Participants of the policy of historical memory in modern Catalonia
- 作者: Kirchanov M.V.1
-
隶属关系:
- Voronezh State University
- 期: 卷 10, 编号 3 (2024)
- 页面: 212-219
- 栏目: History
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-3522/article/view/295283
- DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2024-10-3-212-219
- ID: 295283
如何引用文章
全文:
详细
The author in the presented article analyses the regional forms and features of the current model of historical politics in modern Spain in the context of memorial cultures of the Autonomous Communities using the example of Catalonia. The purpose of the study is to analyse the contemporary politics of memory in Catalonia in the early 2020s. The author analyses the role and place of regional intellectual communities and political elites as the main participants in the genesis of memory and the functioning of memorial culture and collective historical memory in modern social, ideological and political discourses of Spain at the regional level. The novelty of the research lies in the study of the current (modern) stage in the development of the historical policy of Spanish society at the level of Catalonia in the context of an objective lack of interdisciplinary research, focused on the analysis of memorial cultures and historical policies of minority groups and nationalisms in the countries of Southern Europe, carried out using original sources and achievements modern interdisciplinary historiography, focused on the analysis of historical politics, memorial cultures and historical collective memories. The article shows that 1) intellectual communities of Catalonia are systemic segments of modern society that make a significant contribution to the development and transformation of memorial culture, 2) the range of memorial practices of Catalan intellectuals is limited primarily by their participation in strengthening civic and ethnic identity, 3) memorial practices of Catalonia are interconnected with the development of civil discourse at the regional level and the rethinking of the historical experience of the twentieth century through the prism of the ideology of minority nationalisms. It is assumed that the participation of regional intellectuals in memorial policy actualizes the political, ideological and ethnic heterogeneity of society.
全文:
Введение
Историческая политика в современном мире представляет собой одну из универсальных политических стратегий и тактик, с помощью которых правящие элиты конструируют такие коллективные взгляды на прошлое, которые соответствуют их идеологическим и культурным предпочтениям. Современная Испания не является исключением из этой универсальной логики инструментализации истории и интеграции коллективных идей о прошлом в арсенал мобилизационных ресурсов политических элит. Мемориальная культура современной Испании характеризуется одновременным и параллельным сосуществованием и соразвитием различных форм коллективной исторической памяти и, как следствие, разных мемориальных практик и связанных с ними мемориальных культур.
Политика памяти в Испании: региональные уровни
Гетерогенность является системной характеристикой испанский модели мемориальной культуры, что в значительной степени связано и отягощено тенденциями последовательной политизации и идеологизации представлений о прошлом. Такая ситуация представляется фактически неизбежной в Испании как многосоставном и регионализированном государстве, где исторически сложившиеся регионы, институционализированные на уровне автономных сообществ, не только сохраняют и воспроизводят культурное и языковое разнообразие, но и эффективно используют историю как мобилизационный ресурс [1], что превращает региональные политические элиты не только в фактор развития местных мемориальных культур, но и делает их акторами исторической политики, так как исторические представления о ХХ столетии, опыте гражданской войны и наследии франкизма [2] стимулируют не только регулярные рефлексии относительно истории со стороны интеллектуалов, но и подчеркивают политические и идеологические противоречия в рамках общества в целом.
Эта тенденция хронологически восходит к событиям ХХ века, когда на территории Испании была провозглашена республика, а испанское общество оказалось втянутым в политический и идеологический конфликт, который привел не только к гражданской войне, но и завершился победой Ф. Франко и установлением в стране авторитарного политического режима. Последний также оказал существенное влияние на коллективные не академические, но массовые, общественные и социальные, представления о прошлом, которые мы определяем как мемориальная культура.
Таким образом, к 1970-м гг. испанское общество накопило уникальный и значительный опыт политически и идеологически мотивированной проработки прошлого, что привело к актуализации тенденций к гетерогенизации и множественному параллельному, разнонаправленному развитию различных версий прошлого, что позволило испанским интеллектуалам не только писать различные версии национальных и региональных историй, но и подкреплять и легитимировать последние с использованием различных форм коллективной исторической памяти. На современном этапе испанское общество представляет пример того социума, который разделен параллельно (со)существующими версиями исторических коллективных памятей. В свою очередь для них характерны разновекторные и разнонаправленные модели развития и функционирования исторической памяти в публичных и общественных пространствах.
