Moral dilemmas and ethical conflicts in russian literature of the 20TH century and in the prose of F. Iskander
- Authors: Rahmanikhalilelahi Z.1
-
Affiliations:
- Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Mos-cow, Russia.
- Issue: No 4 (2023)
- Pages: 373-384
- Section: Literature of the peoples of the Russian Federation (literature of the peoples of the North Caucasus)
- Submitted: 11.05.2025
- Published: 15.12.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-212X/article/view/291292
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-373-384
- EDN: https://elibrary.ru/OCBLLQ
- ID: 291292
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Введение В искусстве слова русская литература XX в. становится театром, на кото-ром разворачиваются не только истории персональных судеб, но и глубокие моральные дилеммы, зеркально отражающие дух времени. Этот период, оку-танный историческими катаклизмами и социокультурными трансформациями, предоставил писателям возможность внимательно исследовать темы, связанные с этикой и нравственностью. Цель данной статьи заключается в анализе мораль-ных дилемм и этических конфликтов, представленных в произведениях русской литературы XX в. Мы стремимся раскрыть, как эти этические вызовы отражают сложности времени, в котором они были созданы, и как литературные произве-дения функционировали как своеобразные катализаторы обсуждения морали в обществе. Погружение в литературное наследие этого периода позволит нам лучше понять, какие вопросы волновали общество и как они отразились в твор-честве писателей, ставших хранителями моральных противоречий своего вре-мени. В мозаике исторических и социокультурных событий, раскрывшихся в XX в., русская литература стала выдающимся свидетельством перемен и вызовов, стоявших перед обществом. На фоне трагических революций, двух мировых войн, перестройки и распада Советского Союза, писатели оказались в роли ху-дожников, изображающих сложную психологию человечества в эпоху перемен. Важно отметить, что русская литература XX в. предстает как живой орга-низм, реагирующий на вызовы времени. Писатели, такие как Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин и Ф. Искандер, отразили в своих произведениях дух эпо-хи, столкнувшись с различными течениями, от экспериментального модернизма до социального реализма. Исторические события XX в. оказали глубокое влия-ние на моральные устои русского общества. Революции, мировые войны, поли-тические репрессии – каждое из этих событий несло с собой не только физиче-ские страдания, но и моральные испытания для нации. Человечество сталкива-лось с вопросами о справедливости, свободе, идентичности. Литературные про-изведения этого периода становились платформой, на которой авторы выражали свое видение этих моральных проблем. Например, в романе «Доктор Живаго» Б. Пастернака отражены сложности личного выбора в условиях политических потрясений. Эти произведения не только отражают моральные конфликты, но и активно участвуют в их формировании, становясь катализаторами обществен-ных дискуссий. Таким образом, контекст XX в. стал не только испытанием для русского общества, но и творческим стимулом для писателей, которые через свои произведения стремились понять и осмыслить моральные вызовы своего времени. Этот раздел ставит перед нами задачу исследовать, как эти социокуль-турные факторы оказали влияние на этические дилеммы, представленные в ли-тературе этой эпохи. Значимость моральных дилемм и этических конфликтов в прозе Ф. Искан-дера выражается в глубоком исследовании человеческих ценностей, внутренних конфликтов персонажей и их воздействии на сюжеты произведений. Творчество Ф. Искандера пронизано философскими размышлениями, касающимися свобо-ды, справедливости, любви, идентичности и вечных человеческих ценностей. Его произведения поднимают актуальные вопросы нравственности и этики, предостерегая от потенциальных дилемм и побуждая читателей задуматься над своим отношением к окружающему миру. Моральные аспекты в прозе Ф. Ис-кандера не только отражают сложности внутреннего мира персонажей, но и служат зеркалом для общественных явлений и исторических событий. Таким образом, творчество Ф. Искандера играет важную