Практики развития современных руководителей образовательных организаций Москвы
- Авторы: Чистякова В.А.1
-
Учреждения:
- Университет Правительства Москвы
- Выпуск: № 4 (62) (2023)
- Страницы: 49-53
- Раздел: Кадровые проекты
- URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8580/article/view/274153
- ID: 274153
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Система столичного образования стремительно трансформируется. Возрастает потребность в руководителях, которые владеют управленческими компетенциями на высоком уровне, способны быстро осваивать и внедрять в практику эффективные инструменты, решать задачи повышенной сложности. Чтобы сохранять продуктивность, руководителю необходимо постоянное саморазвитие. Университет Правительства Москвы совместно с Департаментом образования и науки города Москвы реализует ряд проектов по обучению и развитию руководителей и членов управленческих команд образовательных организаций, в том числе программу профессиональной переподготовки MPA «Управление в образовании». Участники, обучаясь, практикуются в решении задач трансформации, сложных, нестандартных ситуаций и в работе с командой. Уже в ходе обучения участники могут менять свою организацию к лучшему.
Полный текст
Система московского образования в настоящее время переживает значительную трансформацию. На нее оказывают серьезное воздействие стремительное развитие технологий, планы по трансформации педагогического процесса, урбанизация и потребность в высоком уровне профессионализма в части управления образовательными организациями.
В настоящее время реализуется большая программа «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») [1]. В этой системе мы можем наблюдать нарастающее влияние стремительно развивающихся цифровых технологий, которые, в свою очередь, диктуют потребность в новых формах, технологиях и методиках обучения [5]. Одновременно инновационное развитие города, его цифровых платформ, порождает запрос на таких руководителей образовательных организаций, которые отличаются высоким уровнем профессионализма в сфере управления. Стоит отметить, что технологический прогресс вместе с новыми вызовами предлагает и новые решения.
Цифровизация – одна из главных тенденций в мире, и в отрасли образования она тоже занимает значительное место. Система образования в Москве характеризуется высоким уровнем инноваций [3], применяются современные образовательные технологии.
Глобализация и урбанизация, разрастание мегаполиса требуют пересмотра роли и функций директора образовательной организации. Образовательные организации становятся масштабными комплексами, с территориально разделенными зданиями, укрупняется штат управленческих, административных и педагогических команд.
Система образования претерпевает изменения во всем мире. Трансформационные процессы происходят и в столичном образовании. Современные образовательные организации все больше внимания уделяют роли педагогов в формировании личности учащихся.
Таким образом, развиваясь в русле стратегии московского образования, образовательная практика существенно усложняется [2]. Возникают новые образовательные продукты и решения, и руководителям образовательных организаций необходимо сохранять гибкость и быть готовыми знакомиться с инновациями и брать их в арсенал своих средств и техник обучения.
Рост влияния управленца приводит к пересмотру роли и функций директора образовательной организации. В отличие от прошлых лет, образовательные организации сегодня становятся экосистемами. Для них требуется создавать и реализовывать прогрессивные образовательные программы, обеспечивать бытовые и хозяйственные нужды, решать вопросы безопасности на новом уровне. В настоящее время в обучении преобладает продуктивный подход с фокусом на учащегося. Происходит направленное выстраивание диалога и сотрудничества со всеми участниками педагогического процесса. Такой подход требует более эффективного планирования и управления ресурсами, подталкивает к созданию и реализации программ по развитию команд. Для подобных задач требуются руководители, способные решать сложные задачи, проектировать собственные решения, развивать команды и вести их за собой. Высокий уровень профессионализма обеспечивает успех в выполнении вышеописанных задач, а непрерывное развитие управленческих компетенций позволяет добиваться отличных результатов в управлении.
Современная жизнь движется очень быстрыми темпами и требует постоянного саморазвития. В отрасли образования потребность в постоянном освоении нового, изучении готовых решений особенно актуальна. Создание и реализация проектов развития – эффективный инструмент, который позволяет отвечать на сложные вызовы, опробовать и внедрять новые решения в отрасли.
В Университете Правительства Москвы реализуется ряд образовательных проектов, среди них – программа профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», специализация «Управление в образовании». Программа разработана совместно с Департаментом образования и науки города Москвы и реализуется для директоров образовательных организаций и руководителей в сфере образования города Москвы [6].
Участники обучения по программе MPA в Университете Правительства Москвы (фото предоставлено автором)
Основная концепция программы: «Настрой систему для себя, для команды, для города». Руководители образовательных организаций наращивают свои компетенции для качественного и продуктивного влияния и управления на всех уровнях, от персонального до уровня мегаполиса.
В рамках программы участники развивают и шлифуют прежде всего управленческие навыки, создают коллаборации и проекты для повышения эффективности деятельности образовательных организаций. Архитектура программы предполагает множество форматов, которые позволяют расширить границы опыта и восприятия. Так, в рамках учебной практики директора образовательных организаций получают возможность окунуться в специфику других департаментов контура Правительства Москвы. Слушатели могут выявить схожую проблематику и взять в реализацию лучшие практики и решения коллег из параллельных отраслей. Практика позволяет увидеть, например, что значимо для других департаментов, какие возможности сотрудничества есть в части образования и управления.
