ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется зарубежный опыт финансирования высшего образования. В условиях глобализации и постоянных изменений в экономических и социально-политических системах эффективность финансирования образовательных учреждений становится важным фактором их устойчивости и развития. Рассматриваются различные модели финансирования высшего образования, применяемые в ведущих странах мира, включая государственное, частное и смешанное финансирование. Анализируются преимущества и недостатки каждой модели, а также их влияние на качество образовательных услуг, доступность образования и инновационные процессы в сфере высшего образования.

Полный текст

В зарубежных странах практикуются различные формы частного высшего образования. Одновременно с этим наблюдаются колоссальные различия между балансом частного и государственного высшего образования [1].

Финансирование высшего образования в исторической ретроспективе развивалось на основе различных социально-экономических факторов. В средневековые времена университеты были в основном частными учебными заведениями, поддерживаемыми церковью и монархами. С развитием промышленной революции и формированием национальных государств университеты стали более активно поддерживаться государственным финансированием. Например, в конце XIX века в большинстве европейских стран начали развиваться государственные университеты, что позволило обеспечить доступность образования для широких слоев населения [2].

С переходом к XX веку модели финансирования начали зависеть от уровня экономического развития, структуры государственного бюджета и политической ситуации в каждой стране. В странах с высокоразвитыми экономиками (например, США, Великобритания, Германия) система образования часто включала как частные, так и государственные источники финансирования. В странах с развивающимися экономиками, наоборот, внимание часто уделялось государственной поддержке вузов, что позволяло минимизировать социальные барьеры для получения образования.

Современные системы финансирования высшего образования можно разделить на несколько основных моделей [2].

Государственное финансирование. В странах с развитой системой государственного образования (например, в Германии, Франции) вузам выделяются значительные средства из государственного бюджета. В таких странах обучение в государственных вузах, как правило, является бесплатным или стоит минимальную сумму, что способствует социальной мобильности и доступности образования. В то же время это ставит перед государственными органами задачу эффективного распределения ресурсов и контроля за качеством образования [2].

Модели государственного финансирования высшего образования. Государственное финансирование высшего образования является одним из основополагающих элементов образовательных систем большинства стран. В странах с развитой экономикой, таких как Германия, Франция и Норвегия, основным источником финансирования университетов выступают государственные субсидии. Это позволяет поддерживать доступность образования для всех слоев населения, не взимая с студентов значительные платы за обучение. В таких странах государства, как правило, выделяют значительные средства на финансовую поддержку университетов, что позволяет им не только обеспечивать качественное образование, но и развивать научную деятельность.

Система государственного финансирования также включает различные формы субсидий и грантов для студентов. Например, в Германии государство предоставляет студентам бесплатное обучение в государственных вузах, а также систему стипендий для поддержки студентов с низким доходом. Однако система государственного финансирования может столкнуться с рядом проблем.

Во-первых, в условиях экономического кризиса или сокращения бюджета финансирование образования часто становится объектом сокращений. Это, в свою очередь, ведет к повышению стоимости образования, а также снижению качества образовательных услуг.

Во-вторых, существование ограниченных средств приводит к жесткому конкурсу за гранты и стипендии, что усложняет доступность высшего образования для части студентов [3].

Частное финансирование. В некоторых странах, таких как США, Великобритания, существует развитая система частного финансирования. Многие университеты являются частными и финансируются через пожертвования, инвестиции и плату за обучение. В таких системах часто используется модель кредитования студентов, что позволяет им оплачивать обучение после его окончания. В то же время, такая модель вызывает критику за рост долговой нагрузки на студентов и ограничение доступа к качественному образованию для малообеспеченных семей.

Частное финансирование высшего образования: Преимущества и недостатки. В странах с развитой системой частного образования, таких как США и Великобритания, университеты часто финансируются за счет частных средств, в том числе платных программ, пожертвований, частных инвестиций и образовательных кредитов. Эта модель позволяет университетам предоставлять более широкий выбор образовательных программ и привлекать высококлассных преподавателей, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования [4].

Частное финансирование также имеет значительное влияние на инновации в образовательных программах. Например, частные университеты могут быстрее внедрять новые технологии и развивать международные связи благодаря большему объему средств, которые они могут направить на исследования и развитие.

