Bridges of Communication: The University’s Educational Space Today. Roundtable Discussion Docs
- Issue: No 4 (66) (2024)
- Pages: 9-20
- Section: Город XXI века. Высшее образование: опыт Университета Правительства Москвы
- URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8580/article/view/274919
- ID: 274919
Cite item
Full Text
Abstract
Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University recently held a traditional roundtable discussion commemorating its 30th anniversary. University faculty members discussed the current state of higher education, sharing their experiences with educational technologies, perspectives on its future, and the challenges universities face today. Particular emphasis was placed on understanding the interests and needs of modern students. Within the “Modern Student: Motivation, Interests, and Opportunities” section, participants highlighted the importance of incorporating new values, utilizing contemporary forms of interaction, and fostering opportunities for self-realization. The second portion of the discussion (section “Teachers’ Performance”) focused on the impact of faculty competences (their state and relevancy) on the quality of future specialists. The third segment (section “Digital Environments vs. the Classroom: Communication in Education Today”) delved into the implementation of digital technologies in higher education, exploring the opportunities they present, potential drawbacks that can impact the educational process, and strategies to navigate these challenges.
Full Text
В центре внимания нынешнего круглого стола, приуроченного к тридцатилетию Университета Правительства Москвы, – трансформация образовательного пространства вуза, вызванная текущими изменениями в обществе и запросами городской экономики к высшему образованию. Круглый стол – это возможность обменяться опытом и обсудить общие цели, перспективы и дальнейшие пути развития университета.
Необходимо проанализировать образ современного студента, его запросы и ожидания от преподавателей как проводников знаний и гаранта их будущего профессионального развития, успешной жизни в российском обществе.
Нужно подумать и о самих преподавателях, педагогах – эта тема является главной для профессиональной самореализации каждого, кто собрался за круглым столом. Как сделать обучение более интересным и результативным? Какие методики и инструменты нужны, чтобы эффективно формировать компетенции у студентов? Какие условия нужны для профессионального роста и развития педагогов, чтобы вуз, который они представляют, оставался конкурентоспособным и находился среди флагманов российского образования?
Цифровая среда в высшем образовании открыла широкие горизонты для развития университета, но в то же время несет в себе существенные риски. Каково место цифровых технологий в образовательном процессе? Какие преимущества они дают в сравнении с традиционными форматами обучения, каковы их недостатки? Следует проанализировать роль преподавателя как пользователя и модератора цифровых платформ, составителя цифрового контента. Важны ли традиционные форматы преподавания? Как сохранить их ценность, учитывая запросы современного общества?
1. Современный студент: мотивация, интересы, возможности
М. Ю. Погудаева:
Образование, как и другие сферы жизни общества, не может не реагировать на социально-экономические изменения. Соответственно, меняется и сама система образования, и подходы к формированию новой стратегии развития образования, запросы и потребности, и, конечно, меняются преподаватели, заказчики обучения и студенты.
В общественных кругах очень популярной является тема смены поколений, которую многие эксперты считают чуть ли не основной для экспертного анализа и рекомендаций по трансформации образования. Однако, как показывает жизнь, общеизвестные штампы (бумеры, зумеры, миллениалы, клиповое мышление и т. п.) часто себя не оправдывают и даже порой мешают эффективной работе преподавателя с аудиторией.
Мотивация современного студента, как и ранее, может быть совершенно различной: от желания получить образование для обеспечения себе минимального дохода или удовлетворения запроса заказчика обучения (выбор родителей) до желания получить элитарное образование в целях развития собственных когнитивных способностей, повышения собственного социального статуса и успешного развития карьеры. Интерес является неотъемлемым компонентом мотивации.
Сегодня многие студенты, выбирая вуз, решают сложную задачу координации своих личных интересов и возможностей с интересами и возможностями заказчиков обучения. Например, надо выбрать: получать ли образование на платной основе по желаемому направлению подготовки в престижном столичном вузе или обучаться на бюджетном месте с учетом баллов ЕГЭ, но в менее престижном вузе.
