Трансформация роли маркетплейсов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Целью статьи является выявление изменения роли маркетплейсов в условиях возрастания их доли рынка, а также с учетом эволюции маркетплейсов от витрины до главной площадки для развития бизнеса разных размеров. Особое внимание в статье уделено поддержке малого и среднего бизнеса, который берут на себя зарубежные маркетплейсы, но пока в недостаточной степени активно это делают российские маркетплейсы. В России на долю маркетплейсов приходится около 70% онлайн-заказов и около 40% от товарооборота всей онлайн-торговли, а на долю трех крупнейших площадок приходится 42% товарооборота. С учетом возрастания популярности маркетплейсов и привлечения ими все большего числа продавцов актуальной становится проблема оказания достаточной поддержки продавцов, которая предполагает не только обучение основам торгового дела, но и финансовой грамотности, работе с аналитической отчетностью, а также менторство. В данном вопросе маркетплейсы-лидеры должны взять на себя главенствующую роль, что позволит облегчить вход и последующую работу на платформах.

Об авторах

Дарья Константиновна Попенкова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Автор, ответственный за переписку.
Email: Popenkova.DK@rea.ru
ORCID iD: 0000-0001-9746-6816

кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры торговой политики

Россия, Москва

Список литературы

  1. Amazon—URL: https://sell.amazon.com/learn/ecommerce-fulfillment (дата обращения 27.02.2023).
  2. Brandenburger A. M., Nalebuff B. J. Co-opetition. —Currency. —2011.
  3. DataInsight—Tоп-100 интернет-магазинов: рейтинг 2021. —URL: https://datainsight.ru/filter/pokupatelskoe-povedenie (дата обращения 25.02.2023).
  4. DataInsight—Селлеры на российских маркетплейсах 2022. —Август 2022. —URL: https://datainsight.ru/filter/rynki-i-rynochnye-nishi (дата обращения 01.03.2023).
  5. Economic significance. Research by Observatory on the Online Platform Economy https://platformobservatory.eu/state-of-play/economic-significance/ (дата обращения 03.03.2023).
  6. Ritala, P., Golnam, A., & Wegmann, A. Coopetition-based business models: The case of Amazon. com. // Industrial marketing management. —2014. —43(2). —Р. 236–249.
  7. Rossignoli, C., Carugati, A., & Mola, L. (2009). The strategic mediator: A paradoxical role for a collaborative e-marketplace. Electronic Markets, 19(1), 55–66.
  8. Как пользоваться графиками для аналитики Ozon. —URL: https://seller-edu.ozon.ru/docs/analytics-and-metrics/graphs/charts.html (дата обращения 28.02.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Эволюция маркетплейсов по Rossignoli [7].

Скачать (81KB)
3. Рис. 2. Эволюция маркетплейсов от коммуникатора до арбитра [7].

Скачать (36KB)
4. Рис. 3. Трансформация процесса совершения покупки покупателями с развитием маркетплейсов (составлено автором)

Скачать (98KB)
5. Рис. 4. Доля компаний, ведущих бизнес на маркетплейсах, 2019–2021 по странам ЕС [5].

Скачать (54KB)
6. Рис. 5. Распределение выручки компаний по типам платформ [5].

Скачать (56KB)
7. Риc. 6. Схема работы FBA [1].

Скачать (97KB)
8. Рис. 7. Изменение доли выручки в структуре рейтинга Топ-100 магазинов [3].

Скачать (48KB)
9. Таблица 2. Комиссии маркетплейсов по состоянию на осень 2022 года

Скачать (179KB)
10. Таблица 3. Логистические бонусы продавцов маркетплейсам по состоянию на осень 2022 года

Скачать (207KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».