Moral dilemmas and ethical conflicts in russian literature of the 20TH century and in the prose of F. Iskander

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is an exploration of moral dilemmas and ethical conflicts in Russian literature of the 20th century and their influence on shaping public consciousness and dialogue on moral issues. The article actively engages in a deep analysis and discussion of various moral aspects present in Russian literature of the 20th century. Key themes such as freedom, justice, identity, collectivism, and individuality take center stage. The article examines these ethical questions through the prism of well-known literary works of that time, including those by B. Pasternak, M. Bulgakov, Y. Zamyatin, and the Abkhazian writer F. Iskander. Particular emphasis is placed on how these moral issues materialize in the characters and stories of literary works. The analysis explores the meanings, dilemmas, and conflicts presented by authors through their characters. This approach adds depth to the article, enriching the discussion of moral issues not only in the abstract but also in literary works. The study methodology is founded on an examination of the socio-cultural backdrop, the impact of historical events on social and moral standards, and a thorough examination of genres and major works. The novelty of the study lies in a comprehensive and in-depth analysis of moral dilemmas and ethical conflicts presented in Russian literature of the 20th century. The article’s findings can be valuable in literary studies, philosophy, ethics, education, social sciences, and cultural studies. They can be used to debate and examine moral concerns, the impact of literature on public opinion, and to spark public debate and shape public consciousness. The article underscores the importance of Russian literature of the 20th century in exploring moral dilemmas and ethical conflicts, as well as its role in shaping public consciousness and dialogue on moral issues.

Full Text

Введение В искусстве слова русская литература XX в. становится театром, на кото-ром разворачиваются не только истории персональных судеб, но и глубокие моральные дилеммы, зеркально отражающие дух времени. Этот период, оку-танный историческими катаклизмами и социокультурными трансформациями, предоставил писателям возможность внимательно исследовать темы, связанные с этикой и нравственностью. Цель данной статьи заключается в анализе мораль-ных дилемм и этических конфликтов, представленных в произведениях русской литературы XX в. Мы стремимся раскрыть, как эти этические вызовы отражают сложности времени, в котором они были созданы, и как литературные произве-дения функционировали как своеобразные катализаторы обсуждения морали в обществе. Погружение в литературное наследие этого периода позволит нам лучше понять, какие вопросы волновали общество и как они отразились в твор-честве писателей, ставших хранителями моральных противоречий своего вре-мени. В мозаике исторических и социокультурных событий, раскрывшихся в XX в., русская литература стала выдающимся свидетельством перемен и вызовов, стоявших перед обществом. На фоне трагических революций, двух мировых войн, перестройки и распада Советского Союза, писатели оказались в роли ху-дожников, изображающих сложную психологию человечества в эпоху перемен. Важно отметить, что русская литература XX в. предстает как живой орга-низм, реагирующий на вызовы времени. Писатели, такие как Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин и Ф. Искандер, отразили в своих произведениях дух эпо-хи, столкнувшись с различными течениями, от экспериментального модернизма до социального реализма. Исторические события XX в. оказали глубокое влия-ние на моральные устои русского общества. Революции, мировые войны, поли-тические репрессии – каждое из этих событий несло с собой не только физиче-ские страдания, но и моральные испытания для нации. Человечество сталкива-лось с вопросами о справедливости, свободе, идентичности. Литературные про-изведения этого периода становились платформой, на которой авторы выражали свое видение этих моральных проблем. Например, в романе «Доктор Живаго» Б. Пастернака отражены сложности личного выбора в условиях политических потрясений. Эти произведения не только отражают моральные конфликты, но и активно участвуют в их формировании, становясь катализаторами обществен-ных