🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Public tax control in Russia: to the problem statement

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to the analysis of public tax control in the Russian Federation. The paper substantiates the role and place of the institute of public control as the most important legal guarantee for the implementation and protection of not only constitutional principles (first of all, the principles of democracy and participation of Russian citizens in the management of state affairs), but also the entire system of human and civil rights and freedoms, as well as the rights and legitimate interests of public associations and other non-governmental non-profit organizations. The authors analyze various points of view in domestic and foreign educational and scientific literature on the concept, content and limits of public tax control in Russia. The article formalizes and substantiates the authors' definition of the concept of "public tax control".  The article uses a number of scientific research methods: formal-logical; comparative-legal; historical-legal; statistical; sociological; financial analysis; method of analyzing specific legal situations. The organization and implementation of public tax control in the Russian Federation are associated with numerous problems: the lack of consolidation of the institution of public tax control in the country's Constitution and current legislation; insufficient elaboration in the Russian scientific legal doctrine of the concept, content, limits of public tax control, a list of specific forms, methods and types of its activities; lack of subjects of public control (including subjects of public tax control) real powers; insufficient level of development of financial, property, organizational and legal base of subjects of public control; lack of specialized subjects of public tax control; weak use of foreign positive experience in organizing and implementing tax control of civil society institutions; lack of consolidation in the Criminal Code of the Russian Federation and the Administrative Code of the Russian Federation of measures of increased legal responsibility for countering legitimate activities of representatives of subjects of public tax control. The article develops and substantiates a system of measures to resolve these problems.

References

  1. Абакарова Р. Ш. Сущность налогового контроля // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 10 (40). С. 49-51.
  2. Антропцева И. О. Публичный интерес как основная цель публичного финансового контроля // Финансовое право. 2021. № 8. С. 3-6.
  3. Байчурина А. И. Создание общественного совета при ФНС России как шаг на пути формирования налоговой культуры населения // Налоги и финансы. 2009. № 2. С. 39-41.
  4. Баранова Л. Г., Федорова В. С. Налоговый контроль и налоговая оптимизация-единство и борьба противоположностей // Бюллетень результатов научных исследований. 2019. № 3. С. 102-110.
  5. Бубнова М. Э. Электронный документооборот при осуществлении налогового контроля в условиях информационного общества // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № С. 107-110.
  6. Васильева Е. Г. Трансформация налогового контроля: современная модель правового регулирования // Право и практика. 2022. № 2. С. 82-89.
  7. Войтов В. В. Инновации в противодействие уклонению от уплаты налогов, как важнейшее направление минимизации теневой экономики и легализации преступных доходов // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. № 11 (37). С. 104-116.
  8. Головнева М. С., Прокаев В. А. Некоммерческая и благотворительная деятельность: разработка механизмов налогового стимулирования и общественного контроля // Налоговая политика и практика. 2007. № 11. С. 4-10.
  9. Гончаров В. В., Паркашян М. А., Спектор Л. А., Петренко Е. Г. О необходимости формализации в российском законодательстве системы общественного контроля: конституционно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 186-188.
  10. Гончаров В. В., Малютин А. Д., Спектор Л. А., Петренко Е. Г. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 194-196.
  11. Гончаров В. В., Чешин А. В., Грищенко О. В., Литвинова В. Ю., Петренко, Е. Г. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 127-130.
  12. Гончаров В. В., Грищенко О. В., Петренко Е. Г., Спектор Л. А., Чешин А. В. Экономическая эффективность мероприятий общественного контроля в Российской Федерации как основной критерий оценки результатов деятельности его субъектов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7 (223). С. 199-202.
  13. Гончаров В. В., Грищенко О. В., Петренко Е. Г., Спектор Л. А., Чешин А. В. Цифровые технологии как инструмент повышения экономической эффективности проводимых мероприятий общественного контроля в России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 196-200.
  14. Егорова М. А., Кожевина О. В., Севостьянов М. В., Пономарева Д. В., Ван Г. Исследование правовых проблем выпуска и обращения криптовалют на блокчейне для целей налогообложения // Право и цифровая экономика. 2022. № 2 (16). С. 10-15.
  15. Емельянов А. С. Преодоление уязвимости налогоплательщиков в контексте цифровизации налогового контроля и налогового администрирования // Право и практика. 2021. № 4. С. 205-209.
  16. Емельянов А. С. Налогообложение и цифровизация общественных отношений: формирование правовой основы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 12. С. 17-26.
  17. Кувалдина Т. Б., Балашова Ю. Г., Картавова Е. М. Налоговая культура в России: состояние и развитие // Инновационная экономика и общество. 2023. № 2 (40). С. 38-45.
  18. Кузнецова Н. В., Калинская М. В., Плетнева Е. Г., Корчагина А. А. Автоматизированная система налогообложения как перспектива развития малого бизнеса // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 4 (48). С. 186-191.
  19. Марьясис И. В. Пути решения проблемы уязвимости налогоплательщиков перед цифровизацией налогового контроля и налогового администрирования // Инновационная наука. 2023. № 5-2. С. 123-127.
  20. Рябкова Д. В. Перспективы развития налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 5-4 (51). С. 282-284.
  21. Чикунова П. С., Варламова А. С., Сергеева И. А. Налоговый мониторинг как форма осуществления налогового контроля в условиях цифровизации // Проблемы научной мысли. 2023. Т. 2. № 5. С. 49-55.
  22. Хань Б. Таможенный контроль цифровой торговли // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 4. С. 183-185.
  23. Якупов З. С. Информатизация общества и развитие института налогового контроля // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 7-2 (46). С. 550-556.
  24. Якупов З. С. Эволюция налоговых систем и института налогового контроля // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 8-1 (47). С. 478-485

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».