роль в формировании литера-турного пространства, обогащая его глубоким пониманием моральных дилемм и этических конфликтов, что делает его произведения актуальными и волную-щими для читателей различных поколений. Существует обширный массив ис-следований, посвященных творчеству Фазиля Искандера. В этой сфере активно работают авторы библиографических словарей, монографий, статей и диссерта-ций. Имена и работы указанных авторов свидетельствуют о широком интересе к его литературному наследию. В числе источников — библиографические слова-ри, книги авторов, таких как М. Гундарин, Е. Попов, В. Бигуаа и др., статьи, ис-следования и диссертации различных авторов. Кроме того, книга «Библиогра-фический указатель» [Шелудько 2016] предоставляет обширный перечень работ и публикаций, охватывающих разнообразные аспекты творчества Ф. Искандера, служа полезным инструментом для исследователей и студентов. Моральные дилеммы и этические конфликты В лабиринте русской литературы XX в. выявляются разнообразные жанры, каждый из которых служит уникальной площадкой для внимания к моральным вопросам. Романы этого периода, такие как «Доктор Живаго» Б. Пастернака или «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, не только предоставляют увлекательные сюжеты, но и являются глубокими исследованиями человеческой души. Мо-ральные дилеммы персонажей часто выражают сложности этических выборов в условиях политических, социальных и культурных изменений. В повестях, та-ких как «День опричника» В. Сорокина, этические вопросы раскрываются через призму социокультурных аномалий и экспериментов с общественными ценно-стями. Эти произведения становятся микроскопом, с помощью которого писа-тели изучают моральные проблемы в ограниченных социокультурных кон-текстах. Поэзия XX в. выражает моральные дилеммы через метафоры и симво-лы. Стихи А. Ахматовой, например, обыгрывают темы любви и потери, отражая сложности эмоционального и этического опыта. Философия моральных дилемм оказывает существенное и глубокое воздей-ствие на литературу, обогащая ее путем внесения сложных аспектов, этической глубины и способствуя исследованию человеческого опыта в контексте мораль-ных вызовов. Изучение этической мысли и анализ моральных дилемм – посто-янная тема философских дискуссий. Моральные дилеммы представляют слож-ные ситуации, требующие немедленного выбора между двумя действиями, каж-дое из которых нарушает определенный моральный принцип. Например, эссе И. Канта «О мнимом праве человека на ложь» иллюстрирует нравственное проти-воречие, когда домохозяйка, пытаясь спасти жизнь невиновного человека, стал-кивается с выбором между честным ответом и ложью. В этих сценариях проис-ходит ментальное противостояние моральных императивов, подчеркнутое ар-гументами Канта, представляя ситуацию как дилемму [Кант 1980: 292-297]. Кант утверждает, что моральный разум выходит за рамки человеческой приро-ды, предполагая существование сверхъестественного начала. Этот стимул устойчив к влиянию чувств и эмпирических факторов, выходящих за пределы человеческой природы, и возникает как результат спекулятивного или интуи-тивного понимания. Важной идеей является «неестественность» нравственного стимула, который призывает к жертвам в пользу других без ожидания компен-сации. В своем известном высказывании о «двух вещах», Кант придает равное значение морали и вселенной, подчеркивая их важность [Кант 1965: 499]. Фило-софия моральных дилемм приносит в литературу новые темы и идеи. Авторы сталкивают своих персонажей с этическими вызовами, что предоставляет чита-телям возможность провести параллели с собственными моральными убежде-ниями и личным опытом. Прежде всего, авторы, занимающиеся темой мораль-ных дилемм, нацеливаются на формирование персонажей, которые подвергают-ся нравственным выборам. Эти персонажи регулярно сталкиваются с интригу-ющими сценариями, требующими от них принятия решений и, таким образом, акцентируя внимание на сложности моральных вопросов. Влияние моральных дилемм на структуру сюжета также неоспоримо. Они преобразуются в драйвер сюжета, создавая напряжение и интригу, которые поддерживают интерес чита-теля и призывают его размышлять о том, что считать правильным или