“...These events have their representatives of supporters in almost all villages of the region.” Doc-uments and materials about the Baksan events of 1928 in Kabardino-Balkaria
- Authors: Dzamikhov K.F.1, Kazharov A.G.2, Kushkhova K.A.3
-
Affiliations:
- The Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
- Тhe Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
- Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia.
- Issue: No 4 (2023)
- Pages: 308-325
- Section: Историография, источниковедение, методы исторического исследования
- Submitted: 11.05.2025
- Published: 15.12.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-212X/article/view/291283
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-308-325
- EDN: https://elibrary.ru/KXVWVX
- ID: 291283
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the study of the historical causes and prerequisites of the tragic events that occurred in the Baksan district of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region in June 1928 and went down in history as the “Baksan events”. This was the first, open and large-scale protest of a part of the Kabardian peasantry against the policies of the Soviet government in the economic, social and cultural-ideological spheres.The Soviet model of modernization of all aspects of life and activity of Kabardino-Balkarian society meant a break with the traditional ideas of the peoples of Kabardino-Balkaria, which objectively led to the accumulation of conflict potential in relations between various subjects of the political process. As a result, in the late 1920s. There is an open armed confrontation, during which many people died and were injured.The causes and prerequisites, course and character, driving forces, results and consequences of the Baksan events of 1928 have still not received proper in-depth and unbiased research on regional historiography. Published documents and materials should contribute to a deep and objective study of all aspects of the history of the Baksan events, which is of great scientific importance.
Full Text
В конце 1920-х гг. в Кабардино-Балкарии произошли трагические события. В Баксанском округе определенная часть крестьянства 9–12 июня 1928 г. от-крыто выступила против советской власти, в столкновении погибло немало лю-дей. В этих событиях принимали участие несколько тысяч человек. О масшта-бах возникшей проблемы можно судить и по оценке Б.Э. Калмыкова, который считал, что «…события эти имеют своих представителей и приверженцев во всех почти селениях области» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 11]. В резуль-тате рассмотрения данного дела к «высшей мере социальной защиты», то есть расстрелу, были приговорены 11 человек. Вопрос о Баксанских событиях рассматривался на разных уровнях системы государственной и партийной власти. Северо-Кавказский краевой комитет ВКП (б) 22 июня 1922 г. принял по-становление, в котором события были названы «Баксанским массовым выступ-лением», выразившимся в «разгроме окрисполкома, захвате оружия и избиении милиции и, в дальнейшем, в попытке разоружения воинской части» [РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 43. Л. 13]. Пленум Кабардино-Балкарского областного комитета ВКП (б) 30 июня 1928 г. рассмотрел вопрос «О Баксанских событиях». На пленуме было призна-но, что причинами выступления крестьян были, в частности, «нажим на кулака в хлебозаготовках, реализация займа, самообложение». Подчеркивалось также и «ущемленное состояние мусульманского духовенства», «безнадежность их чая-ний на восстановление выбитых у них политических прав и экономической ба-зы» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 46–56]. 11–24 июня было вынесено 53 протокольных решения «на общих сходах граждан», «собраниях бедноты», «заседаниях сельских советов», «собраниях беспартийных», «собраниях партийных ячеек», «собраниях учителей», прохо-дивших в населенных пунктах всех округов Кабардино-Балкарской автономной области. Как видно, некоторые из них проходили в то время, когда еще про-должались Баксанские события. В этих мероприятиях также приняли участие несколько тысяч человек, а в решениях фиксировалось осуждение выступления против советской власти представителей отдельных сельских обществ [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 26–40]. Приведенные данные свидетельствуют о расколе кабардино-балкарского общества в рассматриваемый период. С самого начала определенное влияние исламского фактора в Баксанских событиях, наряду и с другими, было очевидным. В советский период исследова-тели проблем социалистического строительства в Кабардино-Балкарии, в част-ности, А.К. Текуев, Р.