Возможности удовлетворения интересов и потребностей современных студентов во многом зависят от возможностей образовательных учреждений: финансирование инновационных технологий обучения, инфраструктура вуза, качество профессорско-преподавательского состава.
Ю. Г. Бабаева:
Мир меняется… но меняется ли он на самом деле? И что меняется в мире? Появляются новые инструменты, идет технический прогресс, влекущий за собой экономический рост. Однако сам человек не претерпевает существенных изменений. Объем мозга остается прежним, силой мысли мы предметы пока еще не можем двигать. Моментально перемещаться в пространстве (телепортироваться) тоже еще не получается. Каждое время несет свое собственное «современное» состояние, которое распространяется на все сущее.
Изменяется ли студент с течением времени? Стал ли он умнее в сравнении с тем, какими были студенты до него? Представляется, что не изменился. Никаких принципиальных отличий между студентами разных времен по сути нет! Те, кто жаждали знаний, так и продолжают к ним тянуться. Те, у кого проявлялся интерес к познанию и освоению нового, так и продолжают познавать и осваивать новое. Да, появился новый инструментарий, появился больший объем информации, что, однако, не приводит к прямому следствию: объем информации увеличивает объем знаний.
Да, сейчас современный студент обладает большими техническими возможностями для изучения информации, но только тогда информация становится знанием, когда есть мотивация к ее переработке и освоению. Такой мотивацией могут быть разные обстоятельства: иногда материальные стимулы, иногда общественное признание, но наиболее устойчивым и важным будет являться интерес.
Если удалось заинтересовать студента, то общество получает как минимум единицу последующего своего развития, а что в итоге даст эта «единица», будет зависеть от того, какое мировоззрение будет у студента, какие базовые принципы и ценности будут заложены в нем, в развитие его интереса.
И. П. Гладилина:
Латинский афоризм «все меняется, но ничто не исчезает» – это четкий вневременной посыл о роли студенчества в жизни каждого общества. Именно студенты, каждый раз выступая в новой роли, сохраняют общие ключевые черты студенчества всех эпох. Мобильность, инициативность, целеустремленность, стремление проявить свою индивидуальность, бунтарство в разных формах проявления – эти и многие другие качества студента можно отнести к вневременным. Вместе с тем неоспорим и тот факт, что каждая эпоха дает что-то свое, особенное, неповторимое. К примеру, мотивация сегодняшнего студента во многом основана на интересе к тому делу, которым он занимается. И профессиональное самоопределение в данном случае должно входить в зону интересов задолго до поступления в вуз.
Существует также синдром размытости карьеры – это результат случайного выбора будущей профессии. Но! Именно сегодняшнему студенту этот синдром намного легче преодолеть. Сейчас доступно большое разнообразие форм учебной и внеучебной деятельности. Поэтому создание системы мотивирования всех участников учебного процесса (магистрантов, аспирантов, преподавателей, приглашенных экспертов – представителей работодателя) позволяет обучающемуся «увидеть» и «ощутить» будущую профессию в полном объеме уже в студенческие годы. Также важно, чтобы интересы студента были соотнесены с его возможностями – а это зачастую очень непросто осознать молодому человеку. Мы, преподаватели, способны и должны повлиять на ситуацию, вступив в тесное сотрудничество, творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса. И роль преподавателя приобретает новое значение и новое содержание.
О. А. Горанова:
Сегодня приходится сталкиваться с тем, что важность высшего образования для молодых людей не всегда очевидна. При потере долгосрочных ориентиров и в погоне за быстрым успехом мотивация и интересы студентов могут быть искажены, если преподаватель не сможет выстроить правильные коммуникации и открыть так называемые глубинные слои высшего образования. Например, быстрое мышление. Студент учится систематизировать информацию, отделять важное от неважного при конспектировании лектора, думать здесь и сейчас, расставлять приоритеты. Очень важный блок когнитивной функции – «думать быстро» – это та самая возможность, которая очень пригодится в жизни, особенно на высоких карьерных позициях. Или еще один слой – организация собственного времени. Потенциальных выпускников с красным дипломом можно, учитывая их мотивацию, интересы и возможности, ориентировать на стратегию личностного роста, где есть планомерность и стабильность. Для тех же, кто имеет синий диплом, больше подходит другой вариант стратегии – предпринимательство.
