«По убеждению моему тот человек, который хорошо понимает значение религии, есть истинный раб Божий и истинный верноподданный Вашего Императорского Величества». К вопросу о реисламизации крещеных татар Уфимской губернии в 1880-х гг.
- Авторы: Багаутдинова Х.З.1
-
Учреждения:
- Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 187-192
- Раздел: Историческое наследие
- URL: https://bakhtiniada.ru/2499-9555/article/view/307221
- ID: 307221
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В публикации представлены документы, раскрывающие особенности движения новокрещеных татар Уфимской губернии по возвращению в исламское вероучение в 1880-х гг. Представленные актовые и делопроизводственные материалы показывают мотивацию «отпавших», их реальное религиозное состояние, а также позицию государства в вопросе признания за крещеными татарами права на переход в мусульманство.
Ключевые слова
Полный текст
Одной из слабо разработанных тем в современной историографии является вопрос о реисламизации крещеных татар Уфимской губернии во второй половине XIX в. В отличие от процесса «отпадений» в мусульманство татар Среднего Поволжья, который хорошо изучен [1], проблема массового отхода от православия новокрещен Приуралья долгое время находилась за рамками научного интереса историков. В данной публикации представлены документы, выявленные в Российском государственном историческом архиве (РГИА) (г.Санкт-Петербург), связанные с движением крещеных татар по легализации своего мусульманского конфессионального статуса в 1880-х гг. На примере жителя д. Каныбекова Мухамет-Карима Зубяерова (православное имя Иван Захаров) показана мотивация «отпавших», их реальное религиозное состояние, а также позиция государства в вопросе признания за крещеными татарами права на переход в мусульманство.
Приложение
№1. Прошение крестьянина Уфимской губернии Белебеевского уезда, Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбекова1
Мухамет-Карима Зубяерова. 1880 год
Всепресветлейшему Державнейшему, Великому Государю
Императору Александру Николаевичу Самодержцу
Всероссийскому Государю Всемилостивейшему
Всеподданнейшее прошение2
Находясь в преклонных летах, имея от роду 65-ть лет, и исповедывая по наследству предков магометанскую веру со своим семейством состоящим из 5-ти сыновей с женами и 3-х дочерей с их семействами до настоящего времени, но в последнее время, со стороны нашего ближайшего начальства, а в особенности православного духовенства, меня с моим семейством стесняют в отправлении наших магометанских догматов, а именно: при рождении младенца обязан я давать знать об этом православному духовенству и от него же брать свидетельство о рождении, а равно при вступлении в брак и смерти, а до этого с подобными просьбами и за выдачею выше писанных документов, я обращался к местному своему мулле, а равно и за всеми остальными требованиями.
По сему всеподданнейше прошу Вас, Ваше Императорское Величество Августейший Монарх, дабы повелено было: выдать из подлежащего учреждения свидетельство мне с моим семейством, по примеру крестьян: Вятской, Самарской, Казанской и Нижегородской губерний, на право хождения за выше писанными требами и документами к магометанскому местному мулле, а не к православному священнику, за оказанную мне верноподданному Монаршею милость буду вечно просить всевышнего Бога о продолжении и прославлении священнейшего имени.
Марта 4 дня 1880 г. Выше писанный крестьянин верного Мухамет-Карим Зюбеиров.
Жит[ельство] имею: Уфимской губ[ернии], Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской вол. д. Каныбекова в собст[венном] доме.
РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.109–109 об. (рукопись, подлинник)
№2. Прошение крестьянина Уфимской губернии
Белебеевского уезда, Киргиз-Миякинской волости
деревни Каныбекова Мухамет-Карима Зубяерова. 1880 год
Ваше Императорское Величество Августейший Монарх
и Всемилостивейший Государь!
28 февраля сего 1880 года я утруждал особу Вашего Императорского Величества всеподданнейшим прошением о всемилостивейшем повелении кому следует о дозволении мне на предмет исполнения духовных треб согласно моей религии обращаться к местному магометанскому мулле, но до сих пор желаемого результата и никакого распоряжения получить не удостоился. По убеждению моему тот человек, который хорошо понимает значение религии есть истинный раб Божий и истинный верноподданный Вашего Императорского Величества так как закон религии обязывает быть во всех отношениях безукоризненным и исповедовать ту религию, которую отлично знаю и привык с молодых лет всегда лучше и полезнее чем без убеждения и по принуждению потому и всеподданнейшие слезно прошу Ваше Императорское Величество Августейший Монарх дабы повелено было удовлетворение всеподданейшего прошения моего 26 февраля сего 1880 года, копия с которого имею счастие приложить.
