ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ИТАЛИИ: ТРИГГЕРЫ, РЕПЕРНЫЕ И БИФУРКАЦИОННЫЕ ТОЧКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данном исследовании проводится хронологический анализ развития экономики Итальянской Республики через призму международной торговли товарами. Исследование охватывает ключевые исторические события, оказавшие существенное влияние на формирование современной экономической системы страны. В рамках исследования предложено разделение на реперные, триггерные и бифуркационные точки, позволяющие выявить закономерности и основополагающие этапы в развитии экономики Итальянской Республики.

Полный текст

Внешняя торговля, как один из путей экономического взаимодействия между государствами, насчитывает сотни лет теоретического переосмысления необходимости международного обмена товарами. Выявление особенностей экономического развития Итальянской Республики через призму международной торговли требует анализа исторических событий этой страны, взятых за доступный промежуток времени. В рамках исследования, был изучен промежуток с 1970-го по 2023-й годы.

Цель исследования состоит в выявлении существенных периодов экономического развития Итальянской Республики с определением ключевых временных точек, под которым автор предлагает понимать: реперные точки – события, служащие отправным импульсом для последующего развития, триггерные точки – события, дестабилизирующие в той или иной мере экономическую конъюнктуру, точки бифуркации – события, которые влекут за собой последующую неопределенность системы, при которой, может последовать множество различных результатов.

Изучение экономического развития Итальянской Республики через призму внешней торговли требует обращения к основополагающим теоретическим постулатам.

Исторически первой значимой концепцией является меркантилистская теория (XV-XVIII вв.). Ее определяющим тезисом стала политика протекционизма и идея активного торгового баланса. Меркантилизм предполагал, что национальное богатство аккумулируется путем "завоевания" внешних рынков посредством экспорта по конкурентным ценам, при этом импорт допускался лишь в объеме, не нарушающем положительного сальдо [1].

В противовес ей возникла физиократическая теория (XVIII в.), которая сместила фокус на сельскохозяйственное производство. Физиократы утверждали, что внешняя торговля необходима лишь для обмена излишков, на товары, которые страна не производит [2].

Переход к либеральной парадигме ознаменовала теория абсолютных преимуществ Адама Смита (англ. Adam Smith). Согласно этой теории, государству необходимо экспортировать те виды продукции, в производстве которых оно обладает преимуществом, которое напрямую зависит от обеспеченности природными, технологическими или трудовыми ресурсами [3].

Развитие этой идеи представлено в теории сравнительных преимуществ Дэвида Рикардо (англ. David Ricardo). Рикардо доказал, что взаимовыгодный обмен возможен даже в том случае, если одна страна не имеет абсолютного преимущества в производстве определенного товара. Каждой стране следует специализироваться на экспорте того товара, по которому она имеет наименьшие относительные издержки (сравнительное преимущество), что в итоге увеличивает глобальное потребление.

Теория международной стоимости Джона Стюарта Милля (англ. John Stuart Mill) дополнила классическую школу, объясняя, что цена обмена устанавливается на уровне, при котором совокупность экспорта страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта (баланс спроса и предложения на мировом уровне) [4].

Неоклассические и современные модели международной торговли. Неоклассический подход представлен Теорией Хекшера – Олина, которая объясняет структуру международной торговли разной степенью обеспеченности стран факторами производства. Неодинаковая относительная обеспеченность ресурсами (труд, капитал, земля) порождает разницу в относительных ценах на товары, что является ключевой предпосылкой для обмена.

Дальнейшим усовершенствованием данной концепции стала теория Пола Самуэльсона (англ. Paul Anthony Samuelson) и Вольфганга Столпера (англ. Wolfgang Frederich Stolper). В условиях однородности факторов, идентичности техники и совершенной конкуренции, международный обмен приводит к выравниванию цен факторов производства между торгующими странами. Таким образом, торговля рассматривается как эффективное средство сокращения разрыва в уровне экономического развития стран.

