The Chechens and the Ingush in the Ottoman empire in the second half of the 19th century: the processes of emigration and re-emigration

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The mountain peoples of the North Caucasus were forced to relocate to the Ottoman Empire in the mid-19th century as a result of the Russian Empire's deliberate strategy. The High Porte was also highly interested in relocating the highlanders to its domain.The article examines the process of Chechen and Ingush return to their homeland from the Ottoman Empire. The author focuses on the difficulties encountered by the re-emigrants, describing the ways the highlanders resettled back home. In spite of the fact that resettlement flows continued throughout the 1860s. The active phase of Chechen and Ingush emigration took place in 1865.Statistical data shows that the process of Chechen and Ingush return to their homeland was not widespread because there were no organized activities on the part of the Ottoman and Russian empires. Overall, it was a rather piecemeal, chaotic and spontaneous process that lasted throughout the 19th century. Some highlanders still managed to return to their former places of residence; others were settled in remote regions of the Russian Empire. However, many were forbidden to return to their homeland. In addition, the position of the official authorities of the two countries was quite clear – their return was undesirable. Those who remained in the Ottoman Empire subsequently formed the basis of today's Vainakh diasporas in Turkey, Syria, and Jordan.The study is based on materials from the Russian archives.

Full Text

Введение За последние годы, в частности, в период «арабской весны» стал насущным вопрос о репатриации северокавказских народов, проживающих на территории Сирии, Турции, которые являются потомками переселившихся в середине XIX в. народов Северного Кавказа. Известно, что на последнем этапе Кавказской войны по взаимной догово-ренности между Российской и Османской империями было организовано массо-вое переселение северокавказских народов. В исследуемой теме ключевыми являются понятия «мухаджирство», «ре-патриация», «реэмиграция». В историографии события, связанные с переселени-ем горцев в Османскую империю в последний период и после окончания Кав-казской войны известны как мухаджирство. Термин ведет свое происхождение от арабского слова «мухаджарат», которое означает переселение. Данный тер-мин принято употреблять по отношению к добровольной эмиграции. Пересе-ленцев-горцев также называли мухаджирами. Что касается выселения горских народов в середине XIX в., то оно имело добровольно-вынужденный характер. Термины «репатриация» и «реэмиграция» используются применительно к возвращению тех или иных этнических групп. Под репатриацией понимается поддерживаемое государством возращение на историческую родину лиц, ока-завшихся в силу различных обстоятельств на территории других государств с восстановлением всех прав. В свою очередь, реэмиграция характеризуется как обратное возвращение в регион исхода. Целью данного исследования является рассмотрение проблем, связанных с процессами эмиграции чеченцев и ингушей из Российской империи в Осман-скую и реэмиграции во второй половине XIX в., на основе анализа опублико-ванных и неопубликованных источников. Со второй половины XIX в. в свет вышло множество научных исследова-ний на тему переселения горских народов в Османскую империю. Однако тру-дов, рассматривающих вопросы социокультурной адаптации и интеграции им-мигрантов на новом месте, возвращения переселенцев на родину и связанных с ним проблем, немного. Среди последних стоит выделить публикации Г.В. Чочи-ева, А.В. Кушхабиева, А.Д. Осмаева, П.А. Осмаевой. Подробный историогра-фический анализ научных публикаций, посвященных истории переселения севе-рокавказских народов в Османскую империю в 1860-е гг., приведен в работе Угура Бозкурта [Бозкурт 2019]. В настоящей статье в научный оборот вводятся неопубликованные источ-ники, хранящиеся в фондах российских федеральных архивах: РГВИА – мате-риалы высших органов российского управления на Кавказе; РГАЛИ – личного происхождения, в том числе, современников и участников переселения. В их воспоминаниях – размышления о способах государственной организации эми-грации, взаимодействиях между военным аппаратом и мусульманским духовен-ством по ходу переселения. Проблематика переселения горских народов Северного Кавказа в Осман-скую