Практики развития современных руководителей образовательных организаций Москвы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Система столичного образования стремительно трансформируется. Возрастает потребность в руководителях, которые владеют управленческими компетенциями на высоком уровне, способны быстро осваивать и внедрять в практику эффективные инструменты, решать задачи повышенной сложности. Чтобы сохранять продуктивность, руководителю необходимо постоянное саморазвитие. Университет Правительства Москвы совместно с Департаментом образования и науки города Москвы реализует ряд проектов по обучению и развитию руководителей и членов управленческих команд образовательных организаций, в том числе программу профессиональной переподготовки MPA «Управление в образовании». Участники, обучаясь, практикуются в решении задач трансформации, сложных, нестандартных ситуаций и в работе с командой. Уже в ходе обучения участники могут менять свою организацию к лучшему.

Полный текст

Система московского образования в настоящее время переживает значительную трансформацию. На нее оказывают серьезное воздействие стремительное развитие технологий, планы по трансформации педагогического процесса, урбанизация и потребность в высоком уровне профессионализма в части управления образовательными организациями.

В настоящее время реализуется большая программа «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») [1]. В этой системе мы можем наблюдать нарастающее влияние стремительно развивающихся цифровых технологий, которые, в свою очередь, диктуют потребность в новых формах, технологиях и методиках обучения [5]. Одновременно инновационное развитие города, его цифровых платформ, порождает запрос на таких руководителей образовательных организаций, которые отличаются высоким уровнем профессионализма в сфере управления. Стоит отметить, что технологический прогресс вместе с новыми вызовами предлагает и новые решения.

Цифровизация – одна из главных тенденций в мире, и в отрасли образования она тоже занимает значительное место. Система образования в Москве характеризуется высоким уровнем инноваций [3], применяются современные образовательные технологии.

Глобализация и урбанизация, разрастание мегаполиса требуют пересмотра роли и функций директора образовательной организации. Образовательные организации становятся масштабными комплексами, с территориально разделенными зданиями, укрупняется штат управленческих, административных и педагогических команд.

Система образования претерпевает изменения во всем мире. Трансформационные процессы происходят и в столичном образовании. Современные образовательные организации все больше внимания уделяют роли педагогов в формировании личности учащихся.

Таким образом, развиваясь в русле стратегии московского образования, образовательная практика существенно усложняется [2]. Возникают новые образовательные продукты и решения, и руководителям образовательных организаций необходимо сохранять гибкость и быть готовыми знакомиться с инновациями и брать их в арсенал своих средств и техник обучения.

Рост влияния управленца приводит к пересмотру роли и функций директора образовательной организации. В отличие от прошлых лет, образовательные организации сегодня становятся экосистемами. Для них требуется создавать и реализовывать прогрессивные образовательные программы, обеспечивать бытовые и хозяйственные нужды, решать вопросы безопасности на новом уровне. В настоящее время в обучении преобладает продуктивный подход с фокусом на учащегося. Происходит направленное выстраивание диалога и сотрудничества со всеми участниками педагогического процесса. Такой подход требует более эффективного планирования и управления ресурсами, подталкивает к созданию и реализации программ по развитию команд. Для подобных задач требуются руководители, способные решать сложные задачи, проектировать собственные решения, развивать команды и вести их за собой. Высокий уровень профессионализма обеспечивает успех в выполнении вышеописанных задач, а непрерывное развитие управленческих компетенций позволяет добиваться отличных результатов в управлении.

Современная жизнь движется очень быстрыми темпами и требует постоянного саморазвития. В отрасли образования потребность в постоянном освоении нового, изучении готовых решений особенно актуальна. Создание и реализация проектов развития – эффективный инструмент, который позволяет отвечать на сложные вызовы, опробовать и внедрять новые решения в отрасли.

В Университете Правительства Москвы реализуется ряд образовательных проектов, среди них – программа профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», специализация «Управление в образовании». Программа разработана совместно с Департаментом образования и науки города Москвы и реализуется для директоров образовательных организаций и руководителей в сфере образования города Москвы [6].

 

Участники обучения по программе MPA в Университете Правительства Москвы (фото предоставлено автором)

 

Основная концепция программы: «Настрой систему для себя, для команды, для города». Руководители образовательных организаций наращивают свои компетенции для качественного и продуктивного влияния и управления на всех уровнях, от персонального до уровня мегаполиса.

В рамках программы участники развивают и шлифуют прежде всего управленческие навыки, создают коллаборации и проекты для повышения эффективности деятельности образовательных организаций. Архитектура программы предполагает множество форматов, которые позволяют расширить границы опыта и восприятия. Так, в рамках учебной практики директора образовательных организаций получают возможность окунуться в специфику других департаментов контура Правительства Москвы. Слушатели могут выявить схожую проблематику и взять в реализацию лучшие практики и решения коллег из параллельных отраслей. Практика позволяет увидеть, например, что значимо для других департаментов, какие возможности сотрудничества есть в части образования и управления.