К. И. Вайсеро:
Внешне студенты чаще всего позиционируют свои ситуативные порывы и влечения. И мы видим их отражение как интересы или «признаки» современной молодежи. Но в системе мотивации молодого человека, очевидно, есть еще и другие ведущие мотивы. На более глубоком уровне находятся осознанные побуждения необходимости или значимости достижения результата. Ядро мотивационной системы – это ценности, обусловленные мировоззрением или жизненной установкой студента.
В. И. Тымчик:
Мотивация обусловливается комплексом факторов, включая желание получить престижное образование в престижном вузе; стремлением приобщиться к чему-то новому, в том числе в профессиональном смысле, формированием уважительного отношения к профессии и др.
На самотек поддержание и развитие мотивации пускать нельзя. Над ней надо работать и студенту, и преподавателю. Качество образовательного процесса в значительной мере зависит от мотивации студентов, их заинтересованности в знаниях.
В практике подготовки международников мы используем комплекс мер по развитию вышеотмеченных факторов мотивации. Один из самых востребованных – встречи с успешными выпускниками.
С. А. Сергеева:
Современному студенту присущи абсолютно все характерные черты окружающего социума, как положительные, так и отрицательные. Студент – это зеркало своего времени. Мы живем в эпоху огромных потоков информации, и возможность найти уникальные данные позволяет в некоторых случаях студенту точечно знать больше преподавателя. И в той степени, в какой мотивирован студент, в такой и будут выстраиваться отношения с преподавателями, однокурсниками. Возможность студента поделиться своими знаниями корректно – здесь уже и мастерство преподавателя должно проявиться в понимании ситуации.
Как, не потеряв свой авторитет, поддержать интерес студента, предложить ему выполнить исследование, вовлечь других студентов в коллективную поисковую работу? Услышать друг друга и действовать вместе – в этом шанс найти новые формы взаимодействия, которые позволят каждому молодому человеку раскрыть свои возможности, а преподавателю – показать все грани своего педагогического мастерства. Интеграция интересов и возможностей, мотивация на достижение результата – залог хорошего образования, а хорошее образование – это всегда открытие новых возможностей.
Е. П. Попова:
Современный студент в значительной степени самостоятельно определяет образовательную траекторию, подбирает источники информации и инструменты обработки этой информации.
Изменилась сама суть образовательного процесса. Студенты ждут от вуза ориентира и целеполагания в профессии, демонстрации перспективных профессиональных компетенций и возможности развить нестандартные творческие навыки. В ответ меняется и роль преподавателя, который перестает быть единственно верным и надежным носителем информации, а становится руководителем учебного процесса, прививающим профессиональные ценности.
В. В. Горлов:
Мотивация к обучению является достаточно непростым и неоднозначным процессом изменения интереса и отношения личности как к предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Преподаватель должен заинтересовать студента в своих дисциплинах и открыть для него возможности практического использования знаний. Наиболее мотивирующим фактором выступает связка «преподаватель – студент».
Преподаватель является примером и наставником обучающегося в его развитии как будущего специалиста. Кроме того, очень важно уважительное отношение наставника к студенту. Преподаватель должен видеть личностные качества каждого студента и развивать их.
Е. В. Климкович:
Опыт ведения преподавательской деятельности, опросы студентов показывают, что в процессе обучения для студента имеет ценность возможность высказаться, уважение к его точке зрения, поддерживаемый диалог. Важно не просто отмечать инициативы студентов, а помогать их реализовывать, предоставлять возможности их практического применения.
Сегодня важно воспитывать у студентов интерес к различным сферам человеческой деятельности, способствовать развитию уверенности в себе, в своих силах. Это возможно через вовлечение студента в проектную деятельность на основе его интересов. Участие в реализации проектов помогает обрести практические навыки с первых лет учебы, а также в процессе совместной работы преподавателя и студента по созданию образовательного контента.