В динамических моделях особое место занимает теория жизненного цикла товара, разработанная Раймондом Верноном (англ. Raymond Vernon) и Теодором Левиттом (англ. Theodore Levitt). Она гласит, что ряд стран, лидирующих в инновациях, специализируется на производстве и экспорте товаров на начальных фазах их жизненного цикла (инновационная фаза), в то время как другие страны концентрируются на производстве уже стандартизированных товаров (зрелая фаза) [2].

 

Таблица 1. Ключевые теории международной торговли

№ п/п

Содержание

Автор

Источник

1

Меркантилистская теория - политика протекционизма и системе «торгового баланса»

Томас Ман

(Thomas Mun)

[1]

2

Физиократическая теория - внешняя торговля необходима лишь для того, чтобы импортировать товары, которая отдельно взятая страна не производит и экспортировать товары, которые страна не может потребить

Франсуа Кенэ

(François Quesnay)

[2]

3

Теория сравнительного преимущества - если две страны, способные производить конкретные товары, выйдут на свободный рынок, то каждая страна увеличит свое общее потребление за счет экспорта товара, по которому она имеет сравнительное преимущество, при одновременном импорте другого товара.

Давид Рикардо

(David Ricardo)

[3]

4

Теория абсолютных преимуществ - абсолютное преимущество зависит от обладания определенными ресурсами: природными, технологическими или трудовыми

Адам Смит

(Adam Smith)

[3]

5

Теория международной стоимости - цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на определенном уровне, при котором, совокупность экспорта отдельно взятой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта

Джон Стюарт Милль

(John Stuart Mill)

[4]

6

Теория Хекшера - Олина - неодинаковая относительная обеспеченность стран производственными ресурсами порождает разницу в относительных ценах на товары, что создает предпосылки для возникновения и развития международной торговли

Эли Хекшер

(Eli Filip Heckscher)

Бертиль Олин

(Bertil Gotthard Ohlin)

[2]

7

Теория Майкла Портера - серьезным стимулом к успеху на мировом рынке является достаточная конкуренция на внутреннем рынке

Майкл Портер

(Michael Eugene Porter)

[2]

8

Теория Самуэльсона и Столпера -

в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами

Вольфганг Столпер

(Wolfgang Frederich Stolper)

  Пол Самуэльсон

(Paul Anthony Samuelson)

[2]

9

Теория жизненного цикла товара - ряд стран специализируется на производстве и экспорте товаров с использованием новых технологий, в то время как другие страны специализируются на производстве уже известных товаров

Раймонд Вернон

(Raymond Vernon)

Теодор Левитт

(Theodore Levitt)

[2]

 

Следующим этапом научного исследования был поиск точек (см. рис.), дестабилизирующих в той или иной мере экономическую конъюнктуру, которых автор определяет как триггерные, а именно:

1973 год и 1979 год - первый и второй нефтяные кризисы. Итальянская Республика, критически зависимая от импорта углеводородов, столкнулась с резким удорожанием сырья, что немедленно вызвало стагфляцию; возникла острая необходимость проведения структурных реформ, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию энергоисточников. Экспортоориентированные отрасли утратили часть конкурентоспособности из-за значительного роста производственных издержек;

1992 год – кризис итальянской лиры стал результатом упадка Европейской валютной системы (далее по тексту – ЕВС). Высокий уровень государственного долга и недостаточная производительность труда не позволили Италии сохранить установленные валютные коридоры, что привело к выходу из ЕВС и девальвации лиры. В ответ правительство приняло жесткие фискальные меры и начало структурные реформы, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Девальвация временно повысила конкурентоспособность экспорта за счет курсового преимущества, но не была подкреплена достаточными инвестициями в инновации;