дискуссий. Таким образом, контекст XX в. стал не только испытанием для русского общества, но и творческим стимулом для писателей, которые через свои произведения стремились понять и осмыслить моральные вызовы своего времени. Этот раздел ставит перед нами задачу исследовать, как эти социокуль-турные факторы оказали влияние на этические дилеммы, представленные в ли-тературе этой эпохи. Значимость моральных дилемм и этических конфликтов в прозе Ф. Искан-дера выражается в глубоком исследовании человеческих ценностей, внутренних конфликтов персонажей и их воздействии на сюжеты произведений. Творчество Ф. Искандера пронизано философскими размышлениями, касающимися свобо-ды, справедливости, любви, идентичности и вечных человеческих ценностей. Его произведения поднимают актуальные вопросы нравственности и этики, предостерегая от потенциальных дилемм и побуждая читателей задуматься над своим отношением к окружающему миру. Моральные аспекты в прозе Ф. Ис-кандера не только отражают сложности внутреннего мира персонажей, но и служат зеркалом для общественных явлений и исторических событий. Таким образом, творчество Ф. Искандера играет важную роль в формировании литера-турного пространства, обогащая его глубоким пониманием моральных дилемм и этических конфликтов, что делает его произведения актуальными и волную-щими для читателей различных поколений. Существует обширный массив ис-следований, посвященных творчеству Фазиля Искандера. В этой сфере активно работают авторы библиографических словарей, монографий, статей и диссерта-ций. Имена и работы указанных авторов свидетельствуют о широком интересе к его литературному наследию. В числе источников — библиографические слова-ри, книги авторов, таких как М. Гундарин, Е. Попов, В. Бигуаа и др., статьи, ис-следования и диссертации различных авторов. Кроме того, книга «Библиогра-фический указатель» [Шелудько 2016] предоставляет обширный перечень работ и публикаций, охватывающих разнообразные аспекты творчества Ф. Искандера, служа полезным инструментом для исследователей и студентов. Моральные дилеммы и этические конфликты В лабиринте русской литературы XX в. выявляются разнообразные жанры, каждый из которых служит уникальной площадкой для внимания к моральным вопросам. Романы этого периода, такие как «Доктор Живаго» Б. Пастернака или «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, не только предоставляют увлекательные сюжеты, но и являются глубокими исследованиями человеческой души. Мо-ральные дилеммы персонажей часто выражают сложности этических выборов в условиях политических, социальных и культурных изменений. В повестях, та-ких как «День опричника» В. Сорокина, этические вопросы раскрываются через призму социокультурных аномалий и экспериментов с общественными ценно-стями. Эти произведения становятся микроскопом, с помощью которого писа-тели изучают моральные проблемы в ограниченных социокультурных кон-текстах. Поэзия XX в. выражает моральные дилеммы через метафоры и симво-лы. Стихи А. Ахматовой, например, обыгрывают темы любви и потери, отражая сложности эмоционального и этического опыта. Философия моральных дилемм оказывает существенное и глубокое воздей-ствие на литературу, обогащая ее путем внесения сложных аспектов, этической глубины и способствуя исследованию человеческого опыта в контексте мораль-ных вызовов. Изучение этической мысли и анализ моральных дилемм – посто-янная тема философских дискуссий. Моральные дилеммы представляют слож-ные ситуации, требующие немедленного выбора между двумя действиями, каж-дое из которых нарушает определенный моральный принцип. Например, эссе И. Канта «О мнимом праве человека на ложь» иллюстрирует нравственное проти-воречие, когда домохозяйка, пытаясь спасти жизнь невиновного человека, стал-кивается с выбором между честным ответом и ложью. В этих сценариях проис-ходит ментальное противостояние моральных императивов, подчеркнутое ар-гументами Канта, представляя ситуацию как дилемму [Кант 1980: 292-297]. Кант утверждает, что моральный разум выходит за рамки человеческой приро-ды, предполагая существование сверхъестественного начала. Этот стимул устойчив к влиянию чувств и эмпирических факторов, выходящих за пределы человеческой природы, и возникает как результат спекулятивного или интуи-тивного понимания. Важной идеей является «неестественность» нравственного стимула, который призывает к жертвам в пользу других без ожидания компен-сации. В своем