🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Концептуальная модель формирования у обучающихся в вузах МВД России профессионального мировоззрения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом настоящей работы является формирование и развитие профессионального мировоззрения у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения. Объект исследования представляет собой образовательный процесс в вузе МВД России с учетом исторически сложившихся особенностей, характерных для образовательных организаций данного типа. Автор подробно рассматривает такие аспекты как особенности обучения и воспитания курсантов в образовательных организациях МВД России; комплекс мероприятий, реализуемых в целях формирования и дальнейшего развития позитивного профессионального мировоззрения, а также связанные с этим процессом отличительные черты. При подготовке настоящей статьи использовались методы теоретического и эмпирического исследования, применялись философские и общенаучные подходы; изучалась, обобщалась и анализировалась профессионально-педагогическая литература, а также передовой опыт. Наиболее важные и сложные задачи, возникающие в правоохранительной сфере, смогут успешно решить только обладающие позитивным мировоззрением, юридически образованные, патриотически настроенные сотрудники органов внутренних дел. Образование в вузах МВД России должно формировать у курсантов позитивное профессиональное мировоззрение, ценности и убеждения, которые удовлетворяют запросы российского общества и соответствуют его основным задачам. В настоящее время это является весьма актуальным, особенно для образовательных организаций ведомств силового профиля. В текущих условиях деятельность, направленная на формирование, сохранение, укрепление и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей чрезвычайно значима. Она предполагает воспитание и усвоение будущими специалистами органов внутренних дел Российской Федерации чувства гордости за имеющуюся возможность служения Отечеству, ответственность за исполнение профессионального долга и патриотизм. Научной новизной работы является представленная автором концептуальная модель формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России, а также ее поэтапная реализация в образовательной среде ведомственного вуза.

Об авторах

Юрий Иванович Печерский

Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: y.i.pechersky@mail.ru
адъюнкт; кафедра психологии и педагогики;

Список литературы

  1. Забавка, В. И. Основные направления и особенности правового воспитания и самовоспитания курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России по формированию антикоррупционного мировоззрения / В. И. Забавка, В. Ф. Воробьев, Е. Н. Хазов // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2020. – № 3. – С. 72-77. – doi: 10.24411/2658-638X-2020-10074. – EDN NXWIOI.
  2. Исаева, К. В. Некоторые особенности формирования правового мировоззрения курсантов в образовательном процессе вузов МВД Росии / К. В. Исаева, В. С. Остапенко, О. А. Ласточкина // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 25 октября 2018 года / Ответственный за выпуск Д.Г. Зыбин. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. – С. 494-497. – EDN YWQOZV.
  3. Кипреев, С. Н. Воспитание патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России как средство противодействия деструктивному мировоззрению / С. Н. Кипреев, В. П. Лещенко // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2023. – № 2(72). – С. 120-124. – EDN BXSIXQ.
  4. Кожина, Ю. Г. Использование ресурсов лингвистических дисциплин в процессе формирования профессионального мировоззрения курсантов юридических вузов МВД / Ю. Г. Кожина // Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе: Материалы научно-практической конференции, Хабаровск, 15 мая 2014 года. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2014. – С. 55-60. – EDN TCBECV.
  5. Комарова, Э. П. Смыслообразующая категория «контекст» как инструмент личностного саморазвития обучающегося в системе педагогического образования / Э. П. Комарова, С. А. Бакленева, А. С. Фетисов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2022. – № 2. – С. 37-40. – EDN OSEOBE.
  6. Ласточкина, О. А. Специфика формирования мировоззрения как личностного феномена у курсантов вузов МВД России / О. А. Ласточкина // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах, Воронеж, 29 мая 2013 года. Том 2. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2013. – С. 366-369. – EDN VPWHOX.
  7. Ласточкина, О. А. Технология формирования мировоззрения сотрудника полиции у курсантов вузов МВД России / О. А. Ласточкина // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 06–07 июня 2012 года / Федеральная служба исполнения наказаний, ФКОУ ВПО «Воронежский институт ФСИН России». – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. – С. 683-687. – EDN XGAKQJ.
  8. Марченко, Г. В. Формирование государственно-патриотического мировоззрения курсантов и слушателей вузов МВД России как один из факторов противодействия экстремистской идеологии / Г. В. Марченко, А. Р. Шарипкулова // Проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом с учетом современных реалий : Сборник научных статей межведомственной конференции, Саратов, 21 сентября 2022 года. – Саратов: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2022. – С. 58-63. – EDN TJTOQZ.
  9. Остапенко, В. С. Мировоззрение: структура, содержание, роль в становлении личности курсантов образовательных учреждений МВД России / В. С. Остапенко // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сборник материалов открытой Всероссийской научно-практической конференции, в 2-х т., Воронеж, 25 мая 2011 года. Том 2. – Воронеж: Воронежский институт ФСИН России, 2011. – С. 432-437. – EDN YLZHKL.
  10. Печерский, Ю. И. Особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов вузов МВД России / Ю. И. Печерский // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-1. – С. 142-145. – EDN VEAIKZ.
  11. Печерский, Ю. И. Педагогические условия формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза МВД России / Ю. И. Печерский // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2024. – № 17. – С. 32-36. – doi: 10.24412/2712-827X-2024-17-32-36. – EDN OOLHOI.
  12. Печерский, Ю. И. Формирование профессионального мировоззрения курсантов ведомственного вуза / Ю. И. Печерский // Образование и общество. – 2023. – № 3(140). – С. 66-71. – EDN PJORVU.
  13. Устюжанин, В. Н. Мировоззрение как личностный феномен и его формирование у курсантов и слушателей в вузе МВД России / В. Н. Устюжанин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. – № 3(59). – С. 154-158. – EDN RTGXAT.
  14. Фетисов, А. С. Развитие физической культуры как важное условие ориентации учащихся на профессии спортивной направленности : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Фетисов Александр Сергеевич. – Воронеж, 2002. – 154 с. – EDN NMCZMF.
  15. Хаврак, А. П. Проблема и пути формирования гуманистической составляющей мировоззрения курсантов в ведомственных вузах системы МВД / А. П. Хаврак, Н. В. Николаева // Социально-гуманитарное обозрение. – 2019. – № 2. – С. 45-48. – EDN UMHWEL.
  16. Хлоповских, Ю. Г. Ценностные ориентации как составляющая профессионального мировоззрения и профессиональной ментальности курсантов / Ю. Г. Хлоповских // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2012. – № 1(1). – С. 368-371. – EDN VPSTKB.
  17. Хлоповских, Ю. Г. Ценностные ориентации курсантов ведомственного вуза как составляющая профессионального мировоззрения / Ю. Г. Хлоповских // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2014. – № 1(3). – С. 549-552. – EDN VPSWWV

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».