🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

The boundaries of public financial control in the Russian Federation: towards the formulation of the problem

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the analysis of the problems of defining the boundaries of public financial control in the Russian Federation. The relevance of the work is due to the need to resolve the research problem of determining the optimal limits for the implementation of public control in relation to such an important branch of public administration as the financial activities of public authorities, local governments, as well as other objects of public control endowed by legislation with the right to exercise certain public powers. The authors investigate the risks associated with insufficient and superficial implementation of public control in this area, as well as with the excessive influence of subjects of public control on the activities of the above-mentioned objects. The main problems preventing the definition of the boundaries of public financial control are formalized and analyzed: the disregard of this institution by the Constitution of the country; the lack of its detail in financial legislation; the lack of consolidation of the system of public control, as well as the concept of "financial public control" in the legislation on public control; the lack of development of the concept and limits of the boundaries of public financial control in scientific legal doctrine weak use of foreign experience and modern digital technologies in this field.  The article uses a number of scientific research methods: formal-logical; comparative-legal; historical-legal; statistical; sociological; financial analysis; method of analyzing specific legal situations. In this work, ways to solve the above-mentioned problems related to the definition of the boundaries of public financial control are developed and justified, including by: incorporating the institute of public control into the Constitution of the Russian Federation, and the concepts of "public control system", "public financial control" into current legislation with the definition of the boundaries of its implementation; implementation of a system of measures to to stimulate these scientific and theoretical developments in the domestic scientific legal doctrine of public control, dedicated to defining the boundaries of public financial control; the adoption by the Government of the Russian Federation with the assistance of the Public Chamber of the Russian Federation of a number of federal programs dedicated to the development of the institute of public financial control (taking into account positive foreign experience, as well as modern digital technologies and artificial intelligence technologies).