Цель и задачи статьи
Исходя из охарактеризованной выше специфики испанского общества как глубоко регионализированного социума и принимая во внимание то, что уникальный опыт проведения как собственной исторической политики, так и развития производимой от нее мемориальной культуры в современной Испании имеет Каталония, где правовой основой для проведения политики памяти является Закон № 11/2017 о компенсации жертвам франкизма, принятый 4 июля 2017 г.1
Целью данной статьи является изучение региональной исторической памяти и связанных с ней мемориальных культур в Каталонии. В число задач автора входит 1) анализ региональных представлений о прошлом через призму неакадемической историографии, но инструментализированного подхода к прошлому, который представлен различными формами проработки прошлого в рамках исторической политики Каталонии, 2) изучение основных особенностей мемориальных культур Каталонии на региональном уровне, 3) выявления тенденций и перспектив развития исторической памяти в современном испанском обществе в условиях последовательной регионализации как политической жизни, так и мемориальной культуры Каталонии как одного из Автономных Сообществ.
Методология
В плане методологии данная статья актуализирует достижения современной историографии, сфокусированной на изучении феномена коллективной исторической памяти в контекстах междисциплинарности. Анализируя различные формы исторической политики и производных от нее мемориальных культур в современной Испании, автор полагает возможным использовать концепции изобретения традиций и воображения сообществ. С одной стороны, концепт воображения сообществ позволяет проанализировать, как различные региональные социальные культурные группы конструируют свои собственные представления о прошлом, формируя альтернативные формы памяти, которые могут параллельно развиваться друг с другом или конкурировать с общенациональными версиями исторической памяти. Что касается концепта изобретения традиций, то в его рамках различные формы памяти в частности и коллективные памяти в целом можно воспринимать не просто как социальные культурные конструкты, но и как изобретенные политические и культурные традиции, которые позволяют испанским интеллектуалом на региональном уровне эффективно использовать мобилизационный потенциал прошлого, актуализируя его эффективность для решения стоящих перед ними политических задач.
Главное управление демократической памяти как участник мемориальной политики
Состав акторов исторической политики в Каталонии отличается относительным разнообразием, включая в себя как государственные, так и общественные институции, вовлеченные в проведение политики памяти и ответственные за формирование и развитие мемориальной культуры. Ведущую роль в проведении исторической политики играет Главное управление демократической памяти (Direcció General de Memòria Democràtica), основной специализацией которого является изучение франкизма, его визуализация в публичных и общественных пространствах региона с целью как формирования и продвижения исключительно негативного и отрицательного образа авторитаризма, так и его последующая деконструкция из самосознания. Последнее должно достигаться в рамках реализации программ, направленных на формирование памяти, определяемой участниками, вовлеченными в ее развитие, как «демократическая»2.
Главное управление активно вовлечено в поиск мест массовых расстрелов с целью картирования и визуализации этих пространств в современной Каталонии3. Подобной активности участники исторической политики в Каталонии уделяют особое внимание, полагая, что «мемориальное наследие, материальное и нематериальное, отражающее борьбу и конфликты за достижение демократических прав и свобод с момента провозглашения Второй республики до демократического перехода»4, имеет принципиальное значение для развития и консолидации современной каталонской идентичности. Укрепление идентичности активисты исторической политики связывают с необходимостью маргинализации франкизма и его деконструкции из коллективной исторической памяти.
Именно поэтому история не только делает существование нации законной, но без переосмысления коллективного исторического и политического опыта «нация не является нацией и поэтому императив о написании истории очень важен для любых националистов, так как история используется для легитимации государства, для борьбы за равноправие с другими народами» [3, p. 467]. По мнению польского историка Р. Трабы, «когда “пишется” коллективная память, она отражает определенную политическую и общественную конъюнктуру, а не только повествует о давно минувших событиях» [4, p. 3], поэтому в современном испанском случае значение, действительно, в большей степени имеет не нация, а политические и идеологические производные, связанные с переосмыслением франкизма и его деконструкции из публичных и общественных пространств.
