Metropolitan Governance Yury Luzhkov University turns thirty

Abstract

This year marks the 30th anniversary of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, a unique institution blending the characteristics of a traditional university with those of a corporate university. For three decades, the University has cultivated managerial talent for Moscow’s organizations. Its practice-oriented curriculum actively integrates students into the city’s governance, providing opportunities for participation in real-world projects and internships within the City of Moscow government structures. For its students the University organizes site visits to city infrastructure projects and leverages instruction from active, practicing executives. Further emphasizing continuous professional development, the University offers a wide range of regularly updated programs for advanced training and professional development, specifically tailored to employees within the Moscow government’s sphere of influence. Today, the University functions as an educational institution, a research and educational consulting center, and an innovative platform for interaction and knowledge exchange among professionals in the field of public administration.

Full Text

В этом году Университет Правительства Москвы отметил тридцатилетний юбилей. Какой путь прошел вуз?

Конечно, мы не без гордости говорим о том, что нашему университету уже 30 лет. В образовании важны традиция, «школа», накопленный опыт, взаимодействие поколений преподавателей, поколений выпускников. Успех и репутация в нашем деле не возникают за один день – они складываются годами. Поэтому такой фактор, как возраст организации, безусловно, важен. При этом, разумеется, как и в человеческой жизни, по-разному можно распорядиться этими годами, и сам по себе возраст организации автоматически не гарантирует ни качества, ни тем более актуальности образования. Нужно демонстрировать постоянную динамику, быть в тренде. В этом смысле, я считаю, – мы в выгодной ситуации. Наше положение в структуре Правительства Москвы, включенность в городские проекты, если хотите, побуждает нас поддерживать актуальность подходов и содержания программ, нацеливает на весьма энергичное движение в ритме нашего мегаполиса. За три десятка лет мы прошли путь от небольшой образовательной организации до центра лучших на сегодняшний день кадровых практик и консалтинга для современного мегаполиса. Университет – научно-образовательная организация, которая решает для нашего города широкий круг практических задач.

Что представляет собой университет сегодня?

Сегодня в нашей команде более тысячи человек, это штат профессионалов, энтузиастов, практиков, которые не только учат студентов, но и активно участвуют в проектах вуза, делают все для его постоянного развития.

У сотрудников московских организаций Университет Правительства Москвы ассоциируется со зданием на Сретенке. Сейчас у нас три адреса в разных районах города. Помимо Сретенки, занятия проходят в историческом здании школы имени Зои и Александра Космодемьянских. Два года назад мы получили и сейчас обживаем новый корпус на проспекте Мира.

Считал бы следующим логичным шагом развитие нашего взаимодействия с горожанами. Создание системы открытых пространств для проведения лекций, мастер-классов, организации того, что называется скучным словом «профориентационные мероприятия», и творческих студенческих активностей. Городской университет должен непосредственно взаимодействовать с городом, быть элементом его среды, обмениваться с ним энергией.

Как бы вы определили главную особенность Университета Правительства Москвы?

Наша уникальность в том, что мы сочетаем черты классического и корпоративного университета. Мы уникальный вуз, который содействует реализации стратегических целей развития столичного мегаполиса, транслирует корпоративные ценности системы управления Москвой. Наша миссия – выступать катализатором обновления города через подготовку кадров, обучение руководителей и сотрудников, создание, накопление и распространение передовых знаний. Наша деятельность формирует особую среду, культуру и создает расширенные возможности для обучения и профессиональной самореализации студентов.

Мы строим лучшую систему образования для тех, кто стремится создавать будущее городов. Звучит пафосно и амбициозно? Пусть так. Большая цель должна быть такой. Особенно если мы говорим о планах и стратегическом развитии Москвы.

Чему можно научиться в университете?

На сегодняшний день у нас представлены все уровни высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Абитуриенты могут выбирать из 39 профилей по шести направлениям. Мы регулярно обновляем программы в соответствии с изменениями на рынке труда и запросами города.

Кроме того, мы реализуем широкий набор программ дополнительного образования для сотрудников Правительства Москвы. Наш университет ориентирован на подготовку управленческих кадров столичного региона. И по уровню развития городской среды и сервисов, и по динамике развития Москва – один из мировых лидеров. Поэтому, чтобы соответствовать времени, а где-то и опережать его, мы разрабатываем для своих студентов и слушателей новые программы и образовательные возможности, расширяем и совершенствуем существующие.

Насколько доступно высшее образование в университете?

С 2022 г. в вузе действуют грантовые программы Правительства Москвы. Кроме того, предусмотрены стипендии для талантливых и активных студентов. Доступность образования – наш стратегический фокус.

