Business production of parts of the Caucasian line directorates in the 30-50s. XIX century.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article explores the bureaucratic documentation of the Caucasian Line during the 1830s to 1850s. The study is centered around an analysis of archival materials from military administrative institutions and structural divisions of the Caucasian Line, as well as organizations with business ties to them. It provides a thorough examination of various document types, such ascirculars, instructions, orders, reports, reviews, correspondences, personnel and logistical records, quarantine office reports, certificates, receipts, petitions (both individual and collective), memoranda, and public appeals from the Caucasian military administration. Special attention is given to the operational structure of line institutions across different levels of the military-administrative hierarchy, as well as their interactions with external financial and custom bodies. The study also touches upon the formal relationships between the Caucasian military administration and local judicial and administrative centers, particularly in regards to the indigenous population of the region. Furthermore, the article analyzes the mechanisms of paperwork within the Russian administrative apparatus during the development of the Caucasus. The research assesses the informative value of specific document groups in exploring different aspects of the operational scope of line administrative institutions. In conclusion, the study emphasizes the practical significance of the examined materials and suggests potential directions for further research where these identified document groups may prove useful.

Full Text

Введение Вторая треть XIX в. была отмечена глубокими изменениями во всех сферах жизни кавказских народов, проводниками которых были российские учрежде-ния, функционировавшие в рамках разветвленной военно-административной си-стемы со сложной иерархией – Кавказской линии. Деятельность этих учрежде-ний на Кавказе в 30–50-е гг. XIX в. была направлена на интеграцию народов Кавказа в политическое, социально-экономическое и культурное пространство Российской империи. По мере развития российского военно-административного аппарата и усиления интеграционных связей, расширялся объем документации, сопровождавшей деятельность учреждений Кавказской линии на всех уровнях. Следовательно, изучение делопроизводственной документации Кавказской линии открывает широкие возможности для исследования особенностей инте-грации кавказских народов в пространство Российской империи в научно-теоретическом и практическом плане. На научно-теоретическом уровне разра-ботка этой темы поможет глубже изучить принципы функционирования военно-административных учреждений в переходные исторические периоды. В практи-ческом плане изучение делопроизводственных документов управлений частями Кавказской линии поможет составить представление об объеме полномочий учреждений, входивших в систему управления Кавказской линией, исследовать порядок их взаимодействия, а также наметить дальнейшие перспективы в работе с выявленными группами делопроизводственных документов. Предметом статьи являются делопроизводственные документы управлений частями Кавказской линии. Цель статьи – изучение и характеристика делопроизводственных докумен-тов, использовавшихся на Кавказской линии, и анализ их информативной отдачи для исследования социально-политических и интеграционных процессов в реги-оне в обозначенный период. Изучение делопроизводственных материалов по всей Кавказской линии до сих пор не являлось предметом специального исследования у отечественных ис-ториков. Однако элементы характеристики делопроизводственных документов Кавказской линии приводятся в диссертациях ряда специалистов, специализи-рующихся на изучении судебных и административных преобразований на Цен-тральном Кавказе в 30–50-е гг. XIX в. К их числу относятся работы А.Х. Карова [Каров 2000], Г.Н. Малаховой [Малахова 2001], З.М. Блиевой [Блиева 2004], Ю.Ю. Клычникова [Клычников 2004], Е.Г. Муратовой (Битовой) [Источникове-дение… 2005], Р.Р. Нагоевой [Нагоева 2009], Е.И. Кобахидзе [Кобахидзе 2010], А.Х. Абазова [Абазов 2007; Абазов 2013; Абазов 2015; Абазов 2017]. Кроме то-го, анализ делопроизводственных документов на уровне локальных судебно-административных и военно-административных учреждений, интегрированных в Кавказскую линию, приведен в новейших работах А.Х. Абазова [Абазов 2023a: Абазов 2023b] и некоторых наших статьях. Делопроизводственные документы Кавказской линии исследуются на осно-ве анализа широкой базы источников. Большой объем материалов, введен в научный оборот в опубликованных сборниках документов под редакцией В.К. Гарданова [Гарданов 1956], Е.И. Кобахидзе [Административная… 2012], З.М. Кешевой [Документы 2011], П.