References

  1. Борисова А.А., Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Поярков С.Ю. Общественный бюджетный контроль в России: к постановке проблемы // Финансы и управление. 2024. № 1. С. 86-98. doi: 10.25136/2409-7802.2024.1.69598 EDN: ZSSYHC URL: https://e-notabene.ru/flc/article_69598.html
  2. Бублий М. П. Особенности осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления // Международный научный журнал. 2016. № 5-1. С. 14-18.
  3. Гончаров В. В., Борисова А. А., Петренко Е. Г. Общественный контроль в строительстве: место и роль саморегулируемых организаций // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2024. Т. 10. № 1 (37). С. 81-90.
  4. Гончаров В. В., Нагайцев В. В., Петренко Е. Г., Пустовалова Е. В. Использование технологий искусственного интеллекта в процессе функционирования института общественного контроля в России // Теория и практика общественного развития. 2024. № 4 (192). С. 170-178.
  5. Гончаров В. В., Грищенко О. В., Петренко Е. Г. ФНС и ее территориальные подразделения как объекты общественного контроля в России // Налоги и налогообложение. 2023. № С. 21-29.
  6. Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Поярков С.Ю., Борисова А.А. Общественный финансовый контроль в России: современные проблемы и пути совершенствования // Финансы и управление. 2023. № 4. С. 21-32. doi: 10.25136/2409-7802.2023.4.69577 EDN: PXXBYV URL: https://e-notabene.ru/flc/article_69577.html
  7. Гончаров В. В., Паркашян М. А., Спектор Л. А., Петренко Е. Г. О необходимости формализации в российском законодательстве системы общественного контроля: конституционно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 186-188.
  8. Гончаров В. В., Малютин А. Д., Спектор Л. А., Петренко Е. Г. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 194-196.
  9. Гончаров В. В., Чешин А. В., Грищенко О. В., Литвинова В. Ю., Петренко, Е. Г. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 127-130.
  10. Гончаров В. В., Грищенко О. В., Петренко Е. Г., Спектор Л. А., Чешин А. В. Экономическая эффективность мероприятий общественного контроля в Российской Федерации как основной критерий оценки результатов деятельности его субъектов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7 (223). С. 199-202.
  11. Гончаров В. В., Грищенко О. В., Петренко Е. Г., Спектор Л. А., Чешин А. В. Цифровые технологии как инструмент повышения экономической эффективности проводимых мероприятий общественного контроля в России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 196-200.
  12. Гриб В. В. Генеральная прокуратура Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации как объекты общественного контроля // Юридический мир. 2016. № 9. С. 38-44.
  13. Гриб В. В. Внебюджетный фонды как объекты общественного контроля: Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4. С. 20-26.
  14. Гриб В. В. Федеральное Собрание Российской Федерации как объект общественного контроля // Российская юстиция. 2016. № 8. С. 2-5.
  15. Гриб В. В. Органы судебной власти России как особый объект общественного контроля // Российский судья. 2016. № 8. С. 35-41.
  16. Гриб В. В. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации как объект общественного контроля // Сравнительная политика. 2016. Т. 7. № 3. С. 33-44.
  17. Гриб В. В. Система избирательных комиссий Российской Федерации – как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 42-46.
  18. Гриб В. В. Президент Российской Федерации – объект общественного контроля? // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 34-36.
  19. Долгих Ф. И. Общественный контроль за деятельностью политических партий – к постановке вопроса // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 13-18.
  20. Кармолицкий А. А. К вопросу об общественном контроле в сфере исполнительной власти // Законодательство. 2019. № 1. С. 37-48.
  21. Ковалева И. В. Общественные наблюдательные комиссии в системе субъектов общественного контроля за деятельностью полиции в Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 121-125.
  22. Латышева Л. А., Щербакова Д. С. Проблемы осуществления общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. Т. 13. № 1 (45). С. 67-72.
  23. Михеева Т. Н. О правовом регулировании общественного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 1 (5). С. 73-78.
  24. Нагайцев В.В., Гончаров В.В., Петренко Е.Г. Деятельность в сфере торговли и бытового обслуживания как перспективный объект общественного контроля в России // Финансы и управление. 2024. № 1. С. 113-129. doi: 10.25136/2409-7802.2024.1.69838 EDN: ZGFQBP URL: https://e-notabene.ru/flc/article_69838.html
  25. Петренко Е.Г., Гончаров В.В., Нагайцев В.В. Проблемы и перспективы развития законодательства об общественном контроле в Республике Беларусь // Национальная безопасность / nota bene. 2024. № 2. С. 63-77. doi: 10.7256/2454-0668.2024.2.69089 EDN: WCIEFE URL: https://e-notabene.ru/nbmag/article_69089.html
  26. Петренко Е.Г., Гончаров В.В., Борисова А.А., Поярков С.Ю. Общественные советы при Федеральной налоговой службе России и ее территориальных подразделениях: современные проблемы и перспективы развития // Налоги и налогообложение. 2023. № 6. С. 74-85. doi: 10.7256/2454-065X.2023.6.69622 EDN: BTUPCR URL: https://e-notabene.ru/ttmag/article_69622.html
  27. Пищулин О. В. Цели, объекты и субъекты общественного контроля // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 108-110.
  28. Поярков С.Ю., Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Борисова А.А. Общественный налоговый контроль в России: к постановке проблемы // Налоги и налогообложение. 2023. № 6. С. 60-73. doi: 10.7256/2454-065X.2023.6.69581 EDN: BSMRMW URL: https://e-notabene.ru/ttmag/article_69581.html
  29. Пухов А. А., Гончаров В. В., Борисова А. А., Петренко Е. Г. «Цифровой рубль» и общественный контроль за его созданием и оборотом в России: к постановке проблемы // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2024. Т. 49. № 1. С. 90-98.
  30. Тепляшин И. В. Сферы реализации общественного контроля: границы достигнутого и направления развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 9. С. 8-12.
  31. Топоров А. Ю. Эффективность общественного контроля в области безопасности труда и его взаимосвязь с представителями работодателя // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 3. С. 77-80.
  32. Хачатрян М.С. Пределы правового регулирования общественного контроля // Юридические исследования. 2017. № 9. С. 24-30. doi: 10.25136/2409-7136.2017.9.20441 URL: https://e-notabene.ru/lr/article_20441.html
  33. Якупов З. С. Информатизация общества и развитие института налогового контроля // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 7-2 (46). С. 550-556.
  34. Япрынцев И. М. Об объекте общественного контроля в системе непосредственного народовластия (на примере деятельности Президента Российской Федерации) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 34-38.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».