империю во второй половине XIX в. является одним из ключевых и акту-альных направлений научных исследований в современном кавказоведении. В основном, публикации по данной теме опираются на комплекс материалов из фондов, хранящихся в архивах России. Привлечение новых документов из за-рубежных архивов, в частности, Турции и Грузии, позволит создать целостную картину изучаемого события истории России. Причины и этапы эмиграции чеченцев и ингушей Несмотря на то, что государственная точка зрения заключалась в том, что ни один горец не был принужден к переселению, активная агитационная работа со стороны представителей власти, проповеди религиозных деятелей и различ-ные другие факторы способствовали ускорению и привели к массовости данного процесса. Изначально властями планировалось переселить именно ту часть населе-ния, которая представляла угрозу общественному порядку и спокойствию и, наоборот, других удержать от стремления к эмиграции. Согласно докладу Главного управления Генерального штаба от 23 сентября 1865 г. «О переселении чеченцев и сокращение Терской постоянной милиции», для упрочения имперской власти и утверждения спокойствия на Северном Кав-казе, в 1860-е гг. было принято решение о переселении части горцев на Терек, другую часть – выселить в Османскую империю, не прибегая к насильственным мерам [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 493. Л. 40, 48]. Кроме того, в качестве основно-го фактора отмечается освобождение земель для «благонадежных людей» – по-селение на эти территории российских военных и казаков. Доклад основан на записке начальника бывшего Главного штаба Кавказской армии генерал-адъютанта П.А. Карцова, предложившего приложить все усилия для усмирения народов Восточного Кавказа через переселение в Турцию, на Терек и другие местности, менее благоприятные «для хищнических наклонностей». В переселении горцев и в предотвращении их реэмиграции были заинтере-сованы как власти Российской империи, так и Османской. Нет сомнений, что по-следняя преследовала свои интересы в данном направлении, в частности, для улучшения демографического положения. Порта получала воинственных гор-цев, тем самым повышая численность и боеспособность своей армии; увеличи-вала долю мусульман в местах проживания христианского населения в Малой Азии и на мятежных Балканах. Дополнительно человеческий ресурс использо-вался как благоприятный приток свежей рабочей силы в экономике и для освое-ния малозаселенных земель. С 1858 г. вопрос переселения стал предметом ди-пломатической переписки правительств двух империй [АКАК. Т. XII. Ч. 2. С. 1011, № 890]. В научной литературе выделяется целый ряд причин переселения горцев в Османскую империю в XIX в. Чаще всего, в качестве основных социально-экономических причин массового переселения горцев Кавказа исследователи выделяют: угнетение местных землевладельцев имперскими чиновниками рос-сийской администрации, заинтересованность горских феодалов в избавлении от «непокорных горцев» и в получении их земель, религиозная общность значи-тельной части горцев с Османской империей, стремление ограничить распро-странение мюридизма и национально-освободительной борьбы [Дзидзария 1982: 200]. В РГАЛИ в фонде 46 «Бартенев Петр Иванович (1829-1912) – основатель и редактор журнала «Русский архив», историк литературы, археограф, библио-граф» хранится автограф и рукописная копия военачальника, участника Кавказ-ской войны Г.И. Филипсона «Начало переселения горцев с Кавказа», где рас-крываются причины и первоначальный этап выселения горцев в Османскую им-перию. Сам Филипсон принимал весьма деятельное участие в переселении. В работе опровергается виновность имперской администрации и подчеркивается, что совокупность двух факторов, попытка избавиться от непокорных горцев и добровольное желание некоторых переселиться в мусульманскую страну, полу-чили достаточно мощный толчок, что придало инерцию данному процессу. Чеченцы и ингуши стали одними из самых активных участников миграци-онных потоков второй половины XIX в. Данное событие произошло позже, чем в случае черкесов и ногайцев, наиболее интенсивная фаза переселения которых была в начале 1860-х гг. В некоторых исследованиях [Волкова 1982: 219] отме-чается, что ингуши практически не участвовали в миграционных процессах того времени, однако статистические сведения, приведенные в научных публикациях показывают обратное [Дзагуров 1925: 93: Бабич 2021: 498]. Безусловно, в коли-чественном отношении