ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ВУЗОВ КЫРГЫЗСТАНА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
- Авторы: Амеркулова Ж.Д.1
-
Учреждения:
- Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева
- Выпуск: № 11 (2025)
- Страницы: 12-17
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/358470
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-12-17
- ID: 358470
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы оптимизации расходов бюджетных средств вузов Кыргызской Республики в условиях ограниченного государственного финансирования. На основе анализа Среднесрочной стратегии бюджетных расходов на 2025–2029 годы, Стратегии финансовой автономии вузов на 2024–2030 годы и аналитических материалов о состоянии высшего образования определены основные направления рационализации расходов. В заключении сформулированы рекомендации по повышению прозрачности, эффективности и устойчивости финансовой политики вузов Кыргызстана.
Полный текст
Сфера высшего образования Кыргызской Республики в последние годы переживает масштабные преобразования, направленные на повышение эффективности, прозрачности и конкурентоспособности вузов. В условиях углубляющихся социально-экономических вызовов и ограниченности бюджетных ресурсов обеспечение финансовой устойчивости системы высшего образования становится одной из приоритетных задач государственной политики. В настоящее время в Кыргызстане функционирует 74 высших учебных заведений, из которых 34 – государственные, а 40 – негосударственные. Контингент студентов превышает 220 тысяч человек, при этом около 88% обучаются на контрактной основе, а только 12% – за счёт средств государственного бюджета. Несмотря на устойчивый рост числа студентов и активное развитие образовательных услуг, финансирование вузов остаётся недостаточным. В структуре государственных расходов доля, направляемая на образование, составляет около 6% ВВП, однако на высшее образование приходится лишь незначительная часть – менее 10% от общих ассигнований сектора.
В условиях ограниченного государственного финансирования ключевым направлением становится оптимизация структуры расходов вузов, что предполагает рациональное использование ресурсов, сокращение непроизводительных затрат и внедрение инновационных инструментов финансового менеджмента [1].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью повышения эффективности бюджетного финансирования и поиска оптимальных механизмов управления финансовыми ресурсами в высших учебных заведениях Кыргызстана.
Цель выполненного исследования – выявить направления оптимизации расходов вузов в условиях ограниченных бюджетных возможностей.
Министерство науки, высшего образования и инноваций Кыргызской Республики выполняет функции координации и регулирования в сфере образования, а также осуществляет управление бюджетными программами по различным уровням образования, включая высшее профессиональное.
В последние годы государство акцентирует внимание на переходе к принципам результативного бюджетирования и финансовой автономии вузов. Принятый в 2023 году новый Закон «Об образовании» (№179 от 11 августа 2023 г.) впервые закрепил понятие автономии образовательных организаций, включая финансовую самостоятельность в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами. В развитие данного законодательства в 2024 году была разработана Стратегия финансовой автономии вузов Кыргызской Республики на 2024–2030 годы, предусматривающая постепенное внедрение новых моделей управления финансами, в том числе ваучерного механизма, при котором бюджетные средства «следуют за студентом», независимо от формы собственности вуза. Данный подход направлен на повышение конкуренции, эффективности и прозрачности в сфере высшего образования.
В общей структуре государственных расходов Кыргызской Республики доля, направляемая на сектор образования, остаётся относительно стабильной – около 6% от ВВП, однако финансирование высшего образования занимает в ней незначительную часть. По данным Национального статистического комитета и Министерство науки, высшего образования и инноваций Кыргызской Республики, на долю вузов приходится менее 10% всех бюджетных средств, выделяемых на образование, что сопоставимо с уровнем финансирования научных исследований и существенно ниже, чем на общее и среднее профессиональное образование.
Современная система финансирования высшего образования в Кыргызстане базируется на сочетании бюджетных и внебюджетных источников.
К основным источникам относятся:
- Бюджетные ассигнования – средства республиканского бюджета, выделяемые на оплату труда, содержание инфраструктуры, стипендии, а также реализацию государственных образовательных грантов. По данным Среднесрочной стратегии 2025-2029 гг., в вузах на грантовой основе обучается около 26,3 тыс. студентов (12%), тогда как 195 тыс. человек (88%) учатся на контрактной основе.