Е. О. Туманова:
Современное сетевое поколение студентов быстро и интуитивно осваивает новые технологии, используя элементарные функции, вопреки расхожему мнению об их медиакомпетентности. Так, сегодня онлайн-платформы предоставляют довольно точный автоматический перевод текста в считаные секунды. Задачей студента в нашей сфере становится формирование умения редактировать предложенный перевод с учетом жанрово-стилистических особенностей текста и актуальной профессиональной терминологии.
Фактором повышения мотивации студентов к изучению, например, профессионального иностранного языка является возможность применять свои компетенции в процессе реальной коммуникации. Данная цель реализуема благодаря участию студентов во внеаудиторных мероприятиях, международных конференциях и городских проектах, в том числе в цифровой среде.
В. Б. Исраелян:
Радостно отметить, что современный студент целеустремлен, мотивирован и отличается развитыми когнитивными способностями к изучению, в частности, правовых наук. Однако, несмотря на присутствующий волевой аспект, предстоит еще достаточно много работы с цифровой культурой современных студентов, поскольку имеющийся уровень, к примеру, критического мышления, не всегда позволяет учащимся устанавливать и анализировать объективную и достоверную информацию по изучаемым дисциплинам без помощи преподавателя.
Л. А. Соколов:
Очень вероятно, что современный студент будет жить в окружении умных устройств и систем, управляемых искусственным интеллектом. Парадокс в том, что «чем умнее машина, тем глупее пользователь». Потому усиливается дифференциация. С одной стороны – талантливые, умные, креативные создатели новых технологий. С другой – их пассивные потребители: «Алиса, напиши мне реферат». Путь создателя намного труднее пути потребителя. Но я очень надеюсь, что именно его будут выбирать наши студенты.
Ю. Н. Артамонов:
В наш информационный век у студентов имеется беспрецедентный доступ к огромным объемам познавательной и развлекательной информации разного уровня и качества. Все это во многом определяет и трансформирует их интересы и мотивацию. При большом различии мотивационных установок наблюдается общая тенденция поверхностного осмысления любой информации. Действительно, зачем держать что-то в памяти, если всегда можно подсмотреть в Интернете.
В данных условиях важнейшей задачей системы высшего образования становится выстраивание правильных ориентиров в этом информационном поле, привитие культуры вдумчивого мышления.
2. Качество работы преподавателя
Е. П. Попова:
В условиях востребованности гибридного и адаптивного обучения преподаватель должен демонстрировать широкий спектр универсальных и дополнительных навыков, а не только глубокое знание своего предмета, профессиональную эрудицию.
Как бы ни менялось общество под влиянием новых технологий, личные качества, такие как способность к эмпатии, коммуникативность, умение заинтересовать и удержать внимание аудитории, всегда будут в основе профессии преподавателя.
В. И. Тымчик:
Проблема качества работы современного педагога всегда была предметом дискуссий. Как правило, среди критериев называют профессиональную компетентность, научную квалификацию, нравственные качества. Такой подход в целом сохраняет свою актуальность. Однако сегодня, наряду с вышеназванными показателями, на первый план выходят и другие факторы: проектная активность, инновационная ориентированность и т. д.
В вопросах оценки преподавателя большую роль играет обратная связь, т. е. оценка педагога студентами. Как показывают опросы в вузах, студенты зачастую ориентируются на такие характеристики, как открытость преподавателя, справедливость – особенно при выставлении оценок; понимание и др. Очевидно, что хороший педагог внутренне должен быть сориентирован на приобретение вышеупомянутых качеств.
Е. В. Климкович:
Качество работы преподавателя в первую очередь определяется его умением мотивировать студента к работе в процессе занятий, научить студента самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения. Для ведения проектной деятельности важно умение распределять студентов на группы, распознавая их интересы и склонности, применяя к каждой такой группе именно им необходимые методики преподавания.
Для осуществления профессиональной деятельности преподавателю необходимы навыки критического мышления, способности к самообразованию и аналитической деятельности, креативность.
