Спонтанное рисование во время умственной деятельности у школьников подросткового возраста: влияние на эффективность деятельности и связь с личностными особенностями
- Авторы: Троицкая Е.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 1 (854) (2025)
- Страницы: 98-104
- Раздел: Психологические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2500-3488/article/view/293881
- ID: 293881
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление влияния спонтанного рисования на эффективность выполнения умственной задачи и связи спонтанного рисования с личностными особенностями у школьников. Экспериментально установлено, что спонтанное рисование значимо не влияет на эффективность выполнения задачи, требующей концентрации внимания у школьников подросткового возраста. Выявлена связь сознательности и открытости опыту со спонтанным рисованием в отдельных возрастных группах.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Авенировна Троицкая
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ea.troitskaya@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент
доцент кафедры психологии и педагогической антропологии
Института гуманитарных и прикладных наук
Список литературы
- Oxford English Dictionary: in 20 vols. / ed. by J. Simpson and E. Weiner. Second edition. Clarendon Press, 1989.
- Maclay W. S., Guttmann E., Mayer-Gross W. Spontaneous Drawings as an Approach to Some Problems of Psychopathology // Proceedings of the Royal Society of Medicine. 1938. Vol. 31. P. 1337-1350.
- Канеман Д. Внимание и усилие / под ред. А. Н. Гусева. М.: Смысл, 2006.
- Andrade J. What does doodling do? // Applied Cognitive Psychology: The Official Journal of the Society for Applied Research in Memory and Cognition. 2009. Vol. 24. № 1. P. 100-106.
- Tadayon M., Afhami R. Doodling effects on junior high school students' learning // International Journal of Art & Design Education. 2016. Vol. 36. № 1. P. 118-125. doi: 10.1111/jade.12081
- Пушкарёва П. Р., Степанюк Е. А. Влияние использования дудлинга в образовательной среде на степень усвоения учебного материала // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2024. № 7(3). С. 67-76. doi: 10.23947/2658-7165-2024-7-3-67-76 EDN: LOETGM
- Amico G., Schaefer S. No Evidence for Performance Improvements in Episodic Memory Due to Fidgeting, Doodling or a "Neuro-Enhancing" Drink // Journal of Cognitive Enhancement. 2020. №. 4. P. 2-11. doi: 10.1007/s41465-019-00124-9 EDN: XOCHAG
- Huang T. What Does Doodling do in Chinese tasks: measuring the difference between Chinese and English with expected outcomes // Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023. № 8. P. 1253-1258. EDN: GFUXXT
- Boggs J. B., Cohen J. L., Marchand G. C. The Effects of Doodling on Recall Ability // Psychological Thought. 2017. № 10 (1). P. 206-216. doi: 10.5964/psyct.v10i1.217
- Chan E. The negative effect of doodling on visual recall task performance // University of British Columbia's Undergraduate Journal of Psychology. 2012. № 1. P. 59-64.
- Sundararaman D. Doodle away: Exploring the effects of doodling on recall ability of high school students // International Journal of Psychological Studies. 2020. Vol. 12. № 2. P. 31-44. doi: 10.5539/ijps.v12n2p31 EDN: NTGZKC
- Spencer-Mueller E. K., Fenske M. J. Note-taking for the win: Doodling does not reduce boredom or mind-wandering, nor enhance attention or retention of lecture material // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2024. Vol. 77 (8). P. 1780-1796. doi: 10.1177/17470218231222402 EDN: QVYLWJ
- Meade M. E., Wammes J. D., Fernandes M. A.Comparing the influence of doodling, drawing, and writing at encoding on memory // Canadian Journal of Experimental Psychology. 2019. № 73 (1). P. 28-36. doi: 10.1037/cep0000170
- Хомская Е. Д., Терехов В. А. Внимание // Практикум по психологии / под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Издательство Московского университета, 1972. С. 95-104.
- Егорова М. С., Паршикова О. В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 9. doi: 10.54359/ps.v9i45.492 EDN: WAOVAH
- Голубев А. М. Природа полноты сознания. Адаптация опросника внимательности и осознанности MAAS // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. Вып. 2. С. 44-51. EDN: PNCXAV
Дополнительные файлы