В рамках такой модели проведения политики памяти мемориальная культура конструируется как дихотомия, основанная на противопоставлении каталонизма и франкизма, в связи с чем подчеркивается, что «окончание гражданской войны означало подавление каталонской автономии и преследование ее языка и культуры: началась долгая ночь франкизма – диктатуры, которая до последнего момента делила общество на победителей и побежденных»5. С этим аспектом в деятельности Главного управления связана организация специализированных выставок, посвященных репрессивной политике франкизма, направленных против каталонских националистов6. В рамках реализации демократической политики памяти ее институционализированные участники значительное внимание уделяют актуализации именно антропологического, человеческого измерения в мемориальной культуре региона, подчеркивая, что память о жертвах политических репрессий франкизма7 имеет принципиальное значение для укрепления современной каталонской идентичности.
Усилению и укреплению последней содействуют мемориальные практики, связанные с проведением исторической политики и, которые фактически стади изобретенными гражданскими традициями. Важнейшими мемориальными традициями в современно политике памяти Каталонии следует признать Национальный день изгнания и депортации8, празднование битвы при Эбро9, Национальный день памяти жертв гражданской войны и жертв репрессий диктатуры Франко10, День памяти жертвам битвы при Эбро у мемориала Кампозинес11. Среди современных изобретенных мемориальных традиций особое место занимают политические ритуалы, связанные с битвой при Эбро, что позволяет активистам исторической политики одновременно визуализировать, виртуализировать и музеефицировать историческую память Каталонии12.
Национальный архив Каталонии как актор политики памяти
Особое место среди этих акторов занимает Национальный архив Каталонии (L'Arxiu Nacional de Catalunya). НАК в сложившейся политической ситуации руководствуется необходимостью сохранения исторической памяти и культурного наследия Каталонии. В современной историографии подчеркивается, что «восприятие прошлого имеет важное значение для легитимации современных идеологий» [5, p. 531]. Вероятно, именно поэтому свои цели НАК видит в поддержании и укреплении той версии исторической памяти, которая одновременно основана на деконструкции наследия франкизма и укреплении каталонской идентичности как одновременно этнической, так и гражданской, поэтому в своей деятельности НАК стремится к «описанию и изучению документальных фондов, касающихся Гражданской войны, изгнания и репрессий Франко»13.
В рамках проведения такой исторической политики НАК открыто конфликтует с центральными властями Испании, настаивая на том, что Мадрид должен «вернуть фонды, коллекции и документы, относящиеся к личностям и организациям, участвовавшим в создании Второй республики, в Гражданской войне, изгнании, борьбе с франкизмом и переходе к демократии»14. Каталонские власти, в связи с этим, реализуя проекты, направленные на продвижение одновременно каталонской и общегражданской версии памяти о гражданской войне в рамках проекта «De l'Ebre als Pirineus: Guerra Civil i primera Postguerra» («От Эбро до Пиренеев: Гражданская война и первый послевоенный период»15), подчеркивают, что только они в состоянии «гарантировать доступ к документальным фондам и, следовательно, к исторической памяти», что воспринимается ими как «право граждан демократического и свободного общества»16.
Демократический Мемориал как участник исторической политики
Аналогичные цели преследует и Демократический Мемориал (Memorial Democràtic) – еще один институционализированный и коллективный актор в политике исторической памяти современной Каталонии. По инициативе Демократического Мемориала (ДМ) издается «серия дидактических и педагогических материалов, направленных на поддержку учителей, занимающихся преподаванием предметов, связанных с демократической памятью… с целью донести до молодых людей жестокость и варварство войны, а также важность укрепления и продвижения мира, демократии и прав человека»17. В рамках этой деятельности ДМ активно оперирует ресурсами современной массовой культуры, используя визуальные средства комикса для укрепления каталонской политической идентичности [6]. Кроме этого, усилиями ДМ актуализируется вклад кинематографа в развитие исторической памяти, основанной на ценностях прав человека [7].
Реализуя подобные проекты ДМ активно сотрудничает с академическим сообществом, актуализируя потенциал таких междисциплинарных направлений в историографии, как женская история [8], устная история [9] и новая культурная история [10]. ДМ формирует Банк памяти – базу данных о преследованиях и репрессиях, инициированных франкизмом на территории Каталонии. В рамках такой активности участники исторической политики формируют базу данных интервью свидетелей и очевидцев событий, связанных как с франкизмом, так и борьбы против него18. Особое внимание со стороны агентов исторической политики уделяется форматированию современной коллективной памяти, что сводится к составлению каталога символов франкистского режима, которые, по их мнению, должны быть демонтированы из общественных пространств и уничтожены19.
