🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Russia and Türkiye are on the path to progress in national anti-money laundering and counter-terrorism financing systems.

Abstract

In 2022-2023, a number of international organizations of the global anti-money laundering and terrorist financing network, as well as financial intelligence units of the Western bloc countries, refused to cooperate with Russia. In these circumstances, it is necessary to expand international cooperation with friendly countries, including Turkey, a key foreign policy and trade partner of modern Russia. The article examines the national anti-money laundering and terrorist financing systems of Russia and Turkey. A comparative analysis of their technical compliance with the Recommendations of the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) is carried out. The assessments of the effectiveness of the systems received by the countries within the framework of the 4th round of mutual assessments in 2019, as well as key countermeasures, are compared. General scientific research methods were used. The information was based on mutual assessment reports and progress reports from Russia and Turkey, as well as national laws on combating money laundering and terrorist financing. The comparative analysis was carried out for 2019-2023, during which countries made efforts to improve their national systems. As a result of the study, it was concluded that both countries have achieved significant progress in the development of national anti-money laundering and terrorist financing systems. Estimated 2023-2024 they comply or significantly comply with all FATF recommendations. At the same time, according to a number of recommendations, countries are superior or inferior to each other, which allows for the exchange of experience for further progress in this area. Thus, Russia is interested in Turkey's experience in establishing deterrent liability measures, identifying public officials and monitoring their operations, and interacting with third parties.

References

  1. Сбитнева А.И. Россия и Турция: долгий путь к сотрудничеству. интервью генерального консула России в Стамбуле // Россия и современный мир. 2023. № 2 (119). С. 275-281.
  2. Шангараев Р.Н., Поспелов Н.В. Россия и Турция: исторические особенности взаимодействия и перспективы сотрудничества // История и современное мировоззрение. 2021. Т. 3. № 4. С. 80-85.
  3.  Эргашев А.С., Мартынова М.Ю., Афонин М.В. Россия-Турция: поиск баланса сил // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 5 (86). С. 1722-1731.
  4. Джавадов Н.Д.О. Турция во внешнеэкономических связях России // Гостиничное дело. 2023. № 11. С. 675-686.
  5. Börekci Şahan, Havva. (2011). Assessment of Turkey's anti-money laundering and combating terrorist financing system. University of Baghdad Engineering Journal. 23. 3748-3768.
  6.  Okuyucu, G. (2009), Anti‐money laundering under Turkish law, Journal of Money Laundering Control, Vol. 12. No. 1, pp. 88-92. URL: https://doi.org/10.1108/13685200910922679
  7.  Yukselturk, O., Misirlioglu, I. & Turksen, U. (2010). Check the weather before you hang the laundry! Accounting Turkish Progress in Anti-Money Laundering Mechanisms.
  8. Yildirim, I. & Rafay, A. (2021). Anti-Money Laundering in Insurance Sector: The Turkish Case. In A. Rafay (Ed.). Money Laundering and Terrorism Financing in Global Financial Systems (Chapter 5: pp. 108-127). PA: IGI Global. doi: 10.4018/978-1-7998-8758-4.ch005
  9. Mekpor, E.S., Aboagye, A. & Welbeck, J. (2018). The determinants of anti-money laundering compliance among the Financial Action Task Force (FATF) member states. Journal of Financial Regulation and Compliance, 3, 442-459. URL: https://doi.org/10.1108/JFRC-11-2017-0103.
  10. Chitimira, H. & Munedzi, S. (2023). Overview international best practices on customer due diligence and related anti-money laundering measures, Journal of Money Laundering Control, Vol. 26 No. 7, pp. 53-62. URL: https://doi.org/10.1108/JMLC-07-2022-0102
  11. Ирхин А.А., Нелина Л.П. Россия и Турция в черноморском регионе: диалектика сотрудничества и конкуренции региональных держав после 2014 г. // Причерноморье. История, политика, культура. 2020. № 29. С. 21-27.
  12. Мачитидзе Г.Г. Турция-“Талибан”: алгоритмы взаимодействия // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67. № 3. С. 67-78.
  13. Вольвич Д.А. Сирийский вопрос в сотрудничестве России и республики Турция в контексте борьбы против международного терроризма // Интернаука. 2021. № 16-2 (192). С. 21-23.
  14. Никитина А.К., Чирков В.Д. Противодействие терроризму – турецкий опыт / В сборнике: Актуальные проблемы современного права. Сборник материалов Международного круглого стола. Российский государственный университет туризма и сервиса; Научный редактор С.Л. Никонович. 2020. С. 334-338.
  15. Захарьев Я.О. Открытие парка Джохара Дудаева в Турции: последствия для отношений Эрдогана с Россией и миром // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 12-5 (82). С. 433-438.
  16. Бокова Б.Б. Турция 2023: от наследия ататюрка к происламской идеологии / В сборнике: Современные проблемы регионоведения. Материалы Международной научно-практической конференции. Астана, 2023. С. 43-48.
  17. Pol, R.F. (2018), Anti-money laundering effectiveness: assessing outcomes or ticking boxes?. Journal of Money Laundering Control, Vol. 21 No. 2, pp. 215-230. https://doi.org/10.1108/JMLC-07-2017-0029
  18. Королева Л.П. О взаимодействии государства и банков в борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма // ЭКО. 2023. № 11 (593). С. 173-192.
  19. Курдюмов А.В., Громова Н.С. Контроль и аудит в коммерческих банках за отмыванием доходов, полученных преступным путем // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 264-268.
  20. Королева Л.П. Совершенствование механизма установления бенефициарных владельцев в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 12 (429). С. 2277-2300.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».