“IN MY OPINION, THE PERSON WHO WELL UNDERSTANDS THE MEANING OF RELIGION IS A TRUE SERVANT OF GOD AND A TRUE LOYAL SUBJECT OF YOUR IMPERIAL MAJESTY”. ON THE ISSUE OF RE-ISLAMIZATION OF BAPTIZED TATARS OF THE UFA PROVINCE IN THE 1880s
- Authors: Bagautdinova K.Z.1
-
Affiliations:
- Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
- Issue: No 1 (2024)
- Pages: 187-192
- Section: Историческое наследие
- URL: https://bakhtiniada.ru/2499-9555/article/view/307221
- ID: 307221
Cite item
Full Text
Abstract
The publication presents documents revealing the features of the movement of newly baptized Tatars of the Ufa province to return to the Islamic faith in the 1880s. The presented registration and office materials show the motivation of the «fallen away», their real religious state, as well as the position of the state on the issue of recognizing the right of baptized Tatars to convert to Islam.
Keywords
Full Text
Одной из слабо разработанных тем в современной историографии является вопрос о реисламизации крещеных татар Уфимской губернии во второй половине XIX в. В отличие от процесса «отпадений» в мусульманство татар Среднего Поволжья, который хорошо изучен [1], проблема массового отхода от православия новокрещен Приуралья долгое время находилась за рамками научного интереса историков. В данной публикации представлены документы, выявленные в Российском государственном историческом архиве (РГИА) (г.Санкт-Петербург), связанные с движением крещеных татар по легализации своего мусульманского конфессионального статуса в 1880-х гг. На примере жителя д. Каныбекова Мухамет-Карима Зубяерова (православное имя Иван Захаров) показана мотивация «отпавших», их реальное религиозное состояние, а также позиция государства в вопросе признания за крещеными татарами права на переход в мусульманство.
Приложение
№1. Прошение крестьянина Уфимской губернии Белебеевского уезда, Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбекова1
Мухамет-Карима Зубяерова. 1880 год
Всепресветлейшему Державнейшему, Великому Государю
Императору Александру Николаевичу Самодержцу
Всероссийскому Государю Всемилостивейшему
Всеподданнейшее прошение2
Находясь в преклонных летах, имея от роду 65-ть лет, и исповедывая по наследству предков магометанскую веру со своим семейством состоящим из 5-ти сыновей с женами и 3-х дочерей с их семействами до настоящего времени, но в последнее время, со стороны нашего ближайшего начальства, а в особенности православного духовенства, меня с моим семейством стесняют в отправлении наших магометанских догматов, а именно: при рождении младенца обязан я давать знать об этом православному духовенству и от него же брать свидетельство о рождении, а равно при вступлении в брак и смерти, а до этого с подобными просьбами и за выдачею выше писанных документов, я обращался к местному своему мулле, а равно и за всеми остальными требованиями.
По сему всеподданнейше прошу Вас, Ваше Императорское Величество Августейший Монарх, дабы повелено было: выдать из подлежащего учреждения свидетельство мне с моим семейством, по примеру крестьян: Вятской, Самарской, Казанской и Нижегородской губерний, на право хождения за выше писанными требами и документами к магометанскому местному мулле, а не к православному священнику, за оказанную мне верноподданному Монаршею милость буду вечно просить всевышнего Бога о продолжении и прославлении священнейшего имени.
Марта 4 дня 1880 г. Выше писанный крестьянин верного Мухамет-Карим Зюбеиров.
Жит[ельство] имею: Уфимской губ[ернии], Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской вол. д. Каныбекова в собст[венном] доме.
РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.109–109 об. (рукопись, подлинник)
№2. Прошение крестьянина Уфимской губернии
Белебеевского уезда, Киргиз-Миякинской волости
деревни Каныбекова Мухамет-Карима Зубяерова. 1880 год
Ваше Императорское Величество Августейший Монарх
и Всемилостивейший Государь!
28 февраля сего 1880 года я утруждал особу Вашего Императорского Величества всеподданнейшим прошением о всемилостивейшем повелении кому следует о дозволении мне на предмет исполнения духовных треб согласно моей религии обращаться к местному магометанскому мулле, но до сих пор желаемого результата и никакого распоряжения получить не удостоился. По убеждению моему тот человек, который хорошо понимает значение религии есть истинный раб Божий и истинный верноподданный Вашего Императорского Величества так как закон религии обязывает быть во всех отношениях безукоризненным и исповедовать ту религию, которую отлично знаю и привык с молодых лет всегда лучше и полезнее чем без убеждения и по принуждению потому и всеподданнейшие слезно прошу Ваше Императорское Величество Августейший Монарх дабы повелено было удовлетворение всеподданейшего прошения моего 26 февраля сего 1880 года, копия с которого имею счастие приложить.