известном высказывании о «двух вещах», Кант придает равное значение морали и вселенной, подчеркивая их важность [Кант 1965: 499]. Фило-софия моральных дилемм приносит в литературу новые темы и идеи. Авторы сталкивают своих персонажей с этическими вызовами, что предоставляет чита-телям возможность провести параллели с собственными моральными убежде-ниями и личным опытом. Прежде всего, авторы, занимающиеся темой мораль-ных дилемм, нацеливаются на формирование персонажей, которые подвергают-ся нравственным выборам. Эти персонажи регулярно сталкиваются с интригу-ющими сценариями, требующими от них принятия решений и, таким образом, акцентируя внимание на сложности моральных вопросов. Влияние моральных дилемм на структуру сюжета также неоспоримо. Они преобразуются в драйвер сюжета, создавая напряжение и интригу, которые поддерживают интерес чита-теля и призывают его размышлять о том, что считать правильным или непра-вильным. Литература, основанная на рассмотрении моральных дилемм, может служить отражением общества, стимулируя обсуждение и рефлексию относи-тельно существующих моральных стандартов и ценностей. Кроме того, литера-турные произведения, анализирующие моральные дилеммы, имеют потенциал стать средством этического образования. Они способствуют размышлениям о сложности моральных решений и их последствиях, обеспечивая читателям воз-можность более глубокого понимания и оценки этических вопросов, сталкива-ющихся с героями в ходе повествования. Таким образом, воздействие филосо-фии моральных дилемм на литературу не только обогащает тексты, делая их более привлекательными, но и предоставляет читателям возможность более тщательного осмысления и оценки сложности этических вопросов в контексте литературного произведения. Многие произведения литературы XX в. затрагивают темы свободы и инди-видуализма. Например, в романе «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита ис-следуют ценность индивидуальной свободы в контексте тоталитарной системы. В этом же контексте русские писатели поднимали вопросы о справедливости и ее соотношении с моралью. Произведения А. Платонова, такие как «Чевенгур», ставили вопросы о том, как обеспечить справедливость в условиях социальной несправедливости. Важным аспектом русской литературы XX в. стали военные события, оставившие глубокий след. Произведения Д. Фурманова и В. Гроссма-на затрагивают темы нравственных выборов в условиях войны и гражданской борьбы. Через разнообразие литературных жанров и мотивов русская литерату-ра XX в. стала не только художественным выражением, но и моральным компа-сом, ориентированным на сложные этические вопросы своего времени. Далее мы более подробно рассмотрим, как эти моральные темы отражают сложности и вызовы периода. Роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака пронизан сложными моральными дилеммами, отражающими хаос революционных перемен в России начала XX в. Юрий Живаго, как символ интеллигентного человека своего времени, сталкива-ется с неотложными этическими вопросами, требующими от него делать слож-ные выборы. Врач и поэт, Юрий Живаго, постоянно находится в напряжении между желанием вести свободную, творческую жизнь, и обязанностями перед обществом. Его идеалы индивидуальной свободы сталкиваются с жесткой ре-альностью политических изменений и социальной несправедливости. Централь-ным этическим конфликтом становится любовный треугольник между Юрием, Ларой Антиповной и Тоней Гребенщиковой. Юрий чувствует себя раздираемым между своей любовью к Ларе и обязанностью перед Тоней, а также моральным долгом перед обществом. Стремясь к свободе творчества и любви, Юрий вы-нужден принимать ответственность за семью, пациентов и свою страну. Его личные и профессиональные обязанности несут тяжелые этические последствия, и он вынужден принимать решения, которые часто противоречат его внутрен-ним устремлениям. Любовные отношения Юрия с Ларой и Тоней становятся иллюстрацией моральных сложностей человеческих взаимоотношений в усло-виях социальных и политических потрясений. Юрий чувствует себя заключен-ным между своей страстью к Ларе и обязанностью перед Тоней, и его решения имеют далеко идущие этические последствия для всех персонажей. В этом про-изведении Пастернак создает сложный этический ландшафт, где каждое дей-ствие Юрия становится точкой сочленения между личным и общественным, свободой и обязанностью. А. Синявский в своем исследовании «Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака» касается характеристик романа как литературного жанра. Он выде-ляет особенности, которые создают связь между романом и предшествующей прозой Пастернака. Синявский подчеркивает, что «охранная грамота» подобно «Доктору Живаго», привлекала внимание художника и заслуживала предпочте-ния как своеобразная «книга мыслей» [Свительский 1974: 136]. В своей иссле-довательской работе автор видит преодоление традиционных границ искусства, а также отсутствие жестких жанровых ограничений. Суть «Доктора Живаго», по мнению исследователя, также заключается в том, что это не просто роман, а своего рода «книга мыслей» причем в более доступной, обширной и литератур-ной форме. Таким образом, Синявский предостерегает от строгого клейма жан-ровых стереотипов, предлагая видеть эти произведения как литературные тво-рения, преодолевающие обычные рамки В своей исследовательской статье о структуре «Доктора Живаго» Б. Гаспа-ров предлагает оригинальное толкование поэтики этого произведения. Он утверждает, что композиционные структуры романа представляют собой кон-трапункты разнообразных форм, каждая из которых служит моделью контра-пунктного мышления. Этот подход предполагает взаимодействие и влияние раз-личных элементов, включая композицию и структуру текста, что формирует сложное взаимодействие между ними. Понятие временного контрапункта выде-ляет важное значение времени в структуре романа, которое определяет его об-щий художественный облик и сюжетную логику. Такой метод приглашает чита-теля рассматривать «Доктора Живаго» как произведение, где художественные формы соединяются и взаимодействуют, создавая сложный и многогранный ху-дожественный опыт [Гаспаров 1990: 236]. Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова обостряет этические конфлик-ты, затрагивая вопросы зла, справедливости и веры, а также предостерегая чита-теля от самоотречения в погоне за искусством. Булгаков использует фантасти-ческий жанр как средство для аллегорического исследования моральных тем. Взаимодействие Мастера и Маргариты ставит под сомнение традиционные пред-ставления о добре и зле. Встреча с Воландом выступает в роли испытания веры и нравственных устоев, приводя персонажей к размышлениям о природе зла и справедливости. Мотив самоотречения Мастера в поисках искусства подчерки-вает тему цены, которую приходится платить за художественное самовыраже-ние. Этот этический аспект взаимодействует с остальной частью сюжета, где Мастер и Маргарита сталкиваются с чрезвычайными обстоятельствами, испыты-вая свою веру и верность друг другу. Булгаков поставил своих персонажей пе-ред моральными дилеммами, связанными с природой зла, справедливости и ве-ры. Встреча Мастера с Воландом и его свитой является не только фантастиче-ским сюжетным элементом, но и аллегорическим изучением этических проблем. Центральный мотив романа — стремление Мастера к искусству, несмотря на личные жертвы и столкновения с миром, где происходит борьба между художе-ственной свободой и нравственными нормами. Это поднимает вопрос о том, насколько далеко можно зайти в искусстве, не отрекаясь от своих принципов. Таким образом, «Мастер и Маргарита» представляет собой уникальное литера-турное произведение, в котором фантастика служит не только оформлением сюжета, но и инструментом для аллегорического исследования философских и этических вопросов. М. Булгаков занимает особое положение в русской и международной лите-ратуре за счет уникального художественного мира автора. В его произведениях ярко проявляются актуальные гуманистические концепции личности, способные противостоять жесткой трагической реальность XX столетия. С тех пор как он впервые ощутил в себе дух подростковых лет, его внимание было привлечено загадочным и необъяснимым. Однажды, ему едва исполнилось двенадцать лет, он поразил свою сестру Надю странным признанием: «Думаешь, я вчера ночью просто спал? Нет, я был у сатаны в гостях». Даже в этом периоде подросткового возраста Булгаков не переставал удивлять и пугать своих близких своими рас-сказами о загадочном мире дьявольских сил [Яновская 1991: 191]. В конце 1960-х годов возрос интерес к творческому наследию писателя, преимущественно среди профессиональных критиков, литературоведов и разно-образной читательской аудитории, представленной различными возрастными, национальными и социальными группами. Этот подъем интереса был вызван публикацией романа «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» – это не просто роман, а своеобразный двойной ро-ман, где одна история раскрывает судьбу Мастера, а другая – роман, созданный самим Мастером о Понтии Пилате. Между этими романами прошло две тысячи лет за исключением одного столетия. Эти два романа выделяются не только своим сюжетом, но и различной манерой повествования [Лесскис 1979: 52]. В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, сюжетное и композицион-ное строение обогащается использованием сложной системы лейтмотивов, что является ключевым аспектом в структуре произведения. Лейтмотивы в данном контексте подразделяются на две основные группы: образы, такие как солнце, луна, гроза, огонь, цветок, осколки, и понятия, включая предчувствия, страх, предопределение, любовь, творчество, ученичество, и «христианский» ком-плекс. Эти лейтмотивы пронизывают текст в трех различных формах: основной, варьированной и пародийной. Основная форма создает впечатление устойчиво-сти, варьированная вносит изменчивость и подвижность, а пародийная форма представляет собой разновидность варьированной, добавляя аспект относитель-ности в литературную структуру романа [Васильева-Шальнева 2000]. В романе «Мы» Е. Замятин критикует утопию коллективизма, представляя ее в виде подавления человеческой индивидуальности. Главный герой, Д-503, в начале романа апологет коллективизма, постепенно осознает, что подавление индивидуальности ведет к потере человеческой сущности. Автор исследует эти-ческие аспекты коллективизма, подчеркивая негативные последствия, такие как потеря свободы, творчества и самовыражения. Писатель также представляет дистоническое общество, в котором индивидуальные чувства и желания подав-ляются в погоне за коллективной гармонией. Этот конфликт выражается через борьбу героя, Д-503, между его программированным коллективизмом и про-буждающимися индивидуальными стремлениями. Разрушение установленных норм в «Мы» сопровождается нравственными дилеммами. Герой осознает, что индивидуализм может иметь негативные последствия для общества, но в то же время приводит к более глубокому осознанию своей уникальности и ценности личной свободы. В сравнении с другими произведениями, например, с «Доктором Живаго» Б. Пастернака и «Мастером и Маргаритой» М. Булгакова, роман «Мы» выделя-ется своей критикой утопии, акцентируя важность индивидуальности и свободы. В то время как Пастернак и Булгаков поднимают этические вопросы через лич-ные истории, Е. Замятин фокусируется на коллективном опыте, предупреждая о рисках утопического подавления личности в погоне за коллективным благосо-стоянием. Таким образом, «Мы» становится важным произведением, предосте-регающим от чрезмерного коллективизма и подчеркивающим ценность индиви-дуальной свободы в этическом измерении общества. В уникальной модели романа «Мы» акцент делается на личности, что дела-ет ее отличной от классического романа. В классическом произведении герой, сталкиваясь с обществом, признает важность социальных связей и обществен-ной структуры, в которой он участвует. В рамках нестандартной модели, кото-рая отражает экзистенциальные взгляды личности в XX в., эти социальные связи теряют свое значение. Человек остается наедине со своим внутренним восприя-тием и личным «переживанием» бытия. В результате писатель фокусируется не на объективной реальности, а на «мире, представленном в том виде, в котором он существует в голове героя». Иными словами, важным становится внутреннее переживание личности, а не только ее взаимодействие с обществом, делая каж-дый роман уникальным в своем роде [Затонский 1973: 413]. Такое предельное усиление индивидуальности, стремление к признанию ценности субъективного сознания и «перенос критерия истинности из объективного мира в сферу субъ-ективного и иррационального» обуславливают появление новых форм взаимо-отношений между автором и персонажем [Келдыш 2010: 37]. В отличие от тра-диционных, присущих эпической литературе, субъектно-объектных связей, цен-тром романа становится самовыражение субъекта повествования. Это прибли-жает его к образу лирического героя, выступающего в роли «носителя пережи-ваний», который не только тесно связан с автором, его мировоззрением, био-графическим опытом, эмоциональным состоянием и стилем общения, но и представляет собой основной фокус в большинстве случаев. «Сандро из Чегема» – ключевое произведение Фазиля Искандера, собран-ное из 32 