Social Portrait of a Foreign Language Teacher in the Context of Changing School Education
- Авторлар: Smirnova Y.A.1
-
Мекемелер:
- Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
- Шығарылым: № 3 (856) (2024)
- Беттер: 128-136
- Бөлім: Социологические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2500-347X/article/view/297057
- ID: 297057
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article describes the social portrait of a modern foreign language teacher based on data of
sociological research and official statistics. In the context of changes in school education in 20212024, the main socio-demographic characteristics, features of professional activity, social status and social role of a school teacher, as well as the main problems and challenges of his pedagogical activity are analyzed.
Толық мәтін
ВВЕДЕНИЕ
Изменение роли иностранного языка в обществе на протяжении последних десятилетий отмечается большинством исследователей. «Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности» [Войтович, 2012, с. 7]. Увеличение роли иностранного языка в современной системе образования обусловлено тем, что иностранный язык является «механизмом межкультурной коммуникации, средством взаимопонимания и толерантности народов, саморазвития и обогащения внутреннего мира личности, непосредственного знакомства с достижениями зарубежной литературы, культуры и техники» [Трубина, 2017, с. 85].
В связи с этим возрастает роль учителя иностранного языка в современной общеобразовательной школе. Изучение школьниками иностранных языков является важной частью процесса их социализации, поскольку оно связано с формированием компетенций в области межкультурных коммуникаций и, в определенной мере, с формированием вторичной языковой личности.
Актуальность создания социального портрета современного учителя иностранного языка, с одной стороны, как уже отмечалось выше, обусловлена выполняемой им важной ролью в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, а, с другой стороны, проблемами, снижающими уровень его удовлетворенности работой в школе. Среди них: низкая заработная плата в целом ряде регионов, увеличенная учебная нагрузка, наличие обязанностей, не связанных напрямую с преподаванием, недостаточная техническая оснащенность учебных классов, снижение мотивация учеников и т. д. Подобные проблемы способствуют включению учителей в отвлекающую их от основной деятельности вторичную трудовую занятость, зачастую носящую неформальный характер - например, в виде репетиторства.
Данная проблематика находится в исследовательском фокусе, ей посвящен целый ряд работ: в частности, по вопросам «учительства как социально-профессиональной общности» [Засыпкин, Зборовский, Шуклина, 2015]; «профессионально-коммуникативным компетенциям учителей иностранных языков» [Коренев, Михайлова, 2019; Черничкина, Подгорская, Резник, 2019]; развитию в процессе обучения «вторичной языковой личности» [Образцов, Половнев, 2022; Флеров, Алямкина, 2018] и др.
Задачей данной статьи является создание социального портрета современного учителя иностранных языков, включающего его профессиональную деятельность, личностные характеристики и социальный статус. Кроме того, в статье осуществлен сравнительный анализ динамики компонентов социального портрета учителей за период 2021-2024 годы.
Методы. При подготовке материала использованы результаты:
1) авторского исследования «Оценка форм и мотивов вовлеченности учителей иностранных языков во вторичную прекарную занятость» (октябрь-декабрь 2021 года), онлайн-анкетирование путем адресной имейл-рассылки среди учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений Российской Федерации (N=880, Д=±3,3%);
2) исследования «Удовлетворенность трудом и степень включенности учителей иностранных языков во вторичную прекарную занятость» (апрель-май 2024 года), проведенного Аналитическим центром НАФИ по заказу Социологической лаборатории МГЛУ, онлайн-анкетирование среди учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений Российской Федерации (N=400, Д=±4,9%);
3) вторичного анализа данных социологических и междисциплинарных исследований, в том числе, исследования «Карьерные пути педагога: нагрузка, вознаграждение и перспективы», проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с онлайн-школами Фоксфорд, Skyeng, (апрель 2022 года).
Результаты. Социальный портрет современного учителя иностранного языка будет рассмотрен по его социально-демографическим характеристикам, особенностям профессиональной деятельности, социального статуса и социальной роли школьного учителя, а также основным проблемам и вызовам его педагогической деятельности.
