🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

№ 5 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Актуальные вопросы промышленно-технологической кооперации в странах ЕАЭС

Оглоблина Е.В.

Аннотация

Предметом исследования выступают актуальные вопросы интеграции производственных процессов и обмена технологиями между Россией и странами – членами ЕАЭС. Целью работы является анализ организационно-экономических механизмов промышленно-технологической кооперации в странах ЕАЭС и определение условий повышения их эффективности в контексте санкционной политики, направленной на ограничение доступа российской экономики к зарубежным рынкам. В статье рассмотрены примеры успешной деятельности совместных предприятий, которые представляют собой одну из ведущих форм промышленно-технологической кооперации между Россией и странами ЕАЭС, распространенной в автомобилестроении, авиастроении, энергетике и нефтехимии. Создание совместных предприятий может способствовать стимулированию экономического роста, диверсификации промышленности, повышению доступности ресурсов и укреплению позиционирования региона на международной арене. Методологической основой исследования выступают системный подход, методы индукции, дедукции, анализа и синтеза. Исследование проводилось на основе открытых источников данных. В ходе проведенного анализа были выявлены следующие положительные результаты от организации совместных предприятий России и стран ЕАЭС: расширение рынков сбыта и увеличение объемов производства, обмен технологиями и повышение инновационного потенциала, создание новых рабочих мест и развитие компетенций. Также были определены проблемы, снижающие положительный эффект, в частности, отсутствие гармонизированных стандартов, финансовые риски, низкий уровень спроса внутри государств – членов ЕАЭС на товары, произведенные на предприятиях этих стран, управленческие и культурные различия. Решение этих проблем требует синергии бизнеса и государственных органов. Результаты исследования демонстрируют важность создания и повышения эффективности деятельности совместных предприятий в странах ЕАЭС, могут быть использованы для адаптации экономической стратегии России к новым геополитическим условиям.
Национальная безопасность / nota bene. 2024;(5):1-8
pages 1-8 views

Статистическая оценка региональных особенностей проявления демографических угроз в сфере брачности, материнства и детства

Апалькова Т.Г., Левченко К.Г., Липагина Л.В.

Аннотация

Предметом исследования является изучение региональных особенностей демографических показателей брачности, материнства и детства, их связи с показателем естественного прироста. При этом естественная убыль населения рассматривается как одна из ключевых угроз демографической, а следовательно – и национальной безопасности населения Российской Федерации, поскольку влечёт ряд экономических и геополитических рисков. Вариабельность показателей брачности, материнства и детства рассматривается в исследовании как возможный источник вариабельности естественного прироста. Поэтому детально анализируются региональные особенности числовых характеристик каждого из этих признаков. Особое внимание уделяется регионам, демонстрирующим аномальные значения по одному, или нескольким признакам. Помимо этого, изучены характер влияния отдельных показателей брачности, материнства и детства на коэффициент естественного прироста с целью выявления ключевых факторов, определяющих изменчивость последнего. В работе использованы методы разведочного анализа данных: элементы описательной статистики и диаграммы, позволяющие продемонстрировать тенденции. Также определена теснота связи показателей коэффициента естественного прироста с показателями брачности, материнства и детства и построена модель линейной регрессии коэффициента естественного прироста на суммарный коэффициент рождаемости. Вкладом авторов в развитие темы является то, что несмотря на простоту заявленных методов исследование позволило выделить регионы, имеющие специфические черты по одному, или нескольким показателям брачности, материнства, детства, а также – естественного прироста. Дальнейшее изучение особенностей региональной демографической политики, состояния здравоохранения, культурных особенностей выделенных регионов позволит позаимствовать положительный опыт и скорректировать негативные тенденции, что должно привести к снижению факторов, определяющих депопуляцию населения России в части брачности, материнства и детства. Регрессионная модель позволила сделать заключение о необходимости мер по повышению суммарного коэффициента рождаемости, поскольку, среди рассмотренных факторов, коэффициент естественного прироста оказался наиболее чувствителен именно к этому признаку, характеризующему одновременно склонность женщин к материнству и интенсивность рождаемости.
Национальная безопасность / nota bene. 2024;(5):9-24
pages 9-24 views

К вопросу о стратегии научно-технологического развития Российской Федерации

Агеев В.Н.