непра-вильным. Литература, основанная на рассмотрении моральных дилемм, может служить отражением общества, стимулируя обсуждение и рефлексию относи-тельно существующих моральных стандартов и ценностей. Кроме того, литера-турные произведения, анализирующие моральные дилеммы, имеют потенциал стать средством этического образования. Они способствуют размышлениям о сложности моральных решений и их последствиях, обеспечивая читателям воз-можность более глубокого понимания и оценки этических вопросов, сталкива-ющихся с героями в ходе повествования. Таким образом, воздействие филосо-фии моральных дилемм на литературу не только обогащает тексты, делая их более привлекательными, но и предоставляет читателям возможность более тщательного осмысления и оценки сложности этических вопросов в контексте литературного произведения. Многие произведения литературы XX в. затрагивают темы свободы и инди-видуализма. Например, в романе «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита ис-следуют ценность индивидуальной свободы в контексте тоталитарной системы. В этом же контексте русские писатели поднимали вопросы о справедливости и ее соотношении с моралью. Произведения А. Платонова, такие как «Чевенгур», ставили вопросы о том, как обеспечить справедливость в условиях социальной несправедливости. Важным аспектом русской литературы XX в. стали военные события, оставившие глубокий след. Произведения Д. Фурманова и В. Гроссма-на затрагивают темы нравственных выборов в условиях войны и гражданской борьбы. Через разнообразие литературных жанров и мотивов русская литерату-ра XX в. стала не только художественным выражением, но и моральным компа-сом, ориентированным на сложные этические вопросы своего времени. Далее мы более подробно рассмотрим, как эти моральные темы отражают сложности и вызовы периода. Роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака пронизан сложными моральными дилеммами, отражающими хаос революционных перемен в России начала XX в. Юрий Живаго, как символ интеллигентного человека своего времени, сталкива-ется с неотложными этическими вопросами, требующими от него делать слож-ные выборы. Врач и поэт, Юрий Живаго, постоянно находится в напряжении между желанием вести свободную, творческую жизнь, и обязанностями перед обществом. Его идеалы индивидуальной свободы сталкиваются с жесткой ре-альностью политических изменений и социальной несправедливости. Централь-ным этическим конфликтом становится любовный треугольник между Юрием, Ларой Антиповной и Тоней Гребенщиковой. Юрий чувствует себя раздираемым между своей любовью к Ларе и обязанностью перед Тоней, а также моральным долгом перед обществом. Стремясь к свободе творчества и любви, Юрий вы-нужден принимать ответственность за семью, пациентов и свою страну. Его личные и профессиональные обязанности несут тяжелые этические последствия, и он вынужден принимать решения, которые часто противоречат его внутрен-ним устремлениям. Любовные отношения Юрия с Ларой и Тоней становятся иллюстрацией моральных сложностей человеческих взаимоотношений в усло-виях социальных и политических потрясений. Юрий чувствует себя заключен-ным между своей страстью к Ларе и обязанностью перед Тоней, и его решения имеют далеко идущие этические последствия для всех персонажей. В этом про-изведении Пастернак создает сложный этический ландшафт, где каждое дей-ствие Юрия становится точкой сочленения между личным и общественным, свободой и обязанностью. А. Синявский в своем исследовании «Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака» касается характеристик романа как литературного жанра. Он выде-ляет особенности, которые создают связь между романом и предшествующей прозой Пастернака. Синявский подчеркивает, что «охранная грамота» подобно «Доктору Живаго», привлекала внимание художника и заслуживала предпочте-ния как своеобразная «книга мыслей» [Свительский 1974: 136]. В своей иссле-довательской работе автор видит преодоление традиционных границ искусства, а также отсутствие жестких жанровых ограничений. Суть «Доктора Живаго», по мнению исследователя, также заключается в том, что это не просто роман, а своего рода «книга мыслей» причем в более доступной, обширной и литератур-ной форме. Таким