский, Радченко 1982 – Маковский А.А., Радченко Б.М. Каспийская Краснознаменная. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Воениздат, 1982. – 176 с.
- Маркс, Энгельс 1962 – Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. – М.: Госполитиздат, 1962. – Т. 27. – 695 с.
- Новосельцев 1965 – Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. – М.: Наука, 1965. – С. 355–419.
- Под стягом России… 1992 – Под стягом России: Сборник архивных документов. – М.: «Русская книга», 1992. – 432 с.
- Стельник 1958 – Стельник Б.Я. Политическое положение в Азербайджане и деятельность большевиков в марте – апреле 1917 г. // Труды Азербайджанского филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – Баку: Объединённое издательство, 1958. – Т. XXII.
- Тушин 1978 – Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях (XVII век) / Отв. ред. В.В. Мавродин. – М.: Наука, 1978. – 181 с.
- Юзефович 1869 – Юзефович Т.П. Договоры России с Востоком политические и торговые. – СПб.: Тип. О.И. Бакста, 1869. – 326 с.
补充文件
