Правовая основа образовательной отрасли, определяющая стандарты цифровой грамотности педагогов Китайской Народной Республики

Обложка
  • Авторы: Яковлева А.В.1, Нечаева Т.В.2, Степанова Т.В.3
  • Учреждения:
    1. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
    2. Национальный исследовательский университет ИТМО
    3. Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева
  • Выпуск: Том 19, № 5 (2023)
  • Страницы: 50-59
  • Раздел: Публично-правовые (государственно-правовые) науки
  • URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8025/article/view/252611
  • EDN: https://elibrary.ru/PXWMVW
  • ID: 252611

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

С быстрым развитием цифровых технологий в различных сферах экономики и общества цифровая грамотность как основная способность адаптироваться к развитию цифровизации стала важным базовым навыком для личного и организационного развития. Только повышая цифровую грамотность и навыки, и прежде всего через систему образования, мы можем адаптироваться к новым возможностям и требованиям развития человеческих ресурсов в эпоху цифровых технологий. В связи с этим важнейшей частью продвижения цифровизации образования является повышение цифровых компетенций не только учащихся, но и педагогов [14]. Каким бы хорошим ни было цифровое оборудование—для его использования нужны люди; какими бы хорошими ни были цифровые ресурсы в образовании, нужны люди для их разработки и апробации, следовательно, новым моделям образования и преподавания нужны люди, которые эти ресурсы изучают и продвигают, и ключевая роль в этом продвижении принадлежит педагогам. 30 ноября 2022 года в Китайской Народной Республике был официально выпущен и внедрен отраслевой стандарт образования «Цифровая грамотность педагогов». Стандарт был предложен Департаментом по делам учителей Министерства образования Китайской Народной Республики и многими подразделениями, включая Департамент науки, технологий и информационных технологий Министерства образования КНР, рядом Педагогических университетов (Восточного Китая, Северо-Западного, Пекинского, Столичного, провинции Хубэй, провинции Цзилинь). 3 февраля 2023 года Стандарт был публично представлен на Всемирной конференции по цифровому образованию и привлек всеобщее внимание. Это первый отраслевой стандарт образования по цифровой грамотности педагогов, выпущенный в Китае, который имеет ключевое значение для содействия эффективному развитию цифровой грамотности преподавателей и критериям оценки их деятельности в этой сфере. Указанный стандарт описывает и закрепляет параметры цифровой грамотности, которой должны обладать будущие преподаватели, разъясняет основные значения и систему измерений цифровой грамотности учителей, предоставляет рекомендации для отделов управления образованием, школ и учебных заведений по развитию цифровой грамотности педагогов, а также дает рекомендации по созданию учебных ресурсов для педагогов по цифровой грамотности и проведению мониторинга и оценки [14].

Об авторах

Анна Валерьевна Яковлева

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: yeif@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9219-9405