образом, Синявский предостерегает от строгого клейма жан-ровых стереотипов, предлагая видеть эти произведения как литературные тво-рения, преодолевающие обычные рамки В своей исследовательской статье о структуре «Доктора Живаго» Б. Гаспа-ров предлагает оригинальное толкование поэтики этого произведения. Он утверждает, что композиционные структуры романа представляют собой кон-трапункты разнообразных форм, каждая из которых служит моделью контра-пунктного мышления. Этот подход предполагает взаимодействие и влияние раз-личных элементов, включая композицию и структуру текста, что формирует сложное взаимодействие между ними. Понятие временного контрапункта выде-ляет важное значение времени в структуре романа, которое определяет его об-щий художественный облик и сюжетную логику. Такой метод приглашает чита-теля рассматривать «Доктора Живаго» как произведение, где художественные формы соединяются и взаимодействуют, создавая сложный и многогранный ху-дожественный опыт [Гаспаров 1990: 236]. Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова обостряет этические конфлик-ты, затрагивая вопросы зла, справедливости и веры, а также предостерегая чита-теля от самоотречения в погоне за искусством. Булгаков использует фантасти-ческий жанр как средство для аллегорического исследования моральных тем. Взаимодействие Мастера и Маргариты ставит под сомнение традиционные пред-ставления о добре и зле. Встреча с Воландом выступает в роли испытания веры и нравственных устоев, приводя персонажей к размышлениям о природе зла и справедливости. Мотив самоотречения Мастера в поисках искусства подчерки-вает тему цены, которую приходится платить за художественное самовыраже-ние. Этот этический аспект взаимодействует с остальной частью сюжета, где Мастер и Маргарита сталкиваются с чрезвычайными обстоятельствами, испыты-вая свою веру и верность друг другу. Булгаков поставил своих персонажей пе-ред моральными дилеммами, связанными с природой зла, справедливости и ве-ры. Встреча Мастера с Воландом и его свитой является не только фантастиче-ским сюжетным элементом, но и аллегорическим изучением этических проблем. Центральный мотив романа — стремление Мастера к искусству, несмотря на личные жертвы и столкновения с миром, где происходит борьба между художе-ственной свободой и нравственными нормами. Это поднимает вопрос о том, насколько далеко можно зайти в искусстве, не отрекаясь от своих принципов. Таким образом, «Мастер и Маргарита» представляет собой уникальное литера-турное произведение, в котором фантастика служит не только оформлением сюжета, но и инструментом для аллегорического исследования философских и этических вопросов. М. Булгаков занимает особое положение в русской и международной лите-ратуре за счет уникального художественного мира автора. В его произведениях ярко проявляются актуальные гуманистические концепции личности, способные противостоять жесткой трагической реальность XX столетия. С тех пор как он впервые ощутил в себе дух подростковых лет, его внимание было привлечено загадочным и необъяснимым. Однажды, ему едва исполнилось двенадцать лет, он поразил свою сестру Надю странным признанием: «Думаешь, я вчера ночью просто спал? Нет, я был у сатаны в гостях». Даже в этом периоде подросткового возраста Булгаков не переставал удивлять и пугать своих близких своими рас-сказами о загадочном мире дьявольских сил [Яновская 1991: 191]. В конце 1960-х годов возрос интерес к творческому наследию писателя, преимущественно среди профессиональных критиков, литературоведов и разно-образной читательской аудитории, представленной различными возрастными, национальными и социальными группами. Этот подъем интереса был вызван публикацией романа «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» – это не просто роман, а своеобразный двойной ро-ман, где одна история раскрывает судьбу Мастера, а другая – роман, созданный самим Мастером о Понтии Пилате. Между этими романами прошло две тысячи лет за исключением одного столетия. Эти два романа выделяются не только своим сюжетом, но и различной манерой повествования [Лесскис 1979: 52]. В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, сюжетное и композицион-ное строение обогащается использованием