РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В ЕАЭС
- Авторы: Аверкина Е.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии
- Выпуск: № 11 (2025)
- Страницы: 7-11
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/358469
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-7-11
- ID: 358469
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается процесс создания и роль единого рынка финансовых услуг в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проанализированы теоретические предпосылки и практические шаги по интеграции финансовых систем государств-членов. Рассмотрены ключевые выгоды от формирования общего финансового рынка, включая углубление экономической интеграции, снижение стоимости капитала и повышение конкурентоспособности экономик Союза. Особое внимание уделено институциональным и экономическим проблемам, таким как гармонизация законодательства, создание наднациональных органов регулирования и обеспечение финансовой стабильности. На основе анализа основных документов и текущего состояния интеграции сформулированы выводы о перспективах и возможных путях развития единого финансового рынка ЕАЭС.
Полный текст
Евразийский экономический союз, учрежденный Договором от 29 мая 2014 года, представляет собой одну из наиболее значимых интеграционных структур на постсоветском пространстве. Изначально акцент интеграции был сосредоточен на формировании общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако для перехода к качественно новому уровню экономического взаимодействия и создания полноценного экономического и валютного союза необходима интеграция в финансовой сфере.
Формирование единого рынка финансовых услуг (ЕРФУ) является логическим продолжением процессов экономической интеграции и выступает ключевым фактором устойчивого роста экономик государств-членов. Его создание направлено на преодоление фрагментации национальных финансовых систем, повышение их эффективности и способности аккумулировать инвестиционные ресурсы для модернизации и инновационного развития.
С точки зрения экономической теории, создание единого финансового рынка позволяет достичь синергетического эффекта за счет нескольких факторов:
- снижение трансакционных издержек – унификация правил и стандартов упрощает выход финансовых институтов на рынки других стран-участниц, снижая затраты на юридическое сопровождение и адаптацию продуктов;
- повышение конкуренции - доступ на рынок иностранных поставщиков финансовых услуг стимулирует национальные институты к повышению эффективности, качества обслуживания и внедрению инноваций;
- диверсификация рисков - интегрированный рынок предоставляет более широкие возможности для диверсификации активов и пассивов как для финансовых организаций, так и для конечных потребителей;
- оптимизация распределения капитала – свободное движение капитала в рамках Союза способствует его перераспределению в наиболее рентабельные и перспективные сектора экономики, независимо от национальной принадлежности.
Для ЕАЭС ЕРФУ играет системообразующую роль, выступая «кровеносной системой» общего рынка. Без эффективного механизма перелива капитала и финансовых услуг невозможно полноценное функционирование единых рынков товаров и рабочей силы, а также реализация масштабных инфраструктурных и промышленных проектов.
Регулирование создания ЕРФУ осуществляется на основе Договора о ЕАЭС, в котором в статье 70 закреплены основные принципы и подходы к интеграции в финансовой сфере [1]. Ключевым документом, определяющим конкретные меры и этапы, является «Основные направления формирования единого финансового рынка ЕАЭС на период до 2025 года», утвержденные Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 года [2].
Данный документ предусматривает интеграцию по трем основным сегментам:
- банковский сектор: создание условий для взаимного доступа банков на рынки государств-членов на основе унифицированных лицензий;
- страховой сектор: формирование общих рынков отдельных видов страхования (в первую очередь, страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и страхования экспортных кредитов);
- рынок ценных бумаг: унификация требований к эмитентам, обеспечение взаимного доступа к биржевой и внебиржевой инфраструктуре, признание лицензий профессиональных участников рынка.
На текущий момент процесс формирования ЕРФУ находится на начальной стадии. Достигнуты определенные успехи в гармонизации подходов к регулированию финансовых рынков, ведется работа над созданием наднациональных надзорных органов. Однако практическая реализация взаимного доступа финансовых организаций остается ограниченной. Основными достижениями на текущий момент времени являются скоординированные подходы в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также обсуждение технических стандартов [3].
Эффективное и стабильное регулирование финансового рынка является основа экономического развития и доверия инвесторов. В контексте ЕАЭС, где создание единого рынка финансовых услуг (ЕРФУ) провозглашено одной из стратегических целей, вопрос регулирования выходит на наднациональный уровень. Однако на сегодняшний день регулирование остается прерогативой национальных органов власти, что создает как возможности для учета местной специфики, так и серьезные вызовы для интеграции.
В государствах-членах ЕАЭС сформировались две основные модели регулирования финансового рынка:
- Модель мегарегулятора (универсального регулятора):
- Россия: Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является мегарегулятором всего финансового рынка с 2013 года. В его функции входит регулирование, контроль и надзор за банковским сектором, рынком ценных бумаг, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами (НПФ), микрофинансовыми организациями и другими участниками финансового рынка.
