THEORETICAL REASSESSMENT OF GERMANY'S INTEGRATION INTERACTION
- Authors: Surmilov N.M.1, Medvedkin T.S.1
-
Affiliations:
- Don State Technical University
- Issue: No 11 (2025)
- Pages: 303-308
- Section: Articles
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/359904
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-303-308
- ID: 359904
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyzes Germany's role in the process of European integration from the 1950s to the present day. It examines the economic, political, and institutional aspects of Germany's participation in the formation of the European Union, including the benefits of expanding the single market, the transfer of sovereignty to supranational institutions, and challenges such as the debt crisis in Greece. Based on a historical and analytical approach, the article demonstrates that Germany's integration strategy has been a key factor in its economic success and its position as a leading nation in a united Europe.
Keywords
Full Text
Актуальность экономической интеграции Германии, как одной из крупнейших экономик мира, представляет значительный интерес для изучения в контексте глобальных вызовов. Германия является локомотивом Европейского союза и выступает примером успешной реализации интеграционных процессов.
Определение международной экономической интеграции можно трактовать, как процесс глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельно взятых групп стран, который будет основан на межгосударственной экономической политики этих государств.
Понятие «интеграция» (от лат. integratio – восстановление, соединение) появилось в научной литературе в конце XIX в. – начале XX в. и означает процесс формирования единства, целостности на основе объединения каких-либо частей [1].
Во второй половине XX века региональная экономическая интеграция превратилась в ключевой тренд в развитии глобальной экономики. Первые успешные примеры таких объединений появились в Западной Европе, где страны стремились преодолеть ограничения своего внутреннего рынка, усилить специализацию производства и снизить зависимость от внешних поставок. Среди первых таких структур – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), предшественник нынешнего Европейского союза (ЕС), и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
Интеграцию можно воспринимать как рыночное пространство, но в разрезе нескольких стран. Важно понимать, что в этих странах преобладают непредсказуемые рыночные силы в независимости от политики государств, национальных и международных законодательных актов. Именно такую картину видели представители раннего неолиберализма В. Репке (Wilhelm Röpke), М. Алле (Maurice Félix Charles Allais) (50-60-е гг. XX в.).
Рыночная система способна эффективно координировать лишь те экономические процессы, которые основаны на принципах «централизованно управляемого порядка». Однако, данная концепция остаётся недостаточно детализированной, поскольку современные интеграционные процессы невозможно реализовать без активного вмешательства государственных структур и международного правового регулирования. Именно они обеспечивают чёткую последовательность перехода от одного этапа интеграции к следующему, определяя правовые и организационные рамки развития сотрудничества.
Ускорению интеграционному процессу способствуют ТНК. Они способствуют устранению неравенства и поэтапному развитию мирохозяйственных связей. Главная задача таких компаний заключается в укрупнении рынков сбыта, либерализации хозяйственной деятельности, тем самым оказывая значительное воздействие на государственные институты в становлении интеграции.
Продвижение и внедрение международных стандартов качества продукции, системы обслуживания, организации надлежащей среды обитания является ещё одной важной ролью ТНК [2]. Их деятельность направленна на лёгкий переходу национальной экономики к мировым ценам, общемировым финансовым инструментам и системе управления. Также стоит отметить, введение современных информационных технологий, присоединение к международным научно-производственным и финансовым структурам.
Потребность в повышении уровня межгосударственных хозяйственных связей возникает в тот момент, когда происходит ущемление суверенитета каждого государства и организации национальных органов управления, функциями которых являются разработка, координация и контроль некоторых областей экономики стран участниц интеграционных союзов.
Во время интеграции государств происходит взаимный обмен суверенитета, при этом они отдают часть своего суверенитета и получают часть у другого. Все это приводит к серьезным разногласиям о делегировании экономического и политического суверенитета.
По мнению Яна Тинбергена (Jan Tinbergen), настоящая интеграция – это не навязанное сверху подчинение, а добровольный выбор стран. Когда государства решают, что готовы передать часть своих полномочий общей структуре, чтобы было легче и выгоднее, – вот тогда и начинается настоящая интеграция. Не потому, что кто-то сильный приказал, а потому, что все согласны – по взаимному уговору.
Тинберген подчёркивал: суверенитет не исчезает. Он просто меняет форму. Страны остаются хозяевами своей территории, своей экономики – но согласны, что по определённым вопросам (например, по тарифам, стандартам или экологическим нормам) они будут решать вместе. И эти общие решения – уже не предложения, а обязательные правила для всех участников. Но важно: они работают только в той сфере, где экономика уже стала единой. Никто не отнимает у страны право управлять внутренними делами – если они не касаются общего пространства [3].
Исторически, концепция экономической интеграции развивалась в ответ на необходимость усиления экономического сотрудничества между странами. Важный вклад в развитие теории экономической интеграции внесли такие ученые, как Бела Баласса, который предложил модель стадий интеграции, и Ян Тинберген, разработавший теорию оптимальных валютных зон. Их работы заложили основу для понимания различных форм и этапов интеграционных процессов.
В таблице ниже автор предлагает рассмотреть определения экономической интеграции, предложенные различными учеными.
Выводы, представленные в таблице 1, показывают разнообразие формулировок и подходов к экономической интеграции и ее роль в научных школах.
Однако, для обеспечения единообразия и эффективного регулирования, важно разработать универсальное и в то же время комплексное определение интеграции, учитывающее ее разнообразие и воздействие на общественное развитие. На основе проведенного теоретико-методологического анализа об объекте научного исследования в рамках заявленной цели макроэкономического регулирования под термином «интеграция», автор предлагает понимать: «это процесс, в котором происходит взаимодействие двух и более стран, которые имеют совместную цель или идею, направленную на объединение сильных сторон своих экономик и достижения синергетического эффекта.»
Перейдём к рассмотрению интеграционных процессов с точки зрения Германии. С момента создания Европейского союза, а именно с 1 ноября 1993 года, одного из самых крупных и значительных мировых объединений государств, Германия занимает место локомотива, чья экономика занимает большую долю во всём союзе. ФРГ поддержала как создание в 1957 году, так и дальнейшее расширение Европейского экономического сообщества. В 1981 и в 1986 году, когда в Сообщество вступали страны Южной Европы, руководство Германии прилагало немалые усилия, чтобы убедить страны, которые сомневались в необходимости расширения на юг [4].
После войны новое немецкое руководство во главе с К. Аденауэром (Konrad Hermann Joseph Adenauer) стремилось избежать повторения трагических событий времен Гитлера и не допустить изоляции Германии. Понимая, что такая политика не приведет ни к чему хорошему, К. Аденауэр занял жесткую позицию в отношении к предложению Н. Хрущева по нейтрализации Германии и ее неучастию в военных блоках. Условия биполярного противостояния оказывали влияние, как и на внешнюю политику, так и на внутреннюю, тогда немецкий канцлер выбрал путь евроинтеграции и участия в международных организациях, что давало преимущество на мировой арене.
Проекты по европейской интеграции начали набирать скорость и оптимизм, а все это объяснялось несколькими причинами. Во-первых, объединить экономики европейских стран и сделать их взаимозависимыми друг от друга, чтобы не допустить между ними войну, а именно между Германией и Францией. Во-вторых, немецкие политики считали, что западные коллеги в лице Соединенных Штатов Америки будут заинтересованы иметь целый союз дружественных стран, что дало бы совместную военную интеграцию. В-третьих, германия видела угрозу с Востока, что только позволяло ускорять интеграцию. Причины такой спешки мы можем увидеть на географической карте. Германия граничит лишь со странами Европы и омывается внутренними морями. Хоть это и не мешает ФРГ устанавливать и поддерживать отношения со странами, далекими от Европы, этот вектор для страны является неотъемлемым [5].
Таблица 1. Понятие «интеграции» с точки зрения различных экономических школ
Научная школа | Определение | Автор | Источник |
Неолиберальная | Экономическая интеграция – это процесс устранения экономических барьеров между странами. | Бела Баласса (Béla Balassa) | «The Theory of Economic Integration» (1961) |
Неоклассическая | Экономическая интеграция – это создание оптимальных валютных зон для улучшения экономического сотрудничества. | Ян Тинберген (Jan Tinbergen) | «Shaping the World Economy» (1962) |
Институциональная | Экономическая интеграция – это процесс объединения экономик стран для достижения синергетического эффекта. | Н.П. Шмелев | «Экономическая интеграция» (1986) |
Эволюционная | Экономическая интеграция – это процесс объединения экономик различных стран с целью создания более тесных экономических связей и устранения барьеров для торговли, движения капитала и трудовой миграции. | Р.А. Курбанов | «Экономическая интеграция: теоретические и практические аспекты» (2008) |
Наднациональная | Экономическая интеграция – это процесс формирования единого экономического комплекса посредством запуска наднационального механизма. | Р.В. Ковтун | «Международная экономическая интеграция» (2011) |
Регионалистская | Экономическая интеграция – это определённая форма взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов, подразумевающая высокую степень взаимопроникновения и взаимозависимости. | В.А. Шлямин | «Региональная интеграция в глобальном контексте» (2005) |
Комплексная | Процесс постепенного сращивания и взаимного приспособления друг к другу национальных хозяйств двух и более стран, усовершенствования их экономических структур и образования на этой основе единого хозяйственного комплекса и есть экономическая интеграция. | С.Ф. Сутырин | «Основы мировой экономики» (2001) |
Отсутствие больших инвестиций в производство вооружения и обороны, так как ключевым поставщиком выступали США, Германия получила возможность сосредоточиться на развитии внутренней экономики, ведь это позволяло захватывать новые рынки сбыта [6].
В 1986 году Германия подписала Единый европейский акт, что в свою очередь очень позитивно повлияло на подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза в 1992 году. Все эти документы укрепили Германию на политической арене не только как экономического лидера, а еще и дипломатического, что позволило объединить страну и получить суверенитет.
Для Германии 1995 год стал знаковым. В Европейский союз вступили Австрия, Финляндия и Швеция. Именно с этого момента Германия оказалась в самом сердце объединения. Важно отметить, что расширение союза оказало позитивное влияние на Германию, а именно увеличение общего рынка сбыта и пространство безопасности.
Внесем важное дополнение, на всех этапах развития европейской интеграции, Германия выступала самым активным участником и сторонником. Так страна видела свое новое призвание после Второй мировой войны. И действительно, быть сторонником интеграции гораздо перспективней, чем оказаться в изоляции или стать «полигоном» для более крупных стран. Страна также была заинтересована улучшать отношения с США.
Перейдем к рассмотрению целей и задач Германии. В 2018 году в коалиционном договоре «Большая коалиция», можно выделить вектор развития страны, где сказано: «Мы хотим оставаться трансатлантической страной и в то же время больше ориентироваться на Европу». Внешняя политика руководства страны подчеркивает важность сотрудничества с США, но не оставляет приоритет европейского направления. [7].
Разберем задачи и цели Германии как части ЕС в области экономики. В Германии не так много полезных ископаемых и поэтому страна активно инвестировала в разработку технологий, что привело к интенсивному экономическому росту и позволило построить промышленность на производстве качественных товаров и услуг. В страны ЕС Германией в 2018 году было экспортировано на сумму 778 млрд. евро, а в 2023 году этот показатель составил всего 67 млрд. евро. Заметим, что экспорт страны за такой же временной период вырос с 1562 млрд. евро до 1697 млрд. евро. Из крупнейших европейских партнеров можно выделить Нидерланды, Францию с долей 7,5%, Нидерланды с долей в 7%, Италию с долей в 5% [8].
Важно отметить, что в политике «подтягивания» торговых партнеров в союз есть и обратная сторона медали. В пример мы приведем Грецию.
Кризис в Греции был спровоцирован сочетанием структурных слабостей национальной экономики – высокой государственной задолженности (превысившей 120% ВВП к 2009 г.), систематической фискальной несостоятельности и низкой конкурентоспособности – с внешним шоком, вызванным утратой доверия международных инвесторов. В ответ на дефолтные риски Европейский механизм стабильности (ESM) и Международный валютный фонд (МВФ) предоставили Греции серию финансовых кредитов при условии строгого соблюдения программ структурной адаптации, включающих жёсткие меры фискальной консолидации, приватизацию государственных активов и реформирование рынка труда.
В 2012 году аналитиками из Citigroup был введен термин «GREXIT», который мог использоваться для выхода Греции из еврозоны, в контексте долгового кризиса.
Из истории мы помним, что 13 декабря 2007 году на саммите в Лиссабоне был подписан международный договор – «Лиссабонский договор». Это был большой шаг на пути к евроинтеграции и консолидации. По итогам данного договора предусматривалась новая должность президента ЕС и срок его правления составлял 2,5 года. Также расширение полномочий представителя ЕС по безопасности и внешней политике, который получил должность заместителя председателя Еврокомиссии. Если говорить кратко, то договор внёс изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. [9].
Объединение Германии в 1990 году стало поворотным моментом не только в истории страны, но и для все Европы. Процесс интеграции охватил все сферы от политической до культурной. Несмотря на разделение страны на восточную часть и западную, удалось добиться прогресса путем системных реформ и поддержки ЕС.
Курс Германии на тесное сотрудничество в рамках ЕС оказался стратегически важным: он позволил укрепить экономическую позицию и политическое влияние на международной арене, а также преодолеть последствия Второй мировой войны.
Вместе с тем, процесс интеграции сопряжён с серьёзными вызовами: экономические дисбалансы между членами союза, политические разногласия (как в случае с Грецией), а также необходимость постоянного балансирования между национальным суверенитетом и наднациональным управлением. Тем не менее, Германия демонстрирует готовность нести ответственность за стабильность и развитие ЕС, осознавая, что её собственное процветание неразрывно связано с успехом интеграционного проекта в целом.
Таким образом, опыт Германии подтверждает, что успешная международная экономическая интеграция возможна при наличии чёткой стратегии, взаимной выгоды участников и готовности к компромиссам. Этот опыт может служить ориентиром для других стран, стремящихся к устойчивому развитию через сотрудничество, а не конфронтацию.
About the authors
N. M. Surmilov
Don State Technical University
Author for correspondence.
Email: nsur099@gmail.com
Student
Russian Federation, Russia, Rostov-on-DonT. S. Medvedkin
Don State Technical University
Email: nsur099@gmail.com
Doctor of Economic Sciences, Professor
Russian Federation, Russia, Rostov-on-DonReferences
- Крысанов А.В. Международное сотрудничество: общетеоретическое и правовое измерение // Вестник экономики, управления и права. – 2018. – №4 (45).
- Черненко, Е.Ф. Германия в контексте интеграционных процессов / Е.Ф. Черненко // Вест-ник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2008. – № 2. – С. 5-20. – EDN JSKJKX.
- Белокобыльская, В.К. Основные теории международной экономической интеграции / В.К. Белокобыльская // Форум молодых ученых. – 2019. – № 1-1(29). – С. 485-491. – EDN ZZRIBF.
- Арсланова, Х.Д. Взаимодействие и интеграция хозяйствующих субъектов: сущность, функ-ции, основные противоречия / Х.Д. Арсланова // Региональные проблемы преобразования эко-номики. – 2010. – № 4(26). – С. 96-103. – EDN NEGPAL.
- Федоров, В.П. Германия: оптимизация Европы / В.П. Федоров // Современная Европа. – 2018. – № 3(82). – С. 5-15. – doi: 10.15211/soveurope320180515. – EDN XVYJLN.
- Дунаев, А.Л. Кризис в странах Южной Европы: кто виноват и что делать? / А.Л. Дунаев // Современная Европа. – 2014. – № 1(57). – С. 107-118. – EDN PZUFAW.
- Трунов, Ф.О. Подход ФРГ к использованию военных возможностей вне зоны ответственно-сти НАТО: мотивы интеграции или геополитики? / Ф.О. Трунов // Вестник Московского универ-ситета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. – 2024. – № 1. – С. 96-110. – doi: 10.56429/2414-4894-2024-47-1-96-110. – EDN GWNPGG.
- Кристов И.Ю. германо-советские и германо-германские отношения как фактор интеграци-онной политики К. Аденауэра в 1949-1955 гг. // Вестник БГУ. – 2023. – № 1 (55).
- Сугоняев, П. М. Доктринальные основы энергетической политики современной Германии / П.М. Сугоняев // Геоэкономика энергетики. – 2024. – Т. 26, № 2. – С. 52-66. – doi: 10.48137/26870703_2024_26_2_52. – EDN KXFVRH.
Supplementary files