сложной системы лейтмотивов, что является ключевым аспектом в структуре произведения. Лейтмотивы в данном контексте подразделяются на две основные группы: образы, такие как солнце, луна, гроза, огонь, цветок, осколки, и понятия, включая предчувствия, страх, предопределение, любовь, творчество, ученичество, и «христианский» ком-плекс. Эти лейтмотивы пронизывают текст в трех различных формах: основной, варьированной и пародийной. Основная форма создает впечатление устойчиво-сти, варьированная вносит изменчивость и подвижность, а пародийная форма представляет собой разновидность варьированной, добавляя аспект относитель-ности в литературную структуру романа [Васильева-Шальнева 2000]. В романе «Мы» Е. Замятин критикует утопию коллективизма, представляя ее в виде подавления человеческой индивидуальности. Главный герой, Д-503, в начале романа апологет коллективизма, постепенно осознает, что подавление индивидуальности ведет к потере человеческой сущности. Автор исследует эти-ческие аспекты коллективизма, подчеркивая негативные последствия, такие как потеря свободы, творчества и самовыражения. Писатель также представляет дистоническое общество, в котором индивидуальные чувства и желания подав-ляются в погоне за коллективной гармонией. Этот конфликт выражается через борьбу героя, Д-503, между его программированным коллективизмом и про-буждающимися индивидуальными стремлениями. Разрушение установленных норм в «Мы» сопровождается нравственными дилеммами. Герой осознает, что индивидуализм может иметь негативные последствия для общества, но в то же время приводит к более глубокому осознанию своей уникальности и ценности личной свободы. В сравнении с другими произведениями, например, с «Доктором Живаго» Б. Пастернака и «Мастером и Маргаритой» М. Булгакова, роман «Мы» выделя-ется своей критикой утопии, акцентируя важность индивидуальности и свободы. В то время как Пастернак и Булгаков поднимают этические вопросы через лич-ные истории, Е. Замятин фокусируется на коллективном опыте, предупреждая о рисках утопического подавления личности в погоне за коллективным благосо-стоянием. Таким образом, «Мы» становится важным произведением, предосте-регающим от чрезмерного коллективизма и подчеркивающим ценность индиви-дуальной свободы в этическом измерении общества. В уникальной модели романа «Мы» акцент делается на личности, что дела-ет ее отличной от классического романа. В классическом произведении герой, сталкиваясь с обществом, признает важность социальных связей и обществен-ной структуры, в которой он участвует. В рамках нестандартной модели, кото-рая отражает экзистенциальные взгляды личности в XX в., эти социальные связи теряют свое значение. Человек остается наедине со своим внутренним восприя-тием и личным «переживанием» бытия. В результате писатель фокусируется не на объективной реальности, а на «мире, представленном в том виде, в котором он существует в голове героя». Иными словами, важным становится внутреннее переживание личности, а не только ее взаимодействие с обществом, делая каж-дый роман уникальным в своем роде [Затонский 1973: 413]. Такое предельное усиление индивидуальности, стремление к признанию ценности субъективного сознания и «перенос критерия истинности из объективного мира в сферу субъ-ективного и иррационального» обуславливают появление новых форм взаимо-отношений между автором и персонажем [Келдыш 2010: 37]. В отличие от тра-диционных, присущих эпической литературе, субъектно-объектных связей, цен-тром романа становится самовыражение субъекта повествования. Это прибли-жает его к образу лирического героя, выступающего в роли «носителя пережи-ваний», который не только тесно связан с автором, его мировоззрением, био-графическим опытом, эмоциональным состоянием и стилем общения, но и представляет собой основной фокус в большинстве случаев. «Сандро из Чегема» – ключевое произведение Фазиля Искандера, собран-ное из 32 коротких рассказов. В романе отсутствует общий сюжет, но каждый рассказ основан на жизни главного героя, Сандро Чегемского, и жителей дерев-ни Чегема. Темы охватывают детство, этнические конфликты на Кавказе, ста-линский террор и коллективизацию. Действие происходит в деревне Чегема в Абхазии, а