Х. Гугов и другие отмечали влияние представителей ис-ламских кругов на предпосылки, ход и характер Баксанских событий [Текуев 1960; Гугов 1961]. Для воссоздания истории Баксанских событий необходим комплексный и тщательный анализ как опубликованных, так и новых архивных материалов. Большое значение имеют документы из архива КГБ, размещенные в работах Г.К. Дзуева и А.В. Казакова – это материалы «Обвинительного заключения № 10269 по следственному делу по обвинению участников (всего 118 человек) контрреволюционного шариатско-кулацкого выступления в Баксанском округе Кабардино-Балкарской автономной области…» [Дзуев 1997; Органы государ-ственной безопасности… 2007]. Большой научный интерес представляют исторические предпосылки Бак-санских событий и причины вовлеченности в них представителей мусульман-ского духовенства. Вышеуказанный пленум Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) отмечал, что Баксанские события имеют «глубокие исторические корни» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 46]. В данном случае можно заострить внимание не только на «глубоких исторических корнях», но в целом и на переломных исторических событиях 1920-х гг., несомненно, оказавших влияние на развитие социально-политической ситуации в Кабардино-Балкарии в конце 1920-х гг. Именно в этот период были заложены основы социально-политической и экономической трансформации горских обществ, началось формирование но-вых культурных ценностей на принципиальной иной для горской действитель-ности идеологической основе, внедрение которой фактически означало глубо-кий и болезненный разрыв с традиционной национальной картиной мира. Фун-даментальный характер имели начавшиеся процессы развития просвещения, об-разования, письменности на родных языках, а также изменение положения жен-щин в обществе и т.д. Поистине революционным шагом стала государственная национальная по-литика, направленная на коренизацию, то есть выращивание местных кадров, опора на коренное население, привлечение на всех уровнях государственного и административного управления и самоуправления представителей горских народов [Красовицкая 2012: 199]. Данное обстоятельство в корне изменило систему взаимоотношений власти и общества. Если в дореволюционный период социальные протесты означали столкновение определенных слоев горского населения и российской админи-страции, то в послереволюционное время они получили сугубо внутреннее (эт-ническое) измерение, как было в ходе Баксанских событий. Окончание Гражданской войны весной 1920 г. положило начало мирному этапу социально-политического и экономического развития горских народов. Приоритетным направлением государственной политики советской власти стало формирование системы национальных автономий, в том числе и на Северном Кавказе [Чистяков 1966]. Это было следствием комплекса объективных истори-ческих обстоятельств: целенаправленной национальной политики Советского государства, осознания народами своих национальных интересов в конкретно-исторических условиях и их трансляцией зарождавшимися новыми элитами. В результате свободного народного волеизъявления Кабарда и Балкария вышли из состава Горской АССР, и была образована объединенная национальная автоно-мия кабардинского и балкарского народов [Кажаров 2019]. Именно в 1920-е гг. в основном было завершено формирование новой национально-государственной и административно-территориальной конструк-ции в регионе. Таким образом, были заложены основы утверждения российского государства и разрешения национальных и межнациональных проблем на Се-верном Кавказе. Указанные процессы и явления объективно отвечали интересам горских народов. Не случайно, что именно в ходе решения вопросов конститу-ирования национальной автономии в Кабардино-Балкарии в первой половине 1920-х гг. происходит внутренняя консолидация народов и их элит. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что проводимые советской властью социально-экономические и культурно-идеологические реформы актуализиро-вали глубинные противоречия в обществе и спровоцировали открытые кон-фликты между разными акторами новой политической системы. В условиях революции и Гражданской войны 1917–1920 гг., которые при-вели к крушению Российской империи, сформировались факторы, которые были во многом конъюнктурными, но имели определяющее значение и для последу-ющего периода – 1920-х гг. Они были обусловлены реалиями военно-политического противостояния, когда возникали кратковременные союзы и бло-ки, происходило усиление или ослабление различных политических и социаль-ных групп. Полностью были дестабилизированы государственные устои, воз-никла ситуация не контролируемой и не регулируемой «народной стихии»; ак-тивной политической силой выступили представители исламского духовенства, исламская идеология стала оказывать существенное воздействие на развитие ре-волюционной и военно-политической ситуации. Новые силы и идеологии во многом влияли на исход противостояния между разными военно-политическими лагерями