МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
- Авторы: Уманская М.В.1
-
Учреждения:
- Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
- Выпуск: № 7 (2025)
- Страницы: 210-215
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/360933
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-7-210-215
- ID: 360933
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются современные методологии проектного менеджмента, анализируются их особенности и возможности применения в сфере туризма и сервиса. Особое внимание уделяется необходимости адаптации традиционных подходов к управлению проектами в условиях цифровой трансформации, которая характеризуется ускорением бизнес-процессов, ростом объемов данных и необходимостью быстрой адаптации к изменениям. Автор анализирует текущее состояние и перспективы развития туризма в стране, основываясь на официальных данных и стратегических документах. Основное внимание уделяется адаптации существующих методологий управления проектами, таких как Agile, Lean, CPM и PERT, под специфику индустрии туризма и сервиса, а также необходимости разработки специализированных инструментов и фреймворков, ориентированных на создание положительного клиентского опыта. В статье рассматриваются различные направления развития проектного менеджмента в отрасли, включая разработку специализированных фреймворков, инструментов, и адаптацию методов под нужды конкретных проектов. Представлены примеры успешного применения различных методологий для оптимизации процессов, повышения эффективности и достижения стратегических целей развития туризма.
Полный текст
Методология проектного менеджмента представляет собой набор принципов, методов, техник и инструментов, которые используются для планирования, организации, выполнения, мониторинга и завершения проектов. Она обеспечивает структурированный подход к управлению проектами, помогает командам эффективно достигать поставленных целей, укладываться в сроки и бюджет, а также управлять рисками.
Существуют десятки разных методик и подходов к управлению проектами, которые отличаются принципами работы и используемыми инструментами [1].
В эпоху цифровой трансформации, когда бизнес-процессы стремительно ускоряются, а объемы информации растут экспоненциально, традиционные методы управления проектами всё чаще оказываются недостаточно эффективными. Внедрение цифровых технологий диктует необходимость быстрой адаптации к изменениям и требует переосмысления существующих управленческих моделей.
Прорывное развитие цифровых инструментов и технологий, безусловно, предоставляет новые возможности для оптимизации управления проектами. Однако, одновременно с этим, перед организациями встают задачи, связанные с трансформацией социальной составляющей управления проектами. Это включает в себя необходимость развития у сотрудников компетенций, соответствующих цифровой эпохе, перестройку организационных структур для большей гибкости и адаптивности, а также активное применение гибких методологий управления. Другими словами, необходимо не только внедрять цифровые инструменты, но и адаптировать людей и процессы к новым реалиям, перестраивать организационные структуры на применение гибких методологий [2].
Цель исследования – проанализировать современные наиболее распространенные методы управления проектами, выделить их особенности и изучить возможности их применения в туризме и сервисе.
Существует множество различных методологий проектного менеджмента, каждая из которых имеет свои особенности и подходит для разных типов проектов и организаций. Под методологией управления проектом, как правило, подразумевается система принципов, определяющая порядок выполнения задач. В эту систему входят методы оценки и контроля исполнения работы, с помощью которых менеджер управляет проектом [3]. Все методологии можно объединить в группы (рис. 1).

Рис. 1. Основные методологии управления проектами
Рассмотрим представленные на рисунке 1 методологии более подробно.
- Классические (традиционные методологии):
– Waterfall (Водопад, каскад) – это линейная последовательная методология, где каждый этап проекта (анализ, проектирование, разработка, тестирование, внедрение) выполняется последовательно, один за другим. Требования должны быть четко определены в начале проекта и практически не меняться. Такая методология подходит для проектов с четко определенными и стабильными требованиями, с низкой степенью неопределенности и изменениями. Например, строительство, разработка программного обеспечения с жесткими требованиями, проекты с фиксированным бюджетом и сроками.
Преимуществами являются простота, понятность, строгая структура. Но при этом есть и недостатки: негибкость, сложность внесения изменений, высокая зависимость от точности первоначальных требований.