- Внебюджетные средства – поступления от оказания платных образовательных услуг, реализации программ переподготовки и повышения квалификации, аренды имущества, коммерциализации научных исследований и инновационных разработок.
- Гранты и международные проекты – важный инструмент поддержки научных исследований и академических обменов. В последние годы при содействии Всемирного банка и Европейского Союза реализуются крупные проекты, такие как «Качество и инновации в высшем образовании» (на сумму 25 млн долларов) и «Образование для будущего», направленные на развитие исследовательских центров, стартапов и цифровизацию университетской среды.
- Спонсорская и меценатская помощь – пока остаётся ограниченным источником, хотя в последние годы растёт интерес к созданию эндаумент-фондов и развитию корпоративного партнёрства, особенно в ведущих университетах (КГТУ им. И. Раззакова, ОшГУ, КНАУ, КНУ им. Ж. Баласагына).
Таким образом, структура доходов вузов Кыргызстана всё ещё характеризуется высокой долей бюджетных ассигнований и недостаточным развитием рыночных инструментов финансирования. Это снижает гибкость университетов в стратегическом планировании и ограничивает их возможности по привлечению инвестиций в инновационные направления.
В условиях ограниченного государственного финансирования вузы вынуждены балансировать между выполнением обязательств по заработной плате и обеспечением минимально необходимого уровня образовательного процесса. При этом значительная часть расходов носит постоянный характер и не поддаётся гибкому управлению, что ограничивает возможности вузов для развития инноваций и научных исследований [2].
Наиболее весомая статья расходов – это заработная плата профессорско-преподаватель-ского состава, административных работников и вспомогательного персонала. В среднем, на фонд оплаты труда приходится 65-75% общего объёма бюджетных средств, направляемых на содержание вузов.
Вторым по величине направлением являются расходы на электроэнергию, отопление, водоснабжение и содержание зданий. По данным Министерство науки, высшего образования и инноваций Кыргызской Республики, эти затраты занимают от 15 до 20% общего бюджета в зависимости от региона и климатических условий. Большинство университетских зданий были построены в советский период и нуждаются в капитальном ремонте, теплоизоляции и модернизации систем энергопотребления. Из-за износа инфраструктуры расходы на коммунальные услуги ежегодно растут на 5-8%, что становится дополнительной нагрузкой на бюджеты вузов.
К этой категории относятся закупка учебных материалов, оплата электронных баз данных, издание учебников и пособий, проведение практических занятий и лабораторных работ. В среднем на эти нужды приходится не более 5-7% от общего бюджета, что недостаточно для современного уровня образовательных программ. В рамках проектов Всемирного банка («Образование для будущего», «Качество и инновации в высшем образовании») предполагается частичное обновление материально-технической базы и внедрение цифровых платформ обучения, однако пока эффект ограничен [3].
Наука в вузах финансируется по остаточному принципу. По данным Среднесрочной стратегии, на государственную поддержку прикладных исследований приходится менее 2% от общего бюджета образования. Из 156 научно-исследовательских проектов, профинансированных в 2023 году, только треть реализуется на базе вузов, остальные – в институтах НАН КР. Это указывает на слабую интеграцию науки и образования и недостаточную вовлечённость университетов в инновационную деятельность.
Таким образом, текущая структура расходов характеризуется жёсткой привязкой к обязательным статьям – зарплате и коммунальным платежам, что оставляет крайне ограниченные возможности для инвестиций в развитие, инновации и повышение качества образования.
Основные причины слабого развития внебюджетного финансирования:
- низкая активность вуза в привлечении грантов и международных программ;
- слабая коммерциализация научных исследований;
- недостаточное развитие платных программ, курсов и консалтинговых услуг;
- слабое взаимодействие с бизнесом и отсутствие эндаумент-фондов.