- Казахстан: Национальный банк Республики Казахстан также выполняет функции мегарегулятора с 2004 года (в его структуре действует Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка). Он регулирует банки, страховые компании, рынок ценных бумаг и иные финансовые организации.
- Модель раздельного (секторального) регулирования:
- Беларусь: регулирование разделено между Национальным банком Республики Беларусь (регулирование банковской деятельности) и Министерством финансов (регулирование рынка ценных бумаг и страховой деятельности).
- Армения: Центральный банк Республики Армения регулирует банковский сектор и ряд некредитных финансовых организаций, в то время как Комиссия по защите конкуренции и регулированию финансового рынка отвечает за регулирование рынков ценных бумаг и страховых услуг.
- Кыргызстан: Национальный банк Кыргызской Республики является регулятором банковского сектора. Регулированием рынка ценных бумаг занимается Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции КР.
Регулирование финансового рынка в странах ЕАЭС [6-12].
Таблица 1.
Страна | Сфера регулирования на национальном уровне | Модель | |
Банковский сектор | Рынок ценных бумаг / Страхование | ||
Россия | ЦБ РФ | ЦБ РФ | Мегарегулятор |
Казахстан | Нацбанк РК | Нацбанк РК (через Агентство) | Мегарегулятор |
Беларусь | Нацбанк РБ | Министерство финансов | Раздельная |
Армения | ЦБ Республики Армения | Комиссия по регулированию финрынка | Смешанная |
Кыргызстан | Нацбанк КР | Госслужба регулирования финрынка | Раздельная |
Во всех странах ЕАЭС банковский сектор является наиболее концентрированным и жестко регулируемым. Базовые принципы регулирования (пруденциальные нормы) в целом унифицированы на основе международных стандартов Базеля:
- нормативы достаточности капитала (H1) применяются повсеместно, с варьирующимися требованиями;
- нормативы ликвидности – регуляторы следят за мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидностью;
- крупные риски (H6) – ограничивают концентрацию рисков на одного заемщика или группу связанных заемщиков.
Однако конкретные значения нормативов, подходы к классификации активов и формированию резервов различаются, что создает неравные условия конкуренции.
Регулирование рынка ценных бумаг направлено на защиту прав инвесторов и обеспечение прозрачности эмитентов. Ключевые различия наблюдаются в:
- требованиях к раскрытию информации – объем и периодичность раскрытия информации эмитентами различаются;
- регулировании деятельности брокеров, дилеров и управляющих компаний – требования к капиталу и лицензированию не унифицированы;
- подходах к допуску ценных бумаг на организованные торги – процедуры листинга и требования к эмитентам имеют национальную специфику.
Регулирование страховой деятельности также фрагментировано:
- требования к капиталу (Солвенси II) – внедрение современных стандартов платежеспособности находится на разных стадиях;
- лицензирование видов страхования – перечень лицензируемых видов страхования и требования к ним отличаются;
- регулирование тарифов - в некоторых странах (например, в Беларуси) сохраняется жесткое государственное регулирование тарифов по отдельным видам страхования (например, ОСАГО).
Основная проблема формирования ЕРФУ – дивергенция национальных регуляторных режимов, которая:
- создает регуляторный арбитраж – финансовые организации могут выбирать юрисдикцию с наиболее мягким регулированием, что подрывает стабильность всего Союза;
- препятствует взаимному доступу – необходимость получать отдельные лицензии в каждой стране и соблюдать несхожие правила делает выход на новые рынки дорогостоящим и сложным;
- ограничивает трансграничные операции – разные стандарты отчетности, надзора и раскрытия информации затрудняют кросс-граничное предоставление услуг.
Ключевую роль в гармонизации играет Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В рамках «Основных направлений формирования единого финансового рынка ЕАЭС до 2025 года» ЕЭК ведет работу по:
- разработке унифицированных (согласованных) правил в банковской, страховой сферах и на рынке ценных бумаг;
- созданию модельных (рамочных) законов, которые государства-члены будут постепенно вводить в свое национальное законодательство;
- сближению требований к пруденциальным нормативам, риск-менеджменту, ПОД/ФТ.
- созданию условий для взаимного признания лицензий («паспорт финансовой услуги»).