Ю. Г. Бабаева:
Преподаватель может и должен стать естественным следствием, но, возможно, и причиной развития студенческого интереса. От того, насколько преподаватель увлечен своим предметом и знает его, зависит и вовлеченность студентов в его изучение. Студент на уровне чувственного восприятия очень тонко ощущает, действительно ли преподаватель – дока в своем предмете, живет ли он этими вопросами, что предлагает для обсуждения, насколько преподаватель остается ментором при изучении студентами вопросов в рамках предложенного им самим предметного поля.
Преподаватель может чего-то и не знать, предлагая своим слушателям совместный путь познания, что в ряде случаев может стать и дополнительным стимулом для студентов. Совершенно точно, что преподаватель должен оставаться тем, с кем можно посоветоваться, кто сможет поддержать, если что-то не получается, пригласить к сотрудничеству. Для современного студента очень важно совместное «делание», когда ему доверяют, он чувствует свою ответственность. Поэтому важно не только зародить и поддерживать интерес, но и, со своей стороны, дать понять студенту, что именно от него, от студента, зависит результат.
И. П. Гладилина:
Качество работы преподавателя зависит от многих факторов, о которых мы вчера и не подозревали. Мобилизовать все свои ресурсы, пересобрать свои наработки и успешный педагогический опыт коллег и вывести свою работу со студентами на вектор кратного развития – это только верхушка айсберга под названием «качество работы преподавателя».
Возьмем пресловутую проблему нечестного выполнения заданий с помощью нейросетей, которые ежедневно умнеют. Перед нами абсолютно определенные задачи: мы переходим на обсуждение вопросов, на разговор с каждым – нам нужно понимание уровня освоения нового знания, умения применять полученные знания. Где найти для этого время? Значит, опять перестраиваем, пересобираем, внедряем. Именно персонализация обучения позволит сегодня качественно выполнять свою работу каждому преподавателю. Все это многообразие должно обязательно сопровождаться личным развитием преподавателя, самообучением, публикационной активностью, заботой о своей семье, о своем здоровье, о своем хобби.
К. Д. Ушинский отмечал: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». Одна из приоритетных задач преподавателя высшей школы сегодня по-прежнему – научить студента учиться. Преподаватель должен помочь каждому студенту объективно оценить уровень своих знаний, компетенций и определить зоны для роста и развития, с опорой на сильные стороны и на четкое понимание того, что, зачем и как нужно делать.
В. В. Горлов:
Личность преподавателя играет ключевую роль в процессе обучения студентов. Наставник, обладающий неповторимым характером, мастерством и творческим походом, создает уникальную образовательную среду, в которой любой обучающийся может раскрыть свой потенциал. А профессиональные качества преподавателя приобретаются в процессе профессионального обучения и опыта работы.
Глубокое знание дисциплины, педагогическое мастерство, коммуникабельность, творческий поход – компоненты профессионального качества, требующие не только умственных, но и душевных усилий преподавателя.
К. И. Вайсеро:
Гармонично использовать возможности всех трех уровней мотивационной системы студента – в этом, на мой взгляд, состоит задача преподавателя. Подстройка под ситуативные порывы поможет увлечь студента, определение четких результатов педагогического взаимодействия обеспечит реалистичность обучения, а осознание ценностей будет способствовать гармоничному профессиональному развитию.
О. А. Горанова:
Качество работы преподавателя не всегда можно оценить в краткосрочной перспективе. Поясню: цель высшего образования не только в том, чтобы просто дать знания. Вижу эту задачу намного сложнее, а именно сделать так, чтобы студент знания взял и начал применять. Поэтому иногда мы получаем обратную связь от студентов со словами благодарности через несколько лет после осознания того, что применяемые знания эффективно работают на практике в разных управленческих ситуациях.
Ю. Н. Артамонов:
В идеале преподаватель высшей школы – это и учитель, и ученый. Он не просто должен уметь передавать знания – он должен уметь эти знания получать сам, быть погружен в предметную область на практике или, как говорят, прийти в образование, науку из практики.
