Social Portrait of a Foreign Language Teacher in the Context of Changing School Education

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article describes the social portrait of a modern foreign language teacher based on data of

sociological research and official statistics. In the context of changes in school education in 20212024, the main socio-demographic characteristics, features of professional activity, social status and social role of a school teacher, as well as the main problems and challenges of his pedagogical activity are analyzed.

 

Толық мәтін

ВВЕДЕНИЕ

Изменение роли иностранного языка в обществе на протяжении последних десятилетий отмечается большинством исследователей. «Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности» [Войтович, 2012, с. 7]. Увеличение роли иностранного языка в современной системе образования обусловлено тем, что иностранный язык является «механизмом межкультурной коммуникации, средством взаимопонимания и толерантности народов, саморазвития и обогащения внутреннего мира личности, непосредственного знакомства с достижениями зарубежной литературы, культуры и техники» [Трубина, 2017, с. 85].

В связи с этим возрастает роль учителя иностранного языка в современной общеобразовательной школе. Изучение школьниками иностранных языков является важной частью процесса их социализации, поскольку оно связано с формированием компетенций в области межкультурных коммуникаций и, в определенной мере, с формированием вторичной языковой личности.

Актуальность создания социального портрета современного учителя иностранного языка, с одной стороны, как уже отмечалось выше, обусловлена выполняемой им важной ролью в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, а, с другой стороны, проблемами, снижающими уровень его удовлетворенности работой в школе. Среди них: низкая заработная плата в целом ряде регионов, увеличенная учебная нагрузка, наличие обязанностей, не связанных напрямую с преподаванием, недостаточная техническая оснащенность учебных классов, снижение мотивация учеников и т. д. Подобные проблемы способствуют включению учителей в отвлекающую их от основной деятельности вторичную трудовую занятость, зачастую носящую неформальный характер - например, в виде репетиторства.

Данная проблематика находится в исследовательском фокусе, ей посвящен целый ряд работ: в частности, по вопросам «учительства как социально-профессиональной общности» [Засыпкин, Зборовский, Шуклина, 2015]; «профессионально-коммуникативным компетенциям учителей иностранных языков» [Коренев, Михайлова, 2019; Черничкина, Подгорская, Резник, 2019]; развитию в процессе обучения «вторичной языковой личности» [Образцов, Половнев, 2022; Флеров, Алямкина, 2018] и др.

Задачей данной статьи является создание социального портрета современного учителя иностранных языков, включающего его профессиональную деятельность, личностные характеристики и социальный статус. Кроме того, в статье осуществлен сравнительный анализ динамики компонентов социального портрета учителей за период 2021-2024 годы.

Методы. При подготовке материала использованы результаты:

1) авторского исследования «Оценка форм и мотивов вовлеченности учителей иностранных языков во вторичную прекарную занятость» (октябрь-декабрь 2021 года), онлайн-анкетирование путем адресной имейл-рассылки среди учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений Российской Федерации (N=880, Д=±3,3%);

2) исследования «Удовлетворенность трудом и степень включенности учителей иностранных языков во вторичную прекарную занятость» (апрель-май 2024 года), проведенного Аналитическим центром НАФИ по заказу Социологической лаборатории МГЛУ, онлайн-анкетирование среди учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений Российской Федерации (N=400, Д=±4,9%);

3) вторичного анализа данных социологических и междисциплинарных исследований, в том числе, исследования «Карьерные пути педагога: нагрузка, вознаграждение и перспективы», проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с онлайн-школами Фоксфорд, Skyeng, (апрель 2022 года).

Результаты. Социальный портрет современного учителя иностранного языка будет рассмотрен по его социально-демографическим характеристикам, особенностям профессиональной деятельности, социального статуса и социальной роли школьного учителя, а также основным проблемам и вызовам его педагогической деятельности.

Социально-демографические характеристики. Согласно официальным статистическим данным Министерства просвещения Российской Федерации1, начиная с 2021 года, наблюдается снижение численности учителей иностранных языков (рис. 1).

1Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». URL: https://docs. edu.gov.ru/#activity=8 (дата обращения: 30.05.2024).

Рис. 1. Динамика численности учителей иностранных языков и обучающихся, которым преподается иностранный язык (2017-2023)

Так, на начало учебного года 2023 / 2024 в школах насчитывалось 119,2 тыс. учителей иностранных языков. При этом численность обучающихся, которым преподается иностранный язык, наоборот, демонстрирует тенденцию к росту. Таким образом, на одного учителя с каждым годом приходится все больше учеников, а для учителей иностранных языков проблема увеличения численности языковых групп непосредственно связана со снижением качества обучения.

Подобная динамика численности учителей иностранных языков связана, в том числе, с изменениями ФГОС основного общего образования, согласно которым с 2021 года второй иностранный язык перестал быть обязательным для изучения.

Возрастная структура численности педагогов по иностранным языкам характеризуется старением кадрового состава и дефицитом молодых специалистов (рис. 2).

Рис. 2. Динамика численности учителей иностранных языков по возрастным группам (2017-2023), % от общего числа учителей иностранных языков

Так, доля молодых учителей в возрасте до 34 лет включительно за последние несколько лет снизилась с 38 % в 2017/2018 учебном году до 30 % в 2023/2024. Средний возраст учителя вырос с 41,5 до 42,4 лет, соответственно.

По словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой в настоящее время проблема нехватки школьных педагогов сохраняется. К 2029 году прогнозируется не более 6 % учителей в возрасте до 30 лет. Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога - выпускника вуза в школу. По статистике, только 30 % от общего числа поступивших на педагогические направления подготовки, доходит до школ и останется в них работать. «Заметим, что основная причина нехватки учителей, очевидно, связана не с нехваткой бюджетных мест, выделяемых в вузах по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", - их немало. <...> Главная беда как раз в том, что выпускники не идут работать в школу. А это очевидным образом связано с непривлекательностью условий»1. Исследование НИУ ВШЭ показывает, что именно молодые педагоги чаще сталкиваются с выгоранием [Заир-Бек, Анчиков, 2022]. Среди учителей со стажем менее пяти лет доля тех, кто считает, что ошиблись с выбором профессии, выше, нежели среди более опытных педагогов (рис. 3).

1Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога в школу. URL:https://skillbox.ru/media/education/tsitata-nedeli-ostro-stoit -vopros-kak-privesti-molodogo-pedagoga-v-shkolu/

Рис. 3. Отношение к выбранной профессии учителей школ в разрезе величины педагогического стажа (в % от численности ответивших)

Самооценка материального положения учителей сохраняется на среднем уровне: по данным на 2024 года 41 % учителей иностранных языков могут без труда купить крупную бытовую технику, но не могли бы купить автомобиль; 28 % педагогов денег хватает на продукты и одежду, но покупка телевизора, стиральной машины, мебели является проблемой. Еще 20 % учителей оценивают свое материальное положение выше среднего, а 6 % «еле сводят концы с концами». Чем выше возраст педагога, тем выше он оценивает свое материальное положение.

Неслучайно поэтому 26 % педагогов совмещает основную работу в школе с различными формами вторичной занятости: из них 74 % занимаются самостоятельным репетиторством по иностранным языкам, 19 % работают в частной языковой школе / на языковых курсах, еще 14 % трудоустроены по совместительству в другом образовательном государственном / негосударственном учреждении по преподаванию иностранных языков и т. д.

Профессиональная деятельность и социальный статус. Данная группа показателей будет рассмотрена с точки зрения образовательного капитала учителей иностранных языков, педагогического стажа, опыта работы, а также удовлетворенности трудом.

Итак, 93 % учителей иностранных языков имеют высшее профильное образование: 51 % - уровня специалитета и по 21 % - бакалавриата и магистратуры, соответственно. Порядка 43 % современных учителей имеют действующие сертификаты о сдаче каких-либо международных экзаменов для определения / подтверждения уровня владения иностранным языком.