эпизоды развиваются в различных частях региона. Роман пропитан сатирой и юмором, что создает стиль, аналогичный «Приключениям Гекльберри Финна» Марка Твена [Сьюзан 1983: 9]. Смешение жанров – эпос, сатира и фоль-клор – делает роман уникальным. Изучение обычаев и традиций абхазского народа, их связи с природой и верованиями, является важной частью произве-дения. Роман «Сандро из Чегема» Ф. Искандера можно назвать двуязычным. Написанный на русском языке, он также включает элементы абхазского языка. Автор стремился передать особенности абхазской культуры и обычаев, внедряя неологизмы и выражения на абхазском языке в текст. Это придает произведению уникальность и позволяет читателю глубже погрузиться в атмосферу Абхазии, лучше понять ее культурное наследие и пережить уникальный опыт взаимодей-ствия с двумя языковыми средами [Козель 2006: 148]. В «Сандро из Чегема» затрагиваются разнообразные этические конфликты. Одним из центральных является столкновение советского социализма с патри-архальной абхазской провинцией. Также прослеживается противостояние власти и простых крестьян, выраженное через неожиданные ситуации. Эти этические конфликты отражают различные моральные системы и противоречия между традиционными ценностями и социалистическим сознанием. Тема свободы и ценности личности также пронизывает роман. Произведение исследует различные аспекты этой темы, включая столкно-вение советского общества социализма и абхазской патриархальности, а также конфликты власти и крестьян. Роман подчеркивает важность сохранения тради-ций, обычаев и моральных ценностей как основы свободы и самоопределения человека. Сатира и ирония пронизывают взгляд автора на мир, позволяя ему выразить критику и провокацию в отношении свободы и ценностей в обществе. «Сандро из Чегема» вызвал разнообразные реакции критиков, отмечая его сати-рическое изображение власти и лидеров, а также политическую подоплеку. Сравнения со стилем Марка Твена и классификация романа как эпоса свидетель-ствуют о его многогранности и влиянии на советскую и русскую литературу. Литература не только отражает общественные реалии, но и активно форми-рует общественные взгляды, оказывая глубокое воздействие на сознание читате-лей. Романы и рассказы, пронизанные этическими вопросами, играют важную роль в формировании общественного мнения и помогают читателям осмыслить сложные моменты морали, с которыми сталкивается общество. Литературные произведения, предлагая различные точки зрения на этические вопросы, способ-ствуют формированию ценностных установок читателей. Авторские интерпре-тации моральных дилемм могут вызывать размышления и внутренний диалог, в результате чего читатель выстраивает свое собственное отношение к этическим вопросам. Произведения, поднимающие этические вопросы, могут служить ка-тализатором для общественного диалога, создавая площадку для обмена мнени-ями и идеями, способствуя формированию общественного согласия или, наобо-рот, выявляя расхождения во взглядах. Литературные творения, обращающие внимание на этические проблемы, вдохновляют читателей к поиску решений и активному участию в общественной жизни. Истории о моральных триумфах и поражениях персонажей стимулируют общественное сознание и мобилизуют к переменам. Литература, пропитанная этическими вопросами, играет ключевую роль в формировании общественного сознания, помогая читателям лучше по-нимать сложности морали, стимулируя обсуждение и поиск ответов на эти эти-ческие вызовы. Таким образом, литература становится неотъемлемой частью культурного диалога, способствуя развитию общества в целом. Заключение В заключение можно отметить, что проведенное исследование внесло важ-ный вклад в понимание роли моральных дилемм и этических конфликтов в рус-ской литературе XX в. Рассмотрение особенностей социокультурного контекста, влияния исторических событий на моральные ценности общества, анализ жан-ров и тематик, а также подробный анализ ключевых произведений и авторов позволили выявить богатство и глубину обсуждаемых этических вопросов. Литература, как зеркало общества, предоставляет читателям возможность взглянуть на сложности морали через призму героев и сюжетов. Авторские ин-терпретации моральных дилемм