Экономические и социально-политические аспекты лекарственного обеспечения как неотъемлемой части гарантий бесплатной медицинской помощи: СССР, Российская Федерация, развитые страны ОЭСР

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Советский Союз стал первой в мире страной с универсальными лекарственными гарантиями всему населению, которое в период 1920–1935 гг. бесплатно получало назначенные врачом медикаменты не только при стационарном, но и амбулаторном лечении. В 1935 году эта организация лекарственного обеспечения была заменена сложной системой льгот для некоторых групп населения, которая сохранилась сегодня в Российской Федерации. Цель исследования—анализ влияние универсальности лекарственных гарантий на экономическую эффективность систем здравоохранения. Выводы. Практические рекомендации по созданию системы универсальных лекарственных гарантий в Российской Федерации. Важность универсальности гарантий бесплатного лекарственного обеспечения обусловлена, с одной стороны, тем, что прием пациентом назначенных ему врачом лекарств—неотъемлемая часть медицинской помощи. Тем самым невозможность граждан приобрести (получить) медикаменты, назначенные им в рамках гарантированной им бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений здравоохранения де-факто нарушает право на бесплатную медицинскую помощь, гарантированную статьей 41 Конституции Российской Федерации.

Об авторах

Владимир Вадимович Гришин

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: vvgrishin@fa.ru
SPIN-код: 1270-7086

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Института региональной экономики и межбюджетных отношений

Россия, г. Москва

Лидия Александровна Быкова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: lida.key2014@gmail.com

лаборант-исследователь центра проблем организации, финансирования и межтерриториальных отношений в здравоохранении Института региональной экономики и межбюджетных отношений