доктор экономических наук, профессор, доцент

Россия, Санкт-Петербург

Татьяна Викторовна Нечаева

Национальный исследовательский университет ИТМО

Email: tuktuk2008@mail.ru

преподаватель центра изучения иностранных языков

Россия, Санкт-Петербург

Тамара Васильевна Степанова

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева

Email: tuktuk2008@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5010-7760

кандидат экономических наук, доцент

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Яковлева А.В. К вопросу о сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности, кибербезопасности (правовой аспект) / А.В. Яковлева // Проблемы экономики и юридической практики. —2020. —Том 16, N 6. —С. 139–147.
  2. Яковлева А.В. Кибербезопасность и ее правовое регулирование (зарубежный и российский опыт) / А.В. Яковлева // Социально-политические науки. —2021. —Том 11, N 4. —С. 70–81. —doi: 10.33693/2223-0092-2021-11-4-70-81.
  3. Яковлева А.В. Правовое обеспечение кибербезопасности в Китае / А.В. Яковлева // Информационное право. —2021. —№ 2. —С. 37–40. —doi: 10.18572/1999-480X-2021-2-37-40.
  4. Яковлева А.B. Проблемы правового обеспечения в становлении института кибергигиены / А.В. Яковлева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). —2023. —№ 2. —С. 62–70. —doi: 10.17803/2311-5998.2023.102.2.062-070.
  5. Яковлева А.В. Проблемы правового регулирования информационной безопасности в условиях развития цифровой экономики / А.В. Яковлева. —Саратов : Амирит, 2021. —272 с.
  6. Яковлева А.В. Существует ли баланс нормативно-правовых положений в области защиты персональных данных и блокчейн технологии? (на примере анализа Закона о защите персональной информации Китайской Народной Республики) / А.В. Яковлева // Проблемы экономики и юридической практики. —2023. —Т. 19. № 4. —С. 14–22. —EDN: XUWTUG.
  7. Яковлева А.В., Горшкова С.Б., Вакуленко П.С., Степанова Т.В. Цифровая экономика и формирование национальной системы информационной безопасности в России / А.В. Яковлева, С.Б. Горшкова, П.С. Вакуленко, Т.В. Степанова // Финансовая экономика. —2019. —№ 3. —С. 551–560.
  8. Chen Jie attends international seminar on lifelong learning.—April 24, 2023. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://en.moe.gov.cn/news/press_releases/202304/t20230426_1057307.html (дата обращения: 30.09.2023).
  9. Higher education teacher development event held in Beijingю. —May 26, 2023. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://en.moe.gov.cn/news/press_releases/202306/t20230601_1062375.html (дата обращения: 30.09.2023).
  10. 刘宝存 岑宇发布. 以数字素养框架推动数字化人才培养. -中国教育新闻网-中国教育报.—2023.02.27. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://m.jyb.cn/rmtzgjyb/202302/t20230227_2111004461_wap.html (дата обращения: 10.06.2023).
  11. 首届教师数字素养提升研修在西浦圆满举办,助力教师数字化教学.—2023.07.14. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzA5ODI3OTA2MQ==&mid=2652526545&idx=1&sn=81d0c1cbc014c5f4e1a33cad43ffeb18&chksm=8b7afc2bbc0d753db787ae7e653c52174a175b58fee8ce148277666dd1b7d1abb8c8178a021b&scene=27%20- (дата обращения: 30.09.2023).
  12. 葛文双.如何看待数字化转型视角下的教师数字素养提升.—2023.03.14. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://www.360doc.com/content/23/0314/21/42764019_1072014358.shtml (дата обращения: 21.09.2023).
  13. 任友群. 以教师队伍建设数字化转型 助力教育高质量发展. —2023.03. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.eduwest.com/html/2023/qianyanlingyu_0419/879.html (дата обращения: 21.09.2023).
  14. 李志民. 提高教师信息化素养和技能是教育数字化转型的关键. —2023.05.09. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://hr.edu.cn/xueshu/202305/t20230509_2392826.shtml (дата обращения: 19.09.2023).
  15. 南京大学人力资源处.—2023.07.14. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://hr.nju.edu.cn/ab/67/c5977a633703/pagem.htm (дата обращения: 30.09.2023).
  16. 评价教师数字素养: 现状与展望.—2023.09.15. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzAwMTAwMzYyOA==&mid=2829125714&idx=5&sn=56fcc52d6a5d033ae82b8cbbd8dd22ff&chksm=b7b5f15180c278474c694702fd7b025c6f7dbecac2a817b75000c90443eb638c470bf7687103&scene=27 (дата обращения: 10.06.2023).
  17. 提升全民数字素养与技能行动纲要.—2021.11.09. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://www.fjwx.gov.cn/yw/20211109/2542247.html?_x_tr_sch=http&_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=nui,sc (дата обращения: 10.06.2023).
  18. 提升全民数字素养.—2023.04.07. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://cn.chinadaily.com.cn/a/202304/07/WS6448e758a310537989371ca8.html (дата обращения: 10.09.2023).
  19. 以“长线思维”提升全民数字素养. —2022.08.08. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.ts.cn/xwzx/shxw/202208/t20220808_8318952.shtml (дата обращения: 10.06.2023).
  20. 提升全民数字素养与技能专家系列解读. 顺应数字时代潮流 加快提 升全民数字素养与技能. —2022.08.30. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://www.yqnews.net/cms/show-55994.html (дата обращения: 10.06.2023).
  21. 教育部办公厅关于开展2023年暑期 教师研修的通知. — 2022.06.25. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7034/202306/t20230630_1066572.html (дата обращения: 30.09.2023).
  22. 教育部关于发布《教师数字素养》教育行业标准的通知. 科信函 (2022) 58号. —2022.11.30. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/202302/t20230214_1044634.html (дата обращения: 19.09.2023).
  23. 中央网络安全和信息化委员会印发《提升全民数字素养与技能行动纲要》—2022.03.05. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.chinadata.cn/news/detail?firstCategory=2001&secondCategory=2010&id=10c0f95072cf49378dad01d1a1da6f80 (дата обращения: 10.09.2023).
  24. 静生慧. 提高教师数字化素养的三个关键点.—2022.03.23. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/616409859 (дата обращения: 30.09.2023).
  25. 教师数字素养(JY/T 0646-2022)— 中华人民共和国教育行业标准- 2022.11.30. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.whvtc.net/whxyjd/zlxz/xsxz/content_23488 (дата обращения: 19.09.2023).
  26. 专家名师解读《教师数字素养》教育行业标准. —2023.05.08. —[Электронный ресурс] —Режим доступа: URL: https://www.edu.cn/xxh/focus/gd/202305/t20230508_2392632.shtml (дата обращения: 19.09.2023).
  27. 数字化拓宽强师之路—数字化赋能高质量教师队伍建设综述.—2023.03.25.—[Электронный ресурс]—Режим доступа: URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/s5147/202303/t20230327_1052888.html (дата обращения: 19.09.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Основные измерения и составляющие структуры цифровой грамотности педагогов

Скачать (407KB)


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».