А. Кузьминова [Народы 2005]. Значительное количество материалов было извлечено нами из фондов Цен-трального Государственного архива КБР. В процессе их изучения нам удалось выявить следующие группы документов: рапорты, предписания, приказы, цир-куляры, именные, кондуитные списки, прошения, отношения, аттестаты, квитан-ции, ведомости и шнуровые документы, содержащие элементы статистики. Документы, проанализированные в ходе исследования, были дифференци-рованы по видовой принадлежности на ряд условных групп: 1) Материалы меж-ведомственного делопроизводства вышестоящих учреждений и структурных подразделений Кавказской линии; 2) Делопроизводственные документы, связан-ные с подведомственным населением; 3) Делопроизводственные материалы, со-державшие элементы таможенного контроля; 4) Материалы финансовой отчет-ности по Кавказской линии. К материалам межведомственного делопроизводства вышестоящих учре-ждений и структурных подразделений Кавказской линии были отнесены цирку-ляры, приказы, рапорты, предписания, именные и кондуитные списки, отноше-ния, шнуровые книги, ведомости. В числе делопроизводственных документов, связанных с подведомственным населением, были рассмотрены публичные об-ращения кавказской военной администрации и прошения представителей корен-ного населения Кавказа (коллективные и частные). К делопроизводственным ма-териалам, содержавшим элементы таможенного контроля, были отнесены ра-порты карантинных контор и карантинные свидетельства. В четвертую группу были включены расписки, квитанции и аттестаты. Материалы межведомственного делопроизводства вышестоящих учреждений и структурных подразделений Кавказской линии Кавказская линия представляла собой систему военно-административных учреждений, имевшую сложную структуру. Принципы организации Линии, охватывавшей обширную территорию, а также взаимоудаленность администра-тивных узлов, расположенных на ней, диктовали вышестоящим и подведом-ственным учреждениям Линии необходимость поддерживать регулярное сооб-щение, а также обусловливали наличие обширной и многообразной документа-ции. Циркуляры Циркуляры представляли собой распоряжения высшего кавказского линей-ного командования (Штаба войск на Кавказской линии и Черномории и Штаба Отдельного Кавказского корпуса), обязательные для исполнения всеми началь-никами на Линии и подведомственными им учреждениями. Они касались широ-кого круга вопросов: изменений о порядке взыскания с военнослужащих за про-сроченные отпуска [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 48. Л. 5а], оформления командировочных ведомостей [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 48. Л. 3], представления корпусному командиру списков награжденных офицеров и чи-новников военного ведомства [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 48. Л. 3], дета-лей обмундирования, изменений в размерах гербовых пошлин [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 48. Л. 8.], размеров жалованья [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 39. Л. 7], порядка получения жалования [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 39. Л. 46] и т.п. Некоторые циркуляры Штаба войск на Кавказской линии и Черномории, адресованные линейным начальникам, содержали отсылки к циркулярным рас-поряжениям командующего Отдельным Кавказским корпусом. Также, циркуля-ры могли содержать элементы нормативного регулирования. Так, циркуляр о правилах относительно взысканий за просроченные отпуска от 25 сентября 1843 г. доносил до линейных начальников, с опорой на 1327 статью 5 тома Свода Во-енных постановлений, приказ императора освобождать от взысканий за просро-ченные отпуска военных, предоставивших соответствующие удостоверения [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 48. Л. 5.]. Содержательно циркуляры могли быть отнесены к предписаниям, однако в ходе исследования были выявлены циркуляры, составленные в форме рапорта [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 39. Л. 5 об.]. Как правило, циркуляры представляли собой напечатанные документы, со-ставленные по определенной форме. Чернилами от руки вносилась информация об адресате, дате распространения циркуляра, присвоенном номере, в специаль-но отведенные лакуны в циркуляры вписывались принятые формы обращения к адресатам («ваше сиятельство» и т.п.). Циркуляры визировались начальниками Штабов войск от Кавказской линии и Черномории и дежурными штаб-офицерами. Приказы Приказы представляли собой делопроизводственные документы, отражаю-щие распоряжения вышестоящих учреждений подведомственным структурам, которые содержательно могут быть условно отнесены к предписаниям, более подробно охарактеризованным в другой нашей работе. Анализ этой группы до-кументов показал, что содержательно они воспроизводили приказы вышестоя-щих учреждений и ретранслировали их подведомственным структурам: от во-енного министерства Штабу Отдельного Кавказского корпуса, от высшей кав-казской военной администрации линейным управлениям и т.п. В первом случае, примером может послужить приказ Отдельного Кавказского корпуса от 25 фев-раля 1857 г. Он был адресован всем войскам, состоявшим в подведомственно-сти главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом, и извещал их об изменениях в порядке подчинения некоторых военных частей [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1859. Л. 2.]. А приказ по 20-й пехотной дивизии и войскам Левого крыла Кавказской линии от 14 марта 1857 г. воспроизводил содержание приказа главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1854. Л. 4.]. На основе приказов может быть уточнены детали функционирования бю-рократического механизма на Кавказской линии. Кроме того, анализ приказов может помочь составить представление об еще одной категории делопроизвод-ственных документов – отзывах, которые представляли собой ответ вышестоя-щего учреждения на ходатайство или запрос подведомственных структур. Рапорты Основной формой межведомственной коммуникации на Линии были ра-порты. Как правило, они отсылались снизу вверх, от подведомственных учре-ждений вышестоящим, однако в некоторых случаях ими обменивались учре-ждения, находившиеся на одном уровне военно-административной иерархии [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1859. Л. 11.]