численность переселенных ингушей уступает численно-сти других народов, в частности черкесов, ногайцев, чеченцев [Волкова 1982: 221-222]. Среди горцев ходили слухи, что под предлогом поездки в Мекку можно переселиться в мусульманскую Турцию, для чего придумывались различные ис-тории. Большинство эмигрантов надеялись обрести там землю и свободу. Для бедняков-горцев Османская империя представлялась землей обетованной, где «реки текли млеком и медом» [РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 2. Д. 369. Л. 65]. Активно распространялись вести, что султан обещал землю и щедрое пособие. Необходимо было регулировать движение переселенцев через Гори, Бор-жом и Ахалцах. Одной из главных задач была охрана местного населения от проезжавших. Другой важной задачей, которая стояла перед комиссией по пере-селению, было обеспечение средствами пропитания на всем протяжении пути. В целом, выселение носило мирный характер. Большие пространства плодородных земель, становившиеся собственно-стью казны, освобождались в результате эмиграции десятков тысяч горцев. Как известно, власти переселяли в освобожденные места в принудительном порядке военных поселенцев и казаков. Из Турции на Северный Кавказ была организова-на встречная волна переселенцев – балканских славян, греков и армян. Еще с 1840-1850-х гг. по линии реки Сунжа начали образовываться казачьи станицы (Ново-Сунженская, Вознесенская, Троицкая, Карабулакская, Фельд-маршальская, Алханюртовская, Заканюртовская, Самашкинская и другие). К 1866 г. на равнинной части нынешней Чечни и Ингушетии проживало почти 61 тыс. казаков с семьями [Кабузан 2005: 208-209]. Взаимоотношения между каза-ками и коренными жителями складывались непростые, что создавало трудности для местного населения, например, цепь станиц не только разделила Ингуше-тию, но и отсекла равнинную ее часть от горной. Вплоть до конца XX в. данная проблема постоянно откликалась в стычках между ингушами и казаками, когда после известных событий в апреле 1991 г. казаки в большинстве своем покинули Ингушетию. Те из северокавказских горцев, которые готовились к получению разреше-ния на переселение, оставались спокойными на месте жительства, пока не дой-дет до них очередь. Чиновники из Главного управления Генерального штаба Русской императорской армии (с 1866 г. Главный штаб), одного из ведомств Военного министерства Российской империи и Главного штаба Кавказской ар-мии, осуществляли организацию передвижения. Учитывая, что движение проис-ходило мелкими группами, то легче было контролировать на всем пути. Активное переселение чеченцев и ингушей пришлось на 1865 г. Это было инициировано начальником Терской области, военным и государственным дея-телем М.Т. Лорис-Меликовым. Он ранее договорился с властями Порты о при-еме 5 тыс. семей. Еще в 1859 г. Лорис-Меликов был командирован в Константи-нополь для переговоров о принятии в пределы азиатской Турции горцев-переселенцев из Терской области. Главным организатором на месте и непосред-ственным участником стал генерал-майор Муса Кундухов, который в 1864 г. ез-дил в Константинополь, чтобы договориться о переселении народов Восточного Кавказа. Он, чтобы показать личный пример, переселился со своей семьей, по-лучив несколько десятков тысяч рублей за дом и жалованное угодье [РГАЛИ. Ф. 1431. Оп. 1, Д. 24. Л. 64-65]. Для успешного выполнения своего плана Кун-духов имел пособников среди чеченцев и ингушей в лице Саадулы Османова, Саада Уллаха, Алигуко Цугова. За 1865 г. переселилось ок. 5 тыс. семейств, среди которых ок. 3500 се-мейств чеченцев, ок. 1500 семейств карабулаков и назрановцев, всего 22895 душ мужского и женского пола [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 493. Л. 72]. По разным сведениям, численность переселившихся составляла 22491 [Берже 1882: 337] и 23057 человек [Дзагуров 1925: 137]. Общая численность чеченского и ингуш-ского народов к 1865 г. составляла 143 тыс. и 26 тыс., в течение года покинуло ок. 15 % от всего населения [Кабузан 2005: 208-209], соответственно. Пересе-ленцы перебирались в Турцию с домашним скотом и другим имуществом через Закавказский край. Согласно официальным данным, в общей сложности из Тер-ской области вывезено 6919 арб, 11681 голов рогатого скота, 4497 лошадей [Дзагуров 1925: 137]. Российские чиновники настаивали на том, чтобы прибыв-ших поселяли вглубь империи, подальше от границ. Известны случаи, когда по дороге нередко родители умирали, и дети оставались без попечения. К 1877 г. в живых осталось ок. 10 тыс. чел. от всех переселенцев [Берже 1882: 30]. Благодаря вере в «религиозную миссию», дипломатическим качествам и ораторскому таланту, Кундухову удалось даже «немногочисленное племя кара-булаков смануть в Турцию» [РГАЛИ. Ф. 1431. Оп. 1, Д. 24. Л. 65]. Карабулаки считались наиболее непокорным и воинственным населением. Они активно под-держивали местное сопротивление в ходе Кавказской войны. Соответственно, для властных институтов переселение особо беспокойной части населения, ко-торые представлялись как «разбойники» явилось важнейшей задачей [РГВИА. 