Таблица 1. Основные направления неэффективного расходования средств в вузах Кыргызской Республики
№ | Проблемная зона | Проявление | Последствия | Потенциал оптимизации |
1. | Дублирование функций и избыточный персонал | Множество однотипных отделов и административных должностей | Рост фонда оплаты труда, низкая управленческая эффективность | Оптимизация штатов, объединение функций, цифровизация документооборота |
2. | Недостаточная цифровизация | Отсутствие ERP-систем, ручной учёт | Ошибки, потери времени, неточность отчётности | Внедрение электронного документооборота, автоматизация процессов |
3. | Слабое развитие внебюджетных доходов | Отсутствие грантовой и проектной активности | Финансовая зависимость от бюджета | Развитие платных программ, грантов, эндаументов |
4. | Отсутствие стратегического планирования | Отсутствие KPI и внутреннего аудита | Неэффективное распределение ресурсов | Создание систем мониторинга и управленческого учёта |
5. | Высокая доля административных расходов | Избыточный управленческий аппарат | Сокращение средств на учебный процесс | Введение регламентов результативности и прозрачности расходов |
Таким образом, ключевые проблемы неэффективного расходования средств в вузах Кыргызстана имеют системный характер, связанный с устаревшими управленческими подходами, кадровыми диспропорциями и слабым использованием цифровых технологий. Решение данных проблем требует перехода к современным моделям финансового управления, внутреннего контроля и стратегического планирования, обеспечивающим максимальную отдачу от каждого бюджетного сома (табл. 1).
Пути оптимизации расходов
В условиях ограниченного государственного финансирования ключевой задачей вузов Кыргызстана становится выстраивание эффективной системы управления ресурсами, обеспечивающей максимальную отдачу при минимальных затратах [4].
Практические меры оптимизации:
- Объединение однотипных структурных подразделений, особенно управлений и отделов, выполняющих схожие функции (например, кадровый и методический отделы, планово-финансовые службы).
- Внедрение электронного документооборота, что позволяет сократить расходы на бумагу, канцелярию, архивирование и ускорить обработку управленческих решений.
- Использование облачных ERP-систем для интеграции кадрового, финансового и академического учёта. Это позволяет снизить административные издержки до 15-20% и минимизировать человеческий фактор при принятии решений.
- Децентрализация управленческих процессов – передача полномочий на уровень факультетов и кафедр при сохранении общего контроля со стороны ректората.
Эффективность использования бюджетных средств во многом зависит от уровня прозрачности и общественного контроля. Вузам необходимо переходить от традиционной сметной модели к модели бюджетирования, ориентированной на результат (BOR – Budgeting for Results).
Основные направления:
- Публикация открытых финансовых отчётов. Размещение данных о поступлениях и расходах на официальных сайтах вузов повышает доверие общества и партнёров.
- Формирование системы KPI (ключевых показателей эффективности). Для каждого направления деятельности должны быть установлены количественные и качественные индикаторы – например, эффективность научных исследований, коэффициент трудоустройства выпускников, доля внебюджетных доходов.
- Введение механизмов общественного и студенческого участия в контроле за расходами. Это создаёт дополнительный стимул для прозрачного и ответственного управления средствами.
- Использование цифровых платформ открытого бюджета.
Таким образом, оптимизация расходов вузов Кыргызстана требует комплексного подхода, сочетающего структурные, технологические и управленческие изменения. [5]
Эффективное использование средств возможно только при сочетании:
- автономии и ответственности вузов;
- цифровизации и «зелёных» технологий;
- внедрения принципов результативного бюджетирования и внутреннего аудита.
В условиях сокращения бюджетных ассигнований и роста расходов вузам Кыргызстана необходимо формировать новую финансовую стратегию, основанную на диверсификации источников доходов. Это позволит снизить зависимость от государственного бюджета, повысить устойчивость университетов и создать возможности для модернизации образовательного процесса.
Диверсификация источников финансирования является стратегическим направлением обеспечения финансовой устойчивости вузов Кыргызстана.
Развитие платных услуг, грантовой активности, корпоративного партнёрства и эндаумент-фондов позволит:
- снизить зависимость от государственного бюджета;
- укрепить материально-техническую базу вузов;
- повысить их конкурентоспособность и академическую автономию;
- сформировать устойчивую модель развития высшего образования, способную адаптироваться к экономическим вызовам.
Заключение
Современное состояние финансирования высших учебных заведений Кыргызской Республики отражает системные проблемы бюджетной политики и ограниченные возможности государства по поддержке сектора образования. Несмотря на то, что доля расходов на образование в ВВП Кыргызстана составляет около 6%, на высшее образование приходится менее 10% всех ассигнований, что объективно недостаточно для обеспечения конкурентоспособного качества образовательных услуг и научных исследований. Анализ структуры расходов вузов показал, что основная часть бюджетных средств (до 70%) направляется на оплату труда и обязательные коммунальные услуги, в то время как на развитие научных проектов, модернизацию инфраструктуры и внедрение инноваций выделяется не более 5-7% бюджета. Такая структура расходов отражает инерционный характер финансирования и отсутствие стратегического планирования в управлении финансовыми потоками.