Социально-демографические характеристики. Согласно официальным статистическим данным Министерства просвещения Российской Федерации1, начиная с 2021 года, наблюдается снижение численности учителей иностранных языков (рис. 1).
1Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». URL: https://docs. edu.gov.ru/#activity=8 (дата обращения: 30.05.2024).
Рис. 1. Динамика численности учителей иностранных языков и обучающихся, которым преподается иностранный язык (2017-2023)
Так, на начало учебного года 2023 / 2024 в школах насчитывалось 119,2 тыс. учителей иностранных языков. При этом численность обучающихся, которым преподается иностранный язык, наоборот, демонстрирует тенденцию к росту. Таким образом, на одного учителя с каждым годом приходится все больше учеников, а для учителей иностранных языков проблема увеличения численности языковых групп непосредственно связана со снижением качества обучения.
Подобная динамика численности учителей иностранных языков связана, в том числе, с изменениями ФГОС основного общего образования, согласно которым с 2021 года второй иностранный язык перестал быть обязательным для изучения.
Возрастная структура численности педагогов по иностранным языкам характеризуется старением кадрового состава и дефицитом молодых специалистов (рис. 2).
Рис. 2. Динамика численности учителей иностранных языков по возрастным группам (2017-2023), % от общего числа учителей иностранных языков
Так, доля молодых учителей в возрасте до 34 лет включительно за последние несколько лет снизилась с 38 % в 2017/2018 учебном году до 30 % в 2023/2024. Средний возраст учителя вырос с 41,5 до 42,4 лет, соответственно.
По словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой в настоящее время проблема нехватки школьных педагогов сохраняется. К 2029 году прогнозируется не более 6 % учителей в возрасте до 30 лет. Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога - выпускника вуза в школу. По статистике, только 30 % от общего числа поступивших на педагогические направления подготовки, доходит до школ и останется в них работать. «Заметим, что основная причина нехватки учителей, очевидно, связана не с нехваткой бюджетных мест, выделяемых в вузах по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", - их немало. <...> Главная беда как раз в том, что выпускники не идут работать в школу. А это очевидным образом связано с непривлекательностью условий»1. Исследование НИУ ВШЭ показывает, что именно молодые педагоги чаще сталкиваются с выгоранием [Заир-Бек, Анчиков, 2022]. Среди учителей со стажем менее пяти лет доля тех, кто считает, что ошиблись с выбором профессии, выше, нежели среди более опытных педагогов (рис. 3).
1Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога в школу. URL:https://skillbox.ru/media/education/tsitata-nedeli-ostro-stoit -vopros-kak-privesti-molodogo-pedagoga-v-shkolu/
Рис. 3. Отношение к выбранной профессии учителей школ в разрезе величины педагогического стажа (в % от численности ответивших)
Самооценка материального положения учителей сохраняется на среднем уровне: по данным на 2024 года 41 % учителей иностранных языков могут без труда купить крупную бытовую технику, но не могли бы купить автомобиль; 28 % педагогов денег хватает на продукты и одежду, но покупка телевизора, стиральной машины, мебели является проблемой. Еще 20 % учителей оценивают свое материальное положение выше среднего, а 6 % «еле сводят концы с концами». Чем выше возраст педагога, тем выше он оценивает свое материальное положение.
Неслучайно поэтому 26 % педагогов совмещает основную работу в школе с различными формами вторичной занятости: из них 74 % занимаются самостоятельным репетиторством по иностранным языкам, 19 % работают в частной языковой школе / на языковых курсах, еще 14 % трудоустроены по совместительству в другом образовательном государственном / негосударственном учреждении по преподаванию иностранных языков и т. д.
Профессиональная деятельность и социальный статус. Данная группа показателей будет рассмотрена с точки зрения образовательного капитала учителей иностранных языков, педагогического стажа, опыта работы, а также удовлетворенности трудом.