становятся катализатором для внутреннего диалога и размышлений, способствуя формированию собственного отношения к этическим вопросам. Влияние литературы на общество выходит за рамки отра-жения реальности, оказывая активное формирующее воздействие на обществен-ные взгляды и ценности. Литературные произведения, пропитанные этическими вопросами, не только поднимают общественный диалог, но и вдохновляют чи-тателей к активному участию в общественной жизни. В дополнение к критиче-скому обзору и анализу, представленным в статье, возможным направлением для будущих исследований может быть глубже изучение влияния литературы на формирование этического мышления и ценностных установок читателей. Таким образом, русская литература XX в., насыщенная моральными дилеммами, оста-ется не только отражением этических вызовов своего времени, но и активным участником формирования общественного сознания и диалога вокруг вопросов морали. Ф. Искандер, выдающийся абхазский литератор, внес существенный вклад в художественное отражение моральных дилемм и этических конфликтов абхаз-ского народа в контексте советской эпохи. Его литературные творения высту-пают своеобразным хроником эпохи, раскрывая сложности, с которыми сталки-валось абхазское общество в условиях советского режима. В своих произведениях Искандер глубоко затрагивает темы справедливо-сти, коллективизма, сохранения культурной идентичности и понятия свободы. Он освещает влияние советской власти на повседневную жизнь абхазского народа, выдвигая на обсуждение моральные дилеммы и этические коллизии. Персонажи его произведений становятся зеркалом сложных реалий времени, выявляя противоречия между индивидуальными ценностями и идеологией ре-жима. Таким образом, литературное наследие Ф. Искандера оказало важное воз-действие на литературную картину моральных вопросов, стоявших перед абхаз-ским народом в период советской эпохи. Его произведения стали не только от-ражением реальности абхазского общества, но и значимым источником для по-нимания этических вызовов, с которыми сталкивались люди в условиях полити-ческих и социокультурных трансформаций.About the authors
Zhila Rahmanikhalilelahi
Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Mos-cow, Russia.
Email: 1042205281@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-9928-9729
References
- Шелудько 2016 – Шелудько В.Г. Библиографический указатель «Фазиль Искандер – пи-сатель мудрец, философ». – М., 2016. – URL: http://apsnyteka.org/2855-fazil_iskander_biblio_ukazatel_2016.html (дата обращения: 06.12.2023).
- Кант 1980 – Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. –709 с.
- Кант 1965 – Кант И. Критика практического разума // Соч., в 6 т. Т. 4. Ч. 1. – М.: Мысль, 1965. – С. 311–501.
- Свительский 1974 – Свительский В.А. Проблема единства художественного мира и авторское начало в романе Достоевского // Проблема автора в художественной литературе. – Ижевск, 1974. – Вып. 1. – С. 177–192.
- Гаспаров 1990 – Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. – 1990. – № 3. – С. 223-242.
- Яновская 1991 – Яновская Н. Треугольник Воланда // Октябрь. – 1991. – № 5. – С. 182–202.
- Лесскис 1979 – Лесскис Г. А. Мастер и Маргарита Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. – Т. 38. – Вып. 1. – М., 1979. – С. 52-59.
- Васильева-Шальнева 2000 – Васильева-Шальнева Т. Б. Принципы художественной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргариты»: К вопросу взаимодействия литерату-ры и музыки. Дисс. канд. филол. н-к. Казань, 2000. – 163 с. URL: https://www.dissercat.com/content/printsipy-khudozhestvennoi-struktury-romana-m-bulgakova-master-i-margarita-k-voprosu-vzaimod (дата обращения: 29.11.2023).
- Затонский 1973 – Затонский Д. Искусство романа и XX век. – М: Художественная лите-ратура, 1973. – 536 с.
- Келдыш 2010 – Келдыш В.А. О «серебряном веке» русской литератуы: Общие законо-мерности проблемы пробзы. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 512 с.
- Сьюзан 1983 – Сьюзан Д. Абхазский Марк Твен // Газета «Нью-Йорк Таймс». – 1983. – Раздел 7. – С. 9.
- Козель 2006 – Козель О. С. Проза Фазиля Искандера. Мироведение писателя. Поэтика. Дисс.... канд. филол. н-к. – М., 2006. – 160 с.
Supplementary files