За Монаршую милость мне верноподданнейшему буду вечно молиться создателю о продолжении и прославлении Священнейшего Имяни Вашего Императорского Величества.
10 декабря 1880 года искренно верноподданнейший Вашего Императорского Величества Мухамет-Карим Зубяеров.
РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.98–98 об. (рукопись, подлинник)
№3. Отношение из Уфимской губернской палаты государственных имуществ в Департамент духовных дел иностранных
исповеданий МВД со сведениями о крестьянине Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбековой
Мухамет-Кариме Зубяерове от 10 июля 1881 г. за №1861. г.Уфа
В Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий
С возвращением, присланного при отношении от 30-го марта сего года за №1769 прошения крестьянина Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбековой Мухамет-Карима Зубяерова об устранении со стороны Православного духовенства стеснения просителя с семейством в исповедании мусульманской религии, имею честь уведомить Департамент духовных дел иностранных исповеданий, что как видно из собранных сведений, предки просителя и его однодеревенцев жили в Свияжском и Мамадышском уездах Казанской губернии. Крещены в Царствование в Бозе почившей Императрицы Екатерины II и за тем в 1773 году переселены в Белебеевский уезд в деревню Белебей-Тамак, проживая в которой, состояли в приходе церкви села Чесноковки3 Уфимского уезда. По переходе отсюда к реке Дем образовали деревню Каныбекову и до времени постройки в 1828 году церкви в селе Покровском (Ерлыково тож)4, состояли в том же Чесноковском приходе. По метрическим книгам и исповедным документам значится, что проситель Зубяеров, в христианстве Иван Захаров5, имеющий от роду 64 года, двоебрачен, был венчан в православной церкви села Ерлыкова с первой женой Марфой 5 мая 1836 года, со второй Дарьей 16 мая 1852 года. Дети Зубяерова крещены в той же церкви с записью в метрические книги, именно Евфимий – 29 марта 1844 г., Андрей – 21 сентября 1860 г., Тарасий – 15 января 1866 г., Андрей – 16 августа 1869 г.; дочери же Елены в метриках записанною не значится. Точно также и прочие однодеревенцы Зубяерова также были венчаны в церкви села Ерлыкова и дети их крещены православными священниками. Крещения самого Ивана Захарова Зубяерова в метриках Чесноковской церкви, в которой он должен быть крещеным, судя по его летам и времени переселения в деревню Каныбекову, записанным не оказалось. В течении 1870–1879 годов Зубяеров не был у исповеди и святого причастия, а из его однодеревенцев только некоторые за означенное время отмечены в исповедных росписях бывшими у исповеди и святого причастия. В 1880 году все каныбековцы не исполняли этих таинств христианской церкви за отпадением в магометанство, оставить которое, после неоднократных увещаний Епархиального начальства, отказались и остались не преклонными в своем отступничестве. О преследовании их за это отступничество Уфимским епархиальным начальством 27 января сего года за №303 сообщено в Уфимскую палату уголовного и гражданского суда.
Управляющий Государственными имуществами (подпись)
За старшего помощника Правителя канцелярии И.Боголюбов
РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.96–97 об. (рукопись, подлинник)
1 Совр. д. Канбеково Миякинского района Республики Башкортостан. Впервые упоминается в третьей государственной ревизии 1762 г. В это время здесь проживало 19 новокрещен мужского пола.
2 Пометка на полях документа: Ответ МВД от 7 августа 1881 г. за №3870/84: «не может подлежать удовлетворению по Св[оду] зак[онов] 38 и 40 ст[атей] Уст[ава] о предупр[еждении] прест[уплений] (изд[анный] 1876 г.).
3 Совр. район пригорода Уфы. Возникновение поселения связано с появлением Уфимского Успенского монастыря.
4 Храм в селе Ерлыково в 1828 году построила родная тетя знаменитого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – Елизавета Степановна Аксакова (Ерлыкова). Сейчас село включено в «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья». Церковь действовала до 1937 г.
5 Здесь и далее: подчеркнуто в документе.
About the authors
K. Z. Bagautdinova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: halida12_61@mail.ru
Researcher of the Department of History of the Volga and Cis-Urals Regions Kazan, Russian Federation
References
- Исхаков Р.Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (послед-няя треть XVIII – начало ХХ в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2021. 222 с.
Supplementary files