2008-2009 годы – мировой финансовый кризис продемонстрировал высокую чувствительность итальянского хозяйства к падению мирового спроса. Несмотря на относительную устойчивость банковского сектора, резкое сокращение международной торговли вызвало падение промышленного производства и снижение ВВП. Этот кризис выявил структурные недостатки, включая низкую скорость адаптации малого и среднего предпринимательства (МСП) и недостаточный уровень цифровизации;

2020 год - пандемия COVID-19 стала беспрецедентным шоком, одновременно обрушившим и спрос, и предложение. Итальянская Республика первой из европейских стран ввела локдаун, что привело к рекордному падению ВВП и обвалу международной торговли. Кризис послужил катализатором изменений, указав на жизненно важную необходимость ускорения цифровизации и модернизации производственных процессов, что является прямым фактором роста производительности труда.

 

Рис. Важнейшие исторические события истории экономики Италии, 1970-2023 гг.

 

Следующим этапом нашего исследования был поиск точек, служащие отправным импульсом для последующего развития экономики, которых автор определяет как реперные, а именно:

1982-1985 год – посткризисное восстановление. Реперная точка 1982-1985 годов зафиксировала успешную адаптацию хозяйства к новым ценовым реалиям. В этот период произошло смещение фокуса с тяжелой промышленности на секторы с более высокой добавленной стоимостью, объединенные «брендом» (средство индивидуализации товаров, работ и услуг) «Made in Italy» (премиальное машиностроение, дизайн, мода). Этот сдвиг привел к более глубокому вовлечению итальянских корпораций в глобальные производственные цепочки, став устойчивым вектором для последующего роста.

2001-2002 годы – замещение национальной валюты лира единой европейской представляет собой, возможно, самое важное институциональное решение. Вступление в еврозону окончательно закрепило Итальянскую Республику в ядре европейского рынка, обеспечило упрощенный доступ к капиталу и устранило валютные риски во внешнем обмене с ключевыми партнерами. Этот реперный вектор способствовал притоку прямых иностранных инвестиций и формированию стабильной макроэкономической среды. Однако в долгосрочной перспективе, невозможность девальвации привела к тому, что в Республике Италия увеличилась импортируемая инфляция, а производительность труда не повышалась достаточно для компенсации этого эффекта;

2015-2019 годы – посткризисное оживление обусловлено сочетанием сверхнизких ставок Европейского центрального банка (далее по тексту – ЕЦБ), относительной стабилизации европейского рынка и активного участия Итальянской Республики в международной торговле. Экспорт, особенно в потребительских секторах, вновь начал расти, что временно улучшило инвестиционную привлекательность государства; однако этот подъем носил циклический характер и не решил фундаментальных проблем;

Следующим этапом нашего исследования был поиск точек, которые влекут за собой последующую неопределенность системы, при которой, может последовать множество различных результатов, которых автор определяет как бифуркационные, а именно:

2010-2012 годы – европейский долговой кризис. Точка бифуркации явилась моментом острого выбора: Итальянская Республика оказалась на грани дефолта. Выбор был сделан в пользу жесткой фискальной консолидации и, хотя такая политика стабилизировала финансовый рынок, она привела к сильному сокращению внутреннего потребления, дальнейшему замедлению роста ВВП и снижению конкурентоспособности государства из-за уменьшения инвестиций в инновации и человеческий капитал;

2020-2023 годы – план восстановления и устойчивости представляет собой современный стратегический выбор. Страна должна решить: придерживаться консервативной фискальной политики или использовать фонды ЕС для массированных инвестиций в цифровизацию экономики и развитие человеческого капитала. Участие в данной инициативе обязывает Итальянскую Республику к реализации структурных реформ. Исход этого выбора либо устойчивое повышение конкурентоспособности и рост ВВП благодаря инновациям, либо возврат к долговой стагнации, что зависит от успешности практической реализации реформ.

Анализ теоретического базиса и эмпирической хронологии макроэкономического развития РИ позвали автору обозначить региональный дуализм Итальянской Республики как ключевую проблему в контре сдерживающих факторов потенциальной динамики.