– PRINCE2 (Projects IN Controlled Environments) – это структурированный подход к управлению проектами, основанный на процессах, принципах и темах. Он обеспечивает четкую структуру управления, ролей и ответственности, а также фокус на бизнес-обосновании проекта. Подходит для больших и сложных проектов, требующих строгого контроля и управления. Часто используется в государственных и корпоративных организациях.
Преимуществами являются четкая структура, управление рисками, ориентация на бизнес-обоснование. К недостаткам следует отнести излишнюю бюрократичность и значительные усилия на планирование и документацию.
– Lean (от англ. lean production – бережливое, экономичное производство) – это методика, основанная на оптимизации производства: создание максимальной ценности при минимизации усилий компании и производственных отходов. В основе Lean лежит концепция непрерывного совершенствования «кайдзен», цель которой устранить все потери в процессе создания ценности.
– Метод критического пути (CPM) и метод оценки и анализа проектов (PERT). Оба метода похожим образом выделяют последовательность действий и вычисляют ожидаемую продолжительность проекта или отдельного процесса. PERT практически всегда используется в сочетании с CPM. Оба отображаются в виде сетевой диаграммы, отображающей элементы времени.
- Гибкие методологии:
– Agile (гибкий подход) – это итеративный и инкрементный подход, ориентированный на быструю поставку ценности клиенту. Проект разбивается на короткие итерации (спринты), в конце каждой из которых предоставляется работающий продукт. Требования могут меняться в процессе разработки. Подходит для проектов с неопределенными или меняющимися требованиями, где важна гибкость и быстрая адаптация к изменениям. Например, разработка программного обеспечения, создание новых продуктов, маркетинговые кампании.
Преимуществами являются гибкость, быстрая поставка ценности, улучшенное взаимодействие с клиентом, а к недостаткам можно отнести то, что подход требует высокой степени самоорганизации команды, а также может быть сложно оценить общую стоимость и сроки проекта заранее.
– Scrum является самой популярной Agile методологией. Она основана на коротких итерациях (спринтах), ежедневных собраниях команды (daily scrums), и регулярных обзорах и ретроспективах.
– Kanban – это визуальная система управления потоком задач. Она позволяет команде отслеживать прогресс, выявлять узкие места и оптимизировать процесс работы. Ключевыми элементами являютмя Канбан-доска, карточки задач.
– Extreme Programming – это Agile методология, ориентированная на разработку высококачественного программного обеспечения. Она предполагает использование таких практик, как парное программирование, непрерывная интеграция, тестирование на основе поведения (BDD) и рефакторинг.
- Итеративные и инкрементные методологии. Проект разрабатывается итерациями (повторениями), каждая из которых добавляет новые функциональные возможности к продукту. В отличие от Waterfall, итерации могут перекрываться и требования могут уточняться в процессе разработки. Подходит для проектов с частично определенными требованиями, где необходимо быстро получить работающий прототип и постепенно его улучшать.
- Методологии, ориентированные на управлении изменениями. Они сосредоточены на управлении изменениями, которые могут возникнуть в процессе проекта. Они помогают командам адаптироваться к новым требованиям, рискам и возможностям.
- Гибридные методологии комбинируют элементы различных методологий для создания наиболее подходящего подхода к конкретному проекту. Например, можно использовать Waterfall для планирования общих этапов проекта и Agile для разработки отдельных модулей.
Следует отметить, что не существует универсальной методологии, которая подходит для всех проектов. Необходимо выбирать методологию, которая наилучшим образом соответствует потребностям и особенностям конкретного проекта и организации. Выбор подходящей методологии проектного менеджмента зависит от множества факторов, таких как:
- размер и сложность проекта. Для небольших проектов подойдут более гибкие методологии, а для крупных и сложных – более структурированные.
- степень определенности. Если требования четко определены и не меняются, можно использовать Waterfall. Если требования неопределенные или меняются, лучше выбрать Agile.
