РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе рассматривается проблема применения систем компьютерной математики при решении математических задач студентами, обучающимися на специальностях и направлениях подготовки в сфере техники и технологии наземного транспорта. Представлены результаты контент-анализа понятия вычислительного мышления студентов различных специальностей и направлений подготовки в процессе их обучения общенаучным и специальным дисциплинам. В контексте исследуемой проблемы вычислительное мышление рассматривается как процесс программирования алгоритма решения задачи с использованием систем компьютерной математики. Предлагается при изучении вузовского курса математики использовать специальные дидактические задания (комплексные компьютерно-математические), выполнение которых предусматривает обязательное применение системы компьютерной математики Mathcad. Формулировка таких заданий осуществляется на основе модификации содержания стандартных математических задач с дополнением условия обязательного использования системы компьютерной математики Mathcad для нахождения количественных значений искомых величин. В статье представлены задания на решение системы линейных алгебраических уравнений (четыре уравнения и четыре неизвестных) с многозначными нецелыми значениями свободных членов и коэффициентами перед неизвестными, построение в трёхмерной системе прямоугольных координат графика поверхности функции двух переменных, которая имеет точки экстремума и стационарные точки, имитационное моделирование случайного события для вычисления его относительной частоты. Выполнение предлагаемых комплексных компьютерно-математических заданий предопределяет необходимость прохождения таких этапов, как восприятие учебной задачи, определение математической модели, построение алгоритма решения задачи, программирование вычислительных действий, анализ полученных результатов. Отмеченные этапы создают благоприятные условия для активизации познавательной деятельности студентов и развитию их вычислительного мышления.

Об авторах

И. В. Куликова

Уральский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivkulikova@usurt.ru
старший преподаватель г. Екатеринбург

Список литературы

  1. Алтухова С.О., Кононова З.А. Формирование вычислительного мышления на основе составления алгоритмов решения задач // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5(90). С. 60–62. doi: 10.24412/1991-5497-2021-590-60-62.
  2. Баранов А.В. Дидактический потенциал учебных физических задач в формировании вычислительного мышления студентов IT-направлений // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 1. С. 144–150. doi: 10.23951/2307-6127-2019-1-144-150.
  3. Бельман С.А., Платонова С.В. Организация исследовательской деятельности: от первых шагов до задач математического моделирования // Научно-методический журнал «CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование». Елец. 2024. № 3 (35). С. 8–17. URL: https://continuum-journal.ru/media/docs/articles/2024/3/01.pdf (дата обращения 24.02.2025)
  4. Воскобойников Ю.Е., Задорожный А.Ф. Основы вычислений и программирования в пакете MathCAD PRIME. 3-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань, 2023. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/327599 (дата обращения: 24.02.2025). Режим доступа: для авториз. пользователей.
  5. Гейн А.Г., Куликова И.В. Компьютерная математика и развитие вычислительного мышления студентов вуза // Педагогическая информатика. 2024. № 2. С. 151–159.
  6. Дьяконов В.П. Тенденции развития компьютерной математики // Системы компьютерной математики и их приложения. 2015. № 16. С. 8–13.
  7. Клунникова М.М., Пушкарева Т.П. Методы и средства развития вычислительного мышления при обучении дисциплине "Численные методы" // Современное образование. 2017. № 2. С. 95–101.
  8. Куликова О.В., Куликова И.В. Комплексные задания в обучении математике студентов технических специальностей в транспортном вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. № 5(235). С. 157–166. doi: 10.23951/1609-624X-2024-5-157-166.
  9. Лебо И. Г., Лебо А. И., Розанова С. А. Методика математического моделирования физических процессов при выполнении исследовательских проектов студентами технических университетов // Научно-методический журнал «CONTINUUM. Математика. Информатика. Образование». Елец. 2024. № 3 (35). С. 46–59. URL: https://continuum-journal.ru/media/docs/articles/2024/3/04.pdf (дата обращения 24.02.2025)
  10. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: перевод с англ. Москва: Педагогика, 1989.
  11. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление // Образование и наука. 2016. № 2. С. 18–33. doi: 10.17853/1994-5639-2016-2-18-33
  12. Хеннер Е.К. Вычислительное мышление в контексте высшего образования: аналитический обзор // Образование и наука. 2024. № 2. С. 35–59. doi: 10.17853/1994-5639-2024-2-35-59.
  13. Чигиринская Н.В., Григорьева О.Е., Бочкин А.М., Андреева М.И. Вычислительное мышление будущего инженера: понятийный анализ и опыт формирования в техническом вузе // Современные наукоёмкие технологии. 2023. № 2. С. 205–211. doi: 10.17513/snt.39546.
  14. Щедрина Е.В. Ивашова О.Н., Палиивец М.С. Развитие вычислительного мышления будущих инженеров при работе с сетевым профессионально-ориентированным курсом // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2024. № 2. С. 78–97.
  15. Tedre, M., Denning, P. J. (2016) The Long Quest for Computational Thinking. Proceedings of the 16th Koli Calling Conference on Computing Education Research, November 24-27, 2016, Koli, Finland, 120–129.
  16. Wing, J. Research Notebook: Computational Thinking -What and Why? /The Link. The magazine of the Carnegie Mellon University School of Computer Science. 2011-03-06. Режим доступа: http://www.cs.cmu.edu/link/research-notebook-computational-thinking-what-and-why (дата обращения 24 февраля 2025 г.)
  17. Wing, J. M. Computational thinking. Communications of the ACM. 2006. Vol. 49, Issue 3. P. 33–35. doi: 10.1145/1118178.1118215

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».