GOVERNMENT SUPPORT FOR RUSSIAN ENTERPRISES IN FOREIGN MARKETS
- Авторлар: Grivanov R.I.1, Sergeev V.A.1
-
Мекемелер:
- Vladivostok State University
- Шығарылым: № 11 (2025)
- Беттер: 91-95
- Бөлім: Articles
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/359070
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-91-95
- ID: 359070
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article deals with issues of government support for Russian enterprises. The purpose of the paper is to substantiate importance and identify main areas of government support for Russian enterprises operating in foreign markets. The article reflects the role of exporting enterprises in Russian economy and outlines main areas and measures of government support at federal and regional levels. Regional support areas are presented under example of the Far Eastern Federal District and Primorsky Region as an entity of the Russian Federation. The article identifies such key support measures as financial support, development of export support measures, tax and customs incentives, infrastructure and logistics development.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Государственная поддержка отечественных предприятий на внешних рынках в современных реалиях играет важную роль в экономике нашего государства. В условиях глобализации государственное участие необходимо для поддержания и устойчивого развития хозяйствующих субъектов, особенно тех, кто выходит или уже функционирует на высоко конкурентных рынках. К целям государственной поддержки можно отнести:
- достижение финансово устойчивого положения хозяйствующих субъектов;
- развитие конкурентоспособного экспортоориентированного производства, увеличение экспорта российской продукции;
- развитие экономики российского государства;
- закрепление российских предприятий на мировых рынках, увеличение их влияния [1].
Сегодня Россия активно укрепляет экономическое сотрудничество с дружественными державами, уверенно развивая свою внешнеторговую и экспортную деятельность. В современном мире международное экономическое сотрудничество имеет важное значение для развития экономики отдельных государств. Россия – не исключение: продавая продукцию за границу, российские компании не только реализуют продукт и получают экспортную выручку, но также укрепляют внешнеэкономические связи и поднимают престиж российской экономики на мировой арене. Однако, без государственной поддержки деятельность многих российских предприятий была бы затруднена [1; 2].
В 2024 году экспорт России составил около 433,9 млрд долларов, что на 2% больше, чем в 2023 году. Профицит внешней торговли (разница между экспортом и импортом) в 2024 году составил примерно 122,6 млрд долларов, что на 1 млрд долларов больше, чем в 2023 году. Доходы России от экспорта нефти, газа и угля в 2024 году составили около 242 млрд евро (примерно 260 млрд долларов), что немного меньше, чем в предыдущем году, но всё равно значительная часть бюджета формируется именно за счет этого экспортного сектора. Налоговые поступления от нефтяного сектора в 2024 году выросли до 9,19 трлн рублей (около 89,4 млрд долларов), что свидетельствует о значительном вкладе экспортеров в бюджет страны.
В 2022-2024 годах государственную поддержку получили десятки тысяч компаний в общей сложности более чем на 0,5 трлн рублей. Компаниям помогают на всем экспортном пути: от научно-исследовательской работы и разработки новой продукции до участия в выставках за рубежом. Основными направлениями государственной поддержки экспортеров являются следующие.
- Финансовая поддержка и субсидии. В 2025 году на компенсацию затрат российских экспортеров на транспортировку продукции за рубеж выделено 5,9 млрд рублей. Компании могут компенсировать до 60% транспортных расходов, при этом приоритет отдается высокотехнологичному экспорту, машиностроению и лесопромышленному комплексу. Максимальный размер компенсации на одну компанию составляет 200 млн рублей.
Действует механизм корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК), который предусматривает льготное кредитование экспортоориентированных производств. Государство субсидирует банкам кредиты, предоставляемые компаниям на создание и развитие экспортных производств, а также на поддержку текущего экспорта. В 2024 году на КППК было выделено 26,8 млрд рублей, что на 16% больше, чем в 2023 году.
- Развитие институтов поддержки экспорта. Российский экспортный центр (РЭЦ) является ключевым государственным институтом поддержки несырьевого экспорта. Он предоставляет широкий спектр финансовых и нефинансовых услуг, включая страхование экспортных кредитов, гарантии, консультации и помощь в сертификации продукции. РЭЦ также реализует национальный проект «Международная кооперация и экспорт», направленный на расширение присутствия российских компаний на зарубежных рынках.
- Налоговые льготы и таможенные преференции. Государство предоставляет экспортерам налоговые льготы, включая снижение ставок налогов и отсрочку их уплаты. Для предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, возможно освобождение от уплаты импортных пошлин на закупаемое за рубежом оборудование и комплектующие. Эти меры способствуют снижению издержек и повышению конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках.
- Развитие инфраструктуры и логистики. В рамках стратегии поддержки экспорта создаются транспортно-логистические центры и промышленные парки в опорных странах, а также развиваются международные транспортные коридоры, такие как «Север-Юг», и маршруты в Латинскую Америку и Африку. Это направлено на оптимизацию логистики и снижение затрат российских экспортеров5.