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Sokol M.C., McGuigan K.A., Verbrugge R.R., Epstein R.S. (2005) Impact of medication adherence on hospitalization risk and healthcare cost. Medical Care 43: 521–530.
  2. Jha A.K., Aubert R.E., Yao J., Teagarden J.R., Epstein R.S. Greater adherence to diabetes drugs is linked to less hospital use and could save nearly $5 billion annually. Health Aff (Millwood). 2012 Aug;31(8):1836-46. doi: 10.1377/hlthaff.2011.1198.
  3. Sinnott S.J., Buckley C., O'Riordan D., Bradley C., Whelton H. The effect of copayments for prescriptions on adherence to prescription medicines in publicly insured populations; a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2013 May 28;8(5):e64914. doi: 10.1371/journal.pone.0064914. PMID: 23724105; PMCID: PMC3665806.
  4. WHO. Adherence to Long-Term Therapies: Evidence for Action (World Health Organization, 2003).
  5. Iuga, A. O. & McGuire, M. J. Adherence and health care costs. Risk Manag. Healthc. Policy 7, 35–44 (2014).
  6. Lars, O. & Terrence, B. Adherence to medication. N. Engl. J. Med. 353, 487–497 (2005).
  7. CDCBreastCancer. An update on cancer deaths in the United States. Centers for Disease Control and Prevention https://www.cdc.gov/cancer/dcpc/research/update-on-cancer-deaths/index.htm.
  8. Kini, V. & Ho, P. M. Interventions to improve medication adherence: a review. JAMA 320, 2461 (2018).
  9. CMS. NHE fact sheet. Centers for Medicare & Medicaid Services https://www.cms.gov/Research-Statistics-Data-and-Systems/Statistics-Trends-and-Reports/NationalHealthExpendData/NHE-Fact-Sheet (2021).
  10. Congressional Budget Office. Offsetting effects of prescription drug use on Medicare’s spending for medical services. Congressional Budget Office https://www.cbo.gov/publication/43741 (2012).
  11. Roebuck, M. C., Dougherty, J. S., Kaestner, R. & Miller, L. M. Increased use of prescription drugs reduces medical costs in medicaid populations. Health Aff. 34, 1586–1593 (2015).
  12. Алма-Атинская декларация. Принята Международной конференцией ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/almaata78.shtml.
  13. Гацан, В. В. Опыт внедрения льготного обеспечения населения антигипертензивными лекарственными средствами в пилотных регионах / В. В. Гацан, Е. В. Клейчук // Современные социально-экономические тенденции развития фармацевтической отрасли : коллективная монография. —Уфа : Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2018. —С. 20–37. —EDN XMVWTJ.
  14. Лекарственное возмещение: когда заработает и чем грозит аптекам // Новая аптека. —2020. —№ 6. —С. 60–65. —EDN XGSXWB.
  15. Нагибин О.А., Манухина Е.В., Комаров И.А. Нормативно-правовое регулирование льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации//Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. Т. 27. № 4. С. 520–529.
  16. Калиновская Е.Н. Большую часть лекарств для лечения ССЗ из рекомендаций Минздрава россияне покупают за свой счет. Медвестник, 23.09.2024. https://medvestnik.ru/content/news/Bolshuu-chast-lekarstv-dlya-lecheniya-SSZ-iz-rekomendacii-Minzdrava-rossiyane-pokupaut-za-svoi-schet.html?utm_source=main&utm_medium=center-main-left.
  17. Global Legal Insights. https://www.globallegalinsights.com/.
  18. Germany: Health Systems in Transition (HiT) profile [Электронный ресурс]. —Режим доступа https://eurohealthobservatory.who.int/monitors/health-systems-monitor/countries-hspm/hspm/germany-2020 (Дата обращения 06.06.2023).
  19. Профиль системы здравоохранения Бельгии: ВОЗ [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://eurohealthobservatory.who.int/monitors/health-systems-monitor/countries-hspm/hspm/belgium-2020/financing/overview-of-the-statutory-financing-system/ (Дата обращения 25.09.2023).
  20. Центр европейских и международных связей в области социального обеспечения: Бельгийская система здравоохранения [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://www.cleiss.fr/docs/systemes-de-sante/belgique.html (Дата обращения 25.09.2023).
  21. European Observatory on Health Systems and Policies (2022), Belgium: Health System Summary. WHO Regional Office for on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies, Copenhagen.
  22. Bachner F., Bobek J., Habimana K., Ladurner J., Lepuschütz L., Ostermann H., Rainer L., Schmidt A.E., Zuba M., Quentin W., Winkelmann J. Austria: Health system review. Health Systems in Transition, 2018; 20(3): 1–256.
  23. Профиль системы здравоохранения Австрии: ВОЗ [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://eurohealthobservatory.who.int/monitors/health-systems-monitor/countries-hspm/hspm/austria-2018 (Дата обращения 25.09.2023).
  24. Chevreul K, Berg Brigham K, Durand-Zaleski I, Hernández-Quevedo C. France: Health system review. Health Systems in Transition, 2015; 17(3): 1–218.
  25. Профиль системы здравоохранения Италии: ВОЗ [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://eurohealthobservatory.who.int/monitors/health-systems-monitor/countries-hspm/hspm/italy-2023/financing/overview-of-the-statutory-financing-system/.
  26. de Belvis A.G., Meregaglia M., Morsella A., Adduci A., Perilli A., Cascini F., Solipaca A., Fattore G., Ricciardi W., Maresso A., Scarpetti G. Italy: Health system review. Health Systems in Transition, 2022; 24(4): pp.1–203.
  27. Garattini, L., Badinella Martini, M. & Zanetti, M. The Italian NHS at regional level: same in theory, different in practice. Eur J Health Econ 23, 1–5 (2022). https://doi.org/10.1007/s10198-021-01322-z.
  28. Профиль системы здравоохранения Испании: ВОЗ [Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://eurohealthobservatory.who.int/monitors/health-systems-monitor/countries-hspm/hspm/spain-2018/financing/overview-of-the-statutory-financing-system/ (Дата обращения 25.09.2023).
  29. Bernal-Delgado E., García-Armesto S., Oliva J., Sánchez Martínez F.I., Repullo J.R., PeñaLongobardo L.M., Ridao-López M., Hernández-Quevedo C. Spain: Health system review. Health Systems in Transition, 2018;20(2):1–179.
  30. Janlöv N., Blume S., Glenngård A.H., Hanspers K., Anell A., Merkur S. Sweden: Health system review. Health Systems in Transition, 2023; 25(3): 1–198.
  31. The United Kingdom: Health system review. Health Systems in Transition 2022: WHO [Электронный ресурс]. —Режим доступа https://eurohealthobservatory.who.int/publications/i/united-kingdom-health-system-review-2022 (Дата обращения 24.06.2023).
  32. The United Kingdom: Health System Summary 2022: WHO [Электронный ресурс]. —Режим доступа https://eurohealthobservatory.who.int/publications/i/united-kingdom-health-system-summary https://eurohealthobservatory.who.int/publications/i/united-kingdom-health-system-summary (Дата обращения 24.06.2023).
  33. Simões J., Augusto G.F., Fronteira I., Hernández-Quevedo C. Portugal: Health system review. Health Systems in Transition, 2017; 19(2):1–184.
  34. Rice T., Rosenau P., Unruh L.Y., Barnes A.J., van Ginneken E. United States of America: Health system review. Health Systems in Transition, 2020; 22(4): pp.1–441.
  35. O'Nolan, Gerald & Lombard, John. (2019). Healthcare Financing in Ireland.: ResearchGate [Электронный ресурс]. —Режим доступа https://www.researchgate.net/publication/330926501_Healthcare_Financing_in_Ireland (Дата обращения 24.06.2023).
  36. The National Treatment Purchase Fund: Ireland [Электронный ресурс]. —Режим доступа https://www.ntpf.ie/home/home.htm (Дата обращения 24.06.2023).
  37. Национальный фонд закупок здравоохранения: Ирландия [Электронный ресурс]. —Режим доступа https://www.ntpf.ie/home/home.htm (Дата обращения 24.06.2023).
  38. Australia: Health system review. Health Systems in Transition 2006: WHO [Электронный ресурс]. —Режим доступа https://iris.who.int/handle/10665/107803 (Дата обращения 24.06.2023).
  39. How to get PBS medicines. https://www.servicesaustralia.gov.au/how-to-get-pbs-medicines?context=22016.
  40. Sowada C., Sagan A., Kowalska-Bobko I., Badora-Musiał K., Bochenek T., Domagała A., Dubas-Jakóbczyk K., Kocot E., Mrożek-Gąsiorowska M., Sitko S., Szetela A., Szetela P., Tambor M., Więckowska B., Zabdyr-Jamróz M., van Ginneken E. Poland: Health system review. Health Systems in Transition, 2019; 21(1): 1–235.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».