SOME ASPECTS OF REGULATION OF BANKING ACTIVITIES IN THE SECURITIES MARKET OF THE KYRGYZ REPUBLIC
- Авторлар: Sultanbekova S.1, Pirnazarov M.T.2
-
Мекемелер:
- Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic named after Zh. Abdrakhmanov
- Kyrgyz State Technical University named after Ishak Razzakov
- Шығарылым: № 11 (2025)
- Беттер: 297-302
- Бөлім: Articles
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/359902
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-297-302
- ID: 359902
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
This article examines the main regulatory legal acts governing the activities of commercial banks in the securities market of the Kyrgyz Republic, and reveals some features of the national legislation regulating banking activities in the securities market. Specifically, some aspects of the legal framework for the formation of commercial bank capital and the issuance of shares are discussed, along with changes concerning the regulation of banking operations in accordance with Islamic banking and finance principles. Additionally, some issues related to the taxation of bank operations with securities are addressed.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Коммерческие банки играют на фондовом рынке одну из важнейших ролей. Они могут выступать на фондовом рынке в качестве финансовых посредников и профессиональных участников. Коммерческие банки могут выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов и других ценных бумаг. Необходимо отметить, что операции коммерческих банков по эмиссии собственных ценных бумаг в нашей стране наиболее разработаны в методическом отношении и наиболее регламентированы.
Сегодня в Кыргызстане продолжаются процессы создания новых акционерных банков (хотя пик создания новых банков уже прошел), постоянного увеличения уставного капитала банков, а также преобразования паевых банков в акционерные, сопровождаемые эмиссией акций банков. Последние обладают наиболее привлекательными инвестиционными характеристиками: высокой доходностью, надежностью и ликвидностью. Акции банков приносят их владельцам довольно высокие дивиденды.
Банковская деятельность достаточно строго контролируется Национальным банком Кыргызской Республики (НБ КР) и является объектом тщательного анализа других заинтересованных организаций. Банки постоянно публикуют результаты своей финансовой деятельности, отчетные балансы, отчитываются перед НБ КР по широкому кругу показателей. Это позволяет проводить объективную рейтинговую оценку их работы, что повышает надежность банковских акций.
В Кыргызской Республике деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. Их можно разделить на законы, подзаконные акты (постановления, приказы), а также нормативные документы регуляторов.
Статьи 21-23 Закона КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» регулируют правовые основы формирования капитала коммерческого банка и эмиссию акций.
Например, пункт 5 Статьи 21 Закона КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» гласит, что минимальный размер уставного капитала для банков устанавливается Национальным банком. Национальный банк в свою очередь в разные периоды разными постановлениями регулирует требования к минимальному размеру уставного капитала коммерческих банков [3]. Последнее постановление было принято Правлением Национального банка Кыргызской Республики 15 марта 2023 года «О минимальном размере уставного и собственного (регулятивного) капиталов коммерческих банков» №2023-П-17-16-4-(НПА) [8].
Постановлением установлен минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых коммерческих банков (включая требование к капиталу филиалов иностранных банков) в размере не менее 1 млрд сомов.
Таблица 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг в Кыргызской Республике [2, 3, 4, 6]
№ | Название акта | Номер и дата принятия | Основное содержание |
1 | Закон КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» | от 11 августа 2022 года № 93 (в послденей редакции от 9 августа 2025 года № 195) | Определяет правовой статус банков, лицензирование, права и обязанности банков, условия деятельности коммерческих банков. |
2 | Закон КР «О рынке ценных бумаг» | от 24 июля 2009 года № 251 ( в последней редакции от 10 июля 2025 года № 137) | Регулирует эмиссию, обращение ценных бумаг, деятельность участников рынка, раскрытие информации, общественное предложение ценных бумаг. |
3 | Конституционный Закон КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» | от 11 августа 2022 года № 92 (в послденей редакции от 9 августа 2025 года № 194) | Объединяет регулирование банковской системы, а также уточняет полномочия НБКР в отношении банков и финансового надзора. |
4 | Закон КР «Об ипотечных ценных бумагах» | № 101 от 7 июля 2016 г. | Устанавливает правовые основы эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг, что важно для банков, работающих с ценными бумагами. |
5 | Постановление Правительства КР «О вопросах регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг» | № 24 от 28 января 2019 г. | Утверждает положение о квалифицированных инвесторах, ценных бумагах для квалифицированных инвесторов и другие правила обращения ценных бумаг. |
Для действующих коммерческих банков (включая филиалы иностранных банков) минимальные размеры уставного капитала были установлены следующие сроки:
- с 1 апреля 2023 года – 600 млн сомов;
- с 1 июля 2024 года – 800 млн сомов;
- с 1 июля 2026 года – 1 млрд сомов.