Е. О. Туманова:
В современной образовательной парадигме преподаватели становятся не только источником знаний, но и способствуют развитию у студентов привычки к автономному обучению, где ключевую роль играет индивидуализация учебного процесса. К примеру, самостоятельная работа студентов не должна ограничиваться выполнением домашних заданий, необходимо внедрять современные информационные ресурсы для формирования навыков XXI в.
М. Ю. Погудаева:
От вовлеченности преподавателя в процесс, от личной мотивации во многом зависит качество работы, а не только от уровня профессионализма, понимания задач, которые перед ним стоят. В сегодняшних реалиях также очень важно найти подход к студентам, осознать их смыслы. В процессе преподавания дисциплины, темы занятия необходимо объяснять результат обучения, порой доказывать его актуальность, практическую значимость.
Качество работы преподавателя является не только одним из основных факторов результативности образовательного процесса, но и индикатором конкурентоспособности вуза.
Профессия преподавателя-профессионала всегда будет востребованной, при условии открытости изменениям, готовности меняться самому, осознания ответственности за результаты образовательного процесса.
Л. А. Соколов:
Качество работы преподавателя нередко проявляется спустя годы после того, как студент покинул стены университета. Оно определяется экспертностью и силой личного воспитательного воздействия. Потому его сложно оценить в моменте. И есть большой риск за формой не заметить содержания. Красиво оформленные материалы радуют глаз проверяющих, интерактивные форматы нравятся студентам. Но они никак не компенсируют отсутствие важной информации или практическую неприменимость преподанной концепции.
В. Б. Исраелян:
Оценивать качество работы преподавателя можно посредством организации тестирования студентов по усвоению учебной дисциплины, проводя анкетирование, либо на основе матриц экспертных оценок различных направлений преподавателя. Но к этим формам оценки не добавить те ситуации, моменты, когда слова преподавателя, его пояснения, опыт, которым он поделился, способны отразиться на образе мышления студента, успешно заложив в его сознание идею для будущего профессионального роста.
С. А. Сергеева:
Качественная работа преподавателя высшей школы во многом заключается в создании условий для успешного обучения каждого студента с учетом его возможностей, интересов и т. д., что требует расширения видов деятельности, в рамках которых молодой человек может самостоятельно и творчески решать проблемы традиционной учебно-познавательной деятельности, исследовательской, социально-ролевой, коммуникативной и др.
Наша цель – образованность как качество личности, заключающееся в способности и готовности к решению социально и личностно значимых проблем на основе использования освоенного социального опыта и осмысления личного профессионального и жизненного опыта.
Качество – ключевое слово образовательной политики. На современном этапе качество работы преподавателя – это одна из приоритетных стратегических целей каждой образовательной организации.
Наша задача в том, чтобы не отдельные преподаватели, а весь профессорско-преподавательский корпус университета, все приглашенные преподаватели – представители работодателя определили четкие пути изменений образовательной среды вуза для обеспечения нового качества профессиональной подготовки новых специалистов.
3. Цифровая среда vs учебная аудитория: коммуникации в образовании сегодня
М. Ю. Погудаева:
Цифровизация сегодня охватывает все направления и процессы, в том числе образовательный процесс. Цифровые технологии, искусственный интеллект позволяют сделать систему образования более прогрессивной и доступной. Значительно увеличивается количество новых направлений подготовки, а соответственно, и новых должностей, связанных с цифровыми технологиями.
Тем не менее миссия высшего образования заключается не только в трансформации образовательных технологий, она гораздо глубиннее – подготовить будущие поколения, учить их так, чтобы они любили свою страну и город, были способны исполнять свои обязанности, решать оперативные и стратегические задачи в условиях постоянно меняющегося мира. Поэтому в системе образования предпочтительно применять гибридные форматы обучения.
Цифровизация дала нам инструменты, которые расширяют возможности коммуникаций преподавателя и обучающегося, позволяют улучшать качество образовательного процесса, применять различные технологии подачи учебного материала. Однако создание коммуникативной среды – это только одна задача, притом не самая сложная в современных реалиях. Другая и, на мой взгляд, более существенная задача – позаботиться о содержательной стороне учебного материала.