коротких рассказов. В романе отсутствует общий сюжет, но каждый рассказ основан на жизни главного героя, Сандро Чегемского, и жителей дерев-ни Чегема. Темы охватывают детство, этнические конфликты на Кавказе, ста-линский террор и коллективизацию. Действие происходит в деревне Чегема в Абхазии, а эпизоды развиваются в различных частях региона. Роман пропитан сатирой и юмором, что создает стиль, аналогичный «Приключениям Гекльберри Финна» Марка Твена [Сьюзан 1983: 9]. Смешение жанров – эпос, сатира и фоль-клор – делает роман уникальным. Изучение обычаев и традиций абхазского народа, их связи с природой и верованиями, является важной частью произве-дения. Роман «Сандро из Чегема» Ф. Искандера можно назвать двуязычным. Написанный на русском языке, он также включает элементы абхазского языка. Автор стремился передать особенности абхазской культуры и обычаев, внедряя неологизмы и выражения на абхазском языке в текст. Это придает произведению уникальность и позволяет читателю глубже погрузиться в атмосферу Абхазии, лучше понять ее культурное наследие и пережить уникальный опыт взаимодей-ствия с двумя языковыми средами [Козель 2006: 148]. В «Сандро из Чегема» затрагиваются разнообразные этические конфликты. Одним из центральных является столкновение советского социализма с патри-архальной абхазской провинцией. Также прослеживается противостояние власти и простых крестьян, выраженное через неожиданные ситуации. Эти этические конфликты отражают различные моральные системы и противоречия между традиционными ценностями и социалистическим сознанием. Тема свободы и ценности личности также пронизывает роман. Произведение исследует различные аспекты этой темы, включая столкно-вение советского общества социализма и абхазской патриархальности, а также конфликты власти и крестьян. Роман подчеркивает важность сохранения тради-ций, обычаев и моральных ценностей как основы свободы и самоопределения человека. Сатира и ирония пронизывают взгляд автора на мир, позволяя ему выразить критику и провокацию в отношении свободы и ценностей в обществе. «Сандро из Чегема» вызвал разнообразные реакции критиков, отмечая его сати-рическое изображение власти и лидеров, а также политическую подоплеку. Сравнения со стилем Марка Твена и классификация романа как эпоса свидетель-ствуют о его многогранности и влиянии на советскую и русскую литературу. Литература не только отражает общественные реалии, но и активно форми-рует общественные взгляды, оказывая глубокое воздействие на сознание читате-лей. Романы и рассказы, пронизанные этическими вопросами, играют важную роль в формировании общественного мнения и помогают читателям осмыслить сложные моменты морали, с которыми сталкивается общество. Литературные произведения, предлагая различные точки зрения на этические вопросы, способ-ствуют формированию ценностных установок читателей. Авторские интерпре-тации моральных дилемм могут вызывать размышления и внутренний диалог, в результате чего читатель выстраивает свое собственное отношение к этическим вопросам. Произведения, поднимающие этические вопросы, могут служить ка-тализатором для общественного диалога, создавая площадку для обмена мнени-ями и идеями, способствуя формированию общественного согласия или, наобо-рот, выявляя расхождения во взглядах. Литературные творения, обращающие внимание на этические проблемы, вдохновляют читателей к поиску решений и активному участию в общественной жизни. Истории о моральных триумфах и поражениях персонажей стимулируют общественное сознание и мобилизуют к переменам. Литература, пропитанная этическими вопросами, играет ключевую роль в формировании общественного сознания, помогая читателям лучше по-нимать сложности морали, стимулируя обсуждение и поиск ответов на эти эти-ческие вызовы. Таким образом, литература становится неотъемлемой частью культурного диалога, способствуя развитию общества в целом. Заключение В заключение можно отметить, что проведенное исследование внесло важ-ный вклад в понимание роли моральных дилемм и этических конфликтов в рус-ской литературе XX в. Рассмотрение особенностей социокультурного контекста, влияния исторических событий на моральные ценности общества, анализ жан-ров и тематик, а также подробный анализ ключевых произведений и авторов позволили выявить богатство и глубину обсуждаемых этических вопросов. Литература, как зеркало общества, предоставляет читателям возможность взглянуть на сложности морали