Кроме регулирования формирование ЕРФУ сталкивается с еще рядом серьезных проблем, носящих как объективный, так и субъективный характер:
- неоднородность экономического развития и регуляторных систем: существенные различия в уровне развития финансовых рынков, макроэкономической стабильности и национальных законодательствах государств-членов (Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Кыргызстан) осложняют выработку единых стандартов;
- суверенные риски и ограниченность наднациональных полномочий: государства не готовы в полной мере делегировать полномочия в столь чувствительной сфере, как финансы, наднациональным органам, что затрудняет создание эффективной системы надзора;
- макрофинансовая стабильность: свободное движение капитала может способствовать трансграничному переносу финансовых шоков и кризисных явлений. Требуется создание эффективных механизмов макропруденциального регулирования на наднациональном уровне;
- внешнее давление и геополитическая обстановка: санкционное давление на некоторые финансовые институты и экономики стран ЕАЭС создает дополнительные внешние барьеры для интеграции и ограничивает доступ к глобальным финансовым потокам;
- технологическая асимметрия: разный уровень развития финансовых технологий в странах Союза может привести к доминированию финансовых институтов из более технологически развитых юрисдикций.
Формирование единого рынка финансовых услуг является не просто технической задачей, а стратегическим императивом для долгосрочного успеха евразийской интеграции. Несмотря на значительные вызовы, процесс обладает значительным потенциалом.
Роль ЕРФУ заключается в том, чтобы стать катализатором реальной экономической интеграции, обеспечив финансирование совместных проектов, снизив стоимость кредита для бизнеса и населения, и повысив общую конкурентоспособность экономик ЕАЭС в глобальном масштабе.
Развитие единого рынка финансовых услуг является одной из ключевых и наиболее сложных задач в рамках углубления евразийской экономической интеграции. Хотя зона свободной торговли и Единое экономическое пространство в основном охватывают торговлю товарами, создание полноценного финансового рынка – это следующий логичный шаг, который может принести значительные выгоды всем странам-участницам.
Основные цели и потенциальные выгоды единого рынка финансовых услуг:
- снижение стоимости финансирования: компании, особенно из стран с менее развитыми финансовыми системами, получат доступ к более дешевому и диверсифицированному капиталу;
- повышение конкуренции: вход на национальные рынки банков, страховых и лизинговых компаний из других стран Союза усилит конкуренцию, что приведет к улучшению качества услуг и снижению цен для потребителей;
- диверсификация рисков: создание трансграничных финансовых инструментов и рынков позволит диверсифицировать риски для инвесторов и финансовых институтов;
- поддержка реального сектора: единый финансовый рынок облегчит финансирование трансграничных инвестиционных проектов, торговли и кооперационных цепочек;
- повышение устойчивости: интегрированная финансовая система может быть более устойчивой к шокам за счет взаимной поддержки и диверсификации.
Развитие ЕРФУ осуществляется поэтапно:
- На первом этапе необходимо завершить гармонизацию ключевых сегментов финансового законодательства и создать базовые наднациональные институты.
- На втором этапе – обеспечить практическую реализацию взаимного доступа для наиболее подготовленных секторов.
- В долгосрочной перспективе может быть поставлен вопрос о переходе к более глубоким формам интеграции, таким как создание валютного союза, что, требует высокий уровень политического доверия и макроэкономической конвергенции.
Таким образом развитие единого рынка финансовых услуг в ЕАЭС – это долгосрочный и поэтапный процесс, ЕРФУ зависит от наднационального и национального регулирования государств-членов, и их способности выстроить эффективную систему наднационального управления, обеспечивающую стабильность и развитие единого финансового пространства ЕАЭС.
Об авторах
Е. В. Аверкина
Санкт-Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии
Автор, ответственный за переписку.
Email: averkina@mail.ru
канд. экон. наук, доцент
Россия, Россия, г. Санкт-ПетербургСписок литературы
- Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org.
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 № 28 «Об Основных направлениях формирования единого финансового рынка Евразийского экономического союза на период до 2025 года».
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 01.10.2019 г. № 20 «О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза»
- Евразийская экономическая комиссия. Доклад о мерах по реализации Основных направлений формирования единого финансового рынка ЕАЭС. – М., 2023.
- Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.04.2023 г. № 45 «О проекте Соглашения о стандартизированной лицензии в банковском и страховом секторах услуг в рамках Евразийского экономического союза».
- Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка; дата подписания: 06.11.2018.
- Закон Республики Армения «О банках и банковской деятельности» от 30.06.1996, ЗР-68.
- Закон Республики Армения «О Центральном банке» от 30.06.1996, ЗР-69.
- Закон Республики Армения «О рынке ценных бумаг» от 11.10.2007, ЗР-195-Н.
- Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З.
- Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 № 2155.
- Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» от 31.08.1995 № 2444.
- Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 16.12.2016 № 206.
- Федеральный закон 2О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ.
Дополнительные файлы