Итак, 93 % учителей иностранных языков имеют высшее профильное образование: 51 % - уровня специалитета и по 21 % - бакалавриата и магистратуры, соответственно. Порядка 43 % современных учителей имеют действующие сертификаты о сдаче каких-либо международных экзаменов для определения / подтверждения уровня владения иностранным языком.
Около 40 % учителей имеют более 20 лет педагогического стажа, при этом молодых учителей со стажем менее 3 лет всего 12 %.
Заметна тенденция к сокращению числа преподаваемых в школах иностранных языков - в 54 % школ, согласно данным опроса учителей, сейчас преподается только один иностранный язык - преимущественно, английский (рис. 4).
Рис. 4. Число иностранных языков, преподаваемых в школе (в % от общего числа ответивших)
Таблица 1
Численность обучающихся в общеобразовательной школе, изучающих 2-й, 3-й и более иностранных языков
Учебный год | Иностранные языки | |||
Английский | Французский | Немецкий | Другие | |
2019/2020 | 650 918 | 541 508 | 1 706 017 | 186 002 |
2021/2022 | 589 451 | 548 979 | 1 778 090 | 197 509 |
2023/2024 | 216 063 | 229 508 | 601 311 | 113 651 |
Данная тенденция подтверждается и данными Росстата1 (см. табл. 1), отражающими значительное сокращение обучающихся, которым преподается второй и третий иностранные языки в школе.
1Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/#activity=8 (дата обращения: 30.05.2024). Исследование «Карьерные пути педагога: нагрузка, вознаграждение и перспективы», проведенное Институтом образования Высшей школы экономики совместно с онлайн-школами Фоксфорд и Skyeng, апрель 2022 г. URL: https://docs.googte.com/presentation/d/1xzTs-R3pUA9qlk1u-Wp9Y3HQ1AeSWQkD3/edit#slide=id.p1
Профессиональная деятельность педагогов характеризуется также чрезмерной нагрузкой - около 44 % учителей работает от 19 до 27 часов еженедельно, еще 40 % более 28 часов, что значительно превосходит 18-часовую нормативную нагрузку. По данным исследования ВШЭ, школьные учителя, в среднем, работают на 1,5 ставки (27 часов)2.
Учителя в большинстве своем совмещают преподавание иностранных языков с классным руководством (44 %), ведением внеклассной работы (кружки, конкурсы, вечера и т. п.) (40 %), ведением платных групповых занятий по иностранному языку в школе (16 %). Кроме того, по данным проведенных исследований, около 26 % учителей иностранных языков вовлечены во вторичную занятость. Более 70 % из них занимаются самостоятельным репетиторством, зачастую в прекарных формах. Педагоги, вовлеченные во вторичную занятость (частное репетиторство, подработка на онлайн-платформе), имеют нагрузку более 40 часов в неделю.
Данная группа педагогов в значительной степени подвержена риску профессионального выгорания, - подтверждает главный научный сотрудник Института образования, профессор И. В. Абанкина: «Это связано с тем, что главное дело учителя - это его ученики, а не его предмет. Педагог сегодня вынужден совмещать в своей работе в дополнение к педагогической деятельности и роль воспитателя, и классного руководителя, и роль тьютора, и роль консультанта для родителей. И все это в условиях возрастания бюрократической нагрузки и отчетности. Значительная часть педагогов, имеющая большой опыт работы и стаж, находится в стадии профессионального выгорания»3.
Однако большинство учителей иностранных языков (68 %) не готовы полностью оставить свое основное место работы, обеспечивающее определенную стабильность и социальные гарантии, ради частной практики репетиторства или преподавания на онлайн-платформе (см. рис. 5).
Почти половина педагогов потенциально могут стать «комбинаторами», совмещающими занятость в школе, преподавание на онлайн-платформах и прекарную занятость в формате репетиторства.
3Нагрузка учителей онлайном прирастать будет - только 16 % преподавателей готовы продолжать работать в школе без подработок. URL: https://ioe.hse.ru/news/606138911.html
4Индекс рассчитан как среднее по порядковой шкале и измеряется в границах от -1 до +1, где +1 - это максимальная, -1 - минимальная удовлетворенность аспектами трудовой занятости.