. Анализ рапортов линейных начальников показал, что они отсылались в Штаб войск на Кавказской линии и Черномории и в Штаб Отдельного Кавказского корпуса, а также могли быть ад-ресованы напрямую командующему войсками на Кавказской линии или коман-дующему Отдельным Кавказским корпусом. При помощи рапортов линейным начальникам отчитывались учреждения локального судебно-административного контроля. Также, рапорты могли быть средством коммуникации линейных учрежде-ний со сторонними учреждениями или должностными лицами, не состоявшими в подведомственности кавказского военного командования. Примером может послужить рапорт Ставропольского уездного казначейства начальнику Центра Кавказской линии [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1842. Л. 7] и ответ начальника Центра, также составленный в виде рапорта [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1842. Л. 6]. Структура рапортов, в целом, была единообразной. Они могли быть напи-саны как на специальных штабных формах (формы Штаба войск Правого крыла Кавказской линии, Штаба войск на Кавказской линии и Черномории, Штаба От-дельного Кавказского корпуса), так и написаны от руки (рапорты локальных су-дебно-административных учреждений). Как правило, они составлялись секрета-рями или писарями при учреждениях-адресантах, содержали отметку о дате, месте и о том, кем был написан документ. В целях упорядочения делопроизвод-ства каждый рапорт снабжался номером, который мог в дальнейшем использо-ваться в случае, если возникнет необходимость на него сослаться. Рапорты ви-зировались начальниками учреждений-адресантов или, в случае их временного отсутствия – исполняющими их обязанности. В зависимости от характера информации, затребованной вышестоящими учреждениями, структура рапорта могла включать в себя различные дополни-тельные документы. К их числу могут быть отнесены именные, формулярные и кондуитные списки. Именные списки Именные списки представляли собой одну их форм отчетности линейных начальников или локальных приставов вышестоящим учреждениям. Как прави-ло, они сопровождались рапортами, исполнявшими функции сопроводительных писем. Анализ выявленных материалов позволил определить, что именными спис-ками могли называться документы, разные по принципу составления и оформ-ления, которые обладали одним общим признаком – представляли собой переч-ни людей с указанием имен и фамилий. Они составлялись в виде разграфленных таблиц, с надписанным названием, и были заверены подписью должностного лица-адресанта. Лицами, перечисленными в списке, могли быть военнослужащие и долж-ностные лица, исполнявшие определенные функции в учреждениях локального судебно-административного контроля, а также представители гражданского населения региона. Объем информативной отдачи именных списков напрямую зависел от характера запрошенных командованием сведений. Так, именной спи-сок приставов и кадиев, затребованный Штабом войск на Кавказской линии и Черномории, содержал сведения об имени, фамилии и отчестве должностных лиц, источниках, из которых поступали средства на выплату жалований и обсто-ятельствах назначения на должности [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 2. Д. 20. Л. 9–9 об.]. Именной список лиц, ходатайствовавших о выдаче карантинных свиде-тельств, представленный в управление Центра Кавказской линии дигорским приставом, представлял собой простую таблицу с именами и фамилиями [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 2 об.]. Кроме того, большой объем сведений могли содержать именные списки, сопровождавшие переход должностных лиц в подведомственность других учреждений. Так, например, в ходе упразднения управления Центра Кавказской линии был составлен именной список офицеров – представителей этноэлит народов Центрального Кавказа, который содержал подробные сведения о происхождении офицеров, их родственниках, заслугах, а также ремарки о степени лояльности российскому правительству [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1859. Л. 9–10 об.]. Таким образом, именные списки представляли собой группу делопроизвод-ственных документов, при формировании которых линейные учреждения не придерживались принципа единообразия. Напротив, четкой структуре было подчинено содержание кондуитных списков – делопроизводственных материалов, введенных в состав отчетов о со-стоянии управления тех или иных участков Кавказской линии с 1847 г. предпи-санием Штаба войск на Кавказской линии и Черномории [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 662. Л. 3]. Кондуитные списки содержали сведения об офицерах, состоявших в подведомственности кавказских линейных начальников: звание военных, дату их поступления на службу, информацию о чинах, которые успел сменить, и том, в каком чине служил на момент составления списка; был ли в отставке и сколько времени в ней провел; о степени его благонадежности и нравственности [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 662. Л. 6–6 об.]