Московская школа: в центре внимания – ученик
- Авторы: Новокрещенов И.В.1
-
Учреждения:
- Департамент образования и науки города Москвы
- Выпуск: № 2(56) (2022)
- Страницы: 10-15
- Раздел: Город XXI века. Ключевая тема: «Город для человека»
- URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8580/article/view/292898
- ID: 292898
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Российская система образования в своей традиционной основе нацелена на воспитание в людях творческого начала, на обучение молодежи, которая будет способна менять жизнь к лучшему. У современных учеников более прагматичное отношение к школьным знаниям, чем у прошлых поколений, поэтому сегодня школы должны отыскивать новые способы заинтересовать, вовлечь ребенка в учебный процесс, а задача всей общеобразовательной системы – дать учащемуся возможность полноценного выбора. Десятилетие назад в Москве началась модернизация системы школьного образования. Основная задача периода 2011–2020 гг. – обеспечить всем юным горожанам равный доступ к качественным знаниям. Изменилось финансирование школ, произошло их объединение в образовательные комплексы, чтобы каждое учреждение могло предложить учащимся максимально широкий спектр образовательных возможностей, в частности, организовать предпрофильные классы разной направленности. Сегодня перед системой образования стоит новая задача: привести содержание учебного процесса в соответствие с индивидуальными потребностями каждого ученика, обеспечив переход школьного обучения в формат индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова
Полный текст
История российской системы образования – это история постепенных и неуклонных изменений. В XX в. школьное образование стало массовым и обязательным. В его основу были положены принципы, давшие возможность передавать всем трудоспособным гражданам знания, необходимые для развития индустриальной экономики. Вместе с тем отечественная система образования имеет особенность, сохраняющуюся на протяжении столетий. И в дореволюционную эпоху, и в советские времена, и сейчас она нацелена на воспитание творцов – не просто исполнителей, но людей, способных менять жизнь к лучшему, создавать что-то новое и полезное для общества.
Оценивая сегодняшнее поколение школьников, можно с уверенностью сказать, что психологически они мало чем отличаются от школьников прошлых лет. Несмотря на убеждение, что новое поколение иное, ожидания ребят в этом возрасте примерно одинаковые: они испытывают потребность в уважении и любви, хотят быть полезными, желают найти свое призвание и реализовать себя. Современные дети знакомы с цифровыми технологиями практически с младенчества. Безусловно, им, в отличие от молодежи прошлых лет, доступны другие способы познания. Предыдущие поколения постигали мир через общение и книги – сейчас школьники познают мир через гаджеты, используя Интернет. Они читают не меньше, чем предшественники, а зачастую гораздо больше, обращаясь к интернет-ресурсам, социальным сетям, слушают подкасты. Объем информации, который предлагается молодежи, огромен, и подростки учатся отфильтровывать лишнее, чтобы усваивать главное.
У современных школьников формируется более прагматичное отношение к образованию. К окончанию школы они лучше понимают, что знания и навыки, получаемые ими в старших классах, – фундамент дальнейшего профессионального развития. Успеваемость и результативность отличников больше не предмет насмешек, а повод для уважения. Молодые люди требовательны, не хотят тратить время на то, что им не интересно. Поэтому сегодня учителя должны быть готовы находить новые способы увлечь своим предметом, мотивировать школьника к изучению материала и дать ответы на волнующие вопросы. Сложившаяся ситуация хороша тем, что позволяет обеим сторонам более осознанно подойти к процессу обучения. Задача учителя – помочь школьнику понять его истинные интересы и желания, а задача системы школьного образования – дать учащемуся возможность полноценного выбора будущего пути. Можно перефразировать известное высказывание: если ребенок будет на первом месте, то все остальное встанет на свои места.