Однако частное финансирование высшего образования порождает несколько проблем:

Во-первых, высокие платы за обучение становятся значительным барьером для студентов из менее обеспеченных семей. В США, например, задолженность по студенческим кредитам является одной из самых крупных финансовых проблем, с которой сталкиваются молодые специалисты после окончания университета. Это ведет к росту долговой нагрузки и ограничивает финансовую свободу выпускников [5].

Во-вторых, частные вузы могут столкнуться с недостаточной регулировкой качества образования, что может привести к коммерциализации учебного процесса и снижению академической добросовестности.

Комбинированные модели. В большинстве современных стран существует гибридная модель финансирования, при которой государственные средства дополняются частными инвестициями. Это позволяет сочетать доступность образования с высокими стандартами качества. В таких странах также широко распространены стипендии, гранты и образовательные кредиты, что способствует обеспечению равенства доступа к образованию независимо от финансовых возможностей студентов [6].

Сравнительный анализ моделей финансирования высшего образования в разных странах позволяет выявить наиболее эффективные подходы, которые могут быть адаптированы в других государствах. Рассмотрим несколько примеров.

- США: В США система высшего образования в значительной степени основывается на частном финансировании. Стоимость обучения в университетах и колледжах в США очень высока, что приводит к значительному росту долговой нагрузки студентов. Однако США имеют развитую систему образовательных кредитов, что позволяет студентам финансировать свое обучение с отсрочкой платежей.

- Германия: В отличие от США, Германия использует модель бесплатного образования в государственных университетах. Это делает образование доступным для всех слоев населения. Однако государственное финансирование в Германии сталкивается с проблемами, такими как растущие расходы на содержание университетов и обеспечение качества образования [7].

- Великобритания: Великобритания использует модель частного финансирования, где студенты оплачивают обучение в вузах через студенческие кредиты. При этом государство предоставляет кредиты на оплату обучения и поддерживает систему стипендий для студентов с низким доходом. Эта модель также сталкивается с проблемами задолженности студентов после окончания учебы, что вызывает общественное беспокойство.

- Россия: В России модель финансирования высшего образования сочетает как государственное, так и частное финансирование. Государственные вузы получают финансирование от бюджета, в то время как студенты из многодетных и малообеспеченных семей могут получить гранты и стипендии. Однако модель частных вузов в России развита ограниченно, и значительное количество студентов все еще сталкивается с трудностями в доступе к качественному образованию.

Финансирование системы высшего образования также связано с проблемами. Рассмотрим некоторые элементы проблем финансирования системы высшего образования [7].

Несмотря на разнообразие моделей финансирования высшего образования, большинство стран сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является недофинансирование образовательных учреждений, что ведет к снижению качества образования и ограничению возможностей для научных исследований. В условиях экономической нестабильности правительствам все сложнее выделять достаточное количество средств на поддержку университетов. Это в свою очередь может привести к росту стоимости образования, особенно в частных вузах [8].

Еще одной важной проблемой является недоступность образования для социально уязвимых групп населения. В странах, где обучение в вузах требует значительных финансовых затрат, студенты из малообеспеченных семей часто сталкиваются с трудностями при оплате обучения, что снижает их возможности для получения высшего образования.

Кроме того, в некоторых странах существует кредитная нагрузка на студентов, что делает возвращение к учебе или карьеру после окончания университета экономически невыгодным. Это особенно актуально для стран, где стоимость образования высока, а доходы выпускников не всегда оправдывают вложенные средства.

По нашему мнению, можно предложить несколько возможных перспектив и рекомендаций, а именно:

- Во-первых, необходимо оптимизировать государственные расходы на образование, улучшив механизмы распределения ресурсов и снизив бюрократические барьеры.

- Во-вторых, важно развивать систему грантов и стипендий, чтобы обеспечить доступ к высшему образованию для студентов из малообеспеченных семей.

- В-третьих, необходимо развивать новые формы частного и корпоративного финансирования, которое может дополнить государственные средства и направлено на улучшение инфраструктуры и качества образовательных программ.

Финансирование высшего образования играет решающую роль в обеспечении доступности и качества образования. Современные модели финансирования должны учитывать как традиционные государственные источники, так и инновационные механизмы частного и комбинированного финансирования. Важно выработать баланс между этими подходами для обеспечения устойчивости системы образования в условиях экономических и социальных изменений. В дальнейшем необходимо продолжать исследование существующих моделей с учетом специфики национальных систем и международного опыта, чтобы улучшить качество и доступность высшего образования на глобальном уровне.