38. Оп. 7. Д. 493. Л. 72 об.]. Практически все население восточной Ингушетии, в большинстве своем, изъявило желание переселиться в Османскую империю. Вопрос этногенеза карабулаков, получивших наименование – «орстхойцы», представляет особый интерес для исследователей, т.к. некоторая часть совре-менных тайпов чеченцев и ингушей считают себя по происхождению их потом-ками. Исследователь И.Л. Бабич отмечает, что карабулаки являлись отдельным народом, а переселение стало результатом исчезновения всего народа [Бабич 2021: 495-500]. Тезис о карабулаках как об отдельном народе является доста-точно спорным, учитывая то, что он не был народом, имевшим свою уникаль-ную специфическую культуру. Кроме того, язык и быт существенно не отлича-лись от чеченского и ингушского. До середины XIX в. орстхойцы занимали зем-ли Терско-Сунженской равнины. После окончания Кавказской войны большая их часть эмигрировала в Османскую империю. Оставшаяся же часть выселилась в аул Ах-Барзой и была ассимилирована ингушами и чеченцами. В настоящее время данный вопрос не получил должного освещения в кавказоведческой ли-тературе. Первая группа чеченских переселенцев в составе 300 семейств выехала в конце мая 1865 г. [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 470. Л. 39]. Непокорных подкупали, давая взятки влиятельным горцам, часто покупали за утроенную цену их дома. Чеченцы и ингуши передвигались через Закавказье сухопутным путем. Без осо-бых сложностей и препятствий до турецкой границы были доставлены все 28 партий переселенцев [Базоркин 2002: 156; Дзагуров 1925: 137]. Российская цен-тральная администрация, осуществив большие финансовые расходы, смогла до-статочно четко организовать переселение в сторону Османской империи. Расхо-ды на данную операцию составили примерно 85 тыс. руб. (по другим данным 118 тыс.), включая деньги, уплаченные М. Кундухову за дом и землю [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 493. Л. 72 об.]. Переселение было достаточно мирным и носило добровольно-вынужденный характер. Чеченцы и ингуши редко уезжали по отдельности, чаще всего целым се-мейством, со всеми родственниками, распродав все имущество, или взяв неко-торые вещи с собой. Среди уезжавших были, в основном, бедняки и представи-тели духовенства, и в меньшем количестве лица, имевшие высшие воинские чи-ны [РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 2. Д. 369. Л. 66]. Последним не разрешалось брать ору-жие с собой, исключения делалось только для дворян по отношению к холод-ному оружию. Северокавказцам казалось, что, выселившись в подобные районы Османской империи, они приобретут привычные для них экономические нормы и восстановят традиционный уклад жизни, разрушенный в ходе Кавказской вой-ны. Из рапорта военного министра Д.А. Милютина главнокомандующему Кав-казской армией Великому князю Михаилу Николаевичу от 28 сентября 1865 г. следует, что с выселением предлагалось упразднить управление Карабулакского участка Ингушевского округа, прекратить выдавать жалованье уехавшим в Тур-цию офицерам и упразднить две из четырнадцати сотен Терской постоянной ми-лиции [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 493. Л. 73]. Следовательно, переселение было выгодно российской имперской администрации и с финансовой точки зрения. Переселение имело и политико-религиозный характер. Так, определенную роль сыграла и массовая агитация мусульманского духовенства (мулл, имамов и др.) с призывом к переселению, имевшего большое влияние в среде горского населения. Муллы почти явно проповедовали историю о якобы предсказанном в Коране приближении времени, когда правоверные со всех сторон света должны собраться вокруг халифа для решительной борьбы с неверными и торжества ислама [РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 2. Д. 331 Л. 18-19]. Важно отметить, что людей, с хорошим знанием арабского языка, на тот период было