Аннотация

Объектом исследования настоящей статьи являются нормативно-правовые акты стратегического планирования в сфере научно-технологического развития России. Предметом настоящего исследования стала Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации 2024 года. Важность проводимого исследования определяется тем, что опыт реформирования различных сфер деятельности государства и общества показал, что успешное развитие и функционирование той или иной сферы невозможно без планирования, прогнозирования и программно-целевого регулирования. Автор в статье уделяет большое внимание вопросам стратегического планирования, формулирует понятие стратегии с точки зрения права, анализирует основные направления государственной политики в сфере научно-технологического развития России; проводит подробный сравнительный анализ Стратегий научно-технологического развития Российской Федерации 2016 года и 2024 года, выявляет новеллы Стратегии 2024 года; разрабатывает рекомендации и предложения по проблематике статьи. Методологию исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, а также труды российских учёных. В статье использовались как общенаучные, так и специальные методы исследования. Новизна исследования заключается в недостаточном количестве исследований по проблематике статьи. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: Стратегия научно-технологического развития 2024 года указывает, что российская наука – это основа суверенного развития государства и обеспечения безопасности страны; одним из существенных изменений, внесённых в Стратегию 2024 года, стало, положение о том, ключевым фактором научно-технического развития становится создание и развитие собственной производственной базы для отечественных разработок; реализация Стратегии должна быть направлена на исправление предыдущих ошибок в стратегическом планировании во избежание главной ошибки – недостаточности обеспеченности технологического суверенитета; положения Стратегии должны быть обязательными для исполнения для всех субъектов, обладающих инструментами достижения поставленных целей; необходимо продолжить совершенствование законодательства о стратегическом планировании и управлении, с целью сделать его реальным механизмом обеспечения технологического суверенитета государства.
Национальная безопасность / nota bene. 2024;(5):25-38
pages 25-38 views

Новые тренды в развитии стран бывшей Югославии: быстрое развитие с ЕС или греческий сценарий

Аржаев Ф.И.

Аннотация

После распада Югославии Балканский регион стал одним из самых сложных и неоднородных на Европейском континенте. Страны, ранее объединенные институтами Югославии, оказались во враждующих и противостоящих друг другу лагерях. Это вызвало как политические, так и социально-экономические проблемы; сегодня их решение может лежать в плоскости вступления избранных стран в Европейский Союз (ЕС). В то же время ЕС также не является идеальным инструментом для решения проблем своих стран-членов: в качестве примера можно привести Грецию. Цель статьи – определить какой сценарий для экономик бывших югославских стран будет реализован в случае вступления этих стран в ЕС (для тех, которые еще не вступили). Методологическую основу исследования составили такие методы, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, индукция и дедукция, системный подход, исторический метод. Основной задачей данной статьи является оценка эффективности механизмов ЕС без учета высокой социальной роли интеграции ЕС, поэтому авторы сосредоточились на экономических факторах. Авторы отвечают на поставленный вопрос и классифицируют страны бывшей Югославии; доказана низкая эффективность механизмов Европейского Союза в решении экономических, социальных и политических противоречий стран, расположенных на Балканском полуострове. Важнейшим вкладом статьи является доказательство того, что Европейский Союз не должен расширяться на Балканский регион, более того, Словения и Хорватия, несмотря на свою меньшую вовлеченность в югославский конфликт, могут стать триггерами и импульсом переноса негативных последствий на Европейский Союз в случае беспорядков на Балканский полуостров. При этом следует отметить, что ситуация в регионе хрупкая и поддержка одной из сторон таким экономически мощным объединением, как ЕС, приведет к ухудшению ситуации, к дестабилизации.
Национальная безопасность / nota bene. 2024;(5):39-49
pages 39-49 views

Вооруженные силы и создание вторичных социальных институтов

Иванов А.А.

Аннотация

В настоящей статье автор подробно рассматривает различные аспекты превращения вооруженных сил в инструмент социально-экономической модернизации. Объектом исследования в данном случае выступает армия как социальный институт, а предметом исследования являются исторические примеры гибридных институциональных соглашений с участием армии для проектирования новых институциональных образований. Целью настоящего исследования является поиск альтернативных методов капитализации военного потенциала современных государств в меняющихся условиях многополярного мира на базе исторического опыта. Особое внимание уделяется позитивным примерам участия вооруженных сил в процессах гибридизации в прошлом, а именно – духовно-рыцарским орденам, восточным единоборствам, средневековому военному наемничеству и т.д. В то же время, приводятся и примеры неудачных гибридных соглашений – местничества, военных поселений и т.д. Методология исследования опирается на достижения "новой институциональной экономической теории" и предполагает выявление места и роли вооруженных сил в социальном механизме посредством структурно-функционального и процессуально-динамического анализа. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что задача превращения традиционных институтов национальной безопасности в инструмент социально-экономической модернизации может быть решена, если рассматривать социум не только в контексте разнообразия содержания, а с точки зрения взаимосвязей между составляющими его универсальными понятиями. Научная новизна предложенного подхода состоит в том, что армия и иные силовые ведомства важны не только сами по себе, но как часть исторически сложившейся институциональной матрицы, а кооперация и гибридизация институтов внутри матрицы в таком ключе открывают широкие возможности преодоления факторов, сдерживающих социально-экономические развитие. Авторский вклад в решение поставленной исследовательской цели заключается в установлении связи между «валентностью» социальных институтов, связанных с применением насилия, и способностью общества находить баланс между безопасностью и прогрессом.
Национальная безопасность / nota bene. 2024;(5):50-62
pages 50-62 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».