В целом усилиями ДМ формируется модель памяти, основанная на актуализации образа Каталонии как коллективной жертвы франкистской диктатуры. В связи с этим ДМ активно проводит мероприятия, связанные с большей визуализацией и актуализацией в современной каталонской политической идентичности опыта, полученного в результате вынужденного изгнания20, с одной стороны, и политических преследований и репрессий ‒ с другой21.
Общественный активизм как форма исторической политики
Активность рассмотренных выше акторов исторической политики в современной Каталонии ограничивается, как правилом, формированием негативного образа франкизма, что ведет к идеализации альтернативного исторического опыта, связанного с республикой, активизацией каталонского национализма и попытками создания независимой каталонской государственности. В рамках компромиссной версии мемориальной культуры, официально продвигаемой властями региона, Каталонская Республика определяется как «режим, провозглашенный во Дворце Женералитата в Барселоне Франсеском Масиа 14 апреля 1931 года, за несколько часов до провозглашения Испанской Республики в Мадриде». Такое восприятие республики стало следствием соразвития каталонской националистической модели исторической памяти с мемориальной гражданской культурой Испании в целом.
Следствием компромиссного характера такой версии памяти является одновременно признание заслуг и достижение каталонского национализма и декларирование того, что независимое Каталонское государство должно было быть интегрировано в Федерацию иберийских республик, то есть остаться частью федерализированной Испании22. Наряду с умеренными националистами в формировании и продвижении республиканских образов в современной исторической памяти активное участие принимают и радикалы, представленные, например, Советом Каталонской Республики (Consell de la República Catalana), который инициировал, например, подготовку электронный паспортов и удостоверений личности республики23.
Противостоя политике Мадрида, каталонские националисты стремятся инструментализировать прошлое, превратив историю в ресурс политической мобилизации. Примером такого практикоориентированного отношения к истории является организация ярмарок Каталонской Республики (Fira de la República Catalana)24, которые фактически стали формой актуализации исторической памяти в публичных и общественных пространствах. Кроме этого, как историческая память о республике, так и сама идея независимости25 и республиканские образы26 в современной Испании в целом и в Каталонии в частности активно маркетизируются27, используя апелляции каталонистов к гражданскому и антифашистскому опыту28 и единству Каталанских стран29.
Выводы
На региональном уровне мемориальные культуры современной Испании подвергнуты существенной фрагментации, которая стимулируется объективными языковыми и этническими особенностями и отличиями исторически сложившихся испанских регионов, что существенно влияет на то, каким образом региональные правящие элиты проводят политику в отношении прошлого. Как и национальные элиты, региональные политические группы и сообщества характеризуются потребительским и избирательным отношением к истории. В руках политических элит на региональном уровне последняя превращается в важный мобилизационный ресурс. Кроме этого, историческая политика в Каталонии используется для легитимации политических регионалистских движений, а также как аргумент в дискуссиях с Мадридом, направленных на увеличение региональной автономии.
В этом контексте историческая политика и производимая в ее рамках мемориальная культура Каталонии на региональном уровне актуализирует почти исключительно инструменталистское предназначение политики памяти в современном мире как одного из инструментов правящих политических элит, которые в зависимости от идеологической конъюнктуры используют факты прошлого, предварительно упрощенные до версии массовой культуры. Поэтому культура памяти в Каталонии используется для решения стоящих перед элитами социальных и политических задач. Что касается характера региональных мемориальных культур, которые возникли в рамках исторической политики в испанских автономных сообществах, то большинство таких версий памяти носит гражданский и политический характер. Вместе с тем, не следует исключать фактор этничности, потому что потенциал этнического и культурного национализма в современных испанских регионах играет значительную роль.
В этой ситуации историческая политика Каталонии, в отличие от общеиспанской политики памяти в целом, представляется более адаптивной по отношению к внешним и внутренним вызовам, потому что регионалистские участники и акторы исторической политики всегда могут прибегнуть к мобилизационному потенциалу этничности и ресурса этнического национализма, политический язык и риторика которого отличается большим радикализмом в сравнении с теми ценностями и лозунгами, которыми оперирует гражданский национализм в Испании. Таким образом, изучая и анализируя региональные формы мемориальной культуры в современном испанском обществе в контекстах опыта Каталонии, которые формируются в рамках различных подходов к осуществлению исторической политики, во внимание следует принимать их гетерогенный характер, значительную зависимость от политической и идеологической конъюнктуры, а также взаимосвязь с традициями региональных политических и этнических национализмов.