Для действующих системно значимых коммерческих банков (включая филиалы иностранных банков) минимальный размер уставного капитала необходимо было довести до 2 млрд сомов со сроком формирования до 1 июля 2023 года. [8]
Согласно статье 21 Закона КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» коммерческий банк осуществляет эмиссию акций в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, с учетом требований, предусмотренных банковским законодательством Кыргызской Республики [3].
В основном эмиссия акций коммерческих банков в КР регулируется Законом «О рынке ценных бумаг» (№ 251 от 24 июля 2009 года) и Законом «О банках и банковской деятельности» (№ 93 от 11 августа 2022 года). Также применяются общие нормы, такие как Закон «Об акционерных обществах». Закон «О рынке ценных бумаг» регулирует выпуск и обращение всех эмиссионных ценных бумаг, включая акции коммерческих банков. Закон «О банках и банковской деятельности» содержит специальные нормы, касающиеся деятельности банков, в том числе порядок привлечения капитала и выпуск ценных бумаг. Закон «Об акционерных обществах» устанавливает общие правила создания и деятельности акционерных обществ, к которым относятся и банки [4].
Согласно законодательству, коммерческий банк может выпускать только именные акции. Акции банка могут быть простыми и привилегированными. Запрет на эмиссию безымянных (на предъявителя) акций, обусловлен тем, что акции на предъявителя позволяют обходить государственное регулирование и надзор, что повышает риски для инвесторов и финансовой системы в целом. Такие акции сложнее отслеживать, что может быть использовано для отмывания денег или уклонения от уплаты налогов, и снижают прозрачность рынка.
Основные причины, по которым безименные акции не имеют место быть в Кыргызской Республике:
-Инвестиционные риски: неименные акции труднее отслеживать, что усложняет оценку их реальной стоимости, а значит содержит в себе повышенные риски, включая потерю инвестиций.
-Непрозрачность рынка: нет возможности идентифицировать владельца акции, усложняет надзор за рынком ценных бумаг и может приводить к манипуляциям.
- Отмывание денег и доходов: отсутствие персонализации владельца может использоваться для отмывания денег или ухода от налогов, что делает такие ценные бумаги привлекательными для преступных целей.
- Трудности в регламентировании: запрет или ограничение выпуска безименных акций помогает правительству держать под контролем денежные потоки и не допускать незаконных операцийй, что является важной задачей финансового надзора.
- Низкая ликвидность: из-за отсутствия интереса и доверия инвесторов, безименные акции чаще всего обладают низкой ликвидностью и более высокую волатильность, что делает их непривлекательными для инвестирования.
Также в кыргызском законодательстве устанавливается, что акции банка могут быть простыми и привилегированными и коммерческому банку запрещается гарантировать акционерам выплату дивидендов по простым акциям. Такие требования исходят из природы определения понятия «простая» акция. Дивиденды по простым акциям не являются обязательным платежом. Выплата дивидендов по простым акциям коррелирует в зависимости от: финансового состояния банка, чистой прибыли по завершению года, решения общего собрания акционеров. Следовательно, коммерческий банк не обязан выплачивать дивиденды, если он находится в убытке, прибыль распределена на покрытие резервов или капитала или Национальный Банк поставил ограничения на распределение прибыли.
Таким образом, гарантия дивидендов не соответствовала бы самой сути простой акции – она не даёт постоянного дохода, как например, облигация.