Возможности, вовлеченность, уровень квалификации преподавателей сильно различаются, при этом отсутствуют «стандарты» и единые подходы к методическому обеспечению (вероятно, нельзя разработать единые подходы, так как дисциплины различаются по содержанию, объему и качеству методического материала и т. п.). В этой связи возникает вопрос: можно ли в цифровой среде создать условия для обеспечения эффективных коммуникаций и методических разработок.
К. И. Вайсеро:
Цифровизация коммуникационных процессов педагога со студентом не только позволяет экономить время, но и способствует формированию самодисциплины и организованности.
Проявление эмоционального интеллекта, интеллигентность, тактичность и способность управлять собой – вот основа коммуникативной компетентности педагога высшей школы.
В. И. Тымчик:
Современные технологии позволяют эффективнее развивать интеллектуальные возможности обучаемых, реализовать индивидуальную траекторию образовательной практики, а в случае необходимости – перейти на модель гибридного обучения по принципу «офлайн – онлайн одновременно», как это было в период пандемии. Но тезис о том, что качество образования зависит от состава преподавателей, актуален и сегодня.
Для качественной реализации цифрового обучения требуется адаптация и преподавателей, и студентов к современным технологиям высокоуровневой и технической оснащенности аудиторий. С моей точки зрения, наш университет в данном смысле отвечает современным требованиям.
Е. П. Попова:
Применение цифровых технологий и признание искусственного интеллекта в качестве образовательного инструмента – это реальность сегодняшнего дня. Студенты уже активно взаимодействуют с ИИ вне зависимости от того, разрешен ли он преподавателями при подготовке к занятиям. В этом контексте важно, чтобы преподаватели были готовы контролировать процесс и демонстрировали студентам ответственность за результат. Например, на занятиях по иностранным языкам чат GPT может быть использован для развития коммуникативных навыков. VR-технологии уже широко применяются на занятиях по тренингу публичных выступлений на иностранных языках. Цифровизация образовательного пространства становится залогом успеха всего современного учебного процесса.
О. А. Горанова:
Цифровая среда открывает новые возможности. Глупо было бы это не использовать. Противопоставление в высшем образовании цифровой среды и учебной аудитории – парадокс. Высшее образование всегда стремится включить в себя все новое – знания, методики, практики, инструменты. Поэтому, скорее, речь идет об умном встраивании цифровых технологий в развитие образовательного процесса.
Велика роль преподавателя, который чувствует студента и понимает, какие из современных цифровых инструментов позволят достичь максимальной эффективности в обучении уже сейчас и при использовании на практике в перспективе.
Е. В. Климкович:
Важность роли преподавателя в условиях стремительного развития цифровых технологий состоит в том, чтобы помочь студенту научиться овладевать навыками медиакомпетентности, критического мышления, уметь отделить важное от недостоверного. Однако никакая цифровая среда в образовательном процессе не сможет заменить живое общение преподавателя со студентом. Следует помнить, что цифровая среда должна служить лишь вспомогательным инструментом для обеспечения эффективной коммуникации преподавателя со студентом.
Ю. Г. Бабаева:
В мире, где высокие технологии являются всего лишь средством достижения того или иного результата, ничто не может заменить живого общения. При всех возможностях взаимодействия онлайн аудиторное воздействие в настоящее время сохраняет свое значение. Простой пример: неудачно выполненное задание и критика исполнителя онлайн не окажет такого же воздействия, как, например, очно, глаза в глаза. При этом цифровая среда должна быть дополнением, а не противопоставлением живому общению.
Л. А. Соколов:
Цифровая среда, в том числе работа в асинхронном удаленном формате, и аудиторная работа эффективно дополняют друг друга. И не только в отношении работающих студентов, у которых часто просто нет возможности прийти в аудиторию. Особенно это важно для обучения, которое идет на практике.
Никакое занятие в аудитории, тем более в дистанте, не даст того, что дает реальная практика интервью в курсе «Оценка персонала» или прохождение пути клиента в курсе «Маркетинг». Поэтому будущее – за «смешанным обучением» (blended learning).