В целом политические элиты Каталонии в ближайшей хронологической перспективе, вероятно, не откажутся от использования столь эффективного и удобного политического ресурса, как историческая политика, которая позволяет им мобилизовать историю и использовать прошлое для решения стоящих перед ними политических и идеологических задач. В этой ситуации представляется неизбежным углубление зависимости истории от политической идеологической конъюнктуры, что и в дальнейшем будет содействовать разграничению академических исторических исследований, с одной стороны, и политических, идеологически мотивированных манипуляций с фактами прошлого в публичных и общественных пространствах в рамках исторической политики памяти и мемориальной культуры ‒ с другой.
1 Llei 3/2017, de 4 de juliol, de pressupostos generals de la comunitat autònoma de castella i lleó per a l'any 2017. URL: https://www.colegionotarial.org/ca/legislació/llei-32017-4-juliol-pressupostos-generals-comunitat-autònoma-castella-i-lleó-lany-2017 (дата обращения: 03.06.2024).
2 Memòria democràtica. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/ (дата обращения: 03.06.2024).
3 Fosses. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/ Fosses/ (дата обращения: 03.06.2024).
4 Xarxa d'Espais de Memòria. URL: https://memoria.gencat.cat/ca/que-fem/banc-memoria-democratica/fons/xem/ (дата обращения: 03.06.2024).
5 Vencedors i vençuts. Exposició sobre l'escenari de la postguerra a Catalunya. URL: https://memoria.gencat.cat/ca/que-fem/exposicions/exposicions-itinerants/vencedors-i-vencuts/ (дата обращения: 03.06.2024).
6 Exposició “Les presons de la repressió franquista a Tarragona”. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/Reconeixement-i-reparacio/presonstgn/ (дата обращения: 03.06.2024).
7 Persones desaparegudes. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/Persones-desaparegudes/ (дата обращения: 03.06.2024).
8 Dia Nacional de l'Exili i la Deportació. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/Foment-de-la-memoria/reconeixement/exili/ (дата обращения: 03.06.2024).
9 Commemoració de la Batalla de l'Ebre. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/Foment-de-la-memoria/reconeixement/homenatge-bibero/ (дата обращения: 03.06.2024).
10 Dia Nacional en Memòria de les Víctimes de la Guerra Civil i Víctimes de la Repressió de la Dictadura Franquista. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/Foment-de-la-memoria/reconeixement/victimes-dictadura-franquista/ (дата обращения: 03.06.2024).
11 Homenatge a les víctimes de la Batalla de l'Ebre al Memorial de les Camposines. URL: https://justicia.gencat.cat/ca/ambits/memoria/Foment-de-la-memoria/reconeixement/homenatge-camposines/ (дата обращения: 03.06.2024).
12 La batalla de l’Ebre. URL: https://batallaebre.org/ (дата обращения: 03.06.2024).
13 Memòria històrica. El projecte. URL: https://anc.gencat.cat/ca/coneix/Projectes/Memoria-historica/index.html (дата обращения: 03.06.2024).
14 Memòria històrica. Objectius. URL: https://anc.gencat.cat/ca/coneix/Projectes/Memoria-historica/index.html (дата обращения: 03.06.2024).
15 Memòria històrica. Actuacions per a la recuperació de la memòria històrica. URL: https://anc.gencat.cat/ca/coneix/Projectes/Memoria-historica/index.html (дата обращения: 03.06.2024).
16 Memòria històrica. Objectius. URL: https://anc.gencat.cat/ ca/coneix/Projectes/Memoria-historica/index.html (дата обращения: 03.06.2024).
17 Eines de Memòria. URL: https://memoria.gencat.cat/ca/que-fem/publicacions_md/eines-de-memoria/ (дата обращения: 03.06.2024).
18 Banc Audiovisual de Testimonis. URL: https://memoria.gencat.cat/ca/que-fem/banc-memoria-democratica/fons/bat/ (дата обращения: 03.06.2024).