Отбор и привлечение в контур управления городом лучших – одна из наших главных задач.

В современном мире в сфере образования проявляется тренд на практико-ориентированное обучение. Как в вузе реализуется эта концепция?

У нас университет практиков и практик. Специалисты Правительства Москвы и подведомственных организаций, работающие в рамках современной городской повестки, обучают студентов на конкретных кейсах, реализуют совместные проекты, в широком смысле – готовят себе смену.

Сильная сторона нашего вуза – возможность использовать столичную инфраструктуру для проведения занятий. Эксперты на местах, руководители различных направлений ведут занятия непосредственно на городских объектах: на станциях метро, в парке или в центре управления ЖКХ. Это позволяет студентам изучать, как работает та или иная городская система в реальном времени.

«Забудьте все, чему вас учили в университете» – фраза, которую многие выпускники слышат на своем первом рабочем месте, – не про нас. Напротив, вся наша система нацелена на то, чтобы выпустить готового специалиста, действительно знакомого со спецификой городского управления.

Мы говорим нашим студентам: «Не когда-то, а с вашего первого дня в университете, с 1 сентября вы в команде Москвы. Это общие человеческие и корпоративные ценности, общие подходы и инструменты, общая информационная среда. В аудиториях и на городских объектах вас учат ваши будущие начальники или те люди, которые сегодня выполняют ту работу, которую вы будете выполнять завтра».

В отличие от привычной всем преддипломной или производственной практики, продолжительность которой обычно не больше месяца, у нас это реальная работа в городских проектах, стажировки с профильными наставниками по конкретной специальности в структурах Москвы, органах власти и бюджетных учреждениях на протяжении всего периода обучения. С первого до последнего курса.

При этом важно не потерять «здоровую фундаментальность» университетского курса. Практика практикой, но студент должен освоить необходимый объем базовых дисциплин, предусмотренный федеральным образовательным стандартом, а главное – формирующий основу всего последующего образования, общее мировоззрение человека. Само погружение в интеллектуальную университетскую среду очень важно для развития гармоничной личности.

Приносит ли такой подход свои плоды? Насколько ваши выпускники востребованны?

Они весьма востребованны. Мы стремимся к тому, чтобы уже на старших курсах ребята получали серьезные предложения о работе и имели возможность выбора профессиональной траектории. Более половины наших выпускников первой ступени высшего образования идут работать в органы власти и подведомственные организации столичного правительства. Остальные выбирают коммерческий сектор, федеральные структуры, начинают свой бизнес или продолжают обучение. Все, в конечном счете, определяет желание самого выпускника.

Мы за то, чтобы основная часть ребят работала после выпуска в контуре Правительства Москвы. Тут речь идет не только о структурах управления мегаполисом, но и об огромном количестве организаций в сфере развития и обслуживания городской инфраструктуры, транспорта, образования и науки, социального проектирования и социальной работы, туризма. Это дает максимально широкие возможности для профессиональной и личной реализации, последующего карьерного роста.

В общей сложности в органах исполнительной власти столицы и подведомственных организациях более 900 тыс. рабочих мест. Правительство Москвы – крупнейший и один из лучших работодателей страны.

Есть планы по расширению географии: университет будет заниматься подготовкой ребят из других регионов. Часть выпускников, конечно, останется работать в Москве, но кто-то вернется в свой город и будет внедрять передовой опыт управления там.

Будет ли меняться система высшего образования?

Она меняется каждый день! Меняются рынок, среда, запросы работодателей. Наша область весьма конкурентна. Особенно остра борьба за лучших абитуриентов, а Правительству Москвы нужны именно такие. Как в сказке про Алису: надо изо всех сил бежать для того, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее.

Мы хотим еще больше усилить практическую составляющую: университет разрабатывает сейчас большой проект «Учись и работай», который постепенно должен охватить всех наших студентов. Помимо совмещения работы в городских проектах с учебой, он предполагает внедрение системы наставничества и индивидуальных тьюторов, дальнейшее обучение на объектах и использование кейс-метода, расширенный доступ студентов к электронным ресурсам Правительства Москвы, возможность защиты диплома в формате проекта или стартапа.

Как изменится содержание образования?

В общеобразовательной части усилится вес математики и иностранных языков. Сегодня цифровизация – основной тренд и вызов едва ли не во всех сферах. Современный преподаватель должен постоянно улучшать свои цифровые компетенции. Мы работаем над созданием новых образовательных продуктов, внедряем новые образовательные и педагогические технологии. Уже сейчас мы начали применять технологии искусственного интеллекта в процессе построения образовательных программ. Пока это лишь начало пути взаимодействия с искусственным интеллектом, но мы активно работаем над тем, чтобы максимально полно использовать его возможности и обучать этому студентов. Программирование, аналитика данных, навыки использования ИИ – все это необходимо будущему руководителю независимо от профиля его специализации.