Рис. 5. Где видят свою работу в будущем преподаватели иностранных языков (доля в % по группе)
Удовлетворенность учителей работой в школе в период 2021-2024 годов повысилась (рис. 6): так, общий индекс удовлетворенности работой в школе4 увеличился с 0,25 в 2021 году до 0,45 в 2024 году. Наибольший рост индексов удовлетворенности наблюдается по таким аспектам трудовой занятости педагогов, как: соотношение между временем на работу и другими сторонами жизни (+0,37), условия труда (+0,36) и - Удовлетворенность учителей иностранных языков аспектами трудовой занятости в школе продолжительность рабочего дня (+0,32). Рост индексов может быть связан как с реальными улучшениями условий педагогической деятельности, так и с тем фактом, что первая волна (2021) исследования проводилась в условиях работы подавляющего большинства педагогов в дистанционном формате, связанным с пандемией COVID-19 и выступающим в качестве мощного стресс-фактора.
Рис. 6. Удовлетворенность учителей иностранных языков аспектами трудовой занятости в школе
Наиболее значимыми для учителей иностранных языков факторами работы в школе по-прежнему остаются:
1) материальные факторы: уровень оплаты труда (9,1); необходимость материального обеспечения своей семьи (8,9); техническая оснащенность рабочего места (8,5);
2) социально-значимые: возможность заниматься любимым делом (9,1); возможности для личностного развития, самореализации (8,6); возможность заниматься педагогической деятельностью, работать с детьми (8,6), а также хороший коллектив коллег-единомышленников и благоприятная морально-психологическая атмосфера (9,0).
Личностные характеристики и социальная роль. Наиболее значимыми личностными и профессиональными качествами, составляющими образ идеального учителя, по мнению самих
педагогов, являются: хорошее знание предмета, умение доступно излагать материал, педагогический такт и мастерство, стрессоустойчивость и знание методик ведения деятельности (см. рис. 7).
Рис. 7. Топ наиболее значимых личностных и профессиональных качеств, составляющих образ идеального учителя, по мнению педагогов по иностранным языкам (в % от количества ответивших)
Таким образом, социальная роль учителя иностранных языков многообразна и включает следующие аспекты:
• образование, воспитание и развитие: учитель по-прежнему является одним из ключевых субъектов в образовательном процессе;
• трансляция культуры и межкультурная коммуникация: учитель иностранного языка формирует вторичную языковую личность у обучающихся, помогая мм не только освоить язык, но и понять иностранную культуру, традиции и обычаи;
• развитие коммуникативных навыков: социальная роль учителя иностранных языков важна для формирования лингвистической компетенции учеников и подготовки к межкультурному общению;
• мотивация и поддержка: учитель может играть роль мотиватора, вдохновляя учеников к изучению иностранного языка. Он также поддерживает учеников в процессе обучения, помогая им преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Проблемы и вызовы. По мнению учителей иностранных языков, наиболее актуальными проблемами, с которыми они и их коллеги сталкиваются в школе, - это, в первую очередь, низкая мотивация школьников к изучению иностранных языков (которая в то же время стимулирует родителей обращаться к дополнительным услугам репетиторов и онлайн-школ), низкий уровень оплаты труда педагогов, высокий уровень загруженности их дополнительной работой, а также несоответствие учебных программ современным требованиям (см. табл. 2).