Будущее финансирования высшего образования будет зависеть от нескольких факторов, включая экономическую ситуацию в мире, технологические изменения и необходимость сокращения бюджетных расходов. Одним из возможных решений является использование гибридных моделей финансирования, в которых сочетаются государственное и частное участие.

Финансирование высшего образования является важным и многогранным процессом, включающим как государственные, так и частные источники. На основе опыта различных стран можно выделить несколько эффективных моделей финансирования, которые могут быть адаптированы в других государствах с учетом специфики их экономики и социальной структуры.

Однако важно помнить, что независимо от выбранной модели финансирования, основная цель остается неизменной – обеспечение доступности и качества образования для всех слоев населения.

×

Об авторах

А. А. Бексултанов

Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова

Автор, ответственный за переписку.
Email: azis74@mail.ru

д-р экон. наук, профессор

Киргизия, Кыргызстан, г. Бишкек

Ж. Д. Амеркулова

Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова

Email: zhibek291177@gmail.com

старший преподаватель

Киргизия, Кыргызстан, г. Бишкек

Список литературы

  1. Албанбаева Д.О. Эффективное стратегическое управление вузами кыргызстана через мониторинг и системы обеспечения качества / Д.О. Албанбаева, Ж.Д. Амеркулова, А.Ж. Шаршеева // Бюллетень науки и практики. – 2024. – Т. 10, № 12. – С. 565-577. – doi: 10.33619/2414-2948/109/75. – EDN BKJDCP.
  2. Амеркулова Ж. Д. Внутривузовский рейтинг – как фактор рационального распределения финансовых ресурсов / Ж.Д. Амеркулова, Д.О. Албанбаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2025. – № 5-1 (104). – С. 125-133. – doi: 10.24412/2500-1000-2025-5-1-125-133. – EDN RCXWNL.
  3. Амеркулова Ж. Д. Трансформация образовательных программ как ответ на финансовые вызовы: опыт региональных вузов / Ж.Д. Амеркулова, Д.О. Албанбаева, Ш.А. Халилова // Бюллетень науки и практики. – 2025. – Т. 11, № 7. – С. 500-513. – doi: 10.33619/2414-2948/116/71. – EDN SWCTEC.
  4. Амеркулова Ж.Д. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов высших учебных заведений (на примере Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана) / Ж.Д. Амеркулова, Д.О. Албанбаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2025. – № 7-2(106). – С. 54-64. – doi: 10.24412/2500-1000-2025-7-2-54-64. – EDN ZVQVYY.
  5. Бексултанов А.А. Инновационные образовательные программы: пути реализации в условиях ограниченного финансирования / А.А. Бексултанов, Ж.Д. Амеркулова // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2025. – № 3/2. – С. 412-428. – doi: 10.33514/1694-7851-2025-3/2-412-428. – EDN EQVDXV.
  6. Амеркулова Ж.Д. Развитие педагогического образования в Кыргызстане через внедрение ваучерной модели финансирования / Ж.Д. Амеркулова // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2025. – № 3/1. – С. 45-55. – doi: 10.33514/1694-7851-2025-3/1-45-55. – EDN PQWXZX.
  7. Бексултанов А.А. Финансово-бюджетный контроль в Кыргызской Республике / А.А. Бексултанов // Актуальные вопросы образования и науки. – 2017. – № 2(60). – С. 65-70. – EDN ZJRZZD.
  8. Бексултанов А.А. Учет наличных денежных средств в государственных организациях / А.А. Бексултанов // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2016. – № 2. – С. 76-77. – EDN VTFTTV.
  9. Бексултанов А.А. Зарубежный опыт бюджетного контроля / А.А. Бексултанов, Т. Тагаев // Вестник Кыргызстана. – 2018. – № 2. – С. 19-26. – EDN USTLXQ.
  10. Бексултанов А.А. Модель государственного финансово-бюджетного контроля в Кыргызской Республике / А.А. Бексултанов // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 27 января – 22 2017 года / Под общей редакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. – С. 42-49. – EDN ZSITCH.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».