. Кондуитные списки отсылались линейными начальниками в Штаб Отдельного Кавказского корпуса ежемесячно, что дает основание относить их к группе документов, со-державших элементы статистического обобщения. Отношения Объем полномочий структурных компонентов Кавказской линии способ-ствовал выстраиванию в рамках кавказской военно-административной системы не только вертикальных, но и горизонтальных связей. В документальном изме-рении эти связи отражались в особой категории делопроизводственных матери-алов – отношений. Отношения представляли собой делопроизводственные документы, при помощи которых обеспечивалась коммуникация линейных учреждений, нахо-дившихся на одном уровне военно-административной иерархии. Так, например, отношениями обменивались начальники Центра, Правого и Левого крыльев Кавказской линии [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1859. Л. 7]. Причиной от-правки отношений могли быть вопросы, связанные с подведомственным населе-нием или вопросы, касающиеся перехода военных структур и должностных лиц в подведомственность других учреждений на Линии. В первом случае примером могут послужить отношения начальника Правого фланга Кавказской линии ге-нерала Безобразова от 6 февраля, 3 и 27 апреля 1843 г., адресованные начальни-ку Центра [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 258. Л. 2–3; 6–6 об.; 7]. Поводом для обращения послужило разбирательство между представителями Тохтамы-шевских Аулов и карачаевцами. Представители обоих народов обратились че-рез приставов, в прямой подведомственности которых состояли, к начальникам участков на Линии. Так как Тохтамышевские Аулы состояли в подведомствен-ности начальника Правого фланга, а карачаевцы с 1841 г. – начальника Центра Кавказской линии [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 5], урегулирование пре-тензий тохтамышевцев и карачаевцев могло быть достигнуто в результате со-гласованных действий этих линейных начальников. Во втором случае, когда от-ношения отсылались по вопросам, связанным с переходом должностных лиц в подведомственность других учреждений, в качестве примера можно привести отношения начальника Правого и Левого крыльев Кавказской линии, адресо-ванные начальнику Центра [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1859. Л. 18]. Как правило, отношения оформлялись на специально отпечатанных формах линейных управлений, структурно повторявших формы Штабов войск на Кав-казской линии и Черномории и Отдельного Кавказского корпуса, и визирова-лись подписью начальника линейного управления. Кроме того, материалами межведомственного делопроизводства учрежде-ний, состоявших на одном уровне военно-административной иерархии, были шнуровые книги, журналы. Делопроизводственные документы, обеспечивавшие коммуникацию частей Кавказской линии с подведомственным населением Важную группу делопроизводственных документов Кавказской линии со-ставляют материалы, связанные с коренными жителями региона. Существование этого обширного массива делопроизводственных материалов обусловлено тем обстоятельством, что в ходе развития российских военизированных и судебно-административных учреждений на Кавказе, российская военная администрация тесно взаимодействовала с представителями автохтонных народов региона. Та-ким образом, в этой категории делопроизводственных материалов можно условно выделить две группы: публичные обращения представителей кавказ-ской военной администрации, билеты, а также прошения (частные и коллектив-ные) от представителей кавказских народов. Публичные обращения кавказской военной администрации Публичные обращения представляли собой форму односторонней комму-никации кавказской военной администрации с большой группой местных жите-лей. Они, как правило, были адресованы либо отдельным народам, либо пред-ставителям определенных (в основном, привилегированных) сословий местных народов и практически всегда являлись предписаниями, обязательными к ис-полнению. Анализ делопроизводственных материалов показал, что публичные обра-щения могли иметь как прямой, так и опосредованный характер. В первом слу-чае представитель высшей кавказской военной администрации обращался к ад-ресантам напрямую. Примером может послужить обращение к карачаевскому народу от 1832 г. командующего войсками на Кавказской линии и Черномории генерала А.А. Вельяминова [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 5. Л. 4–4 об.]. Это обращение было выстроено в форме прямой речи, адресованной «карачаев-скому обществу». В качестве сопроводительного письма оно было обеспечено предписанием командующему Кабардинской линией полковнику Пирятинско-му, оформленным и структурированным в соответствии с нормами делопроиз-водства. Во втором случае высшее должностное лицо делегировало подведом-ственному оповещение подведомственных народов о содержании обращения. Так, например, предписанием от 28 сентября 1840 г. командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Головин делегировал начальнику Центра Кавказ-ской линии задачу поставить подведомственные ему народы в известность о принесении жителями Вольной Сванетии присяги Российской империи, и санк-циях, грозящих в случае причинения сванам «какой-либо обиды» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 84. Л. 2–2 об.]