немного. Несмотря на то, что некоторые муллы были неграмотными с позиции языковых и религиозных знаний, многие поверили им. В целях усиления переселенческих тенденций власти также распространяли молву, что горцев будут насильно обращать в христианскую веру. Пропаганда религиозного духовенства только усилила эмиграционные настроения в северо-восточной части Кавказа и послужила одним из факторов, формирующих мотивацию у горцев-мусульман к перемене места жительства. И российские власти, и Кундухов отмечали религиозное желание горцев жить среди своих братьев-мусульман, под покровительством османского султа-на. Помимо духовных лидеров, часто агитацию среди местного населения про-водили российские агенты. Они докладывали информацию о настроениях в гор-ской среде. Имперская администрация всеми силами добивалась настроить на отъезд и сбить массовые стремления вернуться обратно. На реэмиграцию были установлены ограничения. Стихийность самого процесса, отсутствие точных сведений о пересекавших границу не дает возможности установить число воз-вратившихся на родину в 60-70-х гг. ХIХ в. Многие пересекали границу тайно. В самой Порте ничего не было подготовлено для принятия значительного числа переселенцев. Социально-политическая обстановка в Османской империи оказалось достаточно сложной из-за огромного наплыва мухаджиров. Эпиде-мии, голод, непривычный климат способствовали увеличению смертности, усу-губляли тяжёлое положение прибывших. Несмотря на то, что мухаджиров рас-сеяли по всей империи, они получали самую плохую землю. Спасением отчасти было служение в турецкой армии, но в рекруты брали только неженатых и по-тому некоторые горцы продавали своих жен и детей и поступали на службу [Берже 1882: 355]. Особенно трагична была судьба чеченцев и ингушей, кото-рых поселили на юго-востоке империи, за Диярбакыром и Эрзинганом, в без-водной пустыне. Турецкие власти специально поселяли горцев в земли, заселен-ными немусульманскими народами, курдами и армянами, чтобы ассимилиро-вать последних. Климат и неблагоприятная среда пагубно влияли на переселен-цев. Поэтому они старались консолидироваться друг с другом и с живущими рядом черкесами, дагестанцами и другими кавказскими народами. В свою очередь, английское и французское посольства использовали дан-ный вопрос для интриг против России. На страницах европейской прессы выхо-дили статьи о сложной ситуации с эмигрантами и о гибели горцев, тем самым обостряя положение, подчеркивая военно-силовые методы российской админи-страции к переселению. В зарубежной печати обозначенные события отражались как насильственное выселение народов Кавказа. Проблемы реэмиграции переселенцев Большая часть мухаджиров оказались обманутой в своих надеждах насчет всех удобств жизни под покровительством Порты. Многие были обречены на скитания, некоторые из них пытались вернуться на родину. Чеченцы и ингуши, поняв ошибочность совершенного переселения и почувствовав бесперспектив-ность жизни в Турции, искали различные пути вернуться назад. Вопрос о воз-вращении на родину стал практически сразу. Движение за возвращение назад только заметно усилилось через некоторое время после переселения. Многие, делая попытки вернуться на Кавказ, обращались с прошениями к российским властям, у которых была четкая позиция по этому вопросу. Ранее, на одно из таких прошений от черкесов Александр II наложил резолюцию: «О возвраще-нии и речи быть не может» [Кумыков 1994: 18-19]. Так, на все просьбы различ-ных представителей населенных пунктов назрановского общества, о разрешении возвратиться переселенцам с семьями, начальником Терской области Лорис-Меликовым было отказано. Уже осенью 1865 г. чеченцами и ингушами были предприняты активные усилия по возвращению на родину. В одном рапорте отмечено, что численность вайнахов, прибывших на границу в октябре, достигла до 2680 душ. Большин-ство их вернулось из Арзерума – 991 человек, 914 человек из Аниса, а 672 че-ловек из Мугла [Осмаев, Осмаева 2021: 41]. Однако, лишь незначительная часть самовольно вернулась на родину, не-смотря на препятствия, чинимые властями. В основном, возвращались мелкими группами, численность реэмигрирующих составляло 5-20 человек в одной группе. 