- Поддержка региональных экспортеров и малого бизнеса. В 2025 году и до 2030 года регионы России планируют проведение совместных мероприятий по продвижению региональных производителей на зарубежных рынках. Особое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса, что способствует диверсификации экспорта и развитию новых экспортных направлений.
Таким образом, государственная поддержка экспортеров в России представляет собой комплексную систему, включающую финансовые меры, институциональную поддержку, налоговые льготы и развитие инфраструктуры. Основная цель сегодня – стимулирование несырьевого и высокотехнологичного экспорта, расширение географии поставок и повышение конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. В ближайшие годы планируется дальнейшее развитие и совершенствование механизмов поддержки, включая новый этап продвижения национального проекта «Международная кооперация и экспорт» до 2030 года, что позволит обеспечить устойчивый рост экспортного потенциала России.
Поддержка со стороны государства оказывается, как на федеральном, так и региональном уровне. В Дальневосточном федеральном округе реализуется весь комплекс мер поддержки экспортеров. Как и в случае со всей страной, основные региональные меры поддержки включают следующие.
1) Финансовая поддержка и субсидии. Региональная финансовая помощь включает компенсацию части транспортных расходов на экспорт продукции (до 60% затрат на транспортировку промышленных товаров и до 30% для продукции лесопромышленного комплекса); предоставление льготных кредитов и гарантий по кредитам для реализации экспортных контрактов; субсидирование процентных ставок по банковским займам, направленным на экспортные проекты; грантовую поддержку на развитие экспортного потенциала и выход на новые международные рынки.
2) Поддержка через Российский экспортный центр. РЭЦ предоставляет комплексную финансовую и нефинансовую поддержку, включая страхование экспортных сделок, банковские гарантии, участие в выставках и бизнес-миссиях, образовательные программы и цифровые сервисы для анализа рынков и сертификации продукции. В ДФО РЭЦ оказывает услуги тысячам компаний, помогая им выходить на зарубежные рынки в рамках национальной программы «Сделано в России» – государственной инициативы, направленной на продвижение российских производителей и их продукции на международных рынках. Основная цель программы – повысить узнаваемость и доверие к отечественным брендам за рубежом, способствовать увеличению экспорта качественных российских товаров и услуг.
3) Развитие преференциальных режимов и инвестиционных проектов. В регионе планируются и реализуются десятки проектов с иностранными инвестициями общим объемом более 1 трлн рублей, что способствует развитию экспортоориентированных производств и укреплению сотрудничества с зарубежными странами, особенно из Азиатско-Тихоокеанского региона.
4) Инфраструктурные меры. Ведется реконструкция пунктов пропуска, таких как Краскино, что позволит сократить время осмотра грузов и улучшить логистику для экспортеров региона;
Особенно пристальное внимание на Дальнем Востоке уделяется поддержке ключевых для региона отраслей: судостроению, транспорту, рыбодобыче и рыбопереработке. В целом, развитие данных отраслей сегодня идет по инновационному пути, поскольку именно в них наиболее остро проявлялись признаки кризиса отечественного машиностроения [3]. Сегодня основные меры направлены на модернизацию предприятий и обеспечение их заказами, в частности, следующие. Государство выделяет значительные средства на поддержку судостроительных верфей, включая компенсацию части затрат на строительство и модернизацию мощностей, а также возмещение части процентов по кредитам на модернизацию. Например, ВТБ предоставил финансирование в 3 млрд рублей на строительство краболовов, а общий объем господдержки судостроения в регионе составляет около 29,4 млрд рублей. Развивается программа «где ловим, там и строим»: данная инициатива стимулирует строительство рыболовных судов именно в регионах, где ведется добыча, что способствует развитию судостроения на Дальнем Востоке [4]. Модернизируется инфраструктура, в частности, Находкинский судоремонтный завод, который инвестировал около 300 млн рублей в обновление причалов и подъездных путей, проводит модернизацию производственных мощностей, что способствует увеличению производительности и качества судостроения. В целом, заказы на судостроение в регионе оцениваются примерно в 60 млрд рублей, что является беспрецедентным объемом инвестиций для региона.
Поддерживается кадровый потенциал путем реализации программы подготовки и привлечения квалифицированных специалистов, а также мер по привлечению специалистов с выплатой до миллиона рублей из федерального бюджета на переезд и трудоустройство. Снижается налоговая нагрузка: в частности, в Приморском крае судостроительные и судоремонтные предприятия были освобождены от налога на имущество до 2025 года, а также получают налоговые вычеты за приобретение отечественного оборудования.
Следует отметить, что транспортная сфера Приморского края обеспечивает не только всю внутреннюю торговую систему, но и все международные транспортные коридоры, имеющие большую значимость в целом для страны и для Дальнего Востока в частности [5]. Национальный проект «Эффективная транспортная система» (с 2025 года) направлен на развитие транспортной инфраструктуры и повышение эффективности транспортных услуг в регионах, включая Дальний Восток. Основными мерами по развитию и поддержке являются: субсидирование авиаперевозок, обновление подвижного состава железнодорожного транспорта, оснащение его современными удобствами, льготные автокредиты для жителей Дальнего Востока.
