🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

The Public Control in Russia as a tool for the centralization of the public administration system during the special military operation

Abstract

This article is devoted to the legal analysis of the public control in the Russian Federation as a tool for centralizing the public administration system during a special military operation. The authors note that the public administration system in Russia during the period of a special military operation, on the one hand, is experiencing a systemic negative external impact from hostile foreign states and their coalitions, and on the other hand, is being tested for strength due to extreme pressures on both the country's economy (including the military-industrial complex) and and the Russian society. In this regard, it is of particular interest to analyze the main directions of using the institute of public control as a tool for centralizing the public administration system in the Russian Federation. A number of scientific research methods are used in the research, including: formal-logical; historical-legal; comparative-legal; statistical; sociological; method of analyzing specific legal situations. The paper examines the main problems hindering the organization and functioning of subjects of public control as an effective tool for influencing the public administration system in Russia in order to optimize it in the context of a special military operation: the lack of consolidation of this institution in the Basic Law of the country; the exclusion of a number of objects from the subject of Federal Law No. 212-FZ dated 07/21/2014 "On the basics of public control in the Russian Federation"; lack of real powers for subjects of public control; lack of elaboration in scientific legal doctrine and legislation of special forms, methods and types of public control measures in military and emergency situations; lack of elaboration of increased measures of legal responsibility for actions that impede the legitimate activities of subjects of public control; lack of specific types of subjects public control with experience in working under conditions of a special military operation; insufficient use of positive foreign and Soviet experience of public control over the apparatus of public power. The authors have developed and substantiated a system of measures to resolve these problems.

References

  1. Арчаков М. К. Особенности противодействия левому политическому экстремизму в современной России // Теории и проблемы политических исследований. 2023. Т. 12. № 3-4-1. С. 12-19.
  2. Богачев А. М., Теплых Г. И., Кавчук П. Н. Формирование общероссийской гражданской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях: риски и перспективы // Психология и психотехника. 2023. № 3. С. 44-52.
  3. Векшин В. О., Войнов Д. И. Состояние и настроения гражданского общества на примере социологического исследования общественных организаций // Управленческое консультирование. 2022. № 11 (167). С. 111-122.
  4. Гончаров В. В., Максимова С. М., Петренко Е. Г., Поярков С. Ю. О проблемах и перспективах развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 76-79.
  5. Гончаров В. В., Поркашян М. А., Спектор Л. А., Петренко Е. Г. О необходимости формализации в российском законодательстве системы общественного контроля: конституционно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 186-188.
  6. Гончаров В. В., Малютин А. Д., Спектор Л. А., Петренко Е. Г. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 194-196.
  7. Гончаров В. В., Чешин А. В., Грищенко О. В., Литвинова В. Ю., Петренко Е. Г. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 127-130.
  8. Гончаров В. В., Грищенко О. В., Петренко Е. Г., Спектор Л. А., Чешин А. В. Экономическая эффективность мероприятий общественного контроля в Российской Федерации как основной критерий оценки результатов деятельности его субъектов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7 (223). С. 199-202.
  9. Гончаров В. В., Грищенко О. В., Петренко Е. Г., Спектор Л. А., Чешин А. В. Цифровые технологии как инструмент повышения экономической эффективности проводимых мероприятий общественного контроля в России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 196-200.
  10. Грищенко Л. Л., Измайлов А. А. Несистемная оппозиция-современная угроза общественной безопасности // Академическая мысль. 2022. № 2. С. 183-189.
  11. Журавлева М. А., Берестова Л. И. Приоритеты государственной политики по организации социальной защиты участников СВО // Государственная служба. 2023. Т. 25. № 4 (144). С. 88-93.
  12. Замглавы МИД РФ: США тренируют украинскую «IT-армию». ТАСС (сайт). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/interviews/16906301 (дата обращения: 01.01.2024).
  13. Заполев С. Фейк как один из современных инструментов информационных операций, проводимых Украиной и поддерживающими ее странами // Зарубежное военное обозрение. 2022. № 7. С. 8-9.
  14. Косыгина К. Е. О консолидации общества в условиях геополитической напряженности (по материалам исследования в Вологодской области) // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 4. С. 199-218.
  15. Мартьянов Д. С. Трансформация виртуальной публичной сферы в условиях специальной военной операции // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23. № 3. С. 20-32.
  16. Морозов С. И., Макаренко К. М. Доверие современной российской молодежи политическим институтам в условиях кризисных потрясений // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2023. Т. 28. № 3. С. 16-28.
  17. Пинчук А. Ю. О социально-политических резервах и императивах специальной военной операции // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29. №4. С. 28-39.
  18. Плотникова М. А. Формирование новых социально-групповых общностей на территории муниципального образования с низкой инициативностью граждан в условиях проведения СВО // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29. № 2. С. 18-27.
  19. Семченков А. С. Технологии социально-политической дестабилизации и политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях специальной военной операции // Вестник Российской нации. 2023. № 4 (91). С. 87-99.
  20. Фельдман П. Я., Прохватилов Г. В. Становление сетевого корпоративизма в условиях новой информационно-коммуникационной реальности // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 2 (90). С. 599-607.
  21. Филевский Р. Террористическая деятельность и провокации-символы украинской незалежности // Зарубежное военное обозрение. 2022. № 12. С. 19-20.
  22. Цыбаков Д. Л., Данкова Ж. Ю. Императивы государственно-гражданского взаимодействия в России в период специальной военной операции // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. Т. 18. № 5. С. 80-95.
  23. Цыбаков Д. Л. Трансформации гражданского общества современной России в период специальной военной операции // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023. Т. 13. № 5. С. 113-123.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».