3 апреля 1865 г. русским консулам в Османской империи было направ-лено распоряжение, категорически запрещавшее реэмиграцию северокавказских горцев [Тишков, Перхавко 2014: 36]. В данном вопросе позиции двух империй совпадали. В 1865 г. для контроля над правильным передвижением горцев был назначен капитан Кишмишев, который вскоре по приказу Великого князя Миха-ила Николаевича с войсковым отрядом был отправлен для защиты пограничной линии в районе Арпачай от пересечений переселёнными в Османскую империю горцами. В Турции среди иммигрантов распространялись слухи, что всем, кто вер-нется, российское правительство обещало деньги, ордена и медали [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 382. Л. 23 об.]. Горцы пытались получить разрешение на возвращение в Россию, в том числе через консульства и различные представительства, но получали отказ. Ис-ключения делались только в отношении бывших офицеров и представителей знати, по возвращении понижая их в должности. Поток переселенцев из Турции на Кавказ все рос. На первом этапе, несмотря на указы российского правитель-ства, запрещающие обратное переселение, отдельные лица, пешком, без доку-ментов, пытались пробраться на Родину через пограничные посты. Попытки бы-ли хаотичными, соответственно, многих возвращали обратно. Примерный маршрут возвращавшихся выглядит так: Карс – Тифлис – Мцхета –– Цылкан-ский пост – Ананури – Пасанаури – Квешети – Коби – Казбеги (Степанцминда) – Ларс – Владикавказ – далее расселяли на Кавказе или отправляли в различные регионы империи [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 382. Л. 179]. Учитывая тот факт, что возвращавшиеся не изъявляли желания перейти в подданство Порты и не был просрочен срок паспортов, законным образом отка-зать было невозможно. Реэмигранты имели право требовать пропуска на родину как подданные Российской империи. В результате переезда в Турцию, северокавказские горцы лишились всего, в том числе имущества, кроме родственных связей. Было объявлено, что они не смогут поселиться в прежних местах, а будет необходимо отправиться в другие регионы России. Тех, кто возвращался на родину через Черное море, принято было отправлять для поселения на Дон или в отдаленные от Кавказа места, не завозить в Тамань или в другие близкие порты. Прибывавших сухопутной гра-ницей отсылали в Баку, оттуда в Астрахань, что не всегда было возможным. Ча-сто транспортировку осуществляли иностранные суда, имеющие определенные рейсы. Иногда появление новых людей воспринималось местными жителями, как нарушение их прав. Самым лучшим решением считалось отправлять при-бывших во внутренние губернии для поселения среди русского населения, в разные районы Российской империи, например, в Уральскую и Оренбургскую казачьи станицы. Возвращение на родину они должны были чем-либо аргумен-тировать. Одни возвращались морским путём, другие – сухопутным. За определен-ную сумму их перевозили из одного порта в другой. Они прятались в горах, так как не все пункты охранялись войсками. Российские власти боялись, что при-бывшие могут образовывать различные группировки и снова воевать против них. Кроме того, многие распродали свое имущество, что могло привести к раз-боям и воровству, на усмирение которых было потрачено много сил и денег. Данный вопрос оставался наиболее важным. В апреле 1865 г. Кавказская береговая линия (черноморское побережье Кавказа) была усилена двумя казачьими сотнями. Официальные сведения пока-зывают, что число возвратившихся было 200-300 чел. только за один месяц [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 382. Л. 23]. В выписке из письма генерал-адъютанта Н.П. Игнатьева к директору Азиатского департамента МИД П.Н. Стремоухову отмечается, что несмотря на сдерживающие меры турецких властей по обрат-ному переселению и на запрет возвращаться в Россию, тысячи мухаджиров бе-жали в пределы империи. Толпы совершали попытки прорваться через сухопут-ную границу в Чурук-Су (Кобулети) [Чочиев 2021: 69], которые периодически возобновлялись. Российские власти изначально опасались, что возвращение примет массо-вый характер, достигнув весьма значительных размеров, но за 1861 г. вернулось 4300 чел. С каждым последующим годом количество прибывающих значитель-но сокращалась [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 382. Л. 175]. Следовательно, не было необходимости селить прибывавших в отдаленные территории, беспрепятствен-но селили в Кавказском крае. По прибытии, на одно семейство выдавалось в среднем примерно 100 руб., дополнительно хлеб и продовольствие. Также предполагалось не пропускать возвращавшихся через границу позже августа, поскольку тяжело было транспортировать их в центральную Россию, что оказалось невозможным. Реэмиграция происходила