В рамках разработки проектных тем и создания проектов благодаря командному взаимодействию в программе директора создают инновационные эффективные решения для отрасли. Они могут обмениваться опытом с точки зрения как управления образовательными организациями разного масштаба и на разных территориях, так и подходов к образованию, воспитанию и управлению в разных специализациях образовательных организаций – от общеобразовательных школ до колледжей и домов творчества.
Сегодня высокий уровень профессионализма обеспечивает выполнение вышеописанных задач, и подобного уровня можно достичь благодаря подходу, который заключается в непрерывном развитии управленческих компетенций.
На сегодняшний день накоплен огромный опыт практик обучения и воспитания в России и мире. Благодаря возможности кросс-культурного взаимодействия и обмена опытом между системами образования других стран московское образование может как перенимать лучшие практики, так и делиться ими. В частности, университет оказывает поддержку в развитии подобного взаимодействия.
Например, одно из ярких мероприятий – визит в рамках программы МРА «Управление в образовании» Чрезвычайного и Полномочного Посла Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в Российской Федерации профессора Джаниты А. Лиянаге в Университет Правительства Москвы. Эта встреча продолжила серию встреч посла Шри-Ланки с руководством вуза и укрепила традицию сотрудничества университета со своим партнером для обмена опытом в сфере образования, начавшуюся в 2020 г. [4]. Несмотря на значительную территориальную удаленность, разницу в климате, географические и культурные различия, наши страны имеют много общего в части обучения детей и реализации образовательных программ: многонациональность, полиязычность и ряд других особенностей.
Лекция посла Шри-Ланки в Российской Федерации профессора Джаниты А. Лиянаге в Университете Правительства Москвы (фото предоставлено автором)
На встрече госпожа посол поделилась проблематикой и практиками не только как официальный представитель государства, но и как бывший руководитель в сфере образования – ректор Университета народной медицины Гампаха Викрамараччи. Хотя уровень грамотности в Шри-Ланке выше, чем во многих других южноазиатских странах (в 2020 г. он составил 92,38%), многочисленные кризисы и пандемия COVID-19 оказали серьезное влияние на систему образования. Несмотря на все сложности, образование в Шри-Ланке бюджетное на всех уровнях, включая университетский. На острове расположено примерно 11 тыс. школ, где обучается порядка 4 млн школьников, а соотношение учеников и учителей составляет 16,8 к 1.
В стране реализован масштабный переход на онлайн-обучение. Принимаются специальные меры по решению проблем, спровоцированных вызовами нового времени. В качестве примера можно назвать национальную программу «Лучшая школа – та, что рядом». Проект этого уровня направлен на создание положительного образа сельских школ и призван уменьшить время, требующееся детям и родителям, чтобы добраться до школы.
Еще одна правительственная инициатива – программа страхования школьников «Шуракша». С 2014 г. в стране действует Национальный портал электронного обучения «E-таксалава» («Электронная школа»), предоставляющий равное образование для всех учащихся с учетом многоэтнического населения (на тамильском, сингальском и английском языках).
В конце выступления посла Шри-Ланки прозвучали вопросы из зала о популярных специальностях, особенностях формирования запросов на обучение от государства и перспективах трудоустройства выпускников. В завершение выступления Джанита А. Лиянаге выразила уверенность в том, что подобные встречи укрепляют отношения между странами, способствуют совместному развитию образовательных систем и обогащают опыт обеих сторон.
Вопросы образования – всегда обращение в будущее, это долгая и сложная инвестиция, не дающая быструю отдачу. Поэтому крайне важно иметь возможность обмениваться опытом, находить пути сотрудничества и партнерства, методы и инструменты для повышения качества и мотивированности обучения в других отраслях и на стыке отраслей. Это и многое другое удается реализовывать в рамках совместных проектов с Департаментом образования и науки города Москвы.
Об авторах
В. А. Чистякова
Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
эксперт 1-й категории Центра методологии и разработки образовательных программ Управления обучения и развития персонала
Россия, МоскваСписок литературы
- Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Далингер В. А. Российское образование в условиях интеграции национальных образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. С. 37–38.
- Новинки московского образования // Медиатека Московского образования: [сайт]. URL: https://shkolamoskva.ru/novinki-22-23/ (дата обращения: 25.10.2023).
- Посол Республики Шри-Ланка посетила Университет Правительства Москвы // Университет Правительства Москвы: [сайт]. 29.12.2021. URL: https://mguu.ru/posol-respubliki-shri-lanka-posetila-universitet-pravitelstva-moskvy/ (дата обращения: 25.10.2023).
- Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова [и др.]; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 318 с. (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы).
- MPA «Управление в образовании». Программа для директоров образовательных организаций и руководителей в сфере образования города Москвы // Кадровые сервисы Правительства Москвы: [сайт]. URL: https://talent.mos.ru/training/mpa-edu/ (дата обращения: 24.11.2023).
Дополнительные файлы