. Примечательно, что дальнейшее распро-странение публичного обращения высшей кавказской военной администрации делегировалось линейными начальниками по нисходящей вертикали и, таким образом, становилось задачей подведомственных им локальных судебно-административных учреждений. Об этом свидетельствует надпись на предписа-нии Штаба Отдельного Кавказского корпуса, согласно которой публичное об-ращение было ретранслировано Временному Кабардинскому суду, а также ма-локабардинскому, карачаевскому и дигорскому приставам [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 84. Л. 2]. Таким образом, видно, что публичные обращения могли носить превентив-ный, поощрительный, а также запретительный характер. Прошения (частные и коллективные) от представителей кавказских народов Развитие российского административного аппарата в регионе и расширяю-щийся контроль кавказской военной администрации над сферами жизнедеятель-ности кавказских народов обуславливали со стороны представителей коренного населения региона необходимость обращаться к представителям линейного ко-мандования и в локальные судебно-административные учреждения для урегу-лирования широкого круга вопросов. Следовательно, между кавказскими адми-нистративными учреждениями и народами региона выстраивались каналы ком-муникации, которые со стороны административных учреждений были оформле-ны в виде предписаний, а со стороны представителей кавказских народов – в ви-де прошений. Прошения представляли собой обращения представителей кавказских народов, адресованные линейному командованию или учреждениям локального судебно-административного контроля. В делопроизводственном измерении они представляют собой обширный массив документов, который может быть диф-ференцирован на многочисленные группы по разным признакам. Условно мож-но выделить коллективные и частные прошения. Коллективные прошения, как правило, выражали интересы больших групп местного населения: представителей определенных социальных слоев, жителей селений или аулов [Народы… 2005: 126–127]. Они касались признания россий-ской администрацией сословного статуса адресантов [Народы… 2005: 124], зе-мельного вопроса [Народы… 2005: 127–128]. Большой информативной отдачей обладают так называемые «народные прошения». Они составлялись от имени отдельных кавказских субэтносов и со-держали некоторые общие пункты: просьбу восполнить недостаток в земле [Народы… 2005: 60], вернуть аманатов, определить детей в петербургские во-енные учебные заведения, включить в состав депутации для встречи с импера-тором [Народы… 2005: 52], вернуть сосланных за правонарушения [Народы… 2005: 60] и т.п. Адресантами коллективных прошений могли быть так называемые «дове-ренные», «старшины» – наиболее авторитетные представители кавказских наро-дов или уважаемые жители селений. Прошения составлялись как на имя пред-ставителей высшего кавказского линейного командования [Народы… 2005: 74], так и на имя локальных военных начальников. Так, народные прошения ингу-шей Галгаевского [Народы… 2005: 64], Кистинского [Народы… 2005: 74], Дже-раховского [Народы… 2005: 71] и др. обществ, тагаурских старшин [Народы… 2005: 66], от 27 апреля 1845 г., и ряд других прошений были адресованы глав-нокомандующему Отдельным Кавказским корпусом. Прошение доверенных от Кавдасардского общества от 27 апреля 1845 г. было составлено на имя влади-кавказского военно-окружного начальника генерал-майора Нестерова [Наро-ды… 2005: 76–77]. Прошения жителей сел, деревень и аулов в случае, если предметом обра-щения был земельный вопрос, составлялись на имя должностных лиц, наделен-ных соответствующими полномочиями. Так, прошения жителей деревни Ларс – представителей фарсалакского общества – и Иналовой деревни были адресова-ны председателю Комитета, учрежденного для разбора личных и поземельных прав народов Владикавказского округа и дигорцев генерал-майору Вревскому [Народы… 2005: 121–122; 123–124]. Коллективные прошения визировались уважаемыми представителями об-ществ-адресантов, преимущественно, путем приложения «перстных знаков» [Народы… 2005: 77]. Анализ этих прошений, выражавших интересы больших групп населения, может быть полезным для исследования социально-экономической и политической сфер жизни адресантов, а также составить пред-ставление о мерах поощрения лояльных российской власти представителей кав-казских народов. Еще одной разновидностью коллективных прошений, являлись докладные записки. Они представляли собой группу делопроизводственных документов, содержательно лавирующих между рапортами и прошениями. В отличие от ра-портов, которые можно отнести к отчетным материалам, докладные записки разъясняли существующее положение дел и должны были выполнять функции своего рода справки, вводящей адресата в курс обсуждаемого дела. Докладные записки могли быть оформлены в форме прошений, как обращение жителей ау-ла Джемары о землепользовании от 27 февраля 1852 г. [Народы… 2005: 128], могли исходить от доверенных представителей кавказских народов и, в целом, выражали интересы больших групп населения [УЦГА АС КБР. Ф. И-15. Оп. 1. Д. 258. Л. 4–4 об.]. Формой визирования докладных записок, в случае незнания грамоты адресантами, могли быть чернильные оттиски с личных печатей подпи-савшихся (как правило, старшин) [УЦГА АС КБР. Ф. И-15. Оп. 1. Д. 258. Л. 4 об.]