Еще одной особенностью российской системы образования является ориентация на высокий уровень подготовки выпускника и расширение его кругозора. Этот тренд подтверждается сравнением россиян с ровесниками из других стран – не только победами наших школьников на международных олимпиадах, но и различными срезами качества образования, в рамках которых определяются средние значения по стране. Так, в международных рейтингах TIMSS и PIRLS1 Россия стабильно занимает первые места, демонстрируя высокий уровень подготовки школьников [7]. В рейтинге PISA2 Москва рассматривается отдельно от других регионов России и по итогам оценки входит в пятерку лидеров школьного обучения. Такие данные – наглядный показатель того, что российская, и в частности московская, система образования сильна не только своими лучшими выпускниками, но и качеством образования в целом.
С 2011 по 2020 г. Москва провела существенную модернизацию системы образования. Высокие оценки по результатам международных исследований являются подтверждением эффективности ее целенаправленного развития. В российской столице, прежде всего, была сформулирована ключевая ценность обучения – ориентация на результаты ребенка [2]. Именно ученик стал центром внимания управленцев и педагогов, и все изменения, которые производились в дальнейшем, были направлены на решение основной задачи: обеспечить всем детям равный доступ к качественному образованию.
Если рассматривать школьную систему до начала изменений 2011–2020 гг., то между учебными заведениями обнаружится существенный разрыв в уровне подготовки выпускников. Одни школы обеспечивали учеников очень хорошим запасом знаний и умений, а другие – нет. Данный разрыв следует трактовать как определенное нарушение права ребенка на получение доступного качественного образования. Кроме того, в нем можно усмотреть и проявление социального неравенства: существовали платные элитные школы, и посещать их могли не многие. К тому же такие учреждения находились преимущественно в центре города. Сложившаяся ситуация требовала изменений в масштабах города. Поэтому вторая основная задача трансформации образовательной школьной среды в Москве заключалась в том, чтобы обеспечить качественное образование в шаговой доступности от ребенка. На сегодня цель повышения качества массового образования достигнута. В каждом районе есть школы, не уступающие всем известным престижным заведениям с давно устоявшейся репутацией. Эти районные учреждения могут гордиться своими победителями российских и международных конкурсов. Общее число московских школ вследствие их укрупнения сократилось, при этом количество организаций, где учатся призеры олимпиад, возросло почти в 2,5 раза.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» любой ребенок имеет право выбирать собственную образовательную траекторию в старших классах [1]. Для того чтобы обеспечить ему выбор из различных профилей – гуманитарного, технического, медицинского, социально-экономического и т. д., в школе должно быть достаточное число классов в одной параллели. До 2010 г. обычно формировалось два десятых класса, и, если в общеобразовательном учреждении существовала специализация, то имелся лишь один класс с углубленной учебной программой – физико-математический. Девятиклассники, которые демонстрировали высокий результат на экзаменах, стремились пойти в тот класс, где обеспечивалась более «сильная» подготовка, даже если гуманитарные науки интересовали их больше. Других вариантов для выбора не предоставлялось, если не считать отдельные учебные заведения с углубленным изучением иностранных языков. В большинстве школ отсутствие классов иных профилей, кроме физико-математического, можно считать одной из причин довольно долго существовавшего кризиса гуманитарного образования. Он до сих пор влияет на высшее образование в целом. Число исследователей в гуманитарных науках до сих пор меньше, чем в технических и естественных науках.
После укрупнения школ расширились возможности для всех школьников, обучающихся в образовательных комплексах Москвы. Сейчас в одной параллели формируется пять – восемь классов, и потому теперь школы способны удовлетворить самые разные образовательные потребности учеников, ответить на их запросы в профориентации. Иногда ребенок под влиянием категоричного мнения родителей или сам спонтанно принимает неверное решение о будущей профессии и впоследствии сожалеет о сделанном выборе. Чтобы такие ситуации возникали реже, школа стала площадкой для поиска своего дела во взрослой жизни. В ней, помимо традиционных математических (инженерных) классов, появились новые предпрофильные и профильные классы – академические, социально-экономические, медицинские, предпринимательские, медиаклассы, ИТ-классы и др. [9]. Сегодня школы сотрудничают с ведущими научно-исследовательскими институтами страны и вузами, дающими образование по широкому спектру профессий. К обучению могут подключаться и будущие работодатели. Предпрофильное обучение, конечно, не заменяет профессиональное, получаемое в колледжах и в высшей школе. Подростки в профильных классах приобретают углубленные знания, необходимые для поступления в вуз, и знакомятся с профессией, чтобы понять, подходит она им или нет. Ученик может не только выбрать, но и при желании изменить свою траекторию обучения, если у него возникнут сомнения в правильности своих предпочтений.