В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» заключено соглашение с АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края» о предоставлении субсидий из краевого бюджета, в том числе на реализацию мероприятий по развитию экспорта в размере 52,5 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 51,5 млн рублей. При содействии Центра заключено 52 экспортных контрактов на сумму 31,32 млн долларов США. В 2024 году Гарантийный фонд Приморского края выдал 469 поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 2,3 млрд рублей, что позволило привлечь кредитные ресурсы на развитие бизнеса в объеме 7,2 млрд рублей.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», осуществляется с помощью автономной некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства Приморского края» на реализацию мероприятий центра «Мой бизнес». Центр оказывает комплексную информационно-консультационную поддержку, реализацию образовательных программ как для действующих предпринимателей, так и для граждан, желающих организовать собственное дело. При содействии Центра «Мой бизнес» за 2024 год оказано почти 1,5 тысячи комплексных услуг субъектам МСП. Реализуется механизм льготного лизинга для субъектов малого и среднего бизнеса. Данная мера предусматривает возмещение лизинговым компаниям за счет средств краевого бюджета недополученных доходов при снижении стоимости лизинга для предпринимателей. В 2024 году участниками механизма льготного лизинга признаны 44 компании, получившие поддержку в электронном формате через региональный портал Госуслуг на сумму 20 млн рублей.
С точки зрения развития нормативной базы в последние годы также отмечен существенный прорыв. Так, в Приморье принято постановление Правительства от 16.05.2024 № 320-пп, в соответствии с которым предоставляются гранты инновационным стартапам (ежегодный региональный конкурс «Приморский старт», направленный на выявление и поддержку молодых инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития и имеющих потенциал к коммерциализации): 10 лучших проектов получают гранты до 3 млн рублей из краевого бюджета. В 2024 году проведен конкурсный отбор и определены победители. В соответствии с Порядком предоставления грантов перечисление средств будет в 2025 году.
Также принято постановление Правительства Приморского края от 17.05.2024 № 325-пп «О предоставлении в 2024 году грантов в форме субсидий из краевого бюджета субъектам МСП на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией проекта в сфере проектирования, производства и ремонта одежды». По итогам конкурсного отбора по предоставлению грантов производителям одежды в 2024 году определено 20 компаний-победителей. Заключено 20 соглашений (перечислены средства в объеме 19 729,00 тыс. рублей).
С 2026 года субсидии планируются предоставляться и по программе «Экспортный кешбэк» – программе субсидий, по которой экспортеры Приморья могут возместить до 1 млн рублей понесенных затрат на несырьевую экспортную деятельность. Размер компенсации зависит от категории товара, например, для продукции средней переработки она составляет 75% от расходов, а для товаров глубокой переработки – до 100%. В рамках поддержки бизнеса предусмотрено полное возмещение затрат на получение сертификатов происхождения товаров, что существенно снижает финансовые барьеры для выхода на международные рынки.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о заинтересованности и значительной поддержке государством деятельности предприятий-экспортеров. Вместе с тем, необходимо дальнейшее развитие системы поддержки экспорта в России, в частности, за счет повышения информированности фирм о предлагаемых государством мерах, дополнения линейки продуктов финансовой и нефинансовой поддержки, улучшения доступа к логистической инфраструктуре за рубежом и т.д. Оказываемая на разных уровнях поддержка в виде федеральных и региональных программ стимулирует отечественные предприятия выходить на внешние рынки либо осуществлять экспортоориентированную деятельность внутри станы.
Авторлар туралы
R. Grivanov
Vladivostok State University
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: roman.grivanov@vvsu.ru
Candidate of Political Science, Associate Professor
Ресей, Russia, VladivostokV. Sergeev
Vladivostok State University
Email: vladser02@mail.ru
Graduate Student
Ресей, Russia, VladivostokӘдебиет тізімі
- Прокушев Е.Ф. Костин А.А. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Юрайт, 2025. – 479 с.
- Криводубова Ю.В. Российская система государственной поддержки экспорта: особенности функционирования в условиях внешнеэкономического давления // Власть и управление на Во-стоке России. – 2025. – № 2 (111). – С. 103-112.
- Жилина Л.Н., Красова Е.В. Государственная политика инновационной поддержки россий-ского судостроения: факторы развития, цели и приоритеты // Экономика и предприниматель-ство. – 2014. – № 1-2 (42). – С. 99-104.
- Салтыков М.А. и другие. Торговля продовольственными товарами России со странами Азиатско-тихоокеанского региона: экономические и таможенные аспекты. – Владивосток: Изд-во РТА, 2023. – 190 с.
- Сидорюк, И.В. Роль международных транспортных коридоров в экономике Приморского края / И.В. Сидорюк, Е.В. Красова // Территория новых возможностей. Вестник Владивосток-ского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – № 1(14). – С. 52-63. – EDN PCUXZJ.
Қосымша файлдар