Около 40 % учителей имеют более 20 лет педагогического стажа, при этом молодых учителей со стажем менее 3 лет всего 12 %.

Заметна тенденция к сокращению числа преподаваемых в школах иностранных языков - в 54 % школ, согласно данным опроса учителей, сейчас преподается только один иностранный язык - преимущественно, английский (рис. 4).

Рис. 4. Число иностранных языков, преподаваемых в школе (в % от общего числа ответивших)

Таблица 1

Численность обучающихся в общеобразовательной школе, изучающих 2-й, 3-й и более иностранных языков

Учебный год

Иностранные языки

Английский

Французский

Немецкий

Другие

2019/2020

650 918

541 508

1 706 017

186 002

2021/2022

589 451

548 979

1 778 090

197 509

2023/2024

216 063

229 508

601 311

113 651

 

Данная тенденция подтверждается и данными Росстата1 (см. табл. 1), отражающими значительное сокращение обучающихся, которым преподается второй и третий иностранные языки в школе.

1Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/#activity=8 (дата обращения: 30.05.2024). Исследование «Карьерные пути педагога: нагрузка, вознаграждение и перспективы», проведенное Институтом образования Высшей школы экономики совместно с онлайн-школами Фоксфорд и Skyeng, апрель 2022 г. URL: https://docs.googte.com/presentation/d/1xzTs-R3pUA9qlk1u-Wp9Y3HQ1AeSWQkD3/edit#slide=id.p1

Профессиональная деятельность педагогов характеризуется также чрезмерной нагрузкой - около 44 % учителей работает от 19 до 27 часов еженедельно, еще 40 % более 28 часов, что значительно превосходит 18-часовую нормативную нагрузку. По данным исследования ВШЭ, школьные учителя, в среднем, работают на 1,5 ставки (27 часов)2.

Учителя в большинстве своем совмещают преподавание иностранных языков с классным руководством (44 %), ведением внеклассной работы (кружки, конкурсы, вечера и т. п.) (40 %), ведением платных групповых занятий по иностранному языку в школе (16 %). Кроме того, по данным проведенных исследований, около 26 % учителей иностранных языков вовлечены во вторичную занятость. Более 70 % из них занимаются самостоятельным репетиторством, зачастую в прекарных формах. Педагоги, вовлеченные во вторичную занятость (частное репетиторство, подработка на онлайн-платформе), имеют нагрузку более 40 часов в неделю.

Данная группа педагогов в значительной степени подвержена риску профессионального выгорания, - подтверждает главный научный сотрудник Института образования, профессор И. В. Абанкина: «Это связано с тем, что главное дело учителя - это его ученики, а не его предмет. Педагог сегодня вынужден совмещать в своей работе в дополнение к педагогической деятельности и роль воспитателя, и классного руководителя, и роль тьютора, и роль консультанта для родителей. И все это в условиях возрастания бюрократической нагрузки и отчетности. Значительная часть педагогов, имеющая большой опыт работы и стаж, находится в стадии профессионального выгорания»3.

Однако большинство учителей иностранных языков (68 %) не готовы полностью оставить свое основное место работы, обеспечивающее определенную стабильность и социальные гарантии, ради частной практики репетиторства или преподавания на онлайн-платформе (см. рис. 5).

Почти половина педагогов потенциально могут стать «комбинаторами», совмещающими занятость в школе, преподавание на онлайн-платформах и прекарную занятость в формате репетиторства.

3Нагрузка учителей онлайном прирастать будет - только 16 % преподавателей готовы продолжать работать в школе без подработок. URL: https://ioe.hse.ru/news/606138911.html

4Индекс рассчитан как среднее по порядковой шкале и измеряется в границах от -1 до +1, где +1 - это максимальная, -1 - минимальная удовлетворенность аспектами трудовой занятости.