в Гражданской войне. На Северном Кавказе, в том числе и в Кабардино-Балкарии народные массы оказались вовлечены в активную военную и политическую жизнь. На это повли-яло и то, что указанный период исторически явился продолжением Первой ми-ровой войны, на фронтах которой сражались многие представители горских народов. Ислам, как идеология, был им близок и понятен. Исламские деятели сразу же после Февральской революции 1917 г. начинают претендовать на ве-дущие политические роли, в регионе происходит политизация ислама. В мае 1917 г. во Владикавказе состоялся съезд народов Северного Кавказа. В его работе исламские деятели сыграли не последнюю роль. С 1917 г. проис-ходит активизация их деятельности. В рамках Союза объединенных горцев было создано духовное управление. В условиях революции и Гражданской войны выдвинулись такие мусуль-манские деятели, как Нажмутдин Гоцинский, Узун-Хаджи Салтинский, Назир Катханов и др., обладавшие высоким авторитетом и социальной поддержкой. Н. Гоцинский в августе 1917 г. был провозглашен имамом Северного Кав-каза [Доного 2011: 145–146], Узун-Хаджи создал теократическое государство – Северо-Кавказский эмират, который существовал в 1919–1920 гг. [Сулаев 2007: 40], а Н. Катханов возглавлял национальные части Первой ударной шариатской колонны, которые сыграли определяющую роль в восстановлении советской власти в Кабардино-Балкарии [Текуева 2008: 132–133]. Все указанные религиозные деятели выстраивали различные связи с теми или иными представителями крупных военно-политических лагерей Граждан-ской войны. Мусульманское духовенство, почувствовав свою силу, стремилось играть определяющую роль на местах, конкурируя с политическими структура-ми и органами государственной власти. Окончание Гражданской войны и начало мирного этапа, как правило, со-провождается крушением сформировавшихся тактических блоков, началом противоречий, конфликтов и открытых столкновений. Доминировавшие в усло-виях военного времени политические силы или деятели могли и не вписываться в мирные социально-политические реалии, но на определенном этапе они сосу-ществовали друг с другом и после войны, образуя сложную, противоречивую и неустойчивую систему. На начальном этапе мирного строительства в 1920-е гг. в Кабардино-Балкарии наряду с официальной государственной системой сформировалась оп-позиционная сила, куда входили, в том числе мусульманские религиозные дея-тели, имевшие социальную поддержку. Более того, многие из них были инте-грированы в систему советской власти и управления. Она имплицитно представ-ляла собой альтернативную силу, которая претендовала на то, чтобы нефор-мально и монопольно определять культурно-идеологический облик и повсе-дневную практику народных масс в Кабардино-Балкарии. При определенных социально-политических условиях ее представители могли сорганизоваться и для решительных действий. Советская власть учитывала влияние и роль служителей исламского духо-венства в жизни горских народов. В апреле 1921 г. на учредительном съезде Со-ветов Горской АССР С.М. Киров в своей речи заявил, что советская власть не имеет ничего против религиозных постулатов, если они не проявляют попыток негативного вмешательства в политическую обстановку. «Можно молиться, ве-рить и надеяться на что хочешь, – сказал он, – но когда вопрос идет о шариате, то тут затрагивается не одна религиозная сторона, но также и область общего управления. Мы укрепляем шариат для укрепления власти трудящихся. Как вы это делаете – этот вопрос нас ни с какой стороны не интересует. Это ваше де-ло... Если же, благодаря автономии, шариатскому суду и прочему, попытается развязать руки контрреволюция, мы тогда скажем: этот шариат не годится...» [Киров 1957: 127]. Однако, в силу наличия абсолютной и объективной несовместимости поли-тико-идеологических воззрений двух альтернативных идеологий – исламской и советской государственной, потенциал «конструктивного» взаимодействия при-верженцев советской власти и исламских кругов быстро исчерпал себя. В про-грамме РКП (б), принятой еще на VIII съезде РКП (б) в марте 1919 г., указыва-лось, что «...партия стремится к полному разрушению связи между эксплуата-торскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя факти-ческому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и ор-ганизуя самую широкую научно-просветительскую и антирелигиозную пропа-ганду» [КПСС в резолюциях… 1954: 40–41]. Для приверженцев и служителей различных религий определяющее значе-ние в мировоззрении имеет целенаправленная проповедь соответствующих цен-ностей. Поэтому столкновение было неизбежным. Обе стороны стремились формировать общественное мнение самого многочисленного слоя населения Кабардино-Балкарии – крестьянства и привлечь его на свою сторону. При этом и представители советской власти, и религиозные деятели в основном имели крестьянское происхождение. Видные государственные деятели этого периода были, прежде всего, крестьянскими вожаками [Дзамихов Кажаров 2022: 5]. Б.