- квалификация команды. Agile требует высокой степени самоорганизации и ответственности команды.
- корпоративная культура: Методология должна соответствовать корпоративной культуре и ценностям организации.
- бюджет и сроки. Некоторые методологии требуют больших затрат на планирование и документацию.
Теоретические основы проектного менеджмента в туризме и сервисе базируются на общепринятых принципах проектного управления, таких как итеративный подход, четкое определение целей и задач, детализированное планирование, мониторинг и контроль, а также управление рисками. Однако, специфика этих отраслей вносит свои коррективы [4].
В России в настоящее время сфера туризма демонстрирует системный рост по всем показателям. За последние 2 года увеличение числа туристических поездок составило более 25 %. Президентом России поставлены задачи к 2030 году увеличить долю туризма в ВВП до 5 %, а числа туристических поездок до 140 миллионов в год [5].
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации, принятой в 2019 году установлены новые целевые показатели стратегии комплексного развития как для внутреннего, так и для въездного туризма на период до 2035 года [6]. В 2022 году Стратегия была скорректирована с учетом изменений в экономике и влияния геополитических факторов. В окончательном варианте Стратегии основными оценочными критериями развития туризма стали:
- увеличение числа туристических поездок более чем втрое, с учетом внутренних и внешних поездок;
- увеличение экспорта туристических услуг, то есть объёма продаж иностранцам турпутевок с 8.9 млрд до 28.6 млрд. рублей;
- к 2035 году планируется достичь турпотока в 52,5 млн. человек;
- увеличение средней численность работников туристической отрасли до 4,96 млн. человек;
- рост количества номеров в классифицированных гостиницах и отелях с 2020 года по 2035 год с 755 до 948 тыс. номеров.
Рассмотренная стратегия развития туризма предполагает реализацию множества проектов в сфере туризма и сервиса: от создания новых маршрутов доразвития новых туристских дестинаций. Развитие проектного менеджмента в сфере туризма и сервиса требует комплексного подхода, учитывающего специфику отрасли. Важно понимать, что сфера туризма и сервиса характеризуется высокой динамичностью, сезонностью, зависимостью от внешних факторов (например, политической ситуации, природных катаклизмов), а также высокой конкуренцией. Поэтому методологии управления проектами в этой отрасли должны быть гибкими, адаптивными и ориентированными на клиента.
Рассмотрим основные направления и методологии развития проектного менеджмента в туризме и сервисе:
Направление 1. Адаптация существующих методологий под специфику туризма и сервиса.
Гибкие методологии идеально подходят для проектов с меняющимися требованиями, характерными для сферы туризма и сервиса. Методологии, такие как Scrum или Kanban, позволяют быстро адаптироваться к изменениям в потребностях клиентов, рыночной конъюнктуре и других факторах. В качестве примера можно привести проекты разработки нового мобильного приложения для бронирования отелей, создания онлайн-платформы для организации экскурсий, разработки персонализированных туристических пакетов.
Методология Lean (бережливое производство) позволяет оптимизировать процессы, устранять потери и повышать эффективность использования ресурсов. В туризме и сервисе это может быть применено для оптимизации работы отелей, ресторанов, туристических агентств, например, оптимизация процесса регистрации гостей в отеле, сокращение времени ожидания в ресторане, улучшение логистики при организации туров.
Методологии CPM и PERT могут быть полезны для планирования и контроля проектов со сложными взаимосвязями между задачами, например, при строительстве новых отелей или разработке крупных туристических комплексов.
Применение гибридных подходов в виде комбинирования различных методологий позволит достичь оптимального результата. Например, можно использовать Scrum для разработки новых сервисов и CPM для управления строительством инфраструктуры.
Направление 2. Разработка специализированных фреймворков и инструментов для туризма и сервиса.
Фреймворки для управления клиентским опытом (Customer Experience Management) ориентированы на создание положительного клиентского опыта на всех этапах взаимодействия с компанией. Важно учитывать особенности различных сегментов клиентов и адаптировать сервисы под их потребности.
