🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

№ 4 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Методика оценки важности признаков при анализе выполнения государственных контрактов

Никитин П.В., Долгов В.И., Горохова Р.И., Коровин Д.И., Бахтина Е.Ю.

Аннотация

Предметом исследования статьи является оценка рисков выполнения государственных контрактов. Объектом исследования является процесс анализа и оценки выполнения государственных контрактов. Исследование направлено на разработку методики, определяющей важность и значимость признаков, влияющих на риск невыполнения государственных контрактов. Применялись методы исследования: анализ данных, для обнаружения связей и зависимостей между различными признаками и риском невыполнения государственных контрактов; статистический анализ, для получения оценки влияния каждого признака на риск невыполнения контрактов и ранжирования их по степени важности; машинное обучение, для прогнозирования риска невыполнения государственных контрактов; экспертные оценки, для учета контекстуальных факторов и особенностей, их влияния на важность признаков. Основными выводами проведенного исследования являются представленные методики оценки важности признаков при анализе выполнения государственных контрактов, путем использования данных из различных источников, включая реестр государственных закупок единой информационной системы (ЕИС), реестр недобросовестных поставщиков (РНП) ЕИС и информационную систему СПАРК. Авторам удалось достичь высокой точности предсказаний (более 97%) и осуществить анализ наиболее важных и значимых признаков. Научная новизна заключается в том, что полученные результаты позволяют выявить и проанализировать факторы из трех информационных систем, оказывающие влияние на риски невыполнения государственных контрактов. Таким образом, данное исследование является ценным и важным в своей области, что способствует разработке более эффективных методов управления рисками и повышению эффективности реализации государственных контрактов. Полученные результаты позволяют выделить факторы, оказывающие наибольшее влияние на риски невыполнения контрактов, что делает исследование ценным и важным в данной области.
Национальная безопасность / nota bene. 2023;(4):1-18
pages 1-18 views

Структурно-иерархический подход к инвестиционной модели экономического роста

Оболенская Л.В., Бекулова С.Р.

Аннотация

Предметом исследования в статье является инвестиционная модель экономического роста, которой в сегодняшней России уделяется существенное внимание на правительственном уровне. В ряде научных исследований инвестиции интерпретируются как значимый фактор экономической безопасности. В русле этой актуальной тематики ставится цель формирования инвестиционной модели роста, соединяющей в единую конструкцию национальные цели экономического роста, инвестиционные задачи, отрасли-локомотивы роста, факторные условия и регулирующие воздействия. Во главу угла при этом ставится промышленность. В статье используются методы и средства структурного, экономического, причинно-следственного анализа и прогнозно-статистические оценки. Новизна исследования состоит в обосновании и разработке инвестиционной модели экономического роста в виде иерархической структуры, включающей пять уровней: целевой уровень, уровень задач, отраслевой, факторный и регуляторный уровни. Возможности заполнения уровней показываются на примере России с учетом сегодняшних санкционных реалий. Акцентируется внимание на обрабатывающей промышленности. При заполнении отраслевого уровня делается вывод о целесообразности учета индекса экономической сложности как дополнительного критерия выделения отраслей-локомотивов роста. При заполнении факторного уровня модели показывается двойственный характер антироссийских санкций, порождающих наряду с негативными факторами также определенные возможности для бизнеса. При заполнении регуляторного уровня выделяется ряд финансово-инвестиционных мер (субсидирование инвестиционных проектов, господдержка кредитов, налоговые льготы), востребованных российским бизнесом в условиях санкций. В плане технологической безопасности страны приводятся отрасли, где зависимость от импортных составляющих особенно критична. На преодоление критичной зависимости необходимо направить первоочередную финансово-инвестиционную поддержку. Полученные результаты могут быть полезны для информационно-аналитического обеспечения промышленной политики. Предложенный подход к инвестиционной модели роста поможет упорядочить базовые составляющие принятия решений в рамках единой структуры с учетом причинно-следственных связей и санкционных реалий.
Национальная безопасность / nota bene. 2023;(4):19-38
pages 19-38 views

Устойчивое развитие арктического региона: основные теоретические аспекты

Донских Д.В., Мельников А.О., Люй К.Е.

Аннотация

Сегодня Арктика является одним из наиболее значимых регионов геополитики ведущих государств мира. Столкновение их интересов в регионе порождает необходимость сформировать основы для теоретического осмысления устойчивого развития как главной идеологической компоненты достижения эффективного экономического роста на территории Арктики. Объект исследования – устойчивое развитие арктического региона. Предметом исследования является теоретический базис устойчивого развития применительно к арктическому региону. Особое внимание уделено исследованию наднациональных органов регулирования деятельности государств в Арктике и правовым основам использования этих территорий на современном этапе, как и недостаткам нынешних подходов и доказательству необходимости разработки принципов устойчивого экономического развития в регионе.   В статье анализируются современные подходы к устойчивому развитию, характеризуются основные интересы главных участников развития региона, а также выдвигаются предложения по формированию принципов устойчивого экономического развития в Арктике, направленные на обеспечение экономического роста региона. Основными выводами исследования являются: доказательство несовершенства современного регулирования устойчивого развития как экономической категории, обилие и перекрытие функционала наднациональных организаций, занимающихся устойчивым развитием арктических территорий и необходимость разработки новых концепций устойчивого экономического развития региона. Научная новизна заключается в доказательстве повышения судоходной значимости региона с изменением климата, как и экономического потенциала региона, следствием чего является активизация политической значимости региона для ключевых мировых держав.
Национальная безопасность / nota bene. 2023;(4):39-51
pages 39-51 views

Цифровая трансформация противодействия коррупции: ретроспектива и перспективы развития

Шамехина Э.В.

Аннотация

Предметом исследования выступают программные политико-правовые документы, являющиеся основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. В работе рассматривается развитие процессов цифровой трансформации государственного и муниципального управления в аспекте противодействия коррупции. Исследуется антикоррупционный потенциал интеграции сквозных технологий в традиционные модели взаимодействия общества и государства, а также дается оценка перспектив противодействия коррупционным проявлениям посредством цифровизации процессов государственного и муниципального управления. Обосновывается значимость цифровой трансформации государственного управления для обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов власти. Особое внимание уделяется отсутствию общепризнанной дефиниции цифровой трансформации как в законодательстве, так и в научной среде по причине новизны и «размытости» границ данного феномена. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, применение которых обусловлено спецификой исследуемой темы (формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы). Проведенное исследование позволило рассмотреть ретроспективу процесса цифровой трансформации государственного и муниципального управления в аспекте государственной антикоррупционной политики, а также определить перспективные направления дальнейшего развития и внедрения цифровых технологий в деятельность по противодействию коррупции на федеральном уровне.
Национальная безопасность / nota bene. 2023;(4):52-60
pages 52-60 views

Оценка влияния особых экономических зон промышленно-производственного типа на социально-экономическое развитие регионов

Белоусова С.Н., Трубин А.Г.

Аннотация

Актуальность темы состоит в изучении и оценки влияния особых экономических зон промышленно-производственного типа на социально-экономическое развитие регионов. ОЭЗ промышленно-производственного типа– территории площадью до 40 кв. км, располагающиеся в экономически развитых регионах государства с большим количеством промышленно-производственных предприятий, опытных рабочих кадров с высокой квалификацией, природных ресурсов и развитой транспортной инфраструктурой. Это часть государственной таможенной территории, где выпускаются определенные виды продуктов, а инвесторы осуществляют свою деятельность на льготных условиях, что влияет на развитие экономики страны. Основной целью работы является изучение типов особых экономических зон в Российской Федерации, проведение анализа деятельности особых экономических зон промышленно-производственного типа Российской Федерации, а также оценка влияния особых экономических зон на социально-экономическое развитие регионов. Анализ включает в себя основные показатели и тенденции особых экономических зон промышленно-производственного типа. Создание и дальнейшее развертывание эффективной деятельности особых экономических зон имеет важное значение для решения острых стратегических задач и целей, пространственного развития страны и сокращения неравенства в социально-экономическом развитии регионов, поэтому в 2022 году были созданы 8 новых ОЭЗ ППТ. По состоянию на 2023 год в России функционирует 25 ОЭЗ ППТ, к тому же создаются 6 новых зон. Роль особых экономических зон в региональном развитии значительна: диверсификация экономики, локализация иностранного капитала, производство импортозамещающих товаров, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции.
Национальная безопасность / nota bene. 2023;(4):61-72
pages 61-72 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».