За Монаршую милость мне верноподданнейшему буду вечно молиться создателю о продолжении и прославлении Священнейшего Имяни Вашего Императорского Величества.
10 декабря 1880 года искренно верноподданнейший Вашего Императорского Величества Мухамет-Карим Зубяеров.
РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.98–98 об. (рукопись, подлинник)
№3. Отношение из Уфимской губернской палаты государственных имуществ в Департамент духовных дел иностранных
исповеданий МВД со сведениями о крестьянине Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбековой
Мухамет-Кариме Зубяерове от 10 июля 1881 г. за №1861. г.Уфа
В Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий
С возвращением, присланного при отношении от 30-го марта сего года за №1769 прошения крестьянина Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбековой Мухамет-Карима Зубяерова об устранении со стороны Православного духовенства стеснения просителя с семейством в исповедании мусульманской религии, имею честь уведомить Департамент духовных дел иностранных исповеданий, что как видно из собранных сведений, предки просителя и его однодеревенцев жили в Свияжском и Мамадышском уездах Казанской губернии. Крещены в Царствование в Бозе почившей Императрицы Екатерины II и за тем в 1773 году переселены в Белебеевский уезд в деревню Белебей-Тамак, проживая в которой, состояли в приходе церкви села Чесноковки3 Уфимского уезда. По переходе отсюда к реке Дем образовали деревню Каныбекову и до времени постройки в 1828 году церкви в селе Покровском (Ерлыково тож)4, состояли в том же Чесноковском приходе. По метрическим книгам и исповедным документам значится, что проситель Зубяеров, в христианстве Иван Захаров5, имеющий от роду 64 года, двоебрачен, был венчан в православной церкви села Ерлыкова с первой женой Марфой 5 мая 1836 года, со второй Дарьей 16 мая 1852 года. Дети Зубяерова крещены в той же церкви с записью в метрические книги, именно Евфимий – 29 марта 1844 г., Андрей – 21 сентября 1860 г., Тарасий – 15 января 1866 г., Андрей – 16 августа 1869 г.; дочери же Елены в метриках записанною не значится. Точно также и прочие однодеревенцы Зубяерова также были венчаны в церкви села Ерлыкова и дети их крещены православными священниками. Крещения самого Ивана Захарова Зубяерова в метриках Чесноковской церкви, в которой он должен быть крещеным, судя по его летам и времени переселения в деревню Каныбекову, записанным не оказалось. В течении 1870–1879 годов Зубяеров не был у исповеди и святого причастия, а из его однодеревенцев только некоторые за означенное время отмечены в исповедных росписях бывшими у исповеди и святого причастия. В 1880 году все каныбековцы не исполняли этих таинств христианской церкви за отпадением в магометанство, оставить которое, после неоднократных увещаний Епархиального начальства, отказались и остались не преклонными в своем отступничестве. О преследовании их за это отступничество Уфимским епархиальным начальством 27 января сего года за №303 сообщено в Уфимскую палату уголовного и гражданского суда.
Управляющий Государственными имуществами (подпись)
За старшего помощника Правителя канцелярии И.Боголюбов
РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.96–97 об. (рукопись, подлинник)
1 Совр. д. Канбеково Миякинского района Республики Башкортостан. Впервые упоминается в третьей государственной ревизии 1762 г. В это время здесь проживало 19 новокрещен мужского пола.
2 Пометка на полях документа: Ответ МВД от 7 августа 1881 г. за №3870/84: «не может подлежать удовлетворению по Св[оду] зак[онов] 38 и 40 ст[атей] Уст[ава] о предупр[еждении] прест[уплений] (изд[анный] 1876 г.).
3 Совр. район пригорода Уфы. Возникновение поселения связано с появлением Уфимского Успенского монастыря.
4 Храм в селе Ерлыково в 1828 году построила родная тетя знаменитого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – Елизавета Степановна Аксакова (Ерлыкова). Сейчас село включено в «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья». Церковь действовала до 1937 г.
5 Здесь и далее: подчеркнуто в документе.
Об авторах
Х. З. Багаутдинова
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
Автор, ответственный за переписку.
Email: halida12_61@mail.ru
научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Казань, Российская Федерация
Список литературы
- Исхаков Р.Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (послед-няя треть XVIII – начало ХХ в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2021. 222 с.
Дополнительные файлы