Рекомендации по повышению эффективности использования бюджетных средств
- Переход к программно-целевому бюджетированию. Каждая статья расходов должна быть связана с конкретными результатами деятельности (публикации, патенты, трудоустройство выпускников, количество привлечённых грантов).
- Введение ключевых показателей эффективности (KPI) на уровне вузов и факультетов. Финансирование необходимо увязывать с результативностью работы подразделений и профессорско-преподавательского состава.
- Развитие внутреннего и внешнего аудита. Учреждениям следует внедрять регулярный аудит исполнения бюджета, обеспечивая прозрачность финансовых операций и предотвращая нецелевое использование средств.
- Создание попечительских и наблюдательных советов при вузах. Участие представителей бизнеса, выпускников и общественных организаций в управлении университетами повысит уровень доверия и откроет новые каналы финансирования.
- Модернизация нормативно-правовой базы. Необходимо закрепить на законодательном уровне право вузов на финансовую самостоятельность, использование внебюджетных средств и создание целевых капиталов (эндаументов).
- Формирование кадрового потенциала в сфере финансового менеджмента. Повышение квалификации управленцев и бухгалтеров вузов по направлениям стратегического планирования, анализа эффективности и цифрового управления бюджетом.
7. Развитие международного сотрудничества. Участие в программах Erasmus+, Horizon Europe, KOICA и World Bank Education Projects создаст дополнительные возможности для модернизации инфраструктуры и повышения квалификации персонала.
Об авторах
Ж. Д. Амеркулова
Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева
Автор, ответственный за переписку.
Email: zhibek291177@gmail.com
старший преподаватель
Киргизия, Кыргызстан, г. БишкекСписок литературы
- Амеркулова Ж.Д. Трансформация образовательных программ как ответ на финансовые вызовы: опыт региональных вузов / Ж.Д. Амеркулова, Д.О. Албанбаева, Ш.А. Халилова // Бюллетень науки и практики. – 2025. – Т. 11, № 7. – С. 500-513. – doi: 10.33619/2414-2948/116/71. – EDN SWCTEC.
- Амеркулова Ж.Д. Внутривузовский рейтинг – как фактор рационального распределения финансовых ресурсов / Ж.Д. Амеркулова, Д.О. Албанбаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2025. – № 5-1(104). – С. 125-133. – doi: 10.24412/2500-1000-2025-5-1-125-133. – EDN RCXWNL.
- Амеркулова Ж.Д. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов высших учебных заведений (на примере Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана) / Ж.Д. Амеркулова, Д.О. Албанбаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2025. – № 7-2(106). – С. 54-64. – doi: 10.24412/2500-1000-2025-7-2-54-64. – EDN ZVQVYY.
- Албанбаева Д.О. Оценка качества подготовки специалистов по зелёной экономике: роль педагогического мониторинга / Д.О. Албанбаева, А.К. Чалданбаева // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2024. – № 4-2. – С. 642-655. – doi: 10.33514/1694-7851-2024-4/2-642-655. – EDN EHZFFR.
- Бексултанов А.А. Финансирование бюджетных организаций, порядок его осуществления / А.А. Бексултанов // Известия ВУЗов (Кыргызстан). – 2013. – № 5. – С. 124-126. – EDN VDNZLV.
- Бексултанов А.А. Внутренний финансовый контроль целевого использования бюджетных средств / А.А. Бексултанов // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2016. – № 4. – С. 93-95. – EDN WAXIIN.
- Затравина С.В. Финансовая отчетность как информационное обеспечение комплексного анализа и оценки деятельности организации / С.В. Затравина, Н.Р. Рыскелдиева // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары. – 2021. – № 4(53). – С. 77-79. – EDN GCPBTD.
- Закон КР от 11 августа 2023 года № 179 «Об образовании» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/4-3419/edition/1273902/ru.
Дополнительные файлы