Фундаментальной внутренней проблемой, которая многократно усиливает отрицательные последствия каждого триггерного шока, является выраженный структурный дуализм экономики Итальянской Республики – устойчивый разрыв между промышленно развитым Севером и аграрным Югом.

Ретроспективный анализ показывает, что инвестиции в Юг не смогли устранить низкую производительность труда и дефицит квалифицированной рабочей силы. В моменты экономических кризисов Юг демонстрирует более глубокое падение и крайне замедленное восстановление, выступая серьезным тормозом для всей экономики.

Кроме того, итальянская экономика критически зависит от малых и средних предприятий (далее по тексту – МСП). Хотя МСП обеспечивают высокую гибкость, их возможности для инвестиций в цифровизацию и инновации существенно ограничены. Перед внешними триггерами МСП оказываются особенно уязвимыми. Таким образом, структурный дуализм является ключевым фактором, который препятствует эффективному использованию реперных точек и успешной реализации структурных реформ в точках бифуркации.

Вывод

Хронологический анализ пятидесятилетней эволюции экономики Итальянской Республики (1970-2023 гг.) позволяет охарактеризовать современное хозяйство государства как интегрированный либеральный рынок. Отход от протекционистских постулатов в пользу открытого конкурентного пространства подтверждается следующими ключевыми фактами:

  1. Полноправное членство в Еврозоне (с 2002 г.): принятие евро и интеграция в единый европейский рынок капитала и товаров устранили валютные барьеры и полностью подчинили Италию правилам свободной торговли ЕС.
  2. Экспортная ориентация сектора: сохранение высокой конкурентоспособности в нишевых и высокотехнологичных секторах критически зависит от торговли на глобальных рынках и подтверждает либеральный внешнеторговый режим.

3. Волны приватизации и дерегуляции: проведение структурных реформ в 1990-х годах и после 2008 года, направленных на сокращение прямого государственного вмешательства в торговлю на внутреннем рынке и открытие ключевых секторов (энергетика, телекоммуникации) для инвестиций свидетельствуют о либерализации внутренней среды.

×

Об авторах

В. С. Щербина

Донской государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: slavos_akalenya@mail.ru

студент

Россия, Россия, г. Ростов-на-Дону

Т. С. Медведкин

Донской государственный технический университет

Email: slavos_akalenya@mail.ru

д-р экон. наук, профессор

Россия, Россия, г. Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Рыжов И.В. Исторические условия возникновения и сущность меркантилизма // Журнал прикладных исследований. – 2022. – Т. 1. – № 5. – С. 42-45.
  2. Ягубов Ш.Р. Истоки и динамика становления теории внешнеэкономического маркетинга // Вестник Поволжского института управления. – 2008. – № 3. – С. 158-163.
  3. Кузнецов Ю.А., Сороквашин М.Ю. Проблема протекционизма и свободы торговли в воз-зрениях представителей меркантилизма и классической школы политической экономии // Изве-стия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2000. – № 4 (16). – С. 3-17
  4. Сальникова К.В. Теории развития и современное состояние международной торговли // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. – № 2 (68). – С. 147-156.
  5. Outlook O.E. No. 70, December [Электронный ресурс].
  6. Tullock G. The Welfare Costs of Tariffs, Monopolies, and Theft / G. Tullock // Western Econom-ic Journal. – 1967. – Vol. 5, № 3. – С. 224-232.
  7. OECD (2004), OECD Economic Outlook, Volume 2004 Issue 1, OECD Publishing, Paris.
  8. OECD (2002), OECD Economic Surveys: Italy 2002, OECD Publishing, Paris.
  9. OECD (2005), OECD Economic Outlook, Volume 2004 Issue 2, OECD Publishing, Paris.
  10. OECD (2012), OECD Economic Outlook, Volume 2012 Issue 2, OECD Publishing, Paris.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».