Национальный банк может установить ограничения на распределение прибыли, если:
1) нарушаются установленные регулятором экономические нормативы и индикаторы;
2) если не созданы или созданы в недостаточном размере резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков согласно требованиям регулятора;
4) если у банка есть непокрытые убытки за предыдущие годы и/или за отчетный год;
5) если финансовое состояние банка ухудшится [3].
Операции коммерческих банков с ценными бумагами являются частью взаимосвязанной системы доходных операций более высокого уровня. Эта система включает, например собственный капитал (уставный фонд, резервные фонды, фонды стимулирования, нераспределённую прибыль и пр.), портфель привлечения ресурсов (активы). Функционирование всей системы портфелей подчинено интересам обеспечения устойчивости и рентабельности института, обеспечения устойчивости всей финансовой системы, подверженной «эффекту домино» и панике, поэтому по регулированию операции коммерческих банков с ценными бумагами утверждено Положение о работе банка с ценными бумагами (далее -Положение). В данном Положении особое место отводится разделу об ответственностии Совета директоров и Правления банка, также в марте 2020 года в данное Положение были введены изменения, касающиеся регулирования банковских операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, в частности по риску несоответствия стандартам шариата и по иным видам рисков, согласно Положению «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», утвержденному постановлением Правления Национального банка от 18 июля 2018 года [9].
Кроме того, выше исследуемое Положение предлагает конкретную трактовку инвестиционной политики, осуществляемой коммерческим банком. Инвестиционная политика банка должна описывать инвестиционную и торговую стратегии банка и их цель, раскрывать мероприятия по эффективному управлению и контролю соответствующих рисков, а также должна содержать, как минимум, следующее:
а) описание бизнес-модели банка по управлению ценными бумагами (например, удержание ценных бумаг для получения денежных средств, удержание ценных бумаг для получения денежных средств или продажи, и другие бизнес-модели) и цель их приобретения (например, поддержание ликвидности, получение дохода, соблюдение залоговых требований и т.п.);
б) порядок внутреннего лимитирования полномочий по принятию инвестиционных и торговых решений. Для этих целей банкам рекомендуется создать Инвестиционный комитет, который будет наделен определенными полномочиями и степенью ответственности, либо наделить этими полномочиями и соответствующей степенью ответственности Комитет по управлению активами и пассивами банка.
Положение также регулирует систему внутреннего контроля, ставит ограничения по операциям с ценными бумагами, в том числе осуществляющего деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования; излагает квалификацию банковского персонала, которые задействована в операциях с ценными бумагами; устанавливает требования к внешнему брокеру/дилеру/депозитарию. в данном Положении также определены порядок и сроки предоставления информации об операциях с ценными бумагами в Национальный банк и особенности работы банка, осуществляющего операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, с исламскими ценными бумагами [9].
Немаловажное значение имеет в регулировании деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг такой нормативно-правовой документ как Положение о порядке проведения Национальным банком Кыргызской Республики операций по покупке ценных бумаг Кыргызской Республики на вторичном рынке на условиях аутрайт (редисконтная операция). Данный нормативно-правовой документ определяет порядок проведения НБ КР операций по покупке ценных бумаг на вторичном рынке у коммерческих банков Кыргызской Республики на условиях аутрайт (далее – редисконтная операция) через автоматизированную торговую систему НБ КР [10].
«Основная деятельность по операциям с ценными бумагами отечественных коммерческих банков в настоящее время сосредоточена на вторичном рынке государственных ценных бумаг, такие услуги как обслуживание ценных бумаг и услуги депозитария не имеют спроса со стороны населения и юридических лиц. Такая деятельность регламентируется в основном статьей 48 Закона «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки могут заниматься выпуском, покупкой, продажей, обслуживанием ценных бумаг, а также предоставлять услуги депозитария» [1].
Профессиональная деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг (брокерская деятельность; дилерская деятельность; депозитарная деятельность) ведется и на основании специального разрешения – лицензии и в основном регулируется главой 8 Закона КР «О рынке ценных бумаг» [4].
И в заключении о некоторых аспектах налогообложения в сфере операций банков с ценными бумагами.
Налоговое законодательство определяет, что налогооблагаемой базой является совокупный годовой доход банка, в который включается и доход, полученный банком от операций с ценными бумагами (проценты, дивиденды, доход от прироста стоимости), далее из совокупного дохода вычитаются расходы, связанные с получением этого дохода (например, стоимость приобретения ценных бумаг, амортизация, прочие операционные расходы), следовательно, налогом облагается чистая прибыль (доходы минус расходы).
Но существуют в республике значимые освобождения от налогов в виде налоговых льгот: в соответствии с Налоговым кодексом КР (статья 191 пункт 7), освобождаются от налога на прибыль следующие доходы, полученные банком (как владельцем ценных бумаг):
- доход от прироста стоимости ценных бумаг в случае, если такие ценные бумаги или выпущенные в отношении данного типа ценных бумаг глобальные депозитарные расписки находятся на день реализации в листинге фондовой биржи Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категории листинга или листинге иностранной биржи, включенной в Перечень, утвержденный Кабинетом Министров [5].
Такие льготы распространяются как на корпоративных, так и для государственных ценных бумаг при условии, что они размещены и обращаются через биржу и находятся в наивысших категориях листинга. Таким образом, налогообложение прибыли банка от операций с ценными бумагами прямо коррелируют от того, имеют ли эти бумаги листинг на фондовой бирже страны и к какой категории листинга они принадлежат.
Также согласно налоговому законодательству республики, в отношении операций с ценными бумагами, продажа ценных бумаг по общему правилу не облагается налогом с продаж.
Авторлар туралы
S. Sultanbekova
Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic named after Zh. Abdrakhmanov
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: anarbay@mail.ru
Postgraduate Student
Ресей, Kyrgyzstan, BishkekM. Pirnazarov
Kyrgyz State Technical University named after Ishak Razzakov
Email: anarbay@mail.ru
Postgraduate Student
Ресей, Kyrgyzstan, BishkekӘдебиет тізімі
- Абдиева, А.И. Операции коммерческих банков на вторичном рынке государственных цен-ных бумаг Кыргызской Республики / А.И. Абдиева, С.С. Султанбекова // Международный жур-нал гуманитарных и естественных наук. – 2025. – № 2-3(101). – С. 132-136. – doi: 10.24412/2500-1000-2025-2-3-132-136. – EDN YFKODK.
- Конституционный Закон КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 11 августа 2022 года № 92 (в последней редакции от 9 августа 2025 года № 194). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/112424/edition/1262743/ru.
- Закон КР «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»от 11 августа 2022 года № 93 (в послденей редакции от 9 августа 2025 года № 195). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cbd.minjust.gov.kg/4-3214/edition/1241184/ru.
- Закон КР «О рынке ценных бумаг» от 24 июля 2009 года № 251 ( в последней редакции от 10 июля 2025 года № 137) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/202677/edition/1223436/ru.
- Налоговый кодекс КР. Статья 191 пункт 7, абзац 21 – [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https://cbd.minjust.gov.kg/112340/edition/13809/ru.
- Постановление Правительства КР «О вопросах регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг» № 24 от 28 января 2019 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/12919/edition/925648/ru.
- Положение о работе банка с ценными бумагами от 14 сентября 2011 года № 52/4 (В редак-ции постановлений Правления Нацбанка КР 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3-(НПА)). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbkr.kg/contout.jsp?item=103&lang=RUS&material=119423.
- Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики 15 марта 2023 года «О минимальном размере уставного и собственного (регулятивного) капиталов коммерче-ских банков» № 2023-П-17-16-4-(НПА). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbkr.kg/contout.jsp?item=2145&lang=RUS&material=113207.
- Положение «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществля-ющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирова-ния». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/46-3632/edition/1089975/ru.
- Положение о порядке проведения Национальным банком Кыргызской Республики опера-ций по покупке ценных бумаг Кыргызской Республики на вторичном рынке на условиях аутрайт (редисконтная операция) №1014 от 28 марта 2013 года. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://nbkr.kg/contout.jsp?item=102&lang=KGZ&material=115420.
Қосымша файлдар