Рис. 5. Где видят свою работу в будущем преподаватели иностранных языков (доля в % по группе)

Удовлетворенность учителей работой в школе в период 2021-2024 годов повысилась (рис. 6): так, общий индекс удовлетворенности работой в школе4 увеличился с 0,25 в 2021 году до 0,45 в 2024 году. Наибольший рост индексов удовлетворенности наблюдается по таким аспектам трудовой занятости педагогов, как: соотношение между временем на работу и другими сторонами жизни (+0,37), условия труда (+0,36) и - Удовлетворенность учителей иностранных языков аспектами трудовой занятости в школе продолжительность рабочего дня (+0,32). Рост индексов может быть связан как с реальными улучшениями условий педагогической деятельности, так и с тем фактом, что первая волна (2021) исследования проводилась в условиях работы подавляющего большинства педагогов в дистанционном формате, связанным с пандемией COVID-19 и выступающим в качестве мощного стресс-фактора.

Рис. 6. Удовлетворенность учителей иностранных языков аспектами трудовой занятости в школе

Наиболее значимыми для учителей иностранных языков факторами работы в школе по-прежнему остаются:

1) материальные факторы: уровень оплаты труда (9,1); необходимость материального обеспечения своей семьи (8,9); техническая оснащенность рабочего места (8,5);

2) социально-значимые: возможность заниматься любимым делом (9,1); возможности для личностного развития, самореализации (8,6); возможность заниматься педагогической деятельностью, работать с детьми (8,6), а также хороший коллектив коллег-единомышленников и благоприятная морально-психологическая атмосфера (9,0).

Личностные характеристики и социальная роль. Наиболее значимыми личностными и профессиональными качествами, составляющими образ идеального учителя, по мнению самих

педагогов, являются: хорошее знание предмета, умение доступно излагать материал, педагогический такт и мастерство, стрессоустойчивость и знание методик ведения деятельности (см. рис. 7).

Рис. 7. Топ наиболее значимых личностных и профессиональных качеств, составляющих образ идеального учителя, по мнению педагогов по иностранным языкам (в % от количества ответивших)

Таким образом, социальная роль учителя иностранных языков многообразна и включает следующие аспекты:

• образование, воспитание и развитие: учитель по-прежнему является одним из ключевых субъектов в образовательном процессе;

• трансляция культуры и межкультурная коммуникация: учитель иностранного языка формирует вторичную языковую личность у обучающихся, помогая мм не только освоить язык, но и понять иностранную культуру, традиции и обычаи;

• развитие коммуникативных навыков: социальная роль учителя иностранных языков важна для формирования лингвистической компетенции учеников и подготовки к межкультурному общению;

• мотивация и поддержка: учитель может играть роль мотиватора, вдохновляя учеников к изучению иностранного языка. Он также поддерживает учеников в процессе обучения, помогая им преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Проблемы и вызовы. По мнению учителей иностранных языков, наиболее актуальными проблемами, с которыми они и их коллеги сталкиваются в школе, - это, в первую очередь, низкая мотивация школьников к изучению иностранных языков (которая в то же время стимулирует родителей обращаться к дополнительным услугам репетиторов и онлайн-школ), низкий уровень оплаты труда педагогов, высокий уровень загруженности их дополнительной работой, а также несоответствие учебных программ современным требованиям (см. табл. 2).

Таблица 2

Проблемы обучения иностранным языкам в школе, по мнению педагогов, топ-2 вариантов ответов (% тех, кто отметил, что проблема «очень актуальная» и «скорее актуальная»)

Проблемы обучения иностранным языкам в школе

2021 г.

2024 г.