на протяжении всего года. Бывали ситуации, когда на иностранных пароходах прибывала значитель-ная партия горцев, при этом паспорта не соответствовали тем, кто приехал. По словам самих эмигрантов, паспорта были перемешаны в консульстве в Констан-тинополе. Комитет приходил к выводу, что необходимо остановить возвращение. В соответствии с этим, дипломатическим ведомствам и консулам в Турции пола-галось: – всем, кто вступил в турецкое подданство, или которые просрочили пас-порта отказывать в возвращении; – тех, кто имеет непросроченные паспорта, если у них есть в России осед-лость, имущество, то выдавать разрешение на проезд в империи, но уведомив, что, если они дали неточные показания будут выдворены на прежние места [РГВИА. Ф. 38. Оп. 7. Д. 382. Л. 182-185]. Отметим, что мухаджирство не ограничилось только 1860-ми гг. Оно про-должалось и на протяжении второй половины XIX в. Отдельные волны пересе-ления имели место и в начале XX в., однако оно обрело паломнический харак-тер. Правительство было не против таких «богомольческих» переселений, так как социальная напряженность в регионе спадала и освобождалась земля. Реэмиграция также продолжалась и в 1870-1880-е гг. В одном из прошений 15-ти ингушских аулов Назрановского общества от 30 марта 1870 г. содержится просьба о возвращении переселенцев – ингушей из Турции на родину. Письмо подписали 15 почетных ингушских представителей [Дзагуров 1925: 163-164], которые обещали принять на себя все расходы по возвращению, отвечать за по-ведение репатриантов и выделить землю. С 1872 г. мухаджирам уже разрешалось возвращаться на родину. Однако вскоре, в 1876 г. было отменено массовое возвращение в Россию паломников, среди которых встречались некоторые верующие, ориентированные на Турцию. Были приняты меры строгого политического надзора за подозрительными гор-цами Северного Кавказа, с отпусков были отозваны все военнослужащие рос-сийской армии, проходившие службу на Северном Кавказе. В 1873 г. на имя главнокомандующего Кавказской армией было подано прошение от вышедших из Турции карабулаков. На родину вернулись и Ганда-лоевы, пробывшие за пределами Российской империи 7 лет. Они поселились в Насыр-Корт, оттуда через некоторое время перебрались в Сагопши [Волкова 1974: 223-224]. Из числа переселившихся в 1860–1870-х гг. на родину возвратилось 5857 чеченцев, часть чеченцев вернулась позже – после русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Данная историческая травма отражена в культуре народов Северного Кав-каза. Эмиграцию 1865 г. рассматривают многие чеченские и ингушские авторы, среди которых выделим историко-документальные произведения А. Айдамиро-ва, И. Базоркина, А. Бокова . Так, в романе ингушского писателя А. Бокова «Судьба» ярко показаны события из трудной жизни переселенцев на чужбине. Автор достоверно описывает трагические попытки ингушей вернуться на роди-ну. Тема переселения поднимается в романе турецкого писателя ингушского происхождения Садеттина Джанполата «Серебряный кинжал» и в драме Н.В. Бегичевой-Голубовой «Изгнание ингушей из плоскости в горы», неопублико-ванная рукопись которой хранится в РГАЛИ в ее личном фонде № 60. Переселение чеченцев и ингушей в Османскую империю повлекло за собой целый ряд социальных проблем, став культурной травмой и оставив неизглади-мый след в памяти и групповом сознании народов Северного Кавказа. Как и де-портации 1944 г., переселение вайнахов во второй половине XIX в. является ча-стью коллективной и исторической памяти. Однако если сравнивать с депорта-цией, то последствия, не так остро рефлексируются в их массовом сознании. Заключение В целом, эмиграционная политика второй половины XIX в. на Северном Кавказе привела к переселению части чеченцев и ингушей и оказалась неплодо-творной с точки зрения цели и практических последствий. Переселение стало крупнейшей этнодемографической катастрофой. От высшей администрации было дано негласное указание провести среди населения работу по возбуждению интереса к переселению, «морально» подго-товить людей к эмиграции. Так, религиозные деятели проводили агитацию среди местного населения, внушая им, что в мусульманской стране их ждет лучшая жизнь. Многие, воодушевившись, поверили им, но в итоге оказались обмануты в своих надеждах. Кроме того, в Российской империи были риски насильствен-ной христианизации. Мухаджиры, разочаровавшись в «миссии» и столкнувшись с трудностями в Османской империи, пытались вернуться на родину, но это удалось лишь