Таблица 2
Проблемы обучения иностранным языкам в школе, по мнению педагогов, топ-2 вариантов ответов (% тех, кто отметил, что проблема «очень актуальная» и «скорее актуальная»)
Проблемы обучения иностранным языкам в школе | 2021 г. | 2024 г. |
Низкая/недостаточная мотивация школьников к изучению иностранных языков | 87% | 74% ▼ |
Низкий/недостаточный уровень оплаты труда педагогов, преподающих иностранные языки в школе | 83% | 73% ▼ |
Высокий уровень загруженности педагогов дополнительной работой, не связанной с преподаванием иностранных языков | 81% | 71% ▼ |
Учебные программы по иностранным языкам не отвечают современным требованиям (в т.ч. недостаточно учитывают изменения в контингенте обучающихся) | 75% | 63% ▼ |
Отсутствие/недостаточная оснащенность специализированных аудиторий для изучения иностранных языков в школе | 78% | 57% ▼ |
Низкое качество учебных и учебно-методических материалов литературы для преподавания иностранных языков | 68% | 55% ▼ |
Отсутствие/дефицит необходимой современной учебной и учебно-методической литературы для преподавания иностранных языков | 57% | 52% ▼ |
Низкий/недостаточный статус учителя иностранного языка в школе | 65% | 48% ▼ |
Небольшой спектр/сокращение числа иностранных языков, изучаемых в школе | 35% | 46% ▲ |
Недостаточное количество некомплект учителей иностранного языка в школе | 58% | 45% ▼ |
Отмена/приостановка введения обязательного характера ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку | 43% | 42% ∆ |
Отмена обязательного изучения в школе второго иностранного языка | 42% | 40% ∆ |
Отсутствие централизованной платформы для сбора домашних заданий | 42% | 40% ∆ |
Недостаточный уровень квалификации педагогов, преподающих иностранные языки в школе | 51% | 37% ▼ |
Обозначения: ∆ – стабильное состояние без изменений (в пределах ошибки выборки); ▼ – снижение; ▲ – повышение значений актуальности.
Снижение остроты ряда проблем может быть связано как с улучшением условий педагогического труда, так и с различиями ситуаций преподавания в дистанционном и очном формате.
Многие проблемы, тем не менее, сохраняют свою актуальность. При этом обостряются проблемы, связанные с сокращением числа иностранных языков, изучаемых в школе. Как следствие изменений в статусе и роли иностранных языков в системе школьного образования заявляет о себе отказ от планировавшегося обязательного характера сдачи ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, отмена обязательного изучения в школе второго иностранного языка и, таким образом, утрата языкового многообразия.
Все перечисленные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются учителя иностранных языков, неизбежно приводят работников к выгоранию и все большему вовлечению во вторичную занятость, которая зачастую реализуется в формате прекарной занятости в виде самостоятельного репетиторства по иностранным языкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальный портрет учителя иностранных языков представляет собой комплексный образ профессионала, который обладает глубокими знаниями, высокими коммуникативными и педагогическими навыками, а также играет важную роль в образовательном и культурном развитии общества. Государству важно осуществлять меры поддержки данной общественно значимой категории работников для сохранения высокого социального статуса учительства в смысле не только в престижа и признания данной профессии, но также достойного материального обеспечения и организации комфортных условий трудовой деятельности.
Авторлар туралы
Yulia Smirnova
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: novyuliaalex@yandex.ru
PhD (Sociological Sciences)
senior researcher at the Sociological laboratory
РесейӘдебиет тізімі
- Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.
- Трубина Г. Ф. Иностранный язык как социальный ориентир в образовании современной школы // Наука и перспективы. 2017. № 3. С. 82-87.
- Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Учительство как социально-профессиональная общность // Социологические исследования. 2015. № 2 (370). С. 113-122.
- Коренев А. А., Михайлова А. М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя английского языка в классе: описание и развитие // Иностранные языки в школе. 2019. № 3. С. 16-28.
- Черничкина Е. К., Подгорская О. Н., Резник Т. П. Интегративная модель иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 14-17.
- Образцов И. В., Половнев А. В. Вовлеченность школьников в дополнительное образование и занятия иностранным языком // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 101-113.
- Флеров О. В., Алямкина Е. А. Вторичная языковая личность и её развитие в учебном процессе // Психология и Психотехника. 2018. № 3. С. 138-153.
- Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. Мониторинг экономики образования. № 15 (32).
Қосымша файлдар

Ескертпе
The article was prepared as part of the project "Linguistic services as a social phenomenon in the context of modern political, economic and cultural realities of Russia's development" of state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of Russia, R&D registration number 124012200217-0.