Низкая/недостаточная мотивация школьников к изучению иностранных языков

87%

74% ▼

Низкий/недостаточный уровень оплаты труда педагогов, преподающих иностранные языки в школе

83%

73% ▼

Высокий уровень загруженности педагогов дополнительной работой, не связанной с преподаванием иностранных языков

81%

71% ▼

Учебные программы по иностранным языкам не отвечают современным требованиям (в т.ч. недостаточно учитывают изменения в контингенте обучающихся)

75%

63% ▼

Отсутствие/недостаточная оснащенность специализированных аудиторий для изучения иностранных языков в школе

78%

57% ▼

Низкое качество учебных и учебно-методических материалов литературы для преподавания иностранных языков

68%

55% ▼

Отсутствие/дефицит необходимой современной учебной и учебно-методической литературы для преподавания иностранных языков

57%

52% ▼

Низкий/недостаточный статус учителя иностранного языка в школе

65%

48% ▼

Небольшой спектр/сокращение числа иностранных языков, изучаемых в школе

35%

46% ▲

Недостаточное количество некомплект учителей иностранного языка в школе

58%

45% ▼

Отмена/приостановка введения обязательного характера ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку

43%

42%  ∆

Отмена обязательного изучения в школе второго иностранного языка

42%

40%  ∆

Отсутствие централизованной платформы для сбора домашних заданий

42%

40%  ∆

Недостаточный уровень квалификации педагогов, преподающих иностранные языки в школе

51%

37% ▼

            Обозначения: ∆ – стабильное состояние без изменений (в пределах ошибки выборки); ▼ – снижение; ▲ – повышение значений актуальности.

Снижение остроты ряда проблем может быть связано как с улучшением условий педагогического труда, так и с различиями ситуаций преподавания в дистанционном и очном формате.

Многие проблемы, тем не менее, сохраняют свою актуальность. При этом обостряются проблемы, связанные с сокращением числа иностранных языков, изучаемых в школе. Как следствие изменений в статусе и роли иностранных языков в системе школьного образования заявляет о себе отказ от планировавшегося обязательного характера сдачи ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, отмена обязательного изучения в школе второго иностранного языка и, таким образом, утрата языкового многообразия.

Все перечисленные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются учителя иностранных языков, неизбежно приводят работников к выгоранию и все большему вовлечению во вторичную занятость, которая зачастую реализуется в формате прекарной занятости в виде самостоятельного репетиторства по иностранным языкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социальный портрет учителя иностранных языков представляет собой комплексный образ профессионала, который обладает глубокими знаниями, высокими коммуникативными и педагогическими навыками, а также играет важную роль в образовательном и культурном развитии общества. Государству важно осуществлять меры поддержки данной общественно значимой категории работников для сохранения высокого социального статуса учительства в смысле не только в престижа и признания данной профессии, но также достойного материального обеспечения и организации комфортных условий трудовой деятельности.

×

Авторлар туралы

Yulia Smirnova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: novyuliaalex@yandex.ru

PhD (Sociological Sciences)

senior researcher at the Sociological laboratory

Ресей

Әдебиет тізімі

  1. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.
  2. Трубина Г. Ф. Иностранный язык как социальный ориентир в образовании современной школы // Наука и перспективы. 2017. № 3. С. 82-87.
  3. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Учительство как социально-профессиональная общность // Социологические исследования. 2015. № 2 (370). С. 113-122.
  4. Коренев А. А., Михайлова А. М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя английского языка в классе: описание и развитие // Иностранные языки в школе. 2019. № 3. С. 16-28.
  5. Черничкина Е. К., Подгорская О. Н., Резник Т. П. Интегративная модель иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 14-17.
  6. Образцов И. В., Половнев А. В. Вовлеченность школьников в дополнительное образование и занятия иностранным языком // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 101-113.
  7. Флеров О. В., Алямкина Е. А. Вторичная языковая личность и её развитие в учебном процессе // Психология и Психотехника. 2018. № 3. С. 138-153.
  8. Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. Мониторинг экономики образования. № 15 (32).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Ескертпе

The article was prepared as part of the project "Linguistic services as a social phenomenon in the context of modern political, economic and cultural realities of Russia's development" of state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of Russia, R&D registration number 124012200217-0.



Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».