Важный момент в развитии московской системы образования – появление возможности включать пространство города – музеи, библиотеки, спортивные учреждения – в образовательную среду. Новые городские олимпиады, такие как «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», призваны мотивировать детей к развитию за рамками школьной программы. Город сам стал «большой школой». Укреплению названного тренда способствовал и новый рейтинг столичных школ [4]. Он сориентировал учебные учреждения на наращивание своего вклада в обучение и развитие современных школьников. Оценивание затрагивает все стороны школьной жизни. Кроме академической успеваемости учеников, на позицию школы в рейтинге влияет учет других успехов подопечных, например, их участие в социокультурных олимпиадах, физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях. Одним из важных критериев рейтинга является качество воспитательной работы, в частности, отсутствие повторных правонарушений у детей, стоящих на школьном учете3.
В комплекс мер по совершенствованию московской системы образования вошло изменение механизма финансирования. Ранее средства из бюджета распределялись в соответствии со штатным расписанием школы, так что ей было выгодно наращивать количество персонала, в том числе административно-управленческий аппарат. Доля заработной платы администрации в фонде оплаты труда сотрудников порой составляла 1/4 и даже 1/3. Между тем заработная плата учителей была невысокой.
Одним из ключевых изменений стал переход на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. В настоящее время деньги выделяются из бюджета исходя из числа обучающихся, из расчета на обучение каждого ребенка. В итоге, как показала практика, нормативно-подушевое, или формульное, финансирование фактически оказалось стимулом к росту качества работы системы образования [8].
На сегодняшний день уровень оплаты труда московских учителей существенно увеличился. Например, среднемесячный заработок школьного педагога в январе – марте 2022 г. составил 99,7 тыс. руб. [6]. Улучшение финансовых условий способствовало притоку молодых кадров в общеобразовательные учреждения Москвы. Выпускники старших классов стали осознанно делать выбор в пользу педагогических вузов и после обучения возвращаться в школы, поскольку получили возможность достойно зарабатывать и реализовывать свое призвание.
Важную роль в повышении качества образования играют современные компьютерные технологии. В цифровой среде реализован проект «Московская электронная школа» (МЭШ), который кардинально повлиял на взаимодействие участников учебного процесса. МЭШ представляет собой многозадачную цифровую платформу с доступом к электронному дневнику и информационным ресурсам школы. На ней размещена обширная библиотека учебных материалов, которую постоянно пополняют сами учителя. МЭШ – это не только помощник учителя, мультифункциональный инструмент для контроля обучения, но и уникальная площадка для обмена опытом и образовательными практиками. Следует отметить принципиальную разницу между московской платформой и схожими зарубежными системами. В отличие от них МЭШ изначально создавалась не программистами для педагогов, а самими педагогами. Программисты лишь облекают идеи в удобную оболочку для пользователей. Все больше учителей обращаются к МЭШ в своей работе, поскольку там они находят новые возможности для проведения интересных уроков.
Большую роль МЭШ сыграла в обеспечении качественного обучения в период пандемии COVID-19. Она стала основной коммуникационной площадкой для учителей, учеников и их родителей.
Сегодня главная задача образовательных комплексов Москвы – обеспечивать общедоступное качественное образование. Каждое подразделение в составе комплекса фактически имеет в своем распоряжении все учебные ресурсы и может расширять возможности для развития своих обучающихся. В некоторых школьных зданиях, уже находящихся внутри комплексов, до сих пор не созданы условия, позволяющие предоставлять школьникам полный спектр образовательных возможностей. В большинстве случаев равный доступ обеспечен для всех учащихся комплекса, а там, где это еще не произошло, данная организационная задача стоит на повестке дня. Нужно совершенствовать процесс обучения, чтобы уровень образования в каждой школе повышался и выравнивались образовательные результаты внутри комплекса в целом, вне зависимости от здания, где обучаются школьники.
