Московская школа: в центре внимания – ученик

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Российская система образования в своей традиционной основе нацелена на воспитание в людях творческого начала, на обучение молодежи, которая будет способна менять жизнь к лучшему. У современных учеников более прагматичное отношение к школьным знаниям, чем у прошлых поколений, поэтому сегодня школы должны отыскивать новые способы заинтересовать, вовлечь ребенка в учебный процесс, а задача всей общеобразовательной системы – дать учащемуся возможность полноценного выбора. Десятилетие назад в Москве началась модернизация системы школьного образования. Основная задача периода 2011–2020 гг. – обеспечить всем юным горожанам равный доступ к качественным знаниям. Изменилось финансирование школ, произошло их объединение в образовательные комплексы, чтобы каждое учреждение могло предложить учащимся максимально широкий спектр образовательных возможностей, в частности, организовать предпрофильные классы разной направленности. Сегодня перед системой образования стоит новая задача: привести содержание учебного процесса в соответствие с индивидуальными потребностями каждого ученика, обеспечив переход школьного обучения в формат индивидуальных образовательных траекторий.

Полный текст

История российской системы образования – это история постепенных и неуклонных изменений. В XX в. школьное образование стало массовым и обязательным. В его основу были положены принципы, давшие возможность передавать всем трудоспособным гражданам знания, необходимые для развития индустриальной экономики. Вместе с тем отечественная система образования имеет особенность, сохраняющуюся на протяжении столетий. И в дореволюционную эпоху, и в советские времена, и сейчас она нацелена на воспитание творцов – не просто исполнителей, но людей, способных менять жизнь к лучшему, создавать что-то новое и полезное для общества.

Оценивая сегодняшнее поколение школьников, можно с уверенностью сказать, что психологически они мало чем отличаются от школьников прошлых лет. Несмотря на убеждение, что новое поколение иное, ожидания ребят в этом возрасте примерно одинаковые: они испытывают потребность в уважении и любви, хотят быть полезными, желают найти свое призвание и реализовать себя. Современные дети знакомы с цифровыми технологиями практически с младенчества. Безусловно, им, в отличие от молодежи прошлых лет, доступны другие способы познания. Предыдущие поколения постигали мир через общение и книги – сейчас школьники познают мир через гаджеты, используя Интернет. Они читают не меньше, чем предшественники, а зачастую гораздо больше, обращаясь к интернет-ресурсам, социальным сетям, слушают подкасты. Объем информации, который предлагается молодежи, огромен, и подростки учатся отфильтровывать лишнее, чтобы усваивать главное.

У современных школьников формируется более прагматичное отношение к образованию. К окончанию школы они лучше понимают, что знания и навыки, получаемые ими в старших классах, – фундамент дальнейшего профессионального развития. Успеваемость и результативность отличников больше не предмет насмешек, а повод для уважения. Молодые люди требовательны, не хотят тратить время на то, что им не интересно. Поэтому сегодня учителя должны быть готовы находить новые способы увлечь своим предметом, мотивировать школьника к изучению материала и дать ответы на волнующие вопросы. Сложившаяся ситуация хороша тем, что позволяет обеим сторонам более осознанно подойти к процессу обучения. Задача учителя – помочь школьнику понять его истинные интересы и желания, а задача системы школьного образования – дать учащемуся возможность полноценного выбора будущего пути. Можно перефразировать известное высказывание: если ребенок будет на первом месте, то все остальное встанет на свои места.

Еще одной особенностью российской системы образования является ориентация на высокий уровень подготовки выпускника и расширение его кругозора. Этот тренд подтверждается сравнением россиян с ровесниками из других стран – не только победами наших школьников на международных олимпиадах, но и различными срезами качества образования, в рамках которых определяются средние значения по стране. Так, в международных рейтингах TIMSS и PIRLS1 Россия стабильно занимает первые места, демонстрируя высокий уровень подготовки школьников [7]. В рейтинге PISA2 Москва рассматривается отдельно от других регионов России и по итогам оценки входит в пятерку лидеров школьного обучения. Такие данные – наглядный показатель того, что российская, и в частности московская, система образования сильна не только своими лучшими выпускниками, но и качеством образования в целом.

С 2011 по 2020 г. Москва провела существенную модернизацию системы образования. Высокие оценки по результатам международных исследований являются подтверждением эффективности ее целенаправленного развития. В российской столице, прежде всего, была сформулирована ключевая ценность обучения – ориентация на результаты ребенка [2]. Именно ученик стал центром внимания управленцев и педагогов, и все изменения, которые производились в дальнейшем, были направлены на решение основной задачи: обеспечить всем детям равный доступ к качественному образованию.

Если рассматривать школьную систему до начала изменений 2011–2020 гг., то между учебными заведениями обнаружится существенный разрыв в уровне подготовки выпускников. Одни школы обеспечивали учеников очень хорошим запасом знаний и умений, а другие – нет. Данный разрыв следует трактовать как определенное нарушение права ребенка на получение доступного качественного образования. Кроме того, в нем можно усмотреть и проявление социального неравенства: существовали платные элитные школы, и посещать их могли не многие. К тому же такие учреждения находились преимущественно в центре города. Сложившаяся ситуация требовала изменений в масштабах города. Поэтому вторая основная задача трансформации образовательной школьной среды в Москве заключалась в том, чтобы обеспечить качественное образование в шаговой доступности от ребенка. На сегодня цель повышения качества массового образования достигнута. В каждом районе есть школы, не уступающие всем известным престижным заведениям с давно устоявшейся репутацией. Эти районные учреждения могут гордиться своими победителями российских и международных конкурсов. Общее число московских школ вследствие их укрупнения сократилось, при этом количество организаций, где учатся призеры олимпиад, возросло почти в 2,5 раза.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» любой ребенок имеет право выбирать собственную образовательную траекторию в старших классах [1]. Для того чтобы обеспечить ему выбор из различных профилей – гуманитарного, технического, медицинского, социально-экономического и т. д., в школе должно быть достаточное число классов в одной параллели. До 2010 г. обычно формировалось два десятых класса, и, если в общеобразовательном учреждении существовала специализация, то имелся лишь один класс с углубленной учебной программой – физико-математический. Девятиклассники, которые демонстрировали высокий результат на экзаменах, стремились пойти в тот класс, где обеспечивалась более «сильная» подготовка, даже если гуманитарные науки интересовали их больше. Других вариантов для выбора не предоставлялось, если не считать отдельные учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков. В большинстве школ отсутствие классов иных профилей, кроме физико-математического, можно считать одной из причин довольно долго существовавшего кризиса гуманитарного образования. Он до сих пор влияет на высшее образование в целом. Число исследователей в гуманитарных науках до сих пор меньше, чем в технических и естественных науках.

После укрупнения школ расширились возможности для всех школьников, обучающихся в образовательных комплексах Москвы. Сейчас в одной параллели формируется пять – восемь классов, и потому теперь школы способны удовлетворить самые разные образовательные потребности учеников, ответить на их запросы в профориентации. Иногда ребенок под влиянием категоричного мнения родителей или сам спонтанно принимает неверное решение о будущей профессии и впоследствии сожалеет о сделанном выборе. Чтобы такие ситуации возникали реже, школа стала площадкой для поиска своего дела во взрослой жизни. В ней, помимо традиционных математических (инженерных) классов, появились новые предпрофильные и профильные классы – академические, социально-экономические, медицинские, предпринимательские, медиаклассы, ИТ-классы и др. [9]. Сегодня школы сотрудничают с ведущими научно-исследовательскими институтами страны и вузами, дающими образование по широкому спектру профессий. К обучению могут подключаться и будущие работодатели. Предпрофильное обучение, конечно, не заменяет профессиональное, получаемое в колледжах и в высшей школе. Подростки в профильных классах приобретают углубленные знания, необходимые для поступления в вуз, и знакомятся с профессией, чтобы понять, подходит она им или нет. Ученик может не только выбрать, но и при желании изменить свою траекторию обучения, если у него возникнут сомнения в правильности своих предпочтений.

Важный момент в развитии московской системы образования – появление возможности включать пространство города – музеи, библиотеки, спортивные учреждения – в образовательную среду. Новые городские олимпиады, такие как «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», призваны мотивировать детей к развитию за рамками школьной программы. Город сам стал «большой школой». Укреплению названного тренда способствовал и новый рейтинг столичных школ [4]. Он сориентировал учебные учреждения на наращивание своего вклада в обучение и развитие современных школьников. Оценивание затрагивает все стороны школьной жизни. Кроме академической успеваемости учеников, на позицию школы в рейтинге влияет учет других успехов подопечных, например, их участие в социокультурных олимпиадах, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях. Одним из важных критериев рейтинга является качество воспитательной работы, в частности, отсутствие повторных правонарушений у детей, стоящих на школьном учете3.

В комплекс мер по совершенствованию московской системы образования вошло изменение механизма финансирования. Ранее средства из бюджета распределялись в соответствии со штатным расписанием школы, так что ей было выгодно наращивать количество персонала, в том числе административно-управленческий аппарат. Доля заработной платы администрации в фонде оплаты труда сотрудников порой составляла 1/4 и даже 1/3. Между тем заработная плата учителей была невысокой.

Одним из ключевых изменений стал переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. В настоящее время деньги выделяются из бюджета исходя из числа обучающихся, из расчета на обучение каждого ребенка. В итоге, как показала практика, нормативно-подушевое, или формульное, финансирование фактически оказалось стимулом к росту качества работы системы образования [8].

На сегодняшний день уровень оплаты труда московских учителей существенно увеличился. Например, среднемесячный заработок школьного педагога в январе – марте 2022 г. составил 99,7 тыс. руб. [6]. Улучшение финансовых условий способствовало притоку молодых кадров в общеобразовательные учреждения Москвы. Выпускники старших классов стали осознанно делать выбор в пользу педагогических вузов и после обучения возвращаться в школы, поскольку получили возможность достойно зарабатывать и реализовывать свое призвание.

Важную роль в повышении качества образования играют современные компьютерные технологии. В цифровой среде реализован проект «Московская электронная школа» (МЭШ), который кардинально повлиял на взаимодействие участников учебного процесса. МЭШ представляет собой многозадачную цифровую платформу с доступом к электронному дневнику и информационным ресурсам школы. На ней размещена обширная библиотека учебных материалов, которую постоянно пополняют сами учителя. МЭШ – это не только помощник учителя, мультифункциональный инструмент для контроля обучения, но и уникальная площадка для обмена опытом и образовательными практиками. Следует отметить принципиальную разницу между московской платформой и схожими зарубежными системами. В отличие от них МЭШ изначально создавалась не программистами для педагогов, а самими педагогами. Программисты лишь облекают идеи в удобную оболочку для пользователей. Все больше учителей обращаются к МЭШ в своей работе, поскольку там они находят новые возможности для проведения интересных уроков.

Большую роль МЭШ сыграла в обеспечении качественного обучения в период пандемии COVID-19. Она стала основной коммуникационной площадкой для учителей, учеников и их родителей.

Сегодня главная задача образовательных комплексов Москвы – обеспечивать общедоступное качественное образование. Каждое подразделение в составе комплекса фактически имеет в своем распоряжении все учебные ресурсы и может расширять возможности для развития своих обучающихся. В некоторых школьных зданиях, уже находящихся внутри комплексов, до сих пор не созданы условия, позволяющие предоставлять школьникам полный спектр образовательных возможностей. В большинстве случаев равный доступ обеспечен для всех учащихся комплекса, а там, где это еще не произошло, данная организационная задача стоит на повестке дня. Нужно совершенствовать процесс обучения, чтобы уровень образования в каждой школе повышался и выравнивались образовательные результаты внутри комплекса в целом, вне зависимости от здания, где обучаются школьники.

В предыдущий период развития столичной системы образования одним из главных ориентиров служили высокие академические результаты. Сегодня школы нацелены на результат каждого конкретного школьника. Методисты, педагоги и управленцы в сфере образования сосредоточены на том, чтобы учесть потребности тех ребят, которые, возможно, и не претендуют на самые высокие результаты, но при этом имеют определенный потенциал и способны улучшить свои отметки. Те, кто сейчас совсем не успевает по тому или иному предмету, могут повысить свой уровень до удовлетворительного, а троечники – добиться стабильных отметок «хорошо».

Наступает время для «точечной настройки» образовательных организаций, чтобы и учитель, и ребенок могли пройти собственный путь к более эффективному участию в учебном процессе. Сейчас столичные специалисты и ученые обсуждают новые методики рейтингования школ, которые будут ориентировать учебные учреждения на проявление внимания к каждому конкретному ученику, на помощь ему в улучшении его индивидуальных показателей. Важно, чтобы учитывались не только академические успехи школьников, но и внеучебные. Необходимо продолжить агрегирование информации о достижениях ребенка в школе и вне ее – в исследовательской деятельности, спорте, творчестве. Это поможет ученику выстраивать свою собственную траекторию развития, а взрослым, которые находятся рядом, – точнее и эффективнее помогать ребенку в его выборе. По мнению Мэра Москвы С. С. Собянина, ключевая задача московского образования в ближайшее время – это «постепенный переход к индивидуальным образовательным траекториям с учетом желаний, талантов и возможностей каждого ученика» [5]. Таков следующий этап развития современной московской школы.

В феврале 2022 г. МЭШ оказалась лучшим проектом в категории «Инновации в сфере образования» на международном конкурсе Quality Innovation Award. Мобильное приложение «Дневник МЭШ» в 2021 г. получило премию GESS (Global Educational Supplies and Solutions) Eduсation Awards в категории «Лучшее бесплатное приложение / программное обеспечение» [3].

 

1 Международные исследования TIMSS и PIRLS. TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) оценивает качество математического и естественно-научного образования, PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) – качество чтения и понимания текста. В России национальный центр проведения исследований TIMSS, PIRLS, PISA – ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

2 PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет.

3 Постановка на внутришкольный учет – индивидуальная психолого-педагогическая работа с учеником, которая помогает устранить причины нарушений порядка в школе, повысить результаты обучения школьника. – Прим. ред.

×

Об авторах

И. В. Новокрещенов

Департамент образования и науки города Москвы

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru

заместитель руководителя

Россия, Москва

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства Москвы от 22.03.2011 № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  3. Мобильное приложение «Дневник МЭШ» вышло в финал международной премии GESS Eduсation Awards // Информационный центр Правительства Москвы: [сайт]. 23.09.2021. URL: https://icmos.ru/news/mobilnoe-prilozenie-dnevnik-mes-vyslo-v-final-mezdunarodnoi-premii-gess-edusation-awards (дата обращения: 19.04.2022).
  4. Рейтинг вклада школ // Школа большого города: [сайт]. URL: https://school.moscow/rating (дата обращения: 13.04.2022).
  5. Собянин С. Качественное образование. Планы на 2022 год // Сайт Сергея Собянина. 03.01.2022. URL: https://www.sobyanin.ru/kachestvennoe-obrazovanie (дата обращения: 19.04.2022).
  6. Рынок труда и занятость населения. Итоги федерального статистического наблюдения о численности и оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь – март 2022 года // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области: [сайт]. URL: https://mosstat.gks.ru/folder/64639 (дата обращения: 27.04.2022).
  7. Отчеты МСИ // ФИОКО: [сайт]. URL: https://fioco.ru/отчеты-мси (дата обращения: 18.04.2022).
  8. Чернобай Е. В. Молотков А. Б. Школа, у которой учатся. М.: Просвещение, 2016. 160 с.
  9. Profil / Департамент образования и науки города Москвы; Департамент здравоохранения города Москвы. URL: https://profil.mos.ru (дата обращения: 18.04.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».