Предметом настоящего исследования является налоговая система Ирана и характер её изменения в условиях международных санкций, которые действуют в отношении страны на протяжении нескольких десятилетий. С учётом того, что налогово-бюджетная система Ирана претерпела ряд значительных изменений в течение периода санкционного давления, опыт этой страны актуален для России как с точки зрения возможных инструментов, направленных на стабилизацию экономики, так и с точки зрения прогнозирования трендов трансформации налоговой системы. Анализ и характеристика налоговой системы Ирана проводится через призму её донастройки и изменений, необходимых для обеспечения бюджетной устойчивости страны в условиях санкционного давления. В качестве источников используются данные, которые публикуются Всемирным банком и Центральным банком Ирана. Целью исследования является характеристика и выявление положительного опыта Ирана по изменению налоговой системы в условиях санкционного давления и выработка рекомендаций по его применению в России. В качестве методов исследования использованы анализ, синтез, индукция, классификация. Используются показатели: налоговая нагрузка, доля налогов в общей сумме доходов государственного бюджета, доля отдельных налоговых платежей в общей сумме налоговых платежей. Данные анализируются в динамике за период 1972 – 2020 гг. Для визуализации результатов анализа использован графический способ представления данных. В результате анализа делается вывод, что налоги в условиях санкций становятся безальтернативным источником доходов государственного бюджета Ирана. На этом фоне структура налоговых платежей страны претерпела существенные изменения, в результате которых заметно выросла роль страховых взносов и косвенных налогов (прежде всего, НДС). Опыт Ирана является актуальным для России. Так, результат анализа демонстрирует, что в связи с тем, что санкции являются существенным барьером внешней торговли, налогообложение становится, по сути, единственным источником государственных доходов, а фискальная функция налогов – доминирующей. В этой связи увеличение номинальной ставки налога на прибыль организаций на 5 пунктов процента при сохранении действующих преференциальных механизмов, а также прогрессивное пятиступенчатое налогообложение личных доходов становится логичным и оправданным инструментом пополнения государственного бюджета, который позволяет достичь поставленной задачи.