Э. Калмыков – лидер большевиков Кабардино-Балкарии – говорил: «Я сын кресть-янина, я буду до последней капли крови защищать интересы трудового кресть-янства» [Калмыков 1983: 18]. А в документах, проливающих свет на Баксанские события, отмечалась «принадлежность мулл в абсолютном большинстве к со-словию крестьян» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 46]. На ухудшение ситуации влияло и ужесточение политики советской власти в отношении ислама и его служителей. В частности, в соответствии с предписани-ем Наркомюста РСФСР в 1922 г. в Кабардино-Балкарии упразднили областной совет шариатских судей и областной шариатский суд. Дела, находившиеся в их производстве, передали создаваемым народным судам. В 1927 г. Оргбюро ЦК ВКП (б) постановило провести полное изъятие из рук духовенства ведение ак-тов гражданского состояния и т.д. [Мамсиров 2004: 167, 171]. Процесс противостояния советской власти и мусульманского духовенства в Кабардино-Балкарии вызревал весь период 1920-х гг. и завершился открытым столкновением в условиях Баксанских событий 1928 г. Публикуемые документы и материалы были излечены из фондов Центра документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. ЛЛ. 11–12, 46–56). Их введение в научный оборот, несмотря на их классово-идеологические основания, будут способствовать более глубокому пониманию природы Баксанских событий – трагических в истории Кабардино-Балкарии в новейшее время.×
About the authors
Kasbolat Fitsevich Dzamikhov
The Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
Email: casbolat2013@yandex.ru
Artur Gusmanovich Kazharov
Тhe Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
Email: arturkazharov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5763-2194
Karina Aslanovna Kushkhova
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia.
Email: k_rina98@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5434-1041
References
- Гугов 1961 – Гугов Р.Х. Кабардино-Балкария в первые годы социалистической рекон-струкции народного хозяйства СССР. – Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1961. – 167 с.
- Дзамихов, Кажаров 2022 – Дзамихов К.Ф., Кажаров А.Г. Кабардино-Балкария – Респуб-лика в составе Российской Федерации (1922–2022 гг.). – Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2022. – 716 с.
- Дзуев 1997 – Дзуев Г.К. Кровавое лето 1928-го: Очерки. - Нальчик : Эльбрус, 1997. – 103 с.
- Доного 2011 – Доного Х.М. Нажмудин Гоцинский. – Махачкала: ДГПУ, 2011. – 560 с.
- Кажаров 2019 – Кажаров А.Г. Становление национальной автономии Кабардино-Балкарии: предпосылки, альтернативы, итоги (1917–1920-е гг.). – Нальчик: КБГУ, 2019. – 408 с.
- Калмыков 1983 – Калмыков Б.Э. Статьи и речи. Издание второе, дополненное. – Наль-чик: Эльбрус, 1983. – 239 с.
- Киров 1957 – Киров С.М. Избранные статьи и речи (1912–1934). – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 718 с.
- КПСС в резолюциях… 1953 – КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1953) / Ин-т марк.-ленин. при ЦК КПСС. 7-е изд. – М.: Госполитиздат, 1953. – Ч. 1: 1898–1925. – 952 с.
- Красовицкая 2012 – Красовицкая Т.Ю. Конфликт идеалов и практик ранней советской государственности. Механизмы и практики этнополитических процессов (1917-1929 гг.) // Эт-нический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства. – М.: Новый хронограф, 2012. – С. 151–206.
- Мамсиров 2004 – Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы ХХ века. – Нальчик: Эльбрус, 2004. – 328 с.
- Органы государственной безопасности… 2007 – Органы государственной безопасности и общество. Кабардино-Балкария 1920-1992. Сборник документов и материалов / Составитель и автор комментариев канд. ист. наук А.В. Казаков. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский по-лиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», Издательский центр «Эль-Фа», 2007. – 376 с.
- Сулаев 2007 – Сулаев И.Х. Шейх Узун-Хаджи Салтинский: штрихи к портрету // Изве-стия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – № 3. – С. 36 –42.
- Текуев 1960 – Текуев А.К. Борьба Кабардино-Балкарской парторганизации за социалисти-ческие преобразования сельского хозяйства. – Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1960. – 152 с.
- Текуева 2008 – Текуева М.А. Личность Катханова в историческом измерении // Катханов К.Н. Назыр: Книга об отце. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – С. 120–141.
- Чистяков 1966 – Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации». – М.: Издатель-ство Московского университета, 1966. – 327 с.
- РГАСПИ – Российский государственный архив социально-политической истории
- ЦДНИ КБР – Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики