ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ: «ЗЕЛЕНАЯ» ЛОГИСТИКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
- Авторы: Вагапов Ш.Н.1
-
Учреждения:
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- Выпуск: № 8 (2025)
- Страницы: 40-46
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/360341
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-8-40-46
- ID: 360341
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблем и перспектив развития «зеленой» логистики в России в контексте усиливающегося экологического воздействия транспортной отрасли и связанных с ней сфер. Обосновывается актуальность перехода к устойчивым принципам логистической деятельности, обусловленная ростом выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, а также регуляторным давлением и общественной обеспокоенностью экологическими проблемами. Раскрывается сущность концепции «зеленой» (устойчивой) логистики как совокупности мероприятий по минимизации негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла товара и цепи поставок. Показано противоречие между традиционными принципами логистики, ориентированными на скорость и эффективность, и экологическими требованиями, что усложняет практическую реализацию устойчивых решений. Особое внимание уделено вопросам энергоэффективности складских операций, внедрению технологий «зеленого строительства» складов и международных стандартов экологической сертификации, которые формируют дополнительные преимущества для бизнеса, общества и окружающей среды. На основе анализа национальных реалий систематизированы слабые стороны «зелёной» логистики и обозначены приоритеты её развития.
Полный текст
Интенсивное развитие транспортной отрасли неизбежно сопровождается повышением экологического воздействия, оказываемого на окружающую среду. В частности, как подчеркивается в научной литературе, активное использование автомобильного транспорта наряду с ростом промышленного производства уже привело к возросшему негативному влиянию на экосистемы, что определило повышение значимости концепции «зеленой» логистики и устойчивого развития, которые интегрируются в различные сферы деятельности для снижения наносимого природе вреда [1]. В том числе значение указанной проблемы констатируется в национальных реалиях; государство осознает необходимость экологизации логистики и защиты природных экосистем. Выбросы от транспорта и связанных с ним отраслей (производственные; инфраструктурно-коммунальные; топливные и другие) формируют преимущественную часть оказываемого экологического воздействия (рис. 1 и 2).
Как можно заметить, на транспорт в среднем приходится около 23% выбросов загрязняющих веществ; при этом основной вклад в выбросы CO2 транспорта вносят дорожный и трубопроводный транспорт. Тем самым, с точки зрения логистической деятельности, государство стимулирует бизнес уделять внимание взаимодействию с окружающей средой на всех этапах товародвижения, по причине чего экологическая устойчивость складских операций и всей цепи поставок становится актуальной задачей, необходимость которой диктуется как обеспокоенностью общества экологическими проблемами, так и регуляторным давлением в области охраны природы.

Рис. 1. Динамика выбросов парниковых газов в России [2]

Рис. 2. Загрязняющие вещества в воздухе и вклад передвижных источников в них [3]
Стоит признать, что концепция «зеленой» логистики (устойчивое развитие логистики) приобретает фундаментальное значение, поскольку предполагает одновременное снижение как наносимого экологического ущерба от логистической деятельности, так и повышение эффективности использования ресурсов (а, в идеале, создание дополнительных экономических эффектов). При этом, как отмечается в исследованиях, внедрение принципов устойчивой логистики способно повысить конкурентоспособность компаний и улучшить их финансово-экономические результаты деятельности путем укрепления репутации [4]. Причем, несмотря на сложные экономические обстоятельства (в том числе вызванные внешним санкционным давлением, противоречащим принципам интеграции для решения экологических и социальных проблем), в национальных реалиях задачи устойчивого развития продолжают сохранять приоритетный характер, утвержденный в рамках государственных инициатив.
Рассматривая феномен «зеленой» логистики, отметим, что она относится к деятельности, направленной на минимизацию негативного воздействия логистических операций на окружающую среду. Устоявшимся является определение, которое гласит, что «зеленая» логистика – это совокупность мероприятий по выявлению и измерению ущерба природе в процессе доведения товара до потребителя, а также поиск способов снижения этого ущерба [5]. Стоит подчеркнуть, что устойчивая логистика ориентирована на весь жизненный цикл товара и цепь поставок (рис. 3) и предполагает реализацию мероприятий по минимизации оказываемого воздействия на каждом из них:

Рис. 3. Меры, реализуемые для обеспечения устойчивости жизненного цикла товара и цепи поставок
Важно отметить, что принципы традиционной логистики не всегда сочетаются с экологическими требованиями, поскольку стремление компаний доставлять товары точно в срок и прямо до двери клиента предполагает обеспечение максимальной скорости и надежности доставки, что зачастую достигается за счет использования самых быстрых видов транспорта (но именно они наносят наибольший вред окружающей среде). Например, сокращение складских запасов (страховых запасов) с целью повышения оборачиваемости приводит к учащению перевозок, тем самым нагрузка перераспределяется со складов на транспорт, что увеличивает пробег транспорта, пробки на дорогах и объем выбросов выхлопных газов. В результате сама сущность логистики, связанная с повышением скорости и эффективности доставки, вступает в противоречие с задачами защиты экологии. Как справедливо отмечают исследователи, реализация «зеленой» логистики не является простой задачей, поскольку требуется преодоление внутренних противоречий между экономической эффективностью и экологической ответственностью [6]. Тем не менее, именно разрешение указанных противоречий лежит в основе концепции зеленой логистики, во главу которой поставлена задача поиска баланса, при котором логистическая система остается конкурентоспособной, но при этом существенно снижает экологический след.
На стыке с вопросами устойчивого развития логистики стоит выделить необходимость повышения энергоэффективности складских операций. Так, складские комплексы потребляют огромные объемы энергии (освещение, отопление или охлаждение, работа погрузочно-разгрузочного оборудования и т.д.), что напрямую влияет на выбросы парниковых газов и общий экологический след цепей поставок. В научной литературе отмечается, что проблемы энергопотребления при проектировании и эксплуатации складских систем остаются важнейшей областью в рамках зеленого складирования; энергоэффективность при этом рассматривается в качестве одного из основных параметров «зеленого» склада, а сокращение потребления энергии называют главным драйвером стратегии экологически устойчивого складского хозяйства [7]. Иначе говоря, именно снижение энергозатрат на складские операции лежит в основе обеспечения устойчивости складов.
Практическая реализация энергоэффективности на складах предполагает реализацию множества мероприятий; так, в развитых странах при модернизации логистической инфраструктуры большое внимание уделяется внедрению энергосберегающего оборудования на складах и снижению вредных выбросов при складской работе. Встает вопрос перехода на более экономичные системы освещения (например, LED-технологии), энергоэффективные системы отопления и вентиляции, автоматизацию процессов для оптимизации использования энергии и т. д. Кроме того, логистика не может считаться экологически ответственной без использования энергоэффективных технологий на всех этапах жизненного цикла (как было показано ранее), что предполагает активное внедрение и использование энергосберегающего оборудования и технологий, сокращения отходов, использования безопасных упаковочных материалов и организации цикличного использования ресурсов (рециклинга) [8].
Среди наиболее значительных решений, направленных на «озеленение» складских операций, можно выделить переход на новую технику и технологии; например, предлагается использовать погрузочно-разгрузочное оборудование с электрическим приводом и современными аккумуляторами вместо техники на ДВС; активно продвигается внедрение литий-ионных батарей в вилочных погрузчиках и штабелерах, что снижает конечные выбросы и энергопотребление складской техники. Также развивается оптимизация системы энергоснабжения складов через применение технологий рекуперации энергии, интеллектуальных систем управления энергопотреблением, использование возобновляемых источников и т. п. Таким образом, все более актуальным становится оснащение складских комплексов солнечными батареями и другими возобновляемыми источниками энергии; одновременно задействуются и простейшие меры, связанные с повышением энергоэффективности, например, улучшение теплоизоляции складских помещений, что позволяет сократить потребности в отоплении или охлаждении и тем самым снизить энергозатраты. По сути, в перспективе энергоэффективный склад не только уменьшает воздействие на окружающую среду, но и снижает операционные издержки компании [9].
Также стоит рассмотреть и вопросы «зеленого строительства» при создании и модернизации складских объектов; в частности, в международной практике выработаны стандарты экологической и энергетической устойчивости зданий – LEED (США), BREEAM (Великобритания), DGNB (Германия), Green Globes (США, Канада), CASBEE (Япония) и др. Применительно к складам соблюдение «зеленых» стандартов означает высокую энергоэффективность здания, минимизацию отходов при строительстве, использование экологичных материалов и обеспечение здорового микроклимата. Причем строительство и эксплуатация «зеленых» складов формируют дополнительные преимущества для окружающей среды и общества, а также приносят экономическую выгоду по сравнению с традиционными зданиями [10; 11]. Таким образом, энергоэффективность и экологичность складских операций достигаются путем системного проектирования склада по «зеленым» стандартам с последующим постоянным энергосберегающим управлением всеми процессами внутри него.
Учитывая все вышесказанное, необходимо рассмотреть состояние «зеленой» логистики в национальных реалиях; в отечественных реалиях подобные идеи относительно новы, и пока лишь единичные компании декларируют себя устойчивыми и социально ответственными в полной мере. Тем не менее, тенденции последних лет свидетельствуют о росте интереса к экологической повестке в логистике [12]. Опираясь на них, можно выделить основополагающие проблемы и меры по их разрешению, связанные с устойчивостью логистики (табл.).
Таблица. Слабые стороны и приоритеты развития «зеленой» логистики в России
№ | Проблемная область | Меры по преодолению (приоритеты развития) |
1 | Высокие затраты и капиталоемкость инвестиций в преобразования | - введение государственных субсидий и налоговых льгот для компаний, внедряющих «зеленые» технологии; - развитие механизмов зеленого финансирования (ESG-кредиты под льготную ставку, зеленые облигации); - совместные инвестиционные проекты с государством и крупным бизнесом (ГЧП); - поэтапное внедрение энергоэффективных решений для снижения единовременной нагрузки (модульные проекты); |
2 | Дефицитность «зеленых» технологий на рынке | - поддержка импорта передовых технологий через льготные таможенные режимы; - стимулирование локализации производства оборудования для «зеленой» логистики в России; - создание технопарков и НИОКР-центров по разработке устойчивых логистических решений; - развитие платформенных решений для обмена технологиями между компаниями и университетами; |
3 | Недостаток опыта и компетенций | - внедрение сертификаций по экологическому менеджменту (ISO 14001, ISO 50001 и др.) на уровне компаний; совершенствование образовательной практики; - обмен опытом с международными компаниями и ассоциациями (преимущественно, из дружественных стран); - поддержка пилотных проектов и демонстрационных кейсов на российских складах и транспортных узлах; |
4 | Внешнее давление и турбулентность экономики; воздействие макроэкономических факторов | - встраивание «зеленой» логистики в национальные стратегии; - диверсификация логистических каналов, развитие мультимодальных перевозок; - введение стандартов и поэтапных требований к трансформациям; - фокус на импортозамещение и развитие отечественных технологий для снижения зависимости от внешних факторов; |
Опираясь на представленную таблицу, на отраслевом уровне также выделяются закономерные перспективные шаги по разрешению сложившихся проблем и противоречий:
- инвестирование средств в строительство и развитие мультимодальных центров, которые в целом смогут повысить результативность грузовых перевозок и логистических предприятий;
- внедрение специальных технологий для целесообразной организации складских помещений, с сокращением при этом энергопотребления;
- уменьшение процента автомобильных перевозок, замена их на самый экологический вид транспорта (водные и морские);
- постройка новых дорог, совершенствование транспортных развязок и систем;
- маркирование упаковок определенными знаками (для сообщения покупателям об экологической направленности компании);
- понижение тарифов на переработку отходов, стимулирующее совершенствование системы утилизации и рециклинга.
В качестве важного аспекта развития «зеленой» логистики можно отметить, что понимание необходимости перехода на экологически устойчивые принципы постепенно укореняется. Для ускорения прогресса потребуются совместные усилия бизнеса и государства, поскольку без поддержки извне компаниям трудно преодолеть барьеры высоких издержек и отсутствия необходимых технологий. Государство уже обозначило намерение стимулировать экологизацию экономики, а следующим шагом должны стать программы и льготы для логистических операторов и грузоотправителей, внедряющих «зеленые» решения. Только путем постепенных реформаций можно превратить инициативы в массовую практику и обеспечить условия для развития полноценного рынка экологичных логистических услуг в России. Таким образом, считаем, что в национальных реалиях переход на «зеленые» стандарты в логистике неизбежен; поэтому бизнесу и государству необходимо ускорить совместную работу по устранению барьеров и стимулированию экологически ответственных подходов в логистике, от чего будет зависеть степень развития и возможность достижения национальных экологических целей в перспективе.
Об авторах
Ш. Н. Вагапов
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Автор, ответственный за переписку.
Email: vagapovs@gmail.com
аспирант
Россия, Россия, г. МоскваСписок литературы
- Осинцев Н.А., Рахмангулов А.Н. Систематический обзор исследований в области зелёной и устойчивой логистики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2024. – № 68. – С. 7-39. – doi: 10.17223/19988648/68/1.
- Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов парниковых газов из источников и их абсорбции поглотителями за 1990-2023 гг. – 2025. – 422 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/RUS_NIR_2025_v1_rev_2025-04-18.pdf.
- Охрана окружающей среды в России. 2024: Стат. сб. / Росстат. – М., 2024. – 118 с.
- Гавриленко А.А. Развитие устойчивой логистики и экологическая ответственность компаний в мире // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 8 (65). – С. 29-37.
- Иванов С.Ф. Зелёная логистика в России: трудности и перспективы // StudNet. – 2021. – Т. 4. № 6. – С. 1789-1793.
- Скоробогатова Т.Н., Аборкина Е.О. Экологическая логистика в аспекте инновационного развития // В центре экономики. – 2022. – № 3. – С. 90-95.
- Осинцев Н.А., Рахмангулов А.Н. Выбор зелёных технологий в складской логистике: многокритериальный подход // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2021. – Т. 11. № 1. – С. 4-17.
- Ахмедова М.Р. Современные тенденции и особенности внедрения «зелёной» логистики в России // Индустриальная экономика. – 2022. – Т. 8. № 5. – С. 735-741.
- Капустина Л.М. «Зелёные» технологии в логистической деятельности // Journal of new economy. – 2016. – № 2 (64). – С. 114-122.
- Xie D., Qiu Y., Huang J. Multi-objective optimization for green logistics planning and operations management: From economic to environmental perspective // Computers & Industrial Engineering. – 2024. – Vol. 189. – P. 109988. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.cie.2024.109988.
- Bartolini M., Bottani E., Grosse E. Green warehousing: Systematic literature review and bibliometric analysis // Journal of Cleaner Production. – 2019. – Vol. 226. – P. 242-258. – doi: 10.1016/j.jclepro.2019.04.055.
- Фомина А.А. Перспективы развития «зелёной» логистики // Вестник евразийской науки. – 2024. – Т. 16, № s1.
Дополнительные файлы