Также мы считаем важным усиливать лингвистическую подготовку. Мы активно развиваем языковые программы, которые войдут в общий образовательный пакет. У наших студентов будет возможность в процессе учебы осваивать сразу несколько иностранных языков, включая китайский. Изучение языков помогает в межкультурной коммуникации, развивает, дает возможность знакомиться с достижениями мировой науки и управленческой практики из первых рук.

Летом этого года в университете были созданы новые учебные подразделения – кафедра математики, информационных технологий и компьютерных наук и кафедра иностранных языков.

Как реализуется воспитательная деятельность в вузе?

Государство уделяет сейчас этому большое, даже первостепенное внимание. Формирование гражданской позиции, патриотизма, основ мировоззрения – важная часть нашей работы. Особенно это актуально для университета, который готовит будущих управленцев. Понимание российских цивилизационных особенностей и контекста, опора на наши традиционные ценности – основа консолидации для достижения общих целей, уверенного движения вперед, заботы о людях, о семьях.

Мы активно разрабатываем и реализуем молодежные проекты, в рамках которых организуются стажировки в Правительстве Москвы не только для студентов нашего университета, но и для учащихся других столичных вузов.

Традиционно большое внимание мы уделяем и воспитательной работе, и спорту. В итоге мы решили объединить эти два направления в один проект, который назвали «Тренируйся с ректором». Серию тренировок для поддержания здоровья и бодрости мы совместили с неформальной беседой, разговорами о важных вещах, о том, что волнует молодежь. Для ребят это возможность свободного диалога с ректором, а для меня – один из способов узнать, чем живут современные молодые люди, что их волнует. Я могу им что-то посоветовать, направить и даже в каких-то случаях подкорректировать поведение или развитие ситуации. А они, в свою очередь, дают обратную связь – подсказывают, как сделать университет лучше.

Расскажите, чем еще занимается университет, помимо подготовки студентов.

Наряду с высшим дополнительное образование – это важное направление работы нашего университета. Здесь нет противоречия, это две части одного процесса. Убежден, что на протяжении всей сознательной активной жизни человек должен быть объектом работы по развитию кадров.

Мы начинаем даже не с абитуриентов, а со школьников. Определиться с профессией бывает очень непросто – даже взрослый человек не всегда уверен, тем ли он занимается в жизни. Чем раньше начнется знакомство с разными профессиями, видами профессиональной деятельности, тем лучше – тем более осознанным и качественным будет выбор.

Преподаватели и студенты нашего университета придумывают увлекательные проекты и программы, знакомящие школьников со сферой управления, современными инновационными разработками.

Студентам, помимо учебных практик, предлагаются стажировки и дополнительные практики, не входящие в учебные планы. Все наши студенты – это в идеале будущие управленческие кадры организаций, входящих в контур Правительства Москвы. Процесс их подготовки должен быть качественным и непрерывным, поскольку молодые кадры, их свежие идеи, энтузиазм делают управление мегаполисом максимально эффективным.

Наш вуз – это высшее учебное заведение, часть команды Аппарата Мэра и Правительства Москвы. По сути Университет Правительства Москвы является кадровым и образовательным центром столичного правительства. В прошлом году по программам дополнительного профессионального образования только в очном формате мы обучили более четверти миллиона слушателей. Впечатляющая цифра.

Не менее важное для нас направление – разработка и внедрение кадровых технологий. Этот комплекс ориентирован на сотрудников системы Правительства Москвы. Мы предлагаем полный цикл кадровых сервисов – от привлечения, подбора, оценки персонала, его обучения, адаптации до организационной диагностики, кадровой аналитики и сопровождения увольнения. Также мы реализуем специальные проекты, в том числе направленные на развитие и продвижение HR-бренда столичного правительства.

Еще одна технология, которую активно реализует университет, – это формирование профессиональных сообществ и площадок для обмена опытом. Это своего рода коворкинг, который дает возможность руководителям учиться друг у друга.

Как удается эффективно управлять всеми этими процессами?

Университет похож на холдинг, в котором подразделения курирует единая управляющая компания, при этом все структуры, все сотрудники должны видеть траекторию общего пути и двигаться в одном направлении. Естественно, уровень понимания этого процесса может варьироваться в зависимости от выполняемых функций и позиции работника в структуре организации.