Ю. Н. Артамонов:
Сегодня часто противопоставляют офлайн- и онлайн-образование: доска и мел vs интерактивная доска и стилус? И конечно, мы понимаем, что есть разные формы образования, но за формой должно быть содержание. Именно лучшая подача этого содержания и может подлежать сравнению и оценке.
В. Б. Исраелян:
Лично мне пандемия 2020 г. доказала бесценность живого общения со студентами в аудитории. Общение на протяжении нескольких часов с монитором противоречит самой природе образовательного процесса, которая складывалась тысячелетиями, и угрожает ментальному здоровью сидящих по обе стороны экрана. Цифровая среда может быть единственным средством обучения, но только в том случае, когда вероятность использовать учебную аудиторию равна нулю.
В. В. Горлов:
Главные проблемы в использовании цифровой образовательной среды – нехватка личного контакта между преподавателем и студентами и неумение последних планомерно учиться. Но, на мой взгляд, в современных условиях за обучением с использованием дистанционных образовательных технологий – будущее всей образовательной системы страны. Основные проблемы можно решить путем совершенствования материально-технической базы учебных заведений, технической поддержки преподавателей и студентов и повышения их цифровой грамотности.
И. П. Гладилина:
Человечество прошло сложнейший путь от просто устной передачи знаний (и эти традиции сохранились до сегодняшнего дня) к обучению в цифровых пространствах. Сегодня проектирование образовательной среды для нового поколения выпускников вузов, их успешной личностной и профессиональной самореализации невозможно без соответствующей цифровой среды.
Безусловно, технологично проработанные образовательные инструменты цифровой среды – это огромное подспорье для преподавателя. Но для большинства современных технологий нужна соответствующая материально-техническая база, что еще важнее – соответствующие ИКТ-компетенции, а также сопровождающий технический персонал, к примеру, по упаковке цифрового образовательного контента и др.
Выстраивание коммуникаций со студентами сегодня требует от преподавателя овладения и грамотного применения соответствующих техник общения как офлайн, так и онлайн, а также развития эмоционального интеллекта, цифрового этикета.
Мы все живем в цифровой среде, и вуз не может технически отставать от окружающего социума. Но цифровые коммуникации в образовании только в интеграции с реальным общением позволят студентам приобрести навыки учиться, критически мыслить, участвовать в командной работе, будут способствовать успешной реализации в самых разных областях.
С. А. Сергеева:
Коммуникации в образовании сегодня требуют особого теоретического и практического обоснования. Безусловно, в университете накоплен замечательный практический опыт в вопросах коммуникации. Но что взять в завтра из вчера? Цифровая среда ставит перед нами новые задачи, требующие новых решений. Она побуждает изменяться не только студентов, но и преподавателей.
Студенты стали раскованнее, стали понимать, что их профессиональный успех зависит от них самих, но у них появились и новые ценности. И эти ценности очень влияют на процесс коммуникации: умение общаться, устанавливать деловые контакты – казалось бы, самые что ни на есть повседневные характеристики коммуникативного характера – порой вызывают огромные проблемы.
Образовательная среда университета, в том числе и цифровая, не может рассматриваться как некий подготовительный этап к самостоятельной «взрослой» жизни – она должна быть полноценной частью жизни каждого студента. А мы, преподаватели, опытные или начинающие, тоже должны выстраивать коммуникации для постановки образовательных целей и задач с включением в этот процесс каждого студента на правах активного заинтересованного субъекта. Тогда созданное нами всеми вместе образовательное пространство вуза позволит приобрести студенту опыт реальной профессиональной, учебной, научно-исследовательской, социально значимой и другой продуктивной деятельности. Молодежь будет способна к грамотному и объективно качественному решению актуальных задач.
М. С. Пригодич (слева) и Я. А. Марусич, студенты Университета Правительства Москвы (фото А. Красавина, 2024 г.)
«Тренируйся с ректором» – культурно-оздоровительный проект ректора Университета Правительства Москвы В. Ю. Фивейского для студентов
References
Supplementary files