. Печати содержали надписи на арабской графической основе, могли иметь разную форму (полумесяц, прямоугольник с усеченными углами, круг, восьми-угольник и др.). Анализ печатей может стать предметом специального исследо-вания. Частные прошения Частные прошения представляли собой обращения отдельных представите-лей кавказских народов к кавказской военной администрации. Анализ выявлен-ных прошений показывает, что прошения могли исходить от представителей как привилегированных, так и зависимых слоев населения. Как правило, движение прошений по бюрократической вертикали осу-ществлялось снизу вверх, в соответствии с иерархией кавказских военно-административных учреждений, и последовательно проходило следующие ин-станции: 1) локальные приставства/приставы и начальники кордонных линий; 2) линейные начальники или линейные управления; 3) Штаб войск на Кавказской линии и Черномории; 4) Штаб Отдельного Кавказского корпуса. Делопроизводственные материалы, содержавшие элементы таможенного контроля Одну из важных групп делопроизводства Кавказской линии составляют ма-териалы, содержавшие элементы таможенного регулирования. В 30-50-х гг. XIX в. в отношении многих кавказских народов действовали ограничения на ввоз, куплю и продажу определенных видов товаров: оружия, селитры, металлов и т.п. Кроме того, кавказская военная администрация придавала большое значение предотвращению деятельности абреков в регионе. Следовательно, таможенный контроль на территории Кавказской линии представлял собой учет лиц и това-ров, пересекавших Линию. Он осуществлялся определенными учреждениями – карантинными конторами и заставами (также, карантинами), которые действова-ли во взаимосвязи с кавказскими военизированными линейными структурами, и был обеспечен специальными документами – рапортами карантинных контор и билетами (карантинными свидетельствами). Рапорты карантинных контор К числу материалов межведомственного делопроизводства могут быть от-несены рапорты инспекторов карантинных контор. Карантинные конторы пред-ставляли собой учреждения, характер полномочий которых позволяет соотне-сти их с медицинскими учреждениями и таможенными службами. Они функци-онировали вблизи крепостей или укреплений, расположенных у границ Кавказ-ской линии. Известно, что первая таможня, впоследствии наделенная полномо-чиями по карантинному очищению людей и товаров, была учреждена еще в 1754 г. в крепости Кизляр [Карташев 2021: 456]. В исследуемый период на тер-ритории Кавказской линии функционировало 16 карантинов и карантинных за-став (Таманская, Ольгинская, Усть-Лабинская, Невинномысская, Баталпашин-ская, Каменномостская, Известнобродская, Прохладненская, Моздокская, Наур-ская, Червлененская, Кизлярская, Амир-Аджи-Юртовская, Чеченская карантин-ные заставы, Анапский временный карантин и Екатеринодарский частный каран-тин) [Карташев 2021: 458–459]. Все карантины на Линии состояли в подведомственности центрального Екатериноградского карантина, который, в свою очередь, подчинялся военному губернатору Кавказской области [Карташев 2021: 459]. Однако по ряду вопро-сов Екатериноградская карантинная контора отчитывалась линейным начальни-кам. Так, анализ делопроизводственных материалов управления Центра Кавказ-ской линии показал, что рапорты линейным начальникам отсылались в ходе осуществления карантинами их таможенных функций [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577]. Карантинным конторам вменялось в обязанность контролировать легальность ввоза и вывоза товаров на территорию Линии. В период действия запрета на ввоз оружия, металлов и селитры на территорию Линию, контроль над соблюдением этого предписания был возложен на карантины. Рапорты инспекторов карантинных контор составлялись на специальных формах с отметкой министерства внутренних дел, с указанием названия конторы и номера стола, за которым был составлен документ. Они содержали подробные сведения о количестве и видах провезенных товаров, что дает основания отне-сти их, также, к группе отчетных материалов. Как правило, по вопросам тамо-женного регулирования, карантины взаимодействовали с линейными начальни-ками. Анализ карантинных рапортов показывает, что они визировались тремя должностными лицами: инспектором карантинной конторы, секретарем и сто-лоначальником [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 3 об.]. Кроме того, анализ порядка расположения их подписей на рапорте может помочь составить представление об иерархии служащих конторы. На основе делопроизводственных материалов управления Центра Кавказ-ской линии можно увидеть, что рапорты карантинных инспекторов отсылались ежемесячно [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 1, 3–3 об., 8, 9–9 об.]. Систематический характер отчетности карантинных контор дает основание рас-сматривать их в рамках группы делопроизводственных документов, содержа-щих элементы статистического учета. Документами, обеспечивавшим представителям коренных кавказских наро-дов возможность беспрепятственно проходить карантинные досмотры, были карантинные свидетельства. Их функционал может быть сопоставлен с совре-менными пропусками. Карантинные свидетельства или билеты представляли собой справки, со-ставленные по определенному шаблону [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 5 об.]. Они должны были содержать некоторые приметы предъявителя, све-дения о его целях, описание транспорта и его количество (в случае, если Линию собиралось пересечь несколько человек) [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 5 об.]. Формы для билетов могли отличаться в зависимости от целей предъявите-лей [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 5 об.]. Так, например, для прово-за леса требовалась специальная форма. Линейное начальство вело строгий учет билетам и обозначало число отпущенных документов в предписаниях руково-дителям подведомственных структур [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 5 об.]