не-значительной части. Представители власти, боясь распространения роста соци-ального недовольства, всеми способами сдерживали эти потоки. Оказалось, что по возвращении их также никто не ждал. Обманчивые обещания помощи Тур-ции и надежда увидеть родные горы растворились в один миг. Земли были заня-ты казаками, местной администрацией и военными. Вопреки, некоторым горцам удалось репатриировать, а часть была выслана в другие районы Российский им-перии, где они обосновались на новом месте. Переселенческая политика пагубно отразилась на социально-экономическом и духовно-культурном самочувствии северокавказских горцев, затормозив их развитие. Большая часть вайнахского субэтноса карабулаков эмигрировала в Турцию. История происхождения кара-булаков до сих пор остается малоизученной и нуждается в проведении допол-нительных комплексных исследований. Те, кто остался в Османской империи, достаточно быстро интегрировались в новое сообщество, и в последующем, стали подданными империи. Позже, че-ченцы и ингуши активно принимали участие в войнах, защищая османскую ар-мию, в том числе и в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. По окончании войны, с некоторых территорий, вошедших в состав Российской империи, например, Батуми и Карса продолжилась репатриация горцев, которые ранее переселились туда с Кавказа. Отчаянные попытки вернуться на родину, за редким исключением, закан-чивались безуспешно. Во второй половине XIX – начале XX в. чеченцы и ингу-ши расселились в Сирии, Иордании, Ираке. Сегодня на территории данных стран проживают потомки тех переселенцев, которые полностью интегрирова-лись в другую социокультурную среду. Оставшиеся в Турции горцы впослед-ствии образовали новый мир, став частью северокавказского, и, шире, россий-ского зарубежья.
×

About the authors

Akhmed K. Chapanov

Russian State University for the Humanities

ORCID iD: 0000-0002-4234-4288

References

  1. Бабич 2021 – Бабич И.Л. Переселение карабулаков в Османскую империю в контексте Российской политики на Северном Кавказе // Ученые записки Новгородского государствен-ного университета. – 2021. – № 5(38). – С. 495-500.
  2. Базоркин 2002 – Базоркин М.М. История происхождения ингушей. – Нальчик. Эль-Фа, 2002. – 289 с.
  3. Берже 1882 – Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина. 1882. – Т. 33. – Кн. 1. – Сс. 161-176; – Кн. 2. – Сс. 337-363; – Т. 36. – Сс. 1-32.
  4. Бозкурт 2019 – Бозкурт У. Проблема мухаджирства из Российской империи в Осман-скую империю в российской историографии // Человеческий капитал. – 2019. – № 9(129). – С. 38-47.
  5. Волкова 1974 – Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. – М.: Наука, 1974. – 273 с.
  6. Дзагуров 1925 – Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию: материалы по истории горских народов. – Ростов н/Д.: Севкавкнига, 1925. – 202 с.
  7. Дзидзария 1982 – Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии ХIХ столетия. – Сухуми, Алашара, 1982. – 530 с.
  8. Кабузан 2005 – Кабузан В.М. Динамика численности и этнического состава населения Чечено-Ингушетии в XVIII-XX веках // Труды Института российской истории. Вып. 5. – М., 2005. – С. 206-225.
  9. Кумыков 1994 – Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию-последствие Кавказской войны. – Нальчик, Эльбрус, 1994. – 112 c.
  10. Кушхабиев 2023 – Кушхабиев А.В. Проблема репатриации черкесских иммигрантов из Османской империи во 2-й половине XIX – начале XX века в документах архивов России и Грузии // Электронный журнал «Кавказология». – 2023. – № 3. – С. 293-317. – doi: 10.31143/2542-212X-2023-3-293-317.
  11. Осмаев, Осмаева 2021 – Осмаев А.Д., Осмаева П.А. Трудный путь на родину (о попыт-ках чеченских мухаджиров вернуться из Турции в 1865-1867 гг.) // Вестник Академии наук ЧР. – 2021. – № 3 (54). – С. 41-46. – doi: 10.25744/vestnik.2021.54.3.007.
  12. РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив.
  13. РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства.
  14. Тишков, Перхавко 2014 – Тишков В.А., Перхавко В.Б. Итоги Кавказской войны и пере-селения горцев Кавказа //Вестник российской нации. – 2014. – №. 1. – С. 22-39.
  15. Чочиев 2021 – Чочиев Г.В. Проблема «возвращения на родину» в северокавказской диаспоре в Турции (османский период) // Вопросы истории. – 2021. – № 6-1. – С. 61-84. – doi: 10.31166/VoprosyIstorii202106Statyi10.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Чапанов А.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».