В предыдущий период развития столичной системы образования одним из главных ориентиров служили высокие академические результаты. Сегодня школы нацелены на результат каждого конкретного школьника. Методисты, педагоги и управленцы в сфере образования сосредоточены на том, чтобы учесть потребности тех ребят, которые, возможно, и не претендуют на самые высокие результаты, но при этом имеют определенный потенциал и способны улучшить свои отметки. Те, кто сейчас совсем не успевает по тому или иному предмету, могут повысить свой уровень до удовлетворительного, а троечники – добиться стабильных отметок «хорошо».
Наступает время для «точечной настройки» образовательных организаций, чтобы и учитель, и ребенок могли пройти собственный путь к более эффективному участию в учебном процессе. Сейчас столичные специалисты и ученые обсуждают новые методики рейтингования школ, которые будут ориентировать учебные учреждения на проявление внимания к каждому конкретному ученику, на помощь ему в улучшении его индивидуальных показателей. Важно, чтобы учитывались не только академические успехи школьников, но и внеучебные. Необходимо продолжить агрегирование информации о достижениях ребенка в школе и вне ее – в исследовательской деятельности, спорте, творчестве. Это поможет ученику выстраивать свою собственную траекторию развития, а взрослым, которые находятся рядом, – точнее и эффективнее помогать ребенку в его выборе. По мнению Мэра Москвы С. С. Собянина, ключевая задача московского образования в ближайшее время – это «постепенный переход к индивидуальным образовательным траекториям с учетом желаний, талантов и возможностей каждого ученика» [5]. Таков следующий этап развития современной московской школы.
В феврале 2022 г. МЭШ оказалась лучшим проектом в категории «Инновации в сфере образования» на международном конкурсе Quality Innovation Award. Мобильное приложение «Дневник МЭШ» в 2021 г. получило премию GESS (Global Educational Supplies and Solutions) Eduсation Awards в категории «Лучшее бесплатное приложение / программное обеспечение» [3].
1 Международные исследования TIMSS и PIRLS. TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) оценивает качество математического и естественно-научного образования, PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) – качество чтения и понимания текста. В России национальный центр проведения исследований TIMSS, PIRLS, PISA – ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
2 PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет.
3 Постановка на внутришкольный учет – индивидуальная психолого-педагогическая работа с учеником, которая помогает устранить причины нарушений порядка в школе, повысить результаты обучения школьника. – Прим. ред.
Об авторах
И. В. Новокрещенов
Департамент образования и науки города Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
заместитель руководителя
Россия, МоскваСписок литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства Москвы от 22.03.2011 № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Мобильное приложение «Дневник МЭШ» вышло в финал международной премии GESS Eduсation Awards // Информационный центр Правительства Москвы: [сайт]. 23.09.2021. URL: https://icmos.ru/news/mobilnoe-prilozenie-dnevnik-mes-vyslo-v-final-mezdunarodnoi-premii-gess-edusation-awards (дата обращения: 19.04.2022).
- Рейтинг вклада школ // Школа большого города: [сайт]. URL: https://school.moscow/rating (дата обращения: 13.04.2022).
- Собянин С. Качественное образование. Планы на 2022 год // Сайт Сергея Собянина. 03.01.2022. URL: https://www.sobyanin.ru/kachestvennoe-obrazovanie (дата обращения: 19.04.2022).
- Рынок труда и занятость населения. Итоги федерального статистического наблюдения о численности и оплате труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь – март 2022 года // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области: [сайт]. URL: https://mosstat.gks.ru/folder/64639 (дата обращения: 27.04.2022).
- Отчеты МСИ // ФИОКО: [сайт]. URL: https://fioco.ru/отчеты-мси (дата обращения: 18.04.2022).
- Чернобай Е. В. Молотков А. Б. Школа, у которой учатся. М.: Просвещение, 2016. 160 с.
- Profil / Департамент образования и науки города Москвы; Департамент здравоохранения города Москвы. URL: https://profil.mos.ru (дата обращения: 18.04.2022).
Дополнительные файлы