. На основе анализа делопроизводственных материалов управления Центра можно увидеть, что карантинные свидетельства могли быть запрошены у ли-нейных начальников руководителями подведомственных военно-административных учреждений (приставами, начальниками кордонных линий и т.п.). В случае, если карантинное свидетельство требовалось группе лиц, запрос, оформленный в виде рапорта, должен был сопровождаться кратким именным списком с указанием имен и фамилий предъявителей [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 2 об.]. Так, дигорский пристав Романов рапортом от 27 февра-ля 1846 г. запросил у начальника Центра Кавказской линии свидетельства для группы осетин, торговавших лесом, для обеспечения им беспрепятственного пропуска через Екатериноградский карантин [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 577. Л. 2]. С опорой на этот документ можно реконструировать вертикаль дви-жения запросов билетов: представители коренных кавказских народов обраща-лись за свидетельствами к приставам; приставы обращались с соответствующи-ми рапортами к линейным начальникам, которые и были правомочны выписы-вать билеты. Материалы финансовой отчетности управлений Кавказской линии Отдельную группу делопроизводственных материалов Кавказской линии могут составить финансовые документы. Их наличие было обусловлено слож-ной, разветвленной структурой Линии, включавшей множество учреждений и должностных лиц, получавшим официальное жалованье. К материалам финан-совой отчетности Кавказской линии могут быть условно отнесены расписки и аттестаты. Расписки представляли собой материалы межведомственной коммуника-ции, при помощи которых структурные подразделения Кавказской линии отчи-тывались финансовым учреждениям региона о расходе выделенных средств. Как правило, взаимодействие по финансовым вопросам носило двусторонний харак-тер: Ставропольское уездное казначейство направляло линейным начальникам отношения, с указанием количества выделенных денег, периода, за который бы-ла осуществлена выплата [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1842. Л. 11]. В от-ношении подчеркивалась необходимость линейных начальников уведомить каз-начейство о получении денег [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1842. Л. 11]. Следовательно, расписки представляли собой документы, при помощи которых линейные управления отчитывались казначейству о поступлении денежных средств. Содержательный анализ расписок за 1856 г. позволил реконструиро-вать иерархию финансовых учреждений, с которыми взаимодействовали воен-но-административные учреждения на Кавказской линии. Так, выплата денежных средств инициировалась линейными начальниками путем их обращения к ко-мандующему войсками на Кавказской линии и Черномории посредством соот-ветствующего запроса [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1842. Л. 10, 12]. Де-нежные средства поступали от министерства финансов Ставропольской казен-ной палате. Распределением средств занималось Ставропольское уездное казна-чейство, состоявшее в подведомственности Ставропольской казенной палаты [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1842. Л. 11]. Поступившие от казначейства денежные средства линейные начальники расходовали в соответствии с целями, указанными в изначальном запросе командующему войсками на Линии. В материалах управлениях Центра Кавказской линии содержатся упомина-ния об еще одной разновидности отчетных финансовых документов – «атте-статах» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1859. Л. 21]. Анализ рапорта начальника Кабардинского округа от 29 октября 1857 г. показывает, что атте-статы являлись свидетельствами, подтверждавшими произведенные учреждени-ем финансовые расчеты, что позволяет сопоставить их функционал с современ-ными квитанциями. Судя по всему, выдача аттестатов фиксировалась в журна-лах (вероятно, в журналах исходящей документации). Об этом свидетельствует то обстоятельство, что аттестатам присваивались номера, на которые впослед-ствии могли ссылаться должностные лица. Финансовые документы, предназначенные для решения широкого круга за-дач, получили дальнейшее развитие в последующие этапы развития российских административных учреждений на Кавказе. Заключение Таким образом, делопроизводство на Кавказской линии было представлено широким кругом документов, наглядно иллюстрирующим уровень развития во-енно-административных учреждений в регионе. Многие из рассмотренных видов делопроизводственных документов, с незначительными изменениями, продол-жили свое существование и сохранили актуальность в последовавшие мирные этапы развития российского административного аппарата на Кавказе. На основе анализа рассмотренных документов можно сделать вывод, что их дальнейшее исследование открывает широкие перспективы для уточнения деталей социаль-но-политического развития народов региона и учреждений, взаимодействовав-ших с ними; позволит исследовать иерархию финансовых учреждений в реги-оне, рассмотреть особенности их функционирования и объем полномочий, что, при сопоставлении с современными финансовыми учреждениями, позволит вы-явить закономерности и проследить их преемственность; позволит уточнить де-тали политической практики российских административных учреждений, направленной на интеграцию кавказских народов в политико-правовое поле Российской империи.