Однако важно, чтобы все были позитивно настроены в своем желании принимать активное участие в достижении целей и решении задач развития мегаполиса. Такая установка предъявляет очень высокие требования к персоналу. И моя задача как ректора – сформировать команду, которая может быстро сориентироваться, распределиться по группам, решить любую поставленную задачу за ограниченное время. По моему мнению, преподавательский состав и сотрудники Университета Правительства Москвы сегодня – это именно такая команда.

 Используете ли вы разработанные вами кадровые технологии в вашей работе руководителя?

Конечно. Любая команда – это живой организм, в котором происходят различные процессы, изменения, обновления, подъемы, спады. Наши технологии созданы специально для того, чтобы контролировать эти процессы, сохранять и повышать мотивацию и работоспособность каждого сотрудника.

Нагляднее будет, если пояснить на примере. В нашем случае новые направления деятельности университета потребовали привлечения людей с разнообразным опытом, представителей разных корпоративных культур.

В нашей команде есть сотрудники с академическим профилем, есть выходцы из бизнес-сектора, представители молодежи и старшего поколения, у всех разный опыт, жизненные установки, интересы. Эта разница иногда приводит к определенным трудностям синхронизации и взаимодействия. В этой ситуации мы активно занимаемся отладкой процессов, созданием эффективной нормативной базы, обучением сотрудников совместной работе.

Мы организуем общие проекты, где пересекаются интересы разных групп. Это позволяет не только достигать результатов, но и развивать навыки командной работы через командообразование и коллективные мероприятия.

Для обеспечения эффективности управления вузом мы стараемся на ключевые должности подбирать правильных людей. Мы проводим организационную диагностику, чтобы определить, кто должен занимать эти позиции.

Однако если коллектив подобран исключительно по профессиональным критериям, этого недостаточно. Очень важно, чтобы члены команды были совместимы на уровне ценностей и могли понимать друг друга практически без слов. В условиях напряженного темпа работы необходимо, чтобы новые сотрудники выдерживали сроки и высокую нагрузку. Для успешного решения поставленных задач они должны быть профессионалами, разделяющими мотивацию и ценности команды.

Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать студент и преподаватель будущего?

Мир вокруг нас стремительно меняется. Жизнь в городе становится более комфортной, насыщенной, интересной, но, с другой стороны, появляется много соблазнов потратить время на отдых и развлечения, сократить двигательную активность, прогулки, поездки, живое общение. Студент вуза – это, как правило, совершеннолетний, почти сформировавшийся человек, которого все равно еще нужно воспитывать.

Выстроить в вузе систему воспитания – задача не из легких, особенно с учетом того факта, что наш университет готовит кадры для управления столицей и наши выпускники во всех смыслах должны быть на высоте. Поэтому для меня студент будущего – это прежде всего человек с правильной системой ценностей, которая, на мой взгляд, не зависит от условий окружающей действительности.

В свою очередь, одна из главных задач преподавателя – сформировать у молодого поколения правильные жизненные установки, прежде всего своим примером! Помнить и знать, что с этими установками наши студенты пойдут по жизни, к своим подчиненным, в свои семьи. Пусть они помогают им в любой ситуации принимать взвешенное верное решение, помогают делать лучше свою жизнь и мир вокруг себя.

Каждый год в университете в День знаний проходит встреча ректора с первокурсниками. А что бы вы хотели пожелать сейчас будущим выпускникам?

Будущим выпускникам хочу пожелать не терять времени, не бояться трудностей и оставаться открытыми ко всему новому. Чем старше они будут становиться, тем сложнее им будет сохранять эту открытость, непредвзятость, непосредственность.

Нужно стремиться быть увлеченными, интересоваться тем, что происходит вокруг. Важно общаться, заводить личные и профессиональные контакты со специалистами из других сфер – это сделает взгляд на мир гораздо полнее и глубже. Наличие сети профессиональных контактов поможет сократить время поиска информации, оперативнее решать вопросы, в конечном итоге – поспособствует карьере.

Москва сейчас активно развивается, любого отдельного навыка мало для того, чтобы не отставать от жизни, от ее темпа. Нужно готовить себя прежде всего психологически, чтобы овладевать новыми умениями, не бояться запускать новые проекты или включаться в них, внедрять и осваивать новые технологии.

Если речь идет о государственной или муниципальной службе, то следует осознавать, что это серьезная профессиональная деятельность и большая ответственность. Важно понимать, что мы работаем для горожан, и наша главная задача состоит в том, чтобы создать им комфортные и безопасные условия для жизни, труда и отдыха. Помнить о людях. Не терять себя.

Беседовала А. А. Орлова

×

About the authors

A. A. Orlova

Author for correspondence.
Email: herald@mguu.ru

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».