КОНЦЕПТОСФЕРА ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ: СОМАТИЗМ РУКА В РУССКИХ ДУХОВНЫХ СТИХАХ
- Авторы: МУХИНА Е.А.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 46, № 1 (2024)
- Страницы: 20-25
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-1077/article/view/293250
- DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art.2024.986
- ID: 293250
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Осознание человеческой телесности определяет жизненную линию поведения чело-века, влияет на духовные ориентиры общества и культуру в целом, однако до сих пор концептосферачеловек телесный остается недостаточно исследованной в сфере наук гуманитарного цикла. Познаниечеловеческого тела, его осмысление, соматические представления людей разных эпох проявляютсяв языке и находят отражение в мифологии, философии, искусстве. Актуальность нашей работыопределяется необходимостью изучения фольклорной картины мира, представленной в духовныхстихах и отражающей общеязыковую картину мира через призму народного мировосприятия. Душачеловека с ее помыслами и желаниями – главный объект оценки духовного стиха, жанра, направлен-ного на раскрытие образа «человека внутреннего». Однако это не исключает обращение в текстахк человеческой телесности, использованию лексем, обозначающих «человека внешнего». Цель ра-боты – выявить жанровую специфику соматической лексики с компонентом рука в духовном стихе.Материалом для исследования послужили тексты, собранные в XX веке на территории Карелиии сопредельных областей. В статье определены основные смыслы и понятия соматизмов, входящихв группу «верхние конечности», установлена связь между их употреблением и спецификой жанраустного народного творчества. Использованы методы сплошной выборки материала, целостногоанализа произведения, структурно-семантический и когнитивный, а также метод статистическогоанализа, определяющий частотность употребления соматизмов. Сделан вывод о том, что употребле-ние соматической лексики с концептом рука в целом определяется рамками общепринятых культур-ных трактовок, но лексическое окружение соматизма подчеркивает его тесную связь с «человекомвнутренним». Отмечено появление и сугубо христианских смыслов, согласно которым рука выступает как символ жертвенности, защиты, упокоения, подчеркивает силу верующего человека.
Ключевые слова
Об авторах
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МУХИНА
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kareliaptz@mail.ru
кандидат филологических наук
Список литературы
- Голубцова Н. В., Матвеева О. Н., Папшева Г. О. Образ «человека телесного»: соматическая лексика с компонентом «рука» в лирике А. Ахматовой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. Т. 13. Вып. 6. С. 37–42. doi: 10.30853/filnauki.2020.6.5.
- Каратеева Е. О. Модальный потенциал пословиц и поговорок, содержащих соматическую лексику // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: Сб. IV Междунар. науч. конф. / Редкол.: Н. И. Степыкин (отв. ред.), Д. М. Миронова, Е. А. Беспалова. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 107–113.
- Никитина С. Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект). М.: Ин-т языкознания РАН, 2009. 353 с.
- Подгорная В. В. Телесность в языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2 (44). Ч. 1. С. 160–162.
- Синицына Н. В. Роль соматической лексики в формировании картины мира // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (49). С. 233–235.
- Токарева И. И. Этнолингвистика и этнография общения / Под ред. Ф. А. Литвина. 2-е изд. Минск: МГЛУ, 2003. 244 с.
Дополнительные файлы
