🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Общественный контроль за налоговыми органами государственной власти в России: проблемы определения пределов осуществления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу проблем определения пределов осуществления общественного контроля за налоговыми органами государственной власти в Российской Федерации. Деятельность, акты и решения налоговых органов власти отнесены законодательством об общественном контроле к числу объектов общественного контроля. Однако реализация мероприятий общественного контроля в отношении указанного объекта имеет определенные пределы реализации, обусловленные, с одной стороны, спецификой деятельности указанной разновидности органов публичной власти, а с другой стороны, особенностями информации, получаемой ими от налогоплательщиков. В этой связи в научной статье формализованы и проанализированы основные проблемы, связанные с определением оптимальных границ общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений налоговых органов государственной власти в Российской Федерации. В настоящей статье использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический. Для разрешения вышеназванных проблем в работе разработана и обоснована система мероприятий путем: а) дополнения Налогового кодекса Российской Федерации отдельной статьей (или группой статей), в которой будет закреплен механизм организации и осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений налоговых органов государственной власти, включая урегулирование вопросов, связанных с пределами его осуществления; б) разработки и принятия отдельного Федерального закона «Об общественном налоговом контроле», в котором будут определены понятие, принципы, цели, задачи общественного налогового контроля, основные формы и виды его мероприятий, вышеназванный механизм их организации и осуществления; в) разработки системы специальных требований к представителям субъектов общественного контроля, уполномоченным для организации и проведения вышеназванных мероприятий общественного контроля; г) создания специализированных субъектов общественного контроля, предназначенных для реализации данных мероприятий, которые будут независимы от налоговых органов государственной власти.

Об авторах

Яцек Залесны

Варшавский университет

Email: zalesny.yatsek@mail.ru
профессор; Институт политических исследований;

Омонулла Закирович Мухамеджанов

Ташкентский государственный юридический университет

Email: kvv20242024@mail.ru
профессор; кафедра международного права и прав человека;

Марина Станиславовна Савченко

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Email: niipg2010@mail.ru
зав. кафедрой; кафедра государственного и международного права;

Список литературы

  1. Артемов Г. А., Бардан Д. В. Актуальные проблемы общественного контроля в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2025. № 1. С. 25-29. doi: 10.18572/2221–3287-2025-1-25-29. EDN: YVCLPZ.
  2. Гончаров В. В. Определение пределов общественного контроля в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Advances in Law Studies. 2019. Т. 7. № 2. С. 41-45. doi: 10.29039/article_5da620011269f7.75488756. EDN: BXBQGD.
  3. Гончаров В. В. О некоторых вопросах ответственности власти в современной России // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 2. С. 9-14. EDN: LLRZJB.
  4. Гончаров В.В. Институт общественного контроля в Российской Федерации как инструмент предотвращения роста социальной напряженности в обществе (конституционно-правовой анализ) // Конфликтология / nota bene. 2018. № 4. С. 1-6. doi: 10.7256/2454-0617.2018.4.28543 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28543
  5. Гончаров В.В. О некоторых вопросах, связанных с правовой природой общественного контроля власти (конституционно-правовые аспекты) // Административное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 17-25. doi: 10.7256/2454-0595.2018.8.27332 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27332
  6. Дицевич Я. Б., Белых О. А., Русецкая Г. Д. Применение новых технологий в борьбе с нарушениями экологического законодательства // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. № 3. С. 295-305. doi: 10.17150/2500–4255.2021.15(3).295-305. EDN: HIFGMI.
  7. Ковалева И. В. Общественные наблюдательные комиссии в системе субъектов общественного контроля за деятельностью полиции в Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 121-125. EDN: SPLXYQ.
  8. Метлицкий Р. Л. Развитие идей общественного контроля в положениях Конституции Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2021. № 1 (136). С. 141-146. doi: 10.34076/20713797_2021_1_141. EDN: YCFAJO.
  9. Михеева Т. Н. О правовом регулировании общественного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 1 (5). С. 73-78. EDN: VXKMXF.
  10. Никитина Е. Е. Правовая природа общественного контроля и подходы к его регулированию в Российской Федерации // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 4. С. 22-36. doi: 10.12737/jrp.2023.038. EDN: MXPXXQ.
  11. Оносов Ю. В. Пределы правового регулирования и усмотрение в праве: о соотношении понятий // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 2 (116). С. 4-10. doi: 10.34076/2410–2709-2020-2-4-10. EDN: REGZWI.
  12. Тепляшин И. В. Сферы реализации общественного контроля: границы достигнутого и направления развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 9. С. 8-12. doi: 10.18572/1813–1247-2021-9-8-12. EDN: FMYLDP.
  13. Тулаева К. В. Общественный контроль в Российской Федерации: текущее состояние и основные тенденции развития // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2024. № S18-1 (105). С. 89-93. EDN: HPBAQK.
  14. Хачатрян М.С. Пределы правового регулирования общественного контроля // Юридические исследования. 2017. № 9. С. 24-30. doi: 10.25136/2409-7136.2017.9.20441 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20441

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».