Фреймворки для управления репутацией (Reputation Management) помогают отслеживать и управлять репутацией компании в интернете, реагировать на отзывы клиентов и предотвращать негативные публикации.
Инструменты для управления сезонностью позволяют планировать ресурсы и адаптировать маркетинговые кампании в зависимости от времени года и пиковых периодов спроса.
Системы для управления взаимоотношениями с клиентами помогают собирать и анализировать информацию о клиентах, персонализировать предложения и улучшать качество обслуживания.
Направление 3. Обучение и развитие персонала.
Данное направление развития методологии проектного менеджмента в туризме и сервисе включает:
- внедрение программ обучения проектному менеджменту для сотрудников индустрии туризма и сервиса. При этом обучение должно быть ориентировано на специфику отрасли и включать практические примеры.
- сертификацию специалистов по управлению проектами.
- создание корпоративной культуры, ориентированной на проектное управление.
- организацию тренингов по клиентоориентированности и навыкам коммуникации.
Направление 4. Внедрение информационных технологий (IT) включает:
- использование специализированных программных продуктов для управления проектами.
- внедрение CRM-систем для управления взаимоотношениями с клиентами.
- использование облачных технологий для хранения и обработки данных.
- разработку мобильных приложений для управления проектами и предоставления услуг клиентам.
- использование инструментов бизнес-аналитики для анализа данных и принятия обоснованных решений.
Направление 5. Совершенствование процессов коммуникации включает:
- установление четких каналов коммуникации между членами проектной команды, заказчиками и другими заинтересованными сторонами.
- регулярное проведение совещаний и встреч для обсуждения прогресса проекта и решения возникающих проблем.
- использование инструментов для совместной работы и обмена информацией.
- обеспечение прозрачности информации о проекте для всех заинтересованных сторон.
Развитие проектного менеджмента в туризме и сервисе является важным фактором повышения конкурентоспособности и успешности организаций в этой сфере. Теоретические основы проектного менеджмента в туризме и сервисе опираются на общие принципы проектного управления, такие как итеративный подход, четкое определение целей, планирование, мониторинг, контроль и управление рисками. Однако специфика этих отраслей вносит свои коррективы в реализацию проектов. Адаптация и использование современных методологий проектного менеджмента позволит организациям повысить эффективность использования ресурсов, улучшить качество услуг, создать положительный клиентский опыт и повысить лояльность клиентов, а также снижать риски, связанные с реализацией проекта. Все это позволит быстрее адаптироваться к изменениям рынка и повысить эффективность работы.
Об авторах
М. В. Уманская
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Автор, ответственный за переписку.
Email: umanskayamv@yandex.ru
канд. экон. наук. доцент
Россия, Россия, г. СаратовСписок литературы
- Ушаков Д.С. Классификация и описание современных подходов и методик управления проектами // Вестник Московской международной академии. – 2022. – № 2. – С. 203-209.
- Уфимцев А.А. Проектное управление в условиях цифровой трансформации: тенденции, вызовы, перспективы // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2025. – № 2. – С. 65-72.
- Павлов А.Н. Эффективное управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK 6th Edition. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 273 с.
- Уманская М.В. Развитие проектного менеджмента в туризме и сервисе в современных эко-номических условиях / М.В. Уманская // Проектный менеджмент: проблемы и перспективы раз-вития: Материалы IX международной научно-практической конференции, Саратов, 28 февраля 2025 года. – Саратов: ООО «Амирит», 2025. – С. 78-82. – EDN TAXVDR.
- Махалин А.В. Проектное управление развитием туризма и индустрии гостеприимства в России / А.В. Махалин // Исследования молодых ученых: материалы XCVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2025 г.). – Казань: Молодой ученый, 2025. – С. 24-28.
- Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утвер-ждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // Кон-сультантПлюс.
Дополнительные файлы