через призму героев и сюжетов. Авторские ин-терпретации моральных дилемм становятся катализатором для внутреннего диалога и размышлений, способствуя формированию собственного отношения к этическим вопросам. Влияние литературы на общество выходит за рамки отра-жения реальности, оказывая активное формирующее воздействие на обществен-ные взгляды и ценности. Литературные произведения, пропитанные этическими вопросами, не только поднимают общественный диалог, но и вдохновляют чи-тателей к активному участию в общественной жизни. В дополнение к критиче-скому обзору и анализу, представленным в статье, возможным направлением для будущих исследований может быть глубже изучение влияния литературы на формирование этического мышления и ценностных установок читателей. Таким образом, русская литература XX в., насыщенная моральными дилеммами, оста-ется не только отражением этических вызовов своего времени, но и активным участником формирования общественного сознания и диалога вокруг вопросов морали. Ф. Искандер, выдающийся абхазский литератор, внес существенный вклад в художественное отражение моральных дилемм и этических конфликтов абхаз-ского народа в контексте советской эпохи. Его литературные творения высту-пают своеобразным хроником эпохи, раскрывая сложности, с которыми сталки-валось абхазское общество в условиях советского режима. В своих произведениях Искандер глубоко затрагивает темы справедливо-сти, коллективизма, сохранения культурной идентичности и понятия свободы. Он освещает влияние советской власти на повседневную жизнь абхазского народа, выдвигая на обсуждение моральные дилеммы и этические коллизии. Персонажи его произведений становятся зеркалом сложных реалий времени, выявляя противоречия между индивидуальными ценностями и идеологией ре-жима. Таким образом, литературное наследие Ф. Искандера оказало важное воз-действие на литературную картину моральных вопросов, стоявших перед абхаз-ским народом в период советской эпохи. Его произведения стали не только от-ражением реальности абхазского общества, но и значимым источником для по-нимания этических вызовов, с которыми сталкивались люди в условиях полити-ческих и социокультурных трансформаций.
×

About the authors

Zhila Rahmanikhalilelahi

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Mos-cow, Russia.

Email: 1042205281@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-9928-9729

References

  1. Шелудько 2016 – Шелудько В.Г. Библиографический указатель «Фазиль Искандер – пи-сатель мудрец, философ». – М., 2016. – URL: http://apsnyteka.org/2855-fazil_iskander_biblio_ukazatel_2016.html (дата обращения: 06.12.2023).
  2. Кант 1980 – Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. –709 с.
  3. Кант 1965 – Кант И. Критика практического разума // Соч., в 6 т. Т. 4. Ч. 1. – М.: Мысль, 1965. – С. 311–501.
  4. Свительский 1974 – Свительский В.А. Проблема единства художественного мира и авторское начало в романе Достоевского // Проблема автора в художественной литературе. – Ижевск, 1974. – Вып. 1. – С. 177–192.
  5. Гаспаров 1990 – Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. – 1990. – № 3. – С. 223-242.
  6. Яновская 1991 – Яновская Н. Треугольник Воланда // Октябрь. – 1991. – № 5. – С. 182–202.
  7. Лесскис 1979 – Лесскис Г. А. Мастер и Маргарита Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. – Т. 38. – Вып. 1. – М., 1979. – С. 52-59.
  8. Васильева-Шальнева 2000 – Васильева-Шальнева Т. Б. Принципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргариты»: К вопросу взаимодействия литерату-ры и музыки. Дисс. канд. филол. н-к. Казань, 2000. – 163 с. URL: https://www.dissercat.com/content/printsipy-khudozhestvennoi-struktury-romana-m-bulgakova-master-i-margarita-k-voprosu-vzaimod (дата обращения: 29.11.2023).
  9. Затонский 1973 – Затонский Д. Искусство романа и XX век. – М: Художественная лите-ратура, 1973. – 536 с.
  10. Келдыш 2010 – Келдыш В.А. О «серебряном веке» русской литератуы: Общие законо-мерности проблемы пробзы. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 512 с.
  11. Сьюзан 1983 – Сьюзан Д. Абхазский Марк Твен // Газета «Нью-Йорк Таймс». – 1983. – Раздел 7. – С. 9.
  12. Козель 2006 – Козель О. С. Проза Фазиля Искандера. Мироведение писателя. Поэтика. Дисс.... канд. филол. н-к. – М., 2006. – 160 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Рахманихалилелахи Ж.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».