«По убеждению моему тот человек, который хорошо понимает значение религии, есть истинный раб Божий и истинный верноподданный Вашего Императорского Величества». К вопросу о реисламизации крещеных татар Уфимской губернии в 1880-х гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В публикации представлены документы, раскрывающие особенности движения новокрещеных татар Уфимской губернии по возвращению в исламское вероучение в 1880-х гг. Представленные актовые и делопроизводственные материалы показывают мотивацию «отпавших», их реальное религиозное состояние, а также позицию государства в вопросе признания за крещеными татарами права на переход в мусульманство.

Полный текст

Одной из слабо разработанных тем в современной историо­графии является вопрос о реисламизации крещеных татар Уфимской губернии во второй половине XIX в. В отличие от процесса «отпадений» в мусульманство татар Среднего Поволжья, который хорошо изучен [1], проблема массового отхода от православия новокрещен Приуралья долгое время находилась за рамками научного интереса историков. В данной публикации представлены документы, выявленные в Российском государственном историческом архиве (РГИА) (г.Санкт-Петербург), связанные с движением крещеных татар по легализации своего мусульманского конфессионального статуса в 1880-х гг. На примере жителя д. Каныбекова Мухамет-Карима Зубяерова (православное имя Иван Захаров) показана мотивация «отпавших», их реальное религиозное состояние, а также позиция государства в вопросе признания за крещеными татарами права на переход в мусульманство.

 

Приложение

№1. Прошение крестьянина Уфимской губернии Белебеевского уезда, Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбекова1

Мухамет-Карима Зубяерова. 1880 год

 

Всепресветлейшему Державнейшему, Великому Государю
Императору Александру Николаевичу Самодержцу
Всероссийскому Государю Всемилостивейшему

Всеподданнейшее прошение2

Находясь в преклонных летах, имея от роду 65-ть лет, и исповедывая по наследству предков магометанскую веру со своим семейством состоящим из 5-ти сыновей с женами и 3-х дочерей с их семействами до настоящего времени, но в последнее время, со стороны нашего ближайшего начальства, а в особенности православного духовенства, меня с моим семейством стесняют в отправлении наших магометанских догматов, а именно: при рождении младенца обязан я давать знать об этом православному духовенству и от него же брать свидетельство о рождении, а равно при вступлении в брак и смерти, а до этого с подобными просьбами и за выдачею выше писанных документов, я обращался к местному своему мулле, а равно и за всеми остальными требованиями.

По сему всеподданнейше прошу Вас, Ваше Императорское Величество Августейший Монарх, дабы повелено было: выдать из подлежащего учреждения свидетельство мне с моим семейством, по примеру крестьян: Вятской, Самарской, Казанской и Нижегородской губерний, на право хождения за выше писанными требами и документами к магометанскому местному мулле, а не к право­слав­ному священнику, за оказанную мне верноподданному Монаршею милость буду вечно просить всевышнего Бога о продолжении и прославлении священнейшего имени.

Марта 4 дня 1880 г. Выше писанный крестьянин верного Мухамет-Карим Зюбеиров.

Жит[ельство] имею: Уфимской губ[ернии], Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской вол. д. Каныбекова в собст[венном] доме.

 

РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.109–109 об. (рукопись, подлинник)

 

 

№2. Прошение крестьянина Уфимской губернии
Белебеевского уезда, Киргиз-Миякинской волости
деревни Каныбекова Мухамет-Карима Зубяерова. 1880 год

 

Ваше Императорское Величество Августейший Монарх
и Всемилостивейший Государь!

 

28 февраля сего 1880 года я утруждал особу Вашего Импе­раторского Величества всеподданнейшим прошением о всемилос­тивейшем повелении кому следует о дозволении мне на предмет исполнения духовных треб согласно моей религии обращаться к местному магометанскому мулле, но до сих пор желаемого результата и никакого распоряжения получить не удостоился. По убеждению моему тот человек, который хорошо понимает значение религии есть истинный раб Божий и истинный верноподданный Вашего Императорского Величества так как закон религии обязывает быть во всех отношениях безукоризненным и исповедовать ту религию, которую отлично знаю и привык с молодых лет всегда лучше и полезнее чем без убеждения и по принуждению потому и всеподданнейшие слезно прошу Ваше Императорское Величество Августейший Монарх дабы повелено было удовлетворение всеподданейшего прошения моего 26 февраля сего 1880 года, копия с которого имею счастие приложить.

За Монаршую милость мне верноподданнейшему буду вечно молиться создателю о продолжении и прославлении Священнейшего Имяни Вашего Императорского Величества.

10 декабря 1880 года искренно верноподданнейший Вашего Императорского Величества Мухамет-Карим Зубяеров.

 

РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.98–98 об. (рукопись, подлинник)

 

№3. Отношение из Уфимской губернской палаты государственных имуществ в Департамент духовных дел иностранных
исповеданий МВД со сведениями о крестьянине Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбековой
Мухамет-Кариме Зубяерове от 10 июля 1881 г. за №1861. г.Уфа

 

В Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий

С возвращением, присланного при отношении от 30-го марта сего года за №1769 прошения крестьянина Белебеевского уезда Киргиз-Миякинской волости деревни Каныбековой Мухамет-Карима Зубяерова об устранении со стороны Православного духовенства стеснения просителя с семейством в исповедании мусульманской религии, имею честь уведомить Департамент духовных дел иностранных исповеданий, что как видно из собранных сведений, предки просителя и его однодеревенцев жили в Свияжском и Мамадышском уездах Казанской губернии. Крещены в Царствование в Бозе почившей Императрицы Екатерины II и за тем в 1773 году переселены в Белебеевский уезд в деревню Белебей-Тамак, проживая в которой, состояли в приходе церкви села Чесноковки3 Уфимского уезда. По переходе отсюда к реке Дем образовали деревню Каныбекову и до времени постройки в 1828 году церкви в селе Покровском (Ерлыково тож)4, состояли в том же Чесноковском приходе. По метрическим книгам и исповедным документам значится, что проситель Зубяеров, в христианстве Иван Захаров5, имеющий от роду 64 года, двоебрачен, был венчан в православной церкви села Ерлыкова с первой женой Марфой 5 мая 1836 года, со второй Дарьей 16 мая 1852 года. Дети Зубяерова крещены в той же церкви с записью в метрические книги, именно Евфимий – 29 марта 1844 г., Андрей – 21 сентября 1860 г., Тарасий – 15 января 1866 г., Андрей – 16 августа 1869 г.; дочери же Елены в метриках записанною не значится. Точно также и прочие однодеревенцы Зубяерова также были венчаны в церкви села Ерлыкова и дети их крещены православными священниками. Крещения самого Ивана Захарова Зубяерова в метриках Чесноковской церкви, в которой он должен быть крещеным, судя по его летам и времени переселения в деревню Каныбекову, записанным не оказалось. В течении 1870–1879 годов Зубяеров не был у исповеди и святого причастия, а из его однодеревенцев только некоторые за означенное время отмечены в исповедных росписях бывшими у исповеди и святого причастия. В 1880 году все каныбековцы не исполняли этих таинств христианской церкви за отпадением в магометанство, оставить которое, после неоднократных увещаний Епархиального начальства, отказались и остались не преклонными в своем отступничестве. О преследовании их за это отступничество Уфимским епархиальным начальством 27 января сего года за №303 сообщено в Уфимскую палату уголовного и гражданского суда.

Управляющий Государственными имуществами (подпись)

За старшего помощника Правителя канцелярии И.Боголюбов

 

РГИА. Ф.821. Оп.8. Д.774. Л.96–97 об. (рукопись, подлинник)

 

 

1 Совр. д. Канбеково Миякинского района Республики Башкортостан. Впервые упоминается в третьей государственной ревизии 1762 г. В это время здесь проживало 19 новокрещен мужского пола.

2 Пометка на полях документа: Ответ МВД от 7 августа 1881 г. за №3870/84: «не может подлежать удовлетворению по Св[оду] зак[онов] 38 и 40 ст[атей] Уст[ава] о предупр[еждении] прест[уплений] (изд[анный] 1876 г.).

3 Совр. район пригорода Уфы. Возникновение поселения связано с появлением Уфимского Успенского монастыря.

4 Храм в селе Ерлыково в 1828 году построила родная тетя знаменитого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – Елизавета Степановна Аксакова (Ерлыкова). Сейчас село включено в «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья». Церковь действовала до 1937 г.

5 Здесь и далее: подчеркнуто в документе.

×

Об авторах

Х. З. Багаутдинова

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ

Автор, ответственный за переписку.
Email: halida12_61@mail.ru
научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Казань, Российская Федерация

Список литературы

  1. Исхаков Р.Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (послед-няя треть XVIII – начало ХХ в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2021. 222 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».