В рамках разработки проектных тем и создания проектов благодаря командному взаимодействию в программе директора создают инновационные эффективные решения для отрасли. Они могут обмениваться опытом с точки зрения как управления образовательными организациями разного масштаба и на разных территориях, так и подходов к образованию, воспитанию и управлению в разных специализациях образовательных организаций – от общеобразовательных школ до колледжей и домов творчества.

Сегодня высокий уровень профессионализма обеспечивает выполнение вышеописанных задач, и подобного уровня можно достичь благодаря подходу, который заключается в непрерывном развитии управленческих компетенций.

На сегодняшний день накоплен огромный опыт практик обучения и воспитания в России и мире. Благодаря возможности кросс-культурного взаимодействия и обмена опытом между системами образования других стран московское образование может как перенимать лучшие практики, так и делиться ими. В частности, университет оказывает поддержку в развитии подобного взаимодействия.

Например, одно из ярких мероприятий – визит в рамках программы МРА «Управление в образовании» Чрезвычайного и Полномочного Посла Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в Российской Федерации профессора Джаниты А. Лиянаге в Университет Правительства Москвы. Эта встреча продолжила серию встреч посла Шри-Ланки с руководством вуза и укрепила традицию сотрудничества университета со своим партнером для обмена опытом в сфере образования, начавшуюся в 2020 г. [4]. Несмотря на значительную территориальную удаленность, разницу в климате, географические и культурные различия, наши страны имеют много общего в части обучения детей и реализации образовательных программ: многонациональность, полиязычность и ряд других особенностей.

 

Лекция посла Шри-Ланки в Российской Федерации профессора Джаниты А. Лиянаге в Университете Правительства Москвы (фото предоставлено автором)

 

На встрече госпожа посол поделилась проблематикой и практиками не только как официальный представитель государства, но и как бывший руководитель в сфере образования – ректор Университета народной медицины Гампаха Викрамараччи. Хотя уровень грамотности в Шри-Ланке выше, чем во многих других южноазиатских странах (в 2020 г. он составил 92,38%), многочисленные кризисы и пандемия COVID-19 оказали серьезное влияние на систему образования. Несмотря на все сложности, образование в Шри-Ланке бюджетное на всех уровнях, включая университетский. На острове расположено примерно 11 тыс. школ, где обучается порядка 4 млн школьников, а соотношение учеников и учителей составляет 16,8 к 1.

В стране реализован масштабный переход на онлайн-обучение. Принимаются специальные меры по решению проблем, спровоцированных вызовами нового времени. В качестве примера можно назвать национальную программу «Лучшая школа – та, что рядом». Проект этого уровня направлен на создание положительного образа сельских школ и призван уменьшить время, требующееся детям и родителям, чтобы добраться до школы.

Еще одна правительственная инициатива – программа страхования школьников «Шуракша». С 2014 г. в стране действует Национальный портал электронного обучения «E-таксалава» («Электронная школа»), предоставляющий равное образование для всех учащихся с учетом многоэтнического населения (на тамильском, сингальском и английском языках).

В конце выступления посла Шри-Ланки прозвучали вопросы из зала о популярных специальностях, особенностях формирования запросов на обучение от государства и перспективах трудоустройства выпускников. В завершение выступления Джанита А. Лиянаге выразила уверенность в том, что подобные встречи укрепляют отношения между странами, способствуют совместному развитию образовательных систем и обогащают опыт обеих сторон.

Вопросы образования – всегда обращение в будущее, это долгая и сложная инвестиция, не дающая быструю отдачу. Поэтому крайне важно иметь возможность обмениваться опытом, находить пути сотрудничества и партнерства, методы и инструменты для повышения качества и мотивированности обучения в других отраслях и на стыке отраслей. Это и многое другое удается реализовывать в рамках совместных проектов с Департаментом образования и науки города Москвы.

×

Об авторах

В. А. Чистякова

Университет Правительства Москвы

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru

эксперт 1-й категории Центра методологии и разработки образовательных программ Управления обучения и развития персонала

Россия, Москва

Список литературы

  1. Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 № 450-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Далингер В. А. Российское образование в условиях интеграции национальных образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. С. 37–38.
  3. Новинки московского образования // Медиатека Московского образования: [сайт]. URL: https://shkolamoskva.ru/novinki-22-23/ (дата обращения: 25.10.2023).
  4. Посол Республики Шри-Ланка посетила Университет Правительства Москвы // Университет Правительства Москвы: [сайт]. 29.12.2021. URL: https://mguu.ru/posol-respubliki-shri-lanka-posetila-universitet-pravitelstva-moskvy/ (дата обращения: 25.10.2023).
  5. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова [и др.]; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 318 с. (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы).
  6. MPA «Управление в образовании». Программа для директоров образовательных организаций и руководителей в сфере образования города Москвы // Кадровые сервисы Правительства Москвы: [сайт]. URL: https://talent.mos.ru/training/mpa-edu/ (дата обращения: 24.11.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Участники обучения по программе MPA в Университете Правительства Москвы (фото предоставлено автором)

Скачать (267KB)
3. Лекция посла Шри-Ланки в Российской Федерации профессора Джаниты А. Лиянаге в Университете Правительства Москвы (фото предоставлено автором)

Скачать (201KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».