№ 4 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Совершенствование стратегического планирования в сфере социального обеспечения в контексте национальной безопасности Российской Федерации

Ромайкин П.Д.

Аннотация

Качество целеполагания и стратегического планирования является одним из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности и национального развития. Одним из ключевых направлений обеспечения национальной безопасности является сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Оно включает в себя как решение демографических проблем, так и повышение уровня жизни населения в целом. В настоящей статье автором анализируется содержание как верхнеуровневых документов стратегического планирования (Стратегия национальной безопасности и Указ о национальных целях развития) по указанному направлению, так и отраслевых документов (государственная программа "Социальная поддержка граждан" и Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы), содержащих описание инструментов социального обеспечения, направленных на поддержку доходов населения и стимулирование роста демографических показателей. Для оценки качества целеполагания в указанном направлении обеспечения национальной безопасности автором использован набор критериев «SMART». Выбор метода обусловлен необходимостью сопоставимости оценки в условиях законодательного закрепления критериев «SMART» для отдельных документов стратегического планирования (госпрограмм). Тем не менее, универсальность метода позволяет применить его и для оценки других видов документов стратегического планирования. Проведенный анализ позволил выявить основные проблемы современной системы стратегического планирования. Во-первых, несмотря на конкретность целей, поставленных на верхнем уровне целеполагания, возможность их достижения остается спорной при сопоставлении с наиболее вероятными вариантами статистических прогнозов. Во-вторых, цели и задачи стратегических документов более низкого уровня часто не соответствуют критериям SMART и де-факто не декомпозируют цели верхнего уровня, создавая дополнительный избыточный уровень целеполагания. На основе раскрытых характеристик целеполагания предложены концептуальные направления модернизации содержания отраслевых документов стратегического планирования. Для государственных программ необходимо обеспечить количественно определенную увязку мероприятий программы и национальных целей. В свою очередь отраслевые стратегии не могут быть шире национальных целей и должны содержать конкретный перечень программ (проектов), направленных на их реализацию. Полученные выводы обладают практической значимостью для отраслевых органов власти, реализующих социальную политику и других органов, участвующих в стратегическом планировании на федеральном и региональном уровнях.
Национальная безопасность / nota bene. 2025;(4):1-19
pages 1-19 views

Взаимосвязь финансового рынка и экономического пространства в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Коротин К.В.

Аннотация

Объектом исследования является финансовый рынок Российской Федерации как структурный элемент национального экономического пространства. Финансовый рынок представляет собой важный элемент экономического пространства Российской Федерации. Взаимоотношения участников финансового рынка, субъектов экономического пространства и регулирующих органов оказывает влияние на состояние экономической безопасности Российской Федерации в целом. Предмет исследования – взаимосвязь финансового рынка с субъектами экономического пространства Российской Федерации в контексте обеспечения экономической безопасности. Цель исследования – провести теоретический анализ определений финансового рынка и определить роль финансового рынка в экономическом пространстве Российской Федерации в контексте обеспечения экономической безопасности, рассмотреть двусторонние отношения между участниками финансового рынка, экономического пространства и государственных органов как источники вызовов и угроз экономической безопасности, а также привести способы их минимизации. Основные методы – анализ различных определений термина финансового рынка с целью выявления аспектов термина, влияющих на экономическую безопасность, синтез соответствующих аспектов в блок-схему, оценка взаимосвязей отраженных в блок-схеме на основании исторических примеров финансовых кризисов, статистический анализ современного состояния финансового рынка Российской Федерации, сравнение со статистическими данными США. Результатом теоретического исследования функционирования финансового рынка в современной экономике является блок-схема, характеризующая финансовый рынок как институт, тесно связанный с состоянием национального экономического пространства для целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Научная новизна проведенного исследования заключается в обосновании концептуальной модели взаимосвязи финансового рынка и экономического пространства государства, в которой финансовый рынок рассматривается как активный участник формирования макроэкономической устойчивости и одновременно как транслятор рисков и угроз, отражающих общее состояние экономической среды. Отдельно отмечено влияние состояния экономического пространства на финансовый рынок, приведены исторические и статистические подтверждения значимости учета данных взаимосвязей для обеспечения экономической безопасности финансового рынка. Например, приведена роль платежеспособности субъектов экономического пространства в обеспечении экономической безопасности финансового рынка. Представлены пути оценки состояния экономической безопасности финансового рынка Российской Федерации в условиях взаимосвязи финансового рынка и экономического пространства, например, посредством использования сценарного метода или разработки показателей, характеризующих качественные характеристики финансового рынка.
Национальная безопасность / nota bene. 2025;(4):20-45
pages 20-45 views

Киберугрозы как современный вызов безопасности банковского сектора в России

Буевич А.П.

Аннотация

С развитием цифровых технологий и повсеместной цифровизацией финансовых услуг наблюдается экспоненциальный рост количества и сложности киберугроз, которые представляют серьёзный системный вызов для различных сфер экономики, но особенно – для банковской отрасли как ключевого элемента финансовой инфраструктуры государства. По данным Банка России, в 2023 году количество кибератак на кредитные организации увеличилось на 37% по сравнению с предыдущим годом, при этом 68% атак были направлены на клиентские данные и платежные системы, а средний размер ущерба от успешной атаки составил около 15 млн рублей. Именно поэтому увеличение уровня кибербезопасности сегодня является не просто приоритетной задачей, а стратегической необходимостью для обеспечения экономической стабильности финансового сектора и национальной безопасности страны в целом. Цель исследования заключается в комплексной оценке существующих мер противодействия киберугрозам в российском банковском секторе, анализе их эффективности и выработке рекомендаций по совершенствованию защитных механизмов. В работе использованы методы сравнительного анализа, экспертные оценки и изучение реальных кейсов кибератак за период 2020-2024 гг. В ходе проведения исследования была детально проанализирована ключевая роль Банка России как мегарегулятора финансового рынка в решении возникающих проблем. При этом было выявлено, что крупные кредитные организации также занимают особое место в противодействии угрозам, внедряя в свои системы различные инструменты предотвращения кибератак. Однако небольшие финансовые организации по-прежнему остаются под угрозой. Это, в совокупности с активным развитием схем мошенничества, обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования стратегии борьбы с кибератаками. Исследование основано на анализе регуляторной практики Банка России, данных FinCERT и опроса 50 экспертов банковского сектора. Результаты могут быть использованы для совершенствования подходов к управлению киберрисками на всех уровнях финансовой системы России.
Национальная безопасность / nota bene. 2025;(4):46-55
pages 46-55 views

Финансовая безопасность домохозяйств: экономико-правовые аспекты обеспечения

Самойлова Л.К.

Аннотация

Статья направлена на уточнение отдельных положений в области финансовой безопасности акторов, с акцентом на защиту финансовых интересов индивидов, обладающих меньшей финансовой «свободой» в сравнении с другими группами экономических субъектов. Исследованию финансовой безопасности домохозяйств посвящены публикации отечественных и зарубежных ученых. Первые из них рассматривают данное явление через призму других категорий, как то: безопасность звеньев финансовой системы, финансовое благосостояние, финансовая грамотность, бедность. Вторые уделяют внимание угрозам личным финансам, в том числе обусловленным динамичным развитием различных общественных отношений, и ключевому средству борьбы с ними – финансовой грамотности. Однако финансовые интересы домохозяйств не статичны, а значит, и состояние их финансовой безопасности претерпевает изменения из-за коррекции личных ориентиров. Ввиду этого цель исследования сводится к формулировке качественно нового подхода к обеспечению финансовой безопасности домохозяйств, суммирующего описание различных уровней финансовой безопасности индивидов, систему индикаторов оценки степени защищенности их финансовых интересов, инструменты поддержки. Объектом исследования выступают домохозяйства, предметом – их финансовое положение. В ходе исследования задействованы общенаучные и частнонаучные методы. Первые включают: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, посредством которых охарактеризована связь между дефинициями: «финансовая безопасность», «финансовые интересы», «звенья финансовой системы». Вторые – статистические методы: описание абсолютных и относительных статистических величин, ряды динамики, ранжирование. Они использованы для оценки степени защищенности финансовых интересов индивидов. В результате исследования обособлены уровни финансовой безопасности личности: базовый, оптимальный, продуктивный. Разработана авторская система индикаторов оценки финансовой безопасности домохозяйств, анализ расчетных значений которых позволил сформировать представление о степени защищенности финансовых интересов индивидов как в целом по Российской Федерации, так и в региональном разрезе. Установлено, что на финансовую безопасность индивидов влияют различные факторы – и внутренние характеристики личности, и состояние внешней среды. В этой связи сформулированы предложения по изменению механизма поддержки физических лиц для обеспечения разумной защиты их финансовых интересов и приоритетов. Совокупность представленных рекомендаций позитивно отразится на финансовом состоянии не только домохозяйств, но и других звеньев финансовой системы государства – макро- и микроуровней.
Национальная безопасность / nota bene. 2025;(4):56-83
pages 56-83 views

Измерение социально-экономического развития регионов: от классических подходов к цифровому социальному скорингу

Ефимов Е.А., Кудрявцева Т.Ю.

Аннотация

Предмет исследования охватывает теоретические и прикладные основы оценки социально-экономического благополучия регионов с использованием традиционных и инновационных подходов. Анализ сосредоточен на выявлении ограничений классических индикаторов, таких как валовой региональный продукт, уровень доходов и демографические характеристики, которые не в полной мере отражают субъективное восприятие качества жизни населением. В рамках исследования рассматриваются международные индексы (Social Progress Index, Happy Planet Index, World Happiness Report), а также российские практики комплексной оценки (рейтинги РИА «Новости», «Эксперт РА»), что позволяет выявить их сильные и слабые стороны. Дополнительный акцент сделан на возможности использования цифровых данных и методов обработки естественного языка, включая сентимент-анализ текстов, для интеграции субъективных оценок и общественных настроений в систему мониторинга. Методология исследования основана на применении методов критического анализа и сравнительного обзора научной литературы, обобщения концепций «экономики счастья» и интегральных индексов, на использовании междисциплинарного подхода, позволяющего сопоставлять традиционные индикаторы и цифровые методы оценки благополучия. Научная новизна заключается в систематизации теоретических школ и индексов, ориентированных на измерение благополучия, в обосновании необходимости интеграции субъективных цифровых индикаторов в традиционные модели мониторинга социально-экономического развития регионов. Новизна проявляется также в акценте на применении методов computational social science, включая автоматизированный анализ текстов, как перспективного направления для повышения чувствительности и оперативности мониторинга. Предложенный подход расширяет существующую практику, позволяя не только фиксировать объективные показатели, но и учитывать динамику общественных настроений, что меняет систему оценки благополучия в сторону большей полноты и комплексности. Выводы: классические показатели (ВРП, доходы) ограниченно отражают уровень жизни, а международные и российские рейтинги, несмотря на комплексность, остаются статичными и запаздывают по времени. Использование цифровых индикаторов социального скоринга позволяет формировать более оперативный и репрезентативный мониторинг. Они объединяют экономические, социологические и цифровые подходы, обеспечивая более точную диагностику регионального развития и создавая инструмент для поддержки стратегических решений в сфере региональной политики.
Национальная безопасность / nota bene. 2025;(4):84-98
pages 84-98 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».