×

About the authors

Dinara Muratovna Alkhasova

Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Email: alkhasova.dinara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4893-2301

References

  1. Абазов 2007 – Абазов А.Х. К вопросу о деятельности Кабардинского временного суда // Архивы и общество. – Вып. 3. – 2007. – С. 50–57.
  2. Абазов 2013 – Абазов А.Х. Гендерный элемент соционормативной культуры кабардинцев по материалам Кабардинского временного суда (1822–1858) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2013. – No 2. – С. 87–98.
  3. Абазов 2015 – Абазов А.Х. Кабардинский временный суд в условиях интеграции Кабарды в состав Российской империи во второй четверти XIX в. // Кавказский сборник. – Т. 9 (41). – 2015. – С. 150–170.
  4. Абазов 2017 – Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в политико-правовом пространстве Российской империи: судебные преобразования конца ХУШ – начала XX в.: Дисс.... док. ист. наук. – Нальчик, 2017. – 505 с.
  5. Абазов 2023a – Абазов А.Х. Делопроизводственная практика Кабардинского Временного суда: документальное измерение региональной интеграции народов Центрального Кавказа в 1822–1858 гг. // Новое прошлое. – 2023. – No 1. – С. 48–63.
  6. Абазов 2023b – Абазов А.Х. Приставское управление балкарского народа в системе локального судебно-административного контроля на Центральном Кавказе в 1846–1858 годах // Научная мысль Кавказа. – 2023. – No 2. – С. 35–41.
  7. Административная... 2012 – Административная практика Российской империи на Центральном Кавказе с конца XVIII в. до 1870 г. (на материале Осетии): Сборник документов.
  8. Сост., вступ. ст., коммент. Е.И. Кобахидзе. – ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. им. В.И. Абаева. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. – 399 с.
  9. АКАК 1904 – Акты Кавказской Археографической комиссии. Т. XII. – Тифлис: Типография Главного управления Наместника Кавказского, 1904. – 1558 с.
  10. Блиева 2004 – Блиева З.М. Российский бюрократический аппарат и народы Центрального Кавказа в конце XVIII – 80-е гг. XIX века: Дисс. ... док. ист. наук. – Владикавказ, 2004. – 476 с.
  11. Гарданов 1956 – Гарданов В.К. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX в. – Нальчик: Кабардинское книжное издательство, 1956. – 427 с.
  12. Документы... 2011 – Документы по истории адыгов 20–50-х гг. XIX в. (по материалам ЦГА КБР) / сост. З.М. Кешева. – Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2011. – 203 с.
  13. Каров 2000 – Каров А.Х. Административно-территориальные изменения в Кабарде и Балкарии в конце XVIII – начале XX веков: Дисс. ... канд. ист. наук. – Нальчик: Эльбрус, 2000. – 202 с.
  14. Карташев 2021 – Карташев А.В. Медицинская служба на Кавказской карантинной линии в первой половине XIX в. // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2021. – Т. 16. –
  15. No 4. – С. 455–460.
  16. Клычников 2004 – Клычников Ю.Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827-1840 гг.): Дисс. ... док. ист. наук. – Пятигорск, 2004. – 636 с.
  17. Кобахидзе 2010 – Кобахидзе Е.И. Осетия конца XVIII – начала XX в.: опыт исторического взаимодействия традиционного и государственно-административного управления: Дисс. ... док. ист. наук. – Владикавказ, 2010. – 484 с.
  18. Кузьминов 2004 – Кузьминов П.А. Материалы сословно-поземельных комиссий как исторический источник по истории народов Северного Кавказа // De die in diem. Памяти А.П.
  19. Пронштейна. 1919–1998. / Отв. ред.: А.В. Лубский, В.В. Черноус. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 122–144.
  20. Малахова 2001 – Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII – XIX вв.: Дисс. ... док. ист. наук. – М., 2001. – 503 с.
  21. Нагоева 2009 – Нагоева Р.Р. Трансформация сословной структуры кабардинцев в 20-60-е годы XIX века: Дисс. ... канд. ист. наук. – Нальчик, 2009. – 180 с.
  22. Народы... 2005 – Народы Центрального Кавказа в 40-х – начале 60-х годов XIX века. Сб.док. мат-ов. В 2-х т. / Сост., пред., комм. П.А. Кузьминов. – М.: Поматур, 2005. Т. 1. – 368 с.
  23. Народы... 2005 – Народы Центрального Кавказа в 40-х – начале 60-х годов XIX века. Сб.док. мат-ов. В 2-х т. / Сост., пред., комм. П.А. Кузьминов. – М.: Поматур, 2005. Т. 2. – 392 с.
  24. УЦГА АС КБР – Управление центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Алхасова Д.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».