№ 4 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Экстрадиция: проблемы категориального аппарата

Миронов А.Н.

Аннотация

Проблема выдачи преступников остается одной из наиболее сложных в международной практике борьбы с преступностью, поскольку затрагивает вопросы суверенитета государств. Особенности процедуры выдачи вызывают большое количество сложностей и занимают длительное время, что обусловлено переплетением интересов нескольких государств и различных их ведомств. В теории уголовного права продолжаются споры практически по всем юридическим аспектам института экстрадиции, начиная с определения его правовой природы и правовых истоков и заканчивая вопросами целесообразности подготовки унифицированного национального нормативного правового акта, посвященного данному вопросу. Их решение, как представляется, затруднено тем, что в доктрине до настоящего времени не выработана однозначная позиция о том, к какой отрасли права – международного, международного уголовного, международного уголовно-процессуального, уголовного или уголовно-процессуального – относится выдача (экстрадиция). Все это ведет к определенной изолированности исследований. При подготовке настоящего исследования автором использовались такие методы, как формально-юридический, исторический, сравнительный, а также методы анализа, индукции и дедукции. Выводы. Во-первых, термины, используемые в экстрадиционной практике, выступают в качестве названия строго определенного понятия оказания государствами взаимной правовой помощи в борьбе с преступностью. В связи с этим нет ни фактических, ни правовых оснований признавать синонимичными термины «экстрадиция», «выдача преступников», «передача преступников», поскольку каждый из них отражает конкретное социально-правовое явление, регулируемое нормами международного и национального права. Во-вторых, экстрадиция, выдача и передача преступников в запрашивающее государство отличаются как по объему отражаемого ими понятия, так и соотношением между собой. Первая является общим, два других же выступают единичным понятием; в экстрадиционной практике последние отражают один из способов реализации экстрадиции. Не соответствует правовой природе экстрадиции ее характеристика как удаления с территории Российской Федерации иностранного гражданина. В-третьих, признание экстрадиции институтом уголовно-процессуального права характеризует не терминологическую, а сущностную ошибку, искажающую ее правовую природу.
Полицейская деятельность. 2025;(4):1-11
pages 1-11 views

Взаимодействие следователя и органа дознания в Уголовно-процессуальном кодексе РФ: состояние и перспективы развития

Варлачева А.В., Парнюк Н.В.

Аннотация

Статья посвящена исследованию института взаимодействия следователя и органа дознания в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, анализу его текущего состояния и перспектив совершенствования. Целью работы является выявление проблемных аспектов данного взаимодействия и разработка предложений по её оптимизации. Результаты работы демонстрируют наличие пробелов и противоречий в законодательном регулировании взаимодействия следователя и органа дознания, снижающих эффективность расследования. В статье предлагаются конкретные меры по совершенствованию нормативной базы и оптимизации взаимодействия, направленные на повышение качества раскрытия и расследования преступлений. Практическая значимость результатов исследования заключается в их потенциальной востребованности правоохранительными органами, законодательными государственными структурами, а также в образовательном процессе высших юридических учебных заведений, в том числе системы высшего образования профильных вузах МВД России.   В исследовании используются методы догматического и сравнительно-правового анализа, а также анализ правоприменительной практики. Научная новизна представленной работы заключается в обосновании необходимости комплексной и своевременной модернизации правового регулирования взаимодействия следователя и органа дознания в рамках уголовного судопроизводства. В отличие от фрагментарных подходов, исследование выявляет системную взаимосвязь между качеством правовой регламентации данного взаимодействия и эффективностью правоохранительной деятельности, а также достижением целей уголовного процесса. Настоящий вывод представляет собой отправную точку для дальнейших теоретических разработок и практических рекомендаций в области совершенствования уголовно-процессуального законодательства. В заключение статьи делается обоснованный вывод о необходимости своевременной и системной модернизации правового регулирования взаимодействия между следователем и органом дознания как ключевого фактора, обеспечивающего повышение эффективности правоохранительной деятельности и достижение целей уголовного судопроизводства.
Полицейская деятельность. 2025;(4):12-24
pages 12-24 views

Применение специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми: российская модель и рекомендации для Вьетнама

Нгуен Т.Х.

Аннотация

Предмет настоящего научного исследования представляет собой всестороннее и комплексное изучение особенностей применения специальных знаний и различных экспертных методов при проведении профессиональных и тщательных расследований преступлений, непосредственно связанных с торговлей людьми, осуществляемых на территории Российской Федерации (далее – РФ). В рамках данного исследования особое внимание уделяется подробному анализу нормативно-правовой базы, существующих организационных структур, а также механизмов эффективного взаимодействия следственных органов с профильными экспертными учреждениями. Главной задачей является выявление ключевых, эффективно работающих элементов российской модели экспертного сопровождения расследований, которые могут быть успешно адаптированы и применены в условиях Вьетнама для повышения качества и общей результативности борьбы с торговлей людьми на национальном уровне. Методологическая основа исследования определяется как комплексный подход, включающий сравнительно-правовой анализ, интерпретацию статистики, изучение нормативных актов и экспертно-следственной практики. Результатом работы стал системный обзор российской модели применения специальных знаний, включая институт судебной экспертизы, взаимодействие следственных органов с экспертными учреждениями, современные технологические инструменты, а также специализированную подготовку кадров. Особое внимание уделено институционализации судебно-психологической экспертизы, цифровой экспертизе при анализе интернет-вербовки и финансовой экспертизе по установлению каналов отмывания средств. Проведён сравнительный анализ с вьетнамской системой, где выявлены пробелы в нормативной детализации, слабая экспертная инфраструктура и фрагментарное межведомственное взаимодействие. Полученные результаты могут быть использованы для реформирования экспертной системы Вьетнама, разработки подзаконных актов по регламентации отдельных видов экспертиз, создания координационных органов и цифровых баз данных, подготовки следственных и экспертных кадров, а также активизации международного сотрудничества в борьбе с транснациональной торговлей людьми. Научная новизна исследования заключается в системном сопоставлении российской и вьетнамской практики применения специальных знаний в сфере противодействия торговле людьми, а также в предложении конкретных институциональных и нормативных решений для адаптации прогрессивного зарубежного опыта. В заключение делается вывод о высокой применимости российского опыта в условиях Вьетнама при условии адаптации к национальным особенностям, подчёркивается значимость комплексного, междисциплинарного и технологически обеспеченного подхода в раскрытии и расследовании соответствующих преступлений.
Полицейская деятельность. 2025;(4):25-48
pages 25-48 views

О некоторых направлениях совершенствования работы следователя по уголовному делу, приостановленному в связи с розыском подозреваемого либо обвиняемого

Бульбачева А.А., Котяжов А.В.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается проблема необходимости повышения эффективности и результативности деятельности следователя по розыску подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов расследования преступлений. Предметом настоящего исследования является проблема повышения эффективности деятельности следователей по розыску подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов расследования преступлений. Цель статьи – проанализировать действующее законодательство, правоприменительную практику и проблемные аспекты, связанные с розыском лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия, а также предложить возможные пути их решения. Актуальность темы обусловлена ростом числа скрывшихся лиц и снижением результативности установления их личностей, что негативно влияет на эффективность уголовного судопроизводства. В качестве постановки проблемы авторами особо отмечено, что достижение назначения уголовного судопроизводства, доказывание по уголовному делу, соблюдение процессуальных сроков, применение мер уголовно-процессуального принуждения в полной мере невозможно в условиях физического отсутствия лица, привлеченного к уголовной ответственности. Основу исследования составляют методы анализа статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», сравнительного анализа законодательства, а также логические и прогностические методы. Научная новизна статьи заключается в установлении корреляции между ростом неразысканных скрывшихся лиц и неопознанными трупами и разработке на этой основе механизма их идентификации через обязательный сбор и сравнение геномных данных (от родственников и из захоронений по решению прокурора), что требует изменений в законодательстве (ФЗ №242-ФЗ, ст. 9 ч.3), а также в разработке методологического подхода к планированию работы по приостановленным делам для эффективного решения задач, связанных с розыском скрывшихся лиц и идентификацией неопознанных трупов. В заключении делается обоснованный вывод о необходимости совершенствования правовой базы и практических мер по выявлению и установлению лиц, скрывшихся от следствия. Автор статьи предлагает меры по расширению полномочий прокурора в сфере сбору геномной информации и организации идентификационных мероприятий на основе решений прокурора и данных родственников. Результаты работы могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов, законодательных инициатив и научных исследований, направленных на повышение эффективности розыска и идентификации лиц, скрывшихся от следствия.
Полицейская деятельность. 2025;(4):49-66
pages 49-66 views

Особенности формирования профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел на стадиях первичной и вторичной профессионализации

Мантуров О.С., Пантелеева Н.А.

Аннотация

Предметом исследования выступают особенности формирования профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел на стадиях первичной и вторичной профессионализации, являющиеся как условиями, так и результатом профессиональной социализации сотрудников. Профессиональная идентичность сотрудника органов внутренних дел представляет собой не просто взгляды сотрудников на социальный статус правоохранителя, свое место в профессиональной общности. В условиях кризисных явлений, в особенности кадрового дефицита, профессиональная идентичность выступает ценностным ядром, на котором базируется стабильность всей правоохранительной системы, воспроизводство лучших традиций служения Отечеству. Изучение основ формирования профессиональной идентичности правоохранителя ведет к повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, как при подборе кандидатов для прохождения службы, так и при вертикальном перемещении сотрудников по должностной лестнице, делегировании им новых полномочий, связанных с решением все более сложных и ответственных задач.  Методологическую базу составляют общенаучные методы (формализация, синтез, обобщение теоретической информации по проблемам исследования) и теоретические методы социально-гуманитарных наук (структурно-функциональный и герменевтический методы). Эмпирические данные получены при применении метода социологического анкетирования, позволившего проследить особенности формирования профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел на стадиях первичной и вторичной профессионализации. Проведенное авторами исследование позволило выявить основные детерминанты, связанные с формированием профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел на стадиях первичной и вторичной профессионализации. В работе впервые предложен комплексный подход к изучению профессиональной идентичности, показывающий данное явление не в статике (в качестве «Я-образа»), но в динамике, отражающей три измерения профессиональной идентичности: ее проекцию в прошлое, проекцию в настоящее и проекцию в будущее. Проведение сравнительного анализа формирования профессиональной идентичности на стадиях первичной и вторичной профессионализации позволило увидеть процессы перевоплощения данных проекций, к примеру, соответствия проекции в будущее сотрудника правоохранительных органов на стадии первичной профессионализации и проекции в настоящее на стадии профессионализации вторичной.
Полицейская деятельность. 2025;(4):67-80
pages 67-80 views

К вопросу о формировании имиджа сотрудников правоохранительных органов (на примере ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области)

Муравьев А.В., Авдюнин А.В., Строилов С.В.

Аннотация

Имидж сотрудника правоохранительных органов представляет собой важный аспект, который влияет не только на репутацию исполнительной власти РФ, но и на общественное восприятие правопорядка и законности в стране. В условиях современных реалий, когда общество становится все более требовательным к профессионализму и этическим стандартам государственных служащих, вопрос формирования и поддержания положительного имиджа сотрудника приобретает особую значимость. Важность данной темы обусловлена тем, что имидж служителей закона непосредственно связан с доверием граждан к правоохранительным органам. Формирование имиджа сотрудника в России имеет свои особенности, обусловленные как историческими, так и культурными факторами. С одной стороны, негативные стереотипы, связанные с работниками правоохранительных органов, продолжают существовать и влиять на общественное мнение. С другой стороны, существует необходимость в том, чтобы сотрудники воспринимались как профессионалы, способные эффективно решать задачи, стоящие перед ними, и обеспечивать соблюдение законности. В данной работе рассмотрен ряд факторов, влияющих на формирование имиджа сотрудников (на примере УИС), а также предложены рекомендации к его улучшению. Объект исследования – процесс формирования положительного имиджа сотрудника УИС. Предмет исследования – факторы и разнообразные аспекты имиджа сотрудника УИС. В ходе написания статьи авторами применялись такие методы, как: анализ полученной информации из различных источников относительно института формирования положительного имиджа сотрудника правоохранительных органов, анкетирование. Проведенное исследование направлено на анализ обстановки в системе правоохранительных органов в целом и в УИС в частности. Перспективы развития системы формирования имиджа в России могут быть реализованы через внедрение комплексного подхода, который включает в себя как внутренние, так и внешние аспекты. Внутренние меры должны быть направлены на повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников, развитие их личностных качеств, таких как эмпатия и гуманизм, а также на внедрение современных технологий, способствующих более открытому и прозрачному взаимодействию с обществом. Внешние меры могут включать в себя активное информирование общества о положительных примерах работы сотрудников, а также взаимодействие с медиа для формирования объективного образа правоохранительных органов.
Полицейская деятельность. 2025;(4):81-95
pages 81-95 views

Развитие готовности к педагогической деятельности преподавателей образовательных организаций МВД России

Семенова Н.А., Павлова С.А.

Аннотация

В настоящее время актуальным является совершенствование профессиональных компетенций, развитие готовности к профессиональной деятельности современных преподавателей образовательных организаций МВД России. Это обусловлено трансформацией высшего образования, где преподаватель, как носитель культуры, является значимым субъектом взаимодействия, который принимает непосредственное участие в формировании личностного и профессионального опыта обучающихся. Особенно ответственной в этих условиях становится профессиональная деятельность преподавателей образовательных организаций МВД России, осуществляющих процесс обучения и воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которые впоследствии будут принимать участие в сохранении стабильности нашего государства. Модель формирования профессиональной педагогической компетентности направлена на профессионально-педагогическое развитие профессорско-преподавательского состава, в том числе на овладение ими ключевыми профессиональными компетенциями, современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания. Исследовательские методы: теоретический анализ, систематизация эмпирических данных, полученные в результате диагностики готовности и ведущих профессиональных педагогических компетенций преподавателей образовательных организаций МВД России, моделирование. Была использована авторская методика "Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы" (С.А. Павлова, Н.А. Семенова). Новизна исследований заключается в том, что впервые предложена модель развития готовности к профессиональной педагогической деятельности, которая основана на принципах комплексности, индивидуализации, адаптивности является непрерывной. Ядром модели выступает готовность к профессиональной педагогической деятельности, на основании которой формируются ведущие профессиональные компетенции (самоорганизационная, информационная, интерактивная, поликультурная) на различных уровнях (базовый, продвинутый, специализированный). Готовность представлена как субъектная характеристика профессионала и интегративное образование, являющееся фундаментом для формирования профессиональных компетенций и включающее в себя мотивационно-ценностный, регулятивный и операциональный компоненты, которые позволяют наиболее успешно справляться с профессиональной деятельностью за счет мобилизации психологических ресурсов личности и осознания значимости своего труда. Готовность выступает системообразующим фактором профессиональных компетенций. Данные положения явились основой для реализации комплексного подхода при разработке содержания программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, программы Школы педагогического мастерства, разработки индивидуальных программ профессионально-педагогического развития преподавателей образовательных организаций МВД России. Модель реализуется в Краснодарском университете МВД России, положительным образом сказывается на уровне профессиональной педагогической компетентности, в том числе, начинающих преподавателей.
Полицейская деятельность. 2025;(4):96-109
pages 96-109 views

Самостоятельность и ответственность как условие профессионально-личностного развития специалиста

Осинцева Л.М., Кузнецова Л.В.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, в ходе которого авторы подробно рассматривают такие аспекты как условия эффективности профессионально-личностного развития специалистов, к которым они отнесли соотношение и взаимозависимость двух основных понятий «самостоятельность» и «ответственность», их место при организации образовательного процесса и осознании самими обучающимися данных категорий для собственного становления. Центральной проблемой в данном исследовании является профессионально-личностное развитие будущих специалистов, сформированное на основе системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, а также необходимых для специалиста профессиональных качеств и способностей. Предметом исследования являются основные понятия «самостоятельность» и «ответственность». Объектом исследования является потенциал «самостоятельности» и «ответственности» в процессе образовательной деятельности, а также их воздействие на уровень профессиональной подготовленности специалиста. Особое внимание уделяется проблеме соотношения двух основных понятий «самостоятельность» и «ответственность» в образовательном процессе и осознании самими обучающимися их роли в обучении, в подготовке к профессиональной деятельности. Основными методами научного исследования являются общенаучные методы познания, а также частнонаучные: интервьюирование, анкетирование и опрос, статистический метод, метод наблюдения и др. Основным выводом проведенного исследования является то, что процесс профессионально-личностного развития специалистов во многом определяется уровнем ответственности курсантов и их самостоятельности, а также воздействия в виде особого содержания ценностных качеств, которые влияют на содержание ответственности. В заключении констатируется, что в условиях повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов требуется пересмотр имеющихся педагогических технологий, расширения практической направленности процесса обучения и повышения уровня самостоятельности обучающихся. Особым вкладом авторов в исследование темы является то, что проведен анализ показателей профессионально-личностного развития специалистов на основе повышения ответственности и самостоятельности в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Новизна исследования заключается в установлении, что ответственность и самостоятельность способны регулировать профессионально-личностное развитие в соответствии с потребностями профессии и возможностями образовательной организации.
Полицейская деятельность. 2025;(4):110-123
pages 110-123 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».