19 Cens de Simbologia Franquista. URL: https://memoria.gencat.cat/ca/que-fem/banc-memoria-democratica/fons/csf/ (дата обращения: 03.06.2024).
20 Spanish Refugee Aid. URL: https://memoria.gencat.cat/ca/que-fem/banc-memoria-democratica/fons/sra/ (дата обращения: 03.06.2024).
21 Deportats catalans i espanyols als camps nazis. URL: https://memoria.gencat.cat/ca/que-fem/banc-memoria-democratica/fons/deportats-catalans-i-espanyols-als-camps-nazis/ (дата обращения: 03.06.2024).
22 República Catalana. URL: https://www.enciclopedia.cat/gran-enciclopedia-catalana/republica-catalana (дата обращения: 03.06.2024).
23 Identitat digital republicana. URL: https://consellrepublica.cat/ republicacompartida/idrepublicana (дата обращения: 03.06.2024).
24 Fira de la República Catalana. URL: https://www.torrelameu. cat/fires-i-activitats-culturals/fires/fira-de-la-republica-catalana (дата обращения: 03.06.2024).
25 Samarreta Daltònics per la Independència. URL: https://productesdelaterra.cat/samarretes-unisex/861-comprar-samarreta-daltonics-per-la-independencia.html (дата обращения: 03.06.2024).
26 Samarreta Rebel legion Catalan Republic. URL: https://productesdelaterra.cat/samarretes-unisex/13965-comprar-samarreta-rebel-legion-catalan-republic.html (дата обращения: 03.06.2024).
27 Samarreta República Catalana. URL: https://productesdelaterra. cat/samarretes-unisex/14224-comprar-samarreta-republica-catalana.html (дата обращения: 03.06.2024).
28 Samarreta antifeixistes Ara i Sempre. URL: https://productesdelaterra.cat/samarretes-unisex/14353-comprar-samarreta-antifeixistes-ara-i-sempre.html (дата обращения: 03.06.2024).
29 Samarreta Catalan Countries. URL: https://productesdelaterra. cat/samarretes-unisex/825-comprar-t-shirt-catalan-countries.html (дата обращения: 03.06.2024).
作者简介
Maksim Kirchanov
Voronezh State University
编辑信件的主要联系方式.
Email: maksymkyrchanoff@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3819-3103
Dr. Sci. (History), Associate Professor of the Department of Regional Studies and Economics of Foreign Countries
俄罗斯联邦, 1 University Sq., Voronezh 394018参考
- Martín R. The public policies of memory in the debates of the Parliament of Catalonia. Parliamentary activity, 2016, no. 29, pp. 89–114. (in Catalan).
- Hristova M. The struggle for historical memory in Spain: beyond genealogy and generations. For Peace, 2020, no 38. pp. 1–8. (In Catalan).
- Rottier P. Legitimizing the Ata Meken: the Kazakh intelligentsia write a history of their Homeland. Ab Imperio, 2004, no. 1, pp. 467–486. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.1353/imp.2004.0078
- Traba R. The Past in the Present: The Construction of Polish History. NY–Berlin, Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag, 2015. 336 p. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.3726/978-3-653-02435-7
- Coakley J. Mobilizing Past: nationalist images of history. Nationalism and Ethnic Politics, 2004, vol. 10, no. 4, pp. 531–560. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.1080/13537110490900340
- Fernández de Arriba D. Memory and vignettes. Historical memory in the classroom through comics. Barcelona, Department of Institutional and External Affairs and Relations and Transparency, 2018, 224 p. (In Catalan).
- Breu i Panyella R. Treating memory in the classroom through cinema. Barcelona, Department of Institutional and External Affairs and Relations and Transparency, 2015, 200 p. (In Catalan).
- Segura I. The fight for the opportunity to live. Women during the Second Republic, the war, Francoism and the construction of democracy. Barcelona, General Directorate of the Democratic Memory, 2010, 116 p. (In Catalan).
- The memory made word. Popular Memory of the Francoism. Eds. C. Molinero, P. Ysàs. Barcelona, General Directorate of Democratic Memory, 2008, 128 p. (In Catalan).
- Dolors Bernal M., Corbalán J. Tools for oral memory work. Barcelona, Directorate General of Democratic Memory, 2008, 64 p. (In Catalan).
补充文件
