Статья направлена на определение места институтов финансового права в борьбе с такой угрозой экономической безопасности государства, общества, личности как теневая экономика. Данному феномену посвящено значительное число публикаций и отечественных, и зарубежных ученых. Особое внимание при этом уделяется методам редуцирования. Однако для многих научных изысканий типичен подход, сводящийся к перечислению, иногда и раскрытию, конкретных способов и приемов детеневизации экономики без учета ее «естественной» связи с такими институтами финансового права, как налогообложение, финансовый контроль, денежно-кредитное регулирование и другими. Очевидно, что и в отдельности, и в совокупности упомянутые институты могут стать импульсом как нарастания, так и подавления теневой экономической активности. Ввиду этого цель исследования сводится к обоснованию объективной необходимости модификации институтов финансового права для сокращения теневых экономических явлений. Совокупность методов исследования представлена двумя группами: общенаучные, частнонаучные. Первая из них включает: анализ, синтез, индукцию, дедукцию. С опорой на них установлена взаимосвязь категориями «экономическая безопасность», «теневая экономика», «публичные и частные финансы». Во вторую входит анализ абсолютных и относительных статистических величин, на основе которых охарактеризованы процессы, протекающих в сфере финансов. Результатом проведенного исследования явилось уточнение места институтов финансового права в механизме противодействия теневым экономическим явлениям. Среди них особое место отведено системе налогообложения, несущей в себе как причины теневизации, так и потенциал к снижению объема «неформальной» экономической деятельности за счет сокращения фискальной нагрузки на хозяйствующих субъектов и физических лиц. Также акцент сделан на инструментах денежно-кредитного регулирования, используемых для отслеживания финансовых потоков микроакторов, в том числе типичных для теневой среды. Приведенный подход к применению институтов финансового права позволяет расширить инструментарий нивелирования теневых экономических явлений. К тому же внедрение сформулированных рекомендаций позитивно отразится на